Организация и функционирование малого бизнеса в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 21:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является выяснить, какую роль играет малый бизнес в экономике. Основные задачи - дать определение термину «малый бизнес», изучить все его преимущества и недостатки, а также сравнить малый бизнес в Республике Беларусь с малым бизнесом в развитых странах.

Оглавление

Введение 3
1. Понятие малого бизнеса, его классификация и значение. 4
1.1. Определение малого бизнеса и его классификация. 4
1.2. Преимущества и недостатки малого бизнеса. 5
2. Зарубежный опыт развития малого бизнеса. 12
2.1. Развитие малого бизнеса в странах Западной Европы и США. 12
2.2. Опыт США и Германии в поддержке малых предприятий 15
3. Становление малого бизнеса в Республике Беларусь. 22
3.1. Особенности развития малого бизнеса в РБ. 22
3.2. Меры государственной поддержки. 26
Заключение 30
Список литературы 31

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ-Малый бизнес.doc

— 245.00 Кб (Скачать)

      Большой плюс малых предприятий состоит  в том, что многие из них оказались  более приспособленными, чем крупные компании, к условиям развития в кризисные периоды для экономик Запада. Крупные фирмы не столь чувствительно и быстро реагируют на какие-либо колебания или изменения в экономике. Не случайно в политике правительств Германии, США и многих других развитых капиталистических стран помощь мелкому бизнесу занимает особое место. Мелкие предприятия стали своеобразным индикатором общего состояния дел в экономике. Небольшие предприятия наиболее чутко реагируют на изменение хозяйственной конъюнктуры, падение или повышение нормы прибыли в отраслях экономики. Волна разорений или образования новых компаний зарождается прежде всего в немонополизированном секторе и лишь позднее, набрав силу, докатывается до более крупных фирм, отражаясь на их деятельности.

      В условиях ухудшения воспроизводства  крупные компании находят "отдушину" в виде экспорта капитала. Мелкие фирмы, как правило, не имеют такой возможности. Это вынуждает их для выживания интенсивно пересматривать свою производственную и сбытовую деятельность. Те из них, кто в обстановке 70-х начала 80-х годов сумели приспособиться - выжили, другие - просто разорились. Однако, в свою очередь, развитие малых предприятий при преодолении этого кризиса послужило важным средством оздоровления экономики.

 

2. Зарубежный опыт развития малого бизнеса.  

2.1. Развитие малого  бизнеса в странах  Западной Европы  и США.

     Предпринимательство - движущая сила рыночной экономики. Только благодаря конкуренции и непрерывному процессу поиска новых продуктов, форм и методов их производства и способов их продвижения, рыночная экономика является гибкой и эффективной. Вне всяких сомнений, что в современном мире «большой бизнес» играет более важную роль в инновационном и технологическом прогрессе, чем малые и средние предприятия (МСП).

     Однако, несмотря на это, роль МСП в экономике  остается значительной. Например, в Германии зарегистрировано примерно 3.3 млн. МСП и индивидуальных предпринимателей, которые производят 57% добавленной стоимости в стране, осуществляют 46% валовых инвестиций, создают 70% рабочих мест и формируют значительную часть поступлений в местные и федеральный бюджеты [11, c.2].

Рассмотрим, как относят предприятия к малым страны с развитой экономикой, и узнаем каков мировой опыт малого бизнеса.

                Таблица 1. Роль малого и среднего бизнеса в экономике некоторых стран.

Страны Кол-во МСП на 1000 жителей Занято  в МСП (млн.чел) Доля  МСП в общей численности занятых (%) Доля  МСП в ВВП (%)
Великобритания 46 13.6 49 50-53
Германия 37 18.5 46 50-52
Италия 68 16.8 73 57-60
Франция 35 15.2 54 55-62
Страны  ЕС 45 68 72 63-67
США 74.2 70.2 54 50-52
Япония 49.6 39.5 78 52-55
Венгрия -- -- 65 50-52
Польша -- -- 60 50-52
Россия 5.65 8.3 13 10-11

     Активный  рост доли малых предприятий в  структуре экономики западных стран начал происходить с середины 80-х, начала 90-х годов. На сегодняшний день в наиболее развитых странах Запада малые фирмы составляют 70-90% от общего числа предприятий. Во многих промышленно - развитых странах Западной Европы, Америки и Юго-Восточной Азии сектор МСП оказывает существенное влияние на экономическое развитие, так как на его долю приходится до 60% валового национального продукта. В государствах Европейского Союза, на 1000 человек населения  приходится не менее 30 малых предприятий.

     Вместе  с тем, эффективность малых предприятий  варьирует от страны к стране. Отмечено, что эффективность малых предприятий  в Германии несколько выше, чем в США и в Японии. Здесь на долю 12,3% крупных предприятий и 34% занятых на них работников приходится только 52,6% национального дохода. Кроме того, 2/3 рабочих мест создается за счет мелкого предпринимательства. Поэтому число малых предприятий растет [8].

     Значительная  роль в стимулировании малых фирм в развитых странах

  принадлежит бюджетно-налоговой  и кредитной политике государства.

      Для малых фирм предусматривается  ряд льгот: отложенная оплата счетов, составление баланса для расчета налога на добавленную стоимость лишь после оплаты своих счетов, эффективная система скидок при уплате простроченных ссуд. Малым фирмам также предоставляется льготы при взимании местного налога на имущество. Правительства многих стран поддерживают малый бизнес с помощью специальных программ.

      Несмотря  на существенные различия в выборе конкретных механизмов и инструментов политики в отношении малого предпринимательства в различных странах, можно выделить некоторые типичные ее черты и тенденции. К их числу можно отнести следующие:

  • упрощение процедуры регистрации новых предприятий;
  • наличие развитой институциональной инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства в виде специализированных государственных и правительственных органов, союзов и ассоциаций предпринимателей, общественных организаций и фондов поддержки малого бизнеса;
  • повышение уровня предпринимательской и управленческой квалификации при помощи краткосрочного и долгосрочного консультирования нового предприятия, организация различных профессиональных курсов, бизнес-школ, семинаров;
  • оказание представительских, юридических, информационно-маркетинговых услуг на льготной и/или безвозмездной основе;
  • учет в различных финансовых актах и документах специфических нужд мелких предприятий, разработка определенной системы государственных и общественных гарантий на случай дефицита финансовых средств, налаживание при посредничестве государства контактов между инвесторами и потенциальными реципиентами из числа малых предприятий;
  • разработка и реализация общих и целевых программ финансового содействия малому бизнесу, включая облегчение доступа к организованному коммерческому кредитованию;
  • разработка и реализация программ включения малого бизнеса в системы государственных заказов и государственных закупок;
  • создание разветвленной системы социального сервиса в интересах малого бизнеса;  
    разработка и реализация региональных программ поддержки и развития малого предпринимательства;
  • обеспечение доступа к венчурному финансированию;
  • координация сотрудничества малых предприятий путем организации различных ярмарок, выставок, рекламных кампаний и т. п.;
  • инфраструктурное и техническое содействие малым предприятиям.

   Во  всех зарубежных странах существует государственная поддержка предпринимательства, опирающаяся на законодательно-правовую финансовую базу, организационно-методическую систему, а также систему научных исследований [8].

   Так министерство экономики Германии имеет  программу по венчурному капиталу для  малого предпринимательства, который  на 50% может быть обеспечен правительством. Практикуются также субсидии по исследовательским контрактам с научными институтами, и оказывается информационная помощь по линии тогрово-промышленной палаты или специальных государственных информационных центров консалтинговых проблем.

   В США помощь малым фирмам представляется федеральным правительством, а также крупными компаниями. Осуществляя прямые инвестиции в малый бизнес, оказывается содействие в производстве и сбыте, научных исследованиях, маркетинге.

   В Швеции специфической формой поддержки  предпринимательства являются региональные фонды развития. Им разрешается взаимодействовать только с компаниями с численностью работников не более 200 человек. Фонды занимаются поддержкой кадров. Консультируют и финансируют малые предприятия, тесно сотрудничают с региональными властями и банками. Они также предоставляют кредиты с низкими ставками, дополняющими банковские кредиты. Обычно займы по их линии не превышают 20% стоимости имущества предприятия. Технологически сложные проекты кредитуются в размере 50%.

   В Великобритании отдельные министерства торговли, промышленности, занятости, экологии, энергетики – разработали 4 категории программ помощи малому бизнесу:

   - программа консультаций для действующих  и вновь образующихся фирм. С этой целью созданы специальные «Службы малых фирм», сюда же относятся региональные программы развития.

   - программы финансовой помощи. С  целью финансовой помощи созданы различные схемы и программы. Например: «Схемы грантов» - агентства помощи предприятиям местного значения, которые осуществляют финансовую поддержку малых предприятий на региональном уровне. Программы «Схема содействия в создании предприятий» предусматривает финансовую поддержку безработным, намеренным начать свое дело. По программе «Гарантирование кредитов» малым фирмам предоставляются  кредит с государственной гарантией:

   - программы Службы совершенствования  бизнеса, по этим программам  большая часть ассигнований идет  на маркетинговые исследования, остальная часть – на профессиональную подготовку занятых в малом бизнесе.

   - последняя группа программ поощряет  экспортную деятельность малых фирм. Осуществляют эти программы специальные органы – «Бюро британской заморской торговли» [1, с.28-29].

     В последние годы малые предприятия  всё активнее выходят на внешние рынки. Так экспорт малых компаний США составляет 20% совокупного объёма товарной продукции, в Голландии, Бельгии, Германии он достигает 35-40%. Этому способствовал переход от межотраслевой к внутриотраслевой международной специализации.

      Малые предприятия начали активно осваивать  новые формы международного сотрудничества – торговлю интеллектуальными продуктами: лицензиями, ноу-хау, патентами, торговыми марками, - а также вкладывать деньги в развитие сбытовой сферы. В США, Франции, Японии, Швейцарии на долю малых предприятий приходится до 50% всех экспортных лицензионных сделок [6, c.50]. 

2.2. Опыт США и Германии  в поддержке малых предприятий 

      США является страной с одним из самых  высоких уровней предпринимательской активности в мире. Каждый год в США возникает 600-800 тыс. новых компаний, которые создают рабочие места. На каждые 100 уже действующих компании приходится 14-16 новых, так называемых «стартовых». К этому следует добавить еще примерно 2 млн. новых фирм, которые регистрируются ежегодно, но которые не приводят к созданию новых рабочих мест (индивидуальные предприниматели). Высокая скорость возникновения и ликвидации деловых предприятий является хорошей характеристикой динамики экономического развития. Для этого используется специальный показатель уровня изменчивости хозяйственной структуры, который определяется как доля новых фирм, возникающих в течение года, плюс доля фирм, ликвидированных за тот же период. Этот показатель демонстрирует способность экономики к самообновлению и восстановлению. В США он равен примерно 4%, к примеру в Японии  - не превышает 0,5%. Высокий уровень оборота компаний позволяет американской экономике приспосабливаться к происходящим изменениям предпочтений рынка, появлению новых технологий, изменению в демографии.

     Существует  несколько факторов, которые обеспечивают положение США как признанного лидера в развитии предпринимательства в мире. Среди них один из наиболее важных – половозрастная структура населения и ее динамика в ближайшем будущем. Именно от демографической ситуации зависят изменения в потребностях в товарах и услугах, а также реакция населения на эти изменения и его способность предложить способы удовлетворения новых запросов. Исследования показывают, что страны с нулевым ожидаемым приростом населения в ближайшие десятилетия (до 2025г.) имеют индекс общей предпринимательской активности 2,2% и ниже, а страны с ожидаемым ростом населения в 20% имеют наибольший уровень предпринимательского индекса. По прогнозам, в США население увеличится на 23% за указанный период.

Информация о работе Организация и функционирование малого бизнеса в Республике Беларусь