Малый бизнес в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 08:13, курсовая работа

Краткое описание

Развитие малого предпринимательства является условием решения многих проблем в экономике страны.

Все вышесказанное подтверждает актуальность проблемы и послужило основанием для выбора мной темы курсовой работы.

Оглавление

Введение 3
Глава1.Сущность и роль малого бизнеса в экономике 5
1.1Сущность малого бизнеса 5
1.2 Роль малого бизнеса в экономике страны 6
1.3 Преимущества и недостатки малого бизнеса 8
Глава 2. Система государственной поддержки и регулирования предпринимательства 12
Глава3.Практические аспекты развития предпринимательства в Республике Беларусь 22
3.1 Особенности развития малого бизнеса в Республике Беларусь 22
3.2 Малый бизнес в региональном распределении 26
3.3 Перспективы развития предпринимательства в Республике Беларусь 28
Заключение 32
Список использованных источников 34

Файлы: 1 файл

Курсач 3 курс.doc

— 199.00 Кб (Скачать)

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 19 июля 1996 г. N 262 "О государственной поддержке малого предпринимательства" и Законом Республики Беларусь от 16 октября 1996 г. "О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь" на основе анализа современного состояния развития малого предпринимательства разработана Программа государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2007 год, предусматривающая реализацию основных направлений государственной политики в сфере малого предпринимательства, изложенных в Комплексе мероприятий по достижению прогнозных параметров развития малого и среднего предпринимательства на период до 2010 года, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 августа 2006 г. N 1029. Целью данной Программы является дальнейшее развитие малого предпринимательства, содействие в увеличении его доли в общем объеме выручки, полученной в народном хозяйстве от реализации товаров и услуг, количества субъектов малого предпринимательства, а также в создании новых рабочих мест. На финансирование мероприятий Программы предусмотрено из средств республиканского бюджета 206,4 млн. рублей, на деятельность Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей – 192, из средств местных бюджетов – 1972, других источников – 1000998 млн. рублей, из которых 1 трлн. рублей – средства банков. [4]

В результате реализации мероприятий данной Программы планируется:

● довести в 2007 году долю малого предпринимательства в общем объеме выручки, полученной в народном хозяйстве от реализации товаров и услуг, до 22,8 процента;

● увеличить количество юридических лиц - субъектов малого предпринимательства до 34 тыс., а общее число занятых в сфере малого предпринимательства, включая численность индивидуальных предпринимателей, до 15,3 процента от общей численности экономически активного населения. [4]

Большое внимание уделяется информационному обеспечению предпринимателей. Организован выпуск газет и журналов, таких как "Налоговый курьер предпринимателя", "Индивидуальный предприниматель", "Экономика Беларуси" и др., регулярно организовываются и транслируются передачи по радио и на телевидении.

Освоены и новые формы и методы работы по информационному обеспечению предпринимателей. Проводятся ежемесячные информационно-консультационные дни для предпринимателей в налоговых инспекциях, исполнительных комитетах с участием государственных правоохранительных и контролирующих органов.

В целях стимулирования мотивации предпринимательского труда организован и с 1997 года ежегодно проводится конкурс на звание лучшего предпринимателя года. Ежегодно определяются победители в 16 номинациях. Участие в конкурсе дает возможность повысить имидж предприятия, наладить новые деловые контакты, в хорошем смысле слова сделать себе рекламу, укрепить репутацию, обменяться опытом.

 

 

      

Глава3.Практические аспекты развития предпринимательства     в Республике Беларусь

       3.1 Особенности развития малого бизнеса в Республике   Беларусь

 

Формирование нынешней структуры предпринимательства в Беларуси началось с появления первых кооперативов. В 90-е годы бизнес и предпринимательство стали новой социально-экономической реальностью.

Частный белорусский бизнес в большинстве своем остается малым. По данным на 2005 год в нем было занято около 400 тыс. человек. Вместе с индивидуальными предпринимателями он представляет серьезную социальную и экономическую силу. К началу 2005 года из 32,8 тыс. субъектов малого предпринимательства в торговле и общественном питании работало 13,6 тыс. предприятий (41,3% их общего числа), в промышленности – 7,5 тыс. (22,7%), в строительстве – 3,9 тыс. предприятий (11,9%). [8 с. 34]

В 2005 году на долю малого предпринимательства приходилось около 8,1% от общего объема ВВП. Наблюдается небольшая положительная тенденция. Так, в 1 квартале 2006 года доля малого предпринимательства в объеме ВВП уже составляла около 9%. Малые предприятия в Беларуси играют возрастающую роль. В 1 квартале 2006 года их число составило 32,4 тыс. В торговле и общественном питании работало 13,2 тыс. (40,8% их общего числа), в промышленности – 7,6 тыс. (23,5%).[9]

Списочная численность работников малых предприятий в целом по республике составила 399,1 тыс. человек, в том числе на предприятиях промышленности – 156,4 тыс. человек, в торговле и общественном питании – 104,5 тыс. человек, в строительстве – 59,3 тыс. человек. Удельный вес работающих на малых предприятиях в общей численности работающих в организациях всех отраслей экономики соcтавил 11,3%.[9]

За 1 квартал 2006г. Выручка от реализации товаров, продукции, работ и услуг, полученная малыми предприятиями, соcтавила 7,8 трлн. рублей, в том числе предприятиями торговли и общественного питания – 3,7 трлн. рублей (47,6% от общего объема выручки), промышленности – 1,6 трлн. рублей (20,1%). [9]

К концу 3 квартала 2006 года в республике функционировало 32 тыс. малых предприятий. Численность занятых на малых предприятиях возросла по сравнению с 1 кварталом 2006 года и составила 421,5 тыс. человек. По численности работающих лидируют промышленные предприятия – 38,8% общего количества занятых на малых предприятиях; на предприятиях торговли и общественного питания занято 24,7%, в строительстве – 16,1%, на транспорте – 7,8%. [10]

По состоянию на 01.12.2006г. количество индивидуальных предпринимателей составило 190,7 тыс. человек, с начала года их количество увеличилось на 12,7 тысяч. Сумма налоговых поступлений от индивидуальных предпринимателей составила 599,0 млрд. рублей. [10]

Несмотря на определенные успехи, данный сектор, однако, не оказывает серьезного влияния на развитие экономики, слабо развит в малых и средних городских поселениях и сельской местности. Малое предпринимательство наиболее развито в г. Минске и областных городах. Так, в столице работает более 50% малых предприятий и 20% индивидуальных предпринимателей. В малых городах (с численностью менее 20 тыс. человек) и средних городах (с численностью от 20 до 50 тыс.) по состоянию на 1 января 2006г. Число малых предприятий составляло 2208 ед., а работающих индивидуальных предпринимателей – 29730 человек. Таким образом, в малых и средних городах доля малых предприятий в общем их числе по республике составила 6,7%, работающих индивидуальных предпринимателей – соответственно 16,7%.(Приложение Б) [10]

В настоящее время одним из сдерживающих факторов ускоренного развития предпринимательства в Республике Беларусь является наличие большого количества административных и иных ограничений, прямо или косвенно затрудняющих организацию и осуществление предпринимательской деятельности. В их числе: ограничения на стадии вхождения субъекта малого предпринимательства на рынок, связанные с прохождением регистрации, лицензирования, сертификации, гигиенической регистрации и другие, а также в период функционирования и прекращения деятельности; отсутствие реально действующих механизмов стимулирования развития малого предпринимательства в приоритетных сферах экономики.

В связи с этим принимаются меры по совершенствованию законодательства, регулирующего вопросы совершения административных процедур. Декретом Президента Республики Беларусь от 10.04.2006г. № 6 "О внесениях дополнений и изменений в Декрет Президента Республики Беларусь от 1 марта 1999г. № 11" внесены изменения в Положение о государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования, в частности:

● срок государственной регистрации сокращен с 30 до 20 дней. При этом данный срок не может продлеваться даже в том случае, если регистрирующему органу необходимо получить дополнительные сведения о собственниках имущества регистрируемых организаций или лицах, регистрирующихся в качестве индивидуальных предпринимателей;

● упрощена процедура обращения: один из учредителей может быть уполномочен представлять в регистрирующем органе интересы всех учредителей уже в том случае, если их больше трех. От юридического лица, выступающего в качестве учредителя, более не требуется представлять в регистрирующий орган нотариально засвидетельствованные копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации;

● в практику работы регистрирующих органов внедрен принцип "одного окна". В соответствии с ним на основании решения о государственной регистрации в течение 10 рабочих дней выдаются не только свидетельство о государственной регистрации, но и разрешение на право изготовления печатей и документы, подтверждающие постановку на учет в налоговых органах, органах государственной статистики, органах Фонда социальной защиты населения, а также в организациях, осуществляющих обязательное страхование.

В целях подготовки предложений о совершенствовании законодательства, регулирующего вопросы совершаемых государственными органами и организациями административных процедур в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, 30 ноября 2006г. Принято распоряжение № 135р "О создании рабочей группы для упрощения административных процедур".

Деятельность рабочей группы предполагает проведение с участием заинтересованных органов государственного управления анализа административных процедур в сферах правоотношений, в которых подобные процедуры подлежат упрощению и оптимизации. Данный анализ ориентирован на определение степени необходимости и достаточности государственного регулирования, сокращение сроков осуществления указанных процедур, реализации принципа "одного окна", а также на иные факторы, подтверждающие необходимость совершенствования этой системы. [10]

       Итогом проведенной работы должно стать принятие мер по совершенствованию законодательства, регулирующего вопросы совершения административных процедур, что в перспективе должно поспособствовать устойчивому развитию малых предприятий, повышению эффективности функционирования данной сферы.

     

3.2 Малый бизнес в региональном распределении

 

      Уровень  развития малого  предпринимательства  в  регионах  во многом  зависит  от  таких факторов, как выгодное географическое положение, уровень доходов населения, наличие развитой инфраструктуры, отношение со стороны местных властей. Основной проблемой регионального предпринимательства  является неравномерность распределения МП. Практически  во всех регионах малые предприятия  примерно  на 50 %  сосредоточены  в  областных  центрах. На 1000 жителей в среднем приходится: в областных центрах – 4 МП, в областях – около 2-х, в Минске – 8. Есть районы, где численность зарегистрированных юр.лиц не превышает 10, а ИП – 100 человек. В Минске и Минской области сконцентрировано 55 % и 10 % соответственно от общего количества МП по стране. Это объясняется тем, что столица обладает развитой производственной и социальной инфраструктурой, на ее территории сконцентрированы производственные мощности и квалифицированные кадры. Денежные доходы населения Минска и Минской области в среднем в три раза превышают доходы населения других областей. Среднемесячная заработная плата в столице в среднем на 30 % выше, чем в целом по республике. Среди остальных областей по количеству МП лидируют Гомельская и Могилевская области – 8 % от общего количества по республике. Слабо развит  этот  сектор  экономики  в малых  городах и  сельской местности, хотя  именно для этих населенных пунктов в большей мере характерны дефицит товаров и услуг, проблемы трудоустройства, культурного досуга и т. д. Рейтинг регионов (областей и г. Минска) по уровню развития малого предпринимательства, представлен в приложении А.

Рейтинг показывает, что наиболее динамично развивается малый бизнес  в регионах, граничащих с Россией – в Витебской и Могилевской областях. Однако индексы эффективности  у  них  невысокие.  Низкий  показатель  индекса  эффективности  у  Гомельской области, при том, что структурный потенциал у нее выше, чем в других областях. Наиболее высокие показатели индекса  эффективности у Минска и Минской области, при  этом у них

индекс эффективности выше структурного потенциала. У Брестской и Гродненской областей близки показатели индексов эффективности и структурного потенциала. 

      Наиболее важные  задачи для преодоления межрегиональной дифференциации в развитии малого предпринимательства следующие:

1)  государственное  стимулирование инициативы местных  властей (налоговое – налоги от МП остаются  уместных  властей,  административное  –  доведение  индикативных  показателей  по развитию МП, регулярная публикация детальных рейтингов регионов по развитию МП);

2)  активизация  работы  областных  межведомственных  комиссий  по  поддержке  и  развитию малого предпринимательства, созданных в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 8 апреля 2003 года;

3) эффективная инфраструктура поддержки малого предпринимательства  в  регионах могла бы быть создана на основе развитых инфраструктур АСБ «Беларусбанка», «Белагропромбанка», «Белпромстройбанка», которые могли бы в своих филиалах создать отделы поддержки  малого  бизнеса (консалтинг,  помощь  в  регистрации,  кредитование).  Это, кстати, позволило бы занять избыточный персонал банков.[12]

 

        3.3 Перспективы развития предпринимательства в Республике Беларусь

 

Выступая на втором Всебелорусском собрании, Президент отметил, что создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства – это вопрос не только экономический, но и политический. "Если мы не разовьем достаточно обширный слой предпринимателей, не выработаем цивилизованные формы их деятельности, традиции, законодательную базу, в общем, не наработаем в этой сфере необходимый опыт, мы никогда не сможем по-настоящему включиться в систему мировых рыночных отношений. А без этого в условиях наступающей глобализации государство не выживет". [11]

Необходимость развития малого и среднего предпринимательства для обеспечения устойчивого роста экономики определена Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 гг. Сохранение наметившейся динамики этого процесса обеспечит выполнение предусмотренных указанной Программой показателей, в том числе доведение доли данного сектора экономики в общем объеме ВВП до 20 – 22 %. [11]

Информация о работе Малый бизнес в Республике Беларусь