Основные факторы и пути повышения экономической эффективности функционирования малого бизнеса в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 22:40, курсовая работа

Краткое описание

Первые признаки предпринимателя были сформулированы еще А.Смитом в XVIII веке. Таковым тогда рассматривался индивид, организующий собственное дело, доходность которого зависела и получала реализацию по мере формирования соответствующей экономической среды, дающей определенную степень свободы и права: по выбору вида хозяйственной деятельности, приобретению и использованию ресурсов, распоряжению готовым продуктом, полученной прибылью и т.п.

Файлы: 1 файл

малый бизнес.docx

— 74.51 Кб (Скачать)

ГЛАВА.1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ

1.1 Характеристика малого  бизнеса

     Первые  признаки предпринимателя были сформулированы еще А.Смитом в XVIII веке. Таковым тогда  рассматривался индивид, организующий собственное дело, доходность которого зависела и получала реализацию по мере формирования соответствующей  экономической среды, дающей определенную степень свободы и права: по выбору вида хозяйственной деятельности, приобретению и использованию ресурсов, распоряжению готовым продуктом, полученной прибылью и т.п. [10, с. 147]

     С течением времени такого рода деятельность видоизменялась, требовала научного объяснения возникающих форм и субъектов  сферы предпринимательства. Из-за разнообразия целей и приоритетов экономических  школ и течений определение различных  понятий, границ чаще носит условно  принятый характер.

     Обобщающей  позицией теоретических представлений  можно выделить то, что предпринимательство  возникает при наличии двух взаимосвязанных  обстоятельств: экономической свободы  и частной инициативы в сочетании  с умением организовать процесс  хозяйственной деятельности. Главным  требованием здесь выдвигается  свобода человека, исключающая его  подчинение воле других людей и сочетающаяся с законами общества, а также автономия  принятия управленческих решений с  целью оптимизации и повышения  результативности работы.

     В системе рыночных отношений малый  бизнес выступает как форма предпринимательской  деятельности, которая характеризуется  такими отличительными особенностями, как размер, численность работающих, отраслевая принадлежность. К малому бизнесу относят фирмы, которые  имеют независимую собственность, обладают хозяйственной самостоятельностью и не доминируют в своей сфере деятельности. Большинство зарубежных исследователей к малым причисляют фирмы, в которых занято не более 500 человек и объем продаж не превышает 20 млн. долларов.

     Несмотря  на свое определение «малый бизнес», этот вид производственной и коммерческой деятельности играет очень важную роль в экономике любой развитой страны. Он обладает следующими преимуществами:

     - Малые предприятия, работающие  на местных ресурсах или обеспечивающие  местный рынок, противозатратны хотя бы с точки зрения транспортных издержек. Экономические преимущества их основываются на лучшем использовании местных условий в сочетании с незначительными капитальными и трудовыми затратами.

     - Труд на мелких предприятиях, как правило, носит материальный  характер, он практически полезен,  чего нельзя сказать о труде  канцелярском.

     - При небольшой численности работников  легче выявляются способности  каждого из них.

     - Взаимозаменяемость, перемена характера  труда, также как и быстрое  изменение ассортимента выпускаемой  продукции, на малых предприятиях  проходят без больших осложнений. [16, с. 104]

     Поэтому в странах с рыночной экономикой малый бизнес постоянно укрепляет  и расширяет свои позиции. Реализовать  потенциал малого бизнеса возможно только в случае создания естественной для предпринимательства рыночной инфраструктуры (экономической, юридической, финансово-кредитной, страховой, производственно-технологической, информационной). Решение этой задачи зависит от проводимой государственной  экономической политики, степени  ее протекционизма по отношению к  малому бизнесу. Проблема развития малых форм предпринимательства на определенных этапах кроется в большей степени в сфере политики, чем экономики.

     Проведение  анализа и теоретического обоснования  ряда положений, дающих научное представление  о современных тенденциях в развитии малого бизнеса, выявление их особенностей или идентификации в различных  экономических системах позволит не только перевести предпринимательское  движение в Беларуси из стихийного в цивилизованное русло, но и научно аргументировать степень перспективности  малых экономических форм в наших  условиях, обосновать, в каких сферах и отраслях народного хозяйства  их развитие наиболее целесообразно. 

Предпринимательство можно определять с различных  позиций, таких как:  

     - деятельность, направленную на максимизацию  прибыли;  

     - инициативную деятельность граждан,  заключающуюся в выработке товаров  и услуг, направленную на получение  прибыли;  

     - прямую функцию реализации собственности,  основную ее производственную  функцию;  

     - процесс организационной новации  в целях извлечения прибыли;  

     - действия, направленные на возрастание  капитала, развитие производства  и присвоение прибыли;  

     - специфический вид деятельности, направленный на неустанный поиск  изменений в существующих формах  жизни предприятий и общества, постоянная реализация этих изменений. [1, с. 14] 

     Большинство практиков и исследователей делают акцент на получение прибыли, рассматривая ее как конечную цель предпринимательства. Однако предпринимательство имеет  своей конечной целью не столько  прибыль, сколько непрерывность  воспроизводственного процесса, связанного с воспроизводством спроса и удовлетворением  постоянно меняющихся, постоянно  возрастающих потребностей индивидуума  или социальной группы, общества в  целом.

     В этой связи предпринимательство  более правильно определять как  процесс непрерывного поиска изменений  в потребностях, спросе конечного  потребителя на продукцию и услуги, удовлетворения этой потребности путем  организации производства, сбыта, маркетинга, логистики, менеджмента, ориентированных  на самые лучшие новации, приносящие максимум производительности в каждой из стадий процесса воспроизводства.

     В этом определении акцент делается не на максимизацию прибыли, а на потребителя, на его потребности, удовлетворение которых благодаря высокому уровню организации предпринимательства  и может принести максимальную прибыль.

1.2 Факторы и мотивы  развития предпринимательства  в малом бизнесе

     В мелком производстве, скорее всего, главенствовать должен частный бизнес. Однако открыть  собственное дело и превратить его  в процветающее не так-то просто. И, тем не менее, только за последние годы в мире возникли миллионы новых предприятий. Они создаются в любых условиях, несмотря на экономические спады, инфляцию, высокую плату за кредит, отсутствие необходимой инфраструктуры, неопределенность будущего и высокую степень риска. Открытию любой новой компании предшествует решение человека изменить свой образ жизни и стать предпринимателем. Каждое такое решение принимается исходя из конкретной ситуации. Основными факторами, обуславливающими развитие предпринимательства, являются следующие: [10, с. 148]

     - переход отраслей народного хозяйства  к рыночным отношениям и создание  потребительского рынка. Это расширяет  круг интересов и запросов, порождает  потребность не только в товарах  и услугах массового спроса, но  и индивидуального характера,  более качественно и оперативно  удовлетворять которые могут  мелкие предприятия;

     - наличие правовых гарантий предпринимателя,  гарантий со стороны государственных  структур в отношении собственности  предпринимателей, их прав и защиты  экономических интересов;

     - поддержка предпринимательства  со стороны государства путем  соответствующей налоговой финансово-кредитной  и амортизационной политики;

     - разгосударствление и приватизация  государственных и муниципальных  предприятий и создание малых  фирм;

     - неизбежность банкротства низкорентабельных убыточных предприятий, создание на их основе частных малых предприятий;

     - устойчивое социально-политическое  положение государства способствует  привлечению иностранного капитала;

     - благожелательное отношение со  стороны общества;

     - правильный выбор организационно-правовых  форм предпринимательства;

     - ускоренное развитие рыночной  инфраструктуры (различные инновационные  центры, банки, биржи, страховые  компании, рекламные агентства и  т.д.) [8, с. 107].

     Среди других мотивов предпринимательской  деятельности можно отметить:

     - возможность самовыражения личности, включения в хозяйственный процесс финансовых средств населения, дополнительных трудовых и других ресурсов;

     - желание граждан законным путем повышать свои доходы;

     - возможность заниматься активным, приносящим дополнительный доход видом деятельности.

Предпринимательская среда - общественная экономическая  ситуация, включающая степень экономической  свободы, наличие (или возможность  появления) предпринимательского корпуса, доминирование рыночного типа экономических  связей, возможность формирования предпринимательского капитала и использования необходимых  ресурсов. Показателем степени общественной свободы предпринимательства служит число вновь появляющихся (в течение  определенного периода) самостоятельных (независимых) организаций.  

     Эффективность функционирования и развития предпринимательства  в значительной степени обусловлена  внешней средой: [12, с. 62]

     - государственной политикой в  данной области; 

     - деятельностью местной (региональной) законодательной и исполнительной  власти;

     - внешними условиями конкретных  регионов. Необходимо определенное  благоприятное состояние внешней  среды, которое достигается за  счет соответствующих регулирующих  воздействий, вырабатываемых субъектами  управления.

     Для развития предпринимательства необходим  переход к более тонкому и  эффективному регулированию данного  процесса, адекватному сложившимся  условиям. При этом необходим учет конкретных особенностей и возможностей, приоритетности целей социально-экономического развития страны, регионов и отдельных  социально-демографических групп  населения. [4, с. 38]

     Предпринимательство как особая форма экономической  активности, конкретная форма обеспечения  самозанятости части населения и создания новых рабочих мест пользуется правительственной поддержкой во всех промышленно развитых странах (в странах, где отсутствует поддержка предпринимательства со стороны государства, большое распространение получает так называемое уличное предпринимательство). Суть государственной (правительственной) поддержки сводится чаще всего к выработке конкретных мер по трем направлениям: [9, с. 52]

     - консультационное сопровождение  процесса создания и функционирования  новых предпринимательских организаций  на начальном этапе (1-3 года  с момента образования организации);

     - оказание определенной финансовой  поддержки вновь создаваемой  структуре или предоставление  такой структуре определенных  льгот (обычно в сфере налогообложения);

     - оказание технической, научно-технической  или технологической помощи маломощным  в финансовом отношении предпринимательским  структурам.

Факторы 

Основные  характеристики 

     Природные 

     Уровень развитости, использования потенциала природных ресурсов. Источники топливно-энергетических ресурсов и сырья. Экологические  показатели, их нормативы и уровень  их соблюдения. Развитость системы  государственного контроля охраны окружающей среды и регулирования интенсивности  использования (выработки) запасов топлива, энергии и сырья

Информация о работе Основные факторы и пути повышения экономической эффективности функционирования малого бизнеса в Республике Беларусь