Основные факторы и пути повышения экономической эффективности функционирования малого бизнеса в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 22:40, курсовая работа

Краткое описание

Первые признаки предпринимателя были сформулированы еще А.Смитом в XVIII веке. Таковым тогда рассматривался индивид, организующий собственное дело, доходность которого зависела и получала реализацию по мере формирования соответствующей экономической среды, дающей определенную степень свободы и права: по выбору вида хозяйственной деятельности, приобретению и использованию ресурсов, распоряжению готовым продуктом, полученной прибылью и т.п.

Файлы: 1 файл

малый бизнес.docx

— 74.51 Кб (Скачать)

     Среди стран-импортёров наибольший удельный вес занимали: Россия- 47,9%, Германия – 8,4%, Китай – 7,1%, Украина – 5,7%. (см. Приложение В таблица 2.4).

     В структуре числа малых предприятий  по прежнему преобладают предприятия  отрасли торговли и общественного  питания – 42% (в 2008 году 42,5%, в 2007 году – 40,6%).  За 2009 год розничный товарооборот, включая общественное питание, малых  предприятий составил 11,9 трлн. рублей и  в сопоставимых ценах увеличился по сравнению с 2008 годов на 9,5%. Розничный товарооборот продовольственных товаров 5,9 трлн. рублей и увеличился на 5,1%, и непродовольственных товаров – 6 трлн. рублей и увеличился на 14%. (см. рисунок 2.4)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 2.4. Удельный вес розничного товарооборота, включая общественное питание, по формам собственности

Примечание - Источник:[                                      ] 

     Выручка от реализации товаров, продукции, услуг  малых предприятий в 2009 году составила 99,7 трлн. рублей, что на 4% больше, чем  в 2008 году.

     Большая часть (63,7%) всей выручки от реализации товаров, продукции, услуг в сфере  малого бизнеса была получена предприятиями  г. Минска. По размеру выручки полученной от реализации товаров, услуг, работ, продукции далее следует Минская область – 10,8% (в 2008 – 9,8%). На долю организаций Брестской области приходилось 6,3% (в 2008 году – 6,2%), Витебской – 5,6% (5,6%), Гродненской – 4,8% (4,9%),  Гомельской – 4,5% (4,6%), Могилёвской – 4,3% (4,2%).

     Рассматривая  отраслевую структуру выручки малых  предприятий в 2009 году, можно отметить, что более половины её зачислено  на счета малых предприятий торговли и общественного питания – 50,4% (в 2008 году – 60,2%), промышленности – 15,9% (14,3%), общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка  – 13% (7%), строительства – 7% (6,9%).

     Уровень рентабельности реализованной продукции, работ, услуг малых предприятий  республики в 2009 году составил 13,5%, что  на 3,2 % меньше по сравнению с предыдущем годом.

     В региональном разрезе наилучшие  результаты по этому показателю имели  малые  предприятия  Гродненской  области – 17,6%, Гомельской – 15,6%, Минской  – 15,5%. 

       
 
 
 
 
 
 
 

    Рисунок 2.5. Уровень рентабельности реализованной продукции, работ, услуг в 2009 году.

        Примечание - Источник:[                                                ] 

        Значительно выше республиканского уровня, сложившегося в малом предпринимательстве, отмечался уровень рентабельности на предприятиях, занимающихся операциями с недвижимым имуществом – 63,8%, геологией и разведкой недр, геодезической и гидрометеорологической службой – 41,9%, материально-техническим снабжением и сбытом - 32,4%, а также на предприятиях связи – 24,3%. Самый низкий уровень рентабельности наблюдается в организациях отраслей «финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение» (2,2%), «здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение» (4%), и «лесное хозяйство» (5,1%).(см. рисунок 2.5)

     По  итогам работы за 2009 год малыми предприятиями  было получено 2,8 трлн. рублей чистой прибыли, что на 18,2 меньше, чем в 2008 году.

     В 2009 году промышленными предприятиями  получено 28,9% от общей суммы чистой прибыли предприятий малого бизнеса, что на 8,6% больше, чем в предыдущем году, предприятиями торговли и общественного  питания – 22,5% (на 15,7% меньше), строительными  организациями – 16,6% (на 2,4% больше).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      
 
 
 

    Рисунок 2.6. Распределение чистой прибыли полученной малыми предприятиями за 2009 год

       Примечание - Источник:[                                                  ]

          

     По  сравнению с предыдущем годом  количество убыточных предприятий  увеличилось на 1,6%. Убытки имели 23,4% общего количества предприятий, отразивших финансовые результаты.

     В территариальном разрезе значительное количество убыточных предприятий  отмечалось в г. Минске – 30,7% (в 2008 году 26%), Гродненской области - 21% (в 2008 году – 19,6%) и Минской области  - 20,3% (в 2008 году – 21,8%). Менее всего убыточных  предприятий в Могылёвской области 14,4% (в 2008 году – 14,7%).

     Среди убыточных малых предпряитий  наибольшее количество имеют иностранную  форму- 39,7% (в 2008 году – 37,4%). Доля убыточных  предприятий частной формы собственности  составила 23,3%, государственной 9,3% (в 2008 году – 21,8% и 8,9% соответственно).(см. рисунок 2.6)

     По  прежнему острой остаётся проблем просроченных долгов.

     На 1 января 2010 года кредиторская задолженность  малых предприятий составила 23,1 трлн. рублей, из неё за товары, работы, услуги – 19,7 трлн. рублей. Превышение кредиторской задолженности над дебиторской  составила 4,7 трлн. рублей (на 25,7%). По всем областям, за исключением Бресткой, Витебской и Гродненской областей, кредиторская задолженность превышала  дебиторскую.

     Просроченная  кредиторская задолженность на 1 января 2010 года увеличилась на 40,9% по сравнению  со соответствующеё датой на 2009 года и составила 2,3 трлн. рублей , или 9,8% от объёма кредиторской задолженности  малых предприятий против 8,7% на 1 января 2009.

     Основная  часть кредиторской задолженности  предпрятий – внутреняя – 63,2% ( на 1 января 2010 года – 12,4 трлн. рублей, или 66,9%), на долю стран СНГ  приходилось 8,4% (89% на из которой -  на Российскую Федерацию). Кредиторская задолженность субъектов Российской Федерации малым предприятиям по  сравнению с соответствующей датой прошлого года возрасла на 445,3 млд. рублей (на 34,8%), из неё просроченная задолженность – на 34,3 млр. рублей (на 26,3%).

     Внешняя просроченная кредиторская задолженность  малых предприятий на 1 января 2010 года по сравнению с 1 января 2009 года увеличилась на 42,5%  и превысила  внешнюю просроченную дебиторскую  задолженность на 776,5 млрд. рублей или  в 4,6 раза. Во внешней просроченноой  кредиторской задолженности предприятий  малого бизнеса задолженность субъктам хозяйствования стран СНГ на 1 января 2010 года составила 19,9% в том числе  российским организациям  - 16,6%.

     Несмотря  на оказываемые государством меры поддержки  малго предпринимательства, вклад  в экономику страны остаётся незначительным  и составляет 8-12% по удельному весу таих макроэкономических показателей, как валовой внутренний продукт, выпуск товаров и услуг, объём  производства промышленной продукции.  При этом финансовое положение предприятий  малого бизнеса по прежнему нестабильно: снижается уровень рентабильности реализованной продукции, работ,услуг  остаётся высоким удельный вес убыточных  преприятий.

     И так проведя выше изложенный анализ динамики развития малого бизнеса в  РБ, можно сделать следующие выводы:

    • итоги деятельности субъектов малого предпринимательства за последние годы можно рассматривать в целом как положительные, хотя общий уровень развития малого бизнеса в Беларуси по сравнению с другими странами, хочет желать лучшего;
    • в основном рассматривается положительная динамика роста малого предпринимательства, а именно: вес ВВП составляет 11,4% (наибольший удельный вес сконцентрирован на предпритиях торговли и питания – 42%), выпуск товаров и услуг – 12%, в инвестициях в основной капитал – 23,9%  (в 2008 году – 21,1%), в розничном товарообороте – 29,5% (в 2008 году – 27,8%), во внешнем товарообороте - 30,5% (в 2008 году – 30,6%);
    • почти все предприятия сконцентрированы в г. Минске и Минской области, что приводит к увеличению количества убыточных предприятий (особенно иностранной формы);
    • удельный вес выпуска товаров и услуг не изменился, а даже по сравнению с 2008 годом уменьшился;
    • в основном перечень деловых партнёров не изменился, что привело к тому что, по сравнению с предыдущем годом значительно сократились объёмы как экспорта (на 28,6%), так и импорта (на 31,4%). В тоже время такая динамика привела к сокращению отрицательного сальдо внешней торговли на 53,5% в сравнении с 2008 годом;
    • также отрицательным явилось то, что прибыль малых предприятий уменьшилось на 18,2 % по сравнению с 2008 годом.

2.2 Проблемы и перспективы  развития малого  предпринимательства  в Республике Беларусь 

     Малые предприятия могут внести значительный вклад в решение проблем экономического роста и занятости. В условиях рыночной экономики малые предприятия  считаются гибкими и эффективными с точки зрения затрат, они быстро приспосабливаются к пожеланиям клиентов, причем не только в сферах, близких к потребителям, таких  как розничная торговля или определенные виды услуг. Кроме того, малые предприятия  формируют ядро среднего класса, стабилизирующего политическую обстановку в обществе.

     Однако  были определены причины (сдерживающие факторы), влияющие на способность фирм к выживанию и развитию. И самой острой проблемой в различные периоды деятельности малых предприятий является ограниченность финансовых ресурсов. Это и общая нехватка средств на начальном этапе становления фирмы, и недостаток текущих активов, который может усилиться отсроченными платежами, неплатежеспособностью клиентов, тяжелым налоговым бременем и ограниченным доступом к внешним источникам финансирования по приемлемым процентным ставкам. Финансовые проблемы могут влиять на различные аспекты развития фирмы: доступ к необходимым производственным площадям, возможность выпускать новые продукты и подбирать персонал соответствующей квалификации. [16, с. 14]

     В основе мероприятий по оказанию содействия малым предприятиям в странах  с развитой и продвинутой переходной экономикой чаще всего лежит принцип  «создания равных возможностей». Следовательно, ключевой вопрос можно сформулировать так: в чем заключается ущемление  интересов малых предприятий  по сравнению с более крупными предприятиями в Беларуси и как  это можно устранить?

     К препятствиям на пути развития малых  предприятий, а значит и малого бизнеса, относятся: [4, с. 19]

     1. Трудности с поставщиками и  покупателями. Для малых предприятий,  прежде всего в производственной  сфере, трудно найти надежных  поставщиков комплектующих изделий  нужного качества и в достаточном  количестве. Кроме того, малым предприятиям, в отличие от более крупных, реже предоставляется кредит поставщика. При продаже своей продукции вновь созданным малым предприятиям особенно сложно оценить платежеспособность своих партнеров и их желание платить. К тому же для малых предприятий Беларуси часто недостижимы два важных покупателя и поставщика: заграница и белорусские государственные организации, которые традиционно сотрудничают преимущественно с государственными или бывшими госпредприятиями, не всегда обращая внимание на обязывающие решения вышестоящих властей.

     2. Отсутствие заемного капитала. Вновь  созданные небольшие предприятия  часто испытывают трудности, связанные  с получением кредитов, и в  странах с развитой рыночной  экономикой. Как правило, они мало  что могут предложить в качестве  залога обеспечения кредита. Кроме  того небольшие кредиты менее рентабельны, поскольку их обработка обычно требует ничуть не меньших затрат, чем больших кредитов. Такое типичное для малых предприятий ущемление их интересов в нашей республике дополнительно усугубляется тем, что крупные предприятия получают льготные кредиты и субсидии от государства.

     Если  в Беларуси невозможны специальные  бюджетные кредиты для оказания помощи в создании малых предприятий, то необходимо отменить льготные кредиты  и субсидии крупным предприятиям. Кроме того, следует сдвинуть с  мертвой точки решение проблемы приватизации земли, чтобы можно  было использовать недвижимость для  залогового обеспечения кредитов.

     3. Недостаточность собственного капитала. Серьезной проблемой для малых  предприятий в Беларуси является  отсутствие собственного капитала. Однако, не известно, в какой мере малые предприятия могут использовать собственный капитал. Поэтому важно изучить вопрос о том, в каких сферах экономики и регионах существуют представители малого бизнеса, которые заинтересованы в оказании им целевой поддержки, при каких обстоятельствах они готовы инвестировать свои средства.

     4. Налоговое давление. Фактор налогового  давления относится частично  к проблеме «недостаточность  собственного капитала», частично  к проблеме «правовая незащищенность».  Налоговая нагрузка на предприятиях  в Беларуси в целом очень  высока. При этом система налогообложения  претерпевает значительные ежегодные  изменения, за которыми очень  сложно уследить, что позволяет  контролирующим органам при проверках  взимать в доход государства  штрафы, многократно превышающие  суммы самих платежей.

     5. Правовая незащищенность. Важнейшей  проблемой развития малого бизнеса  является отсутствие правовых  гарантий, которые вытекают из  возможности отстоять свои права  через суд. Сегодня же для  большинства малых предприятий  хозяйственные суды в силу  высоких пошлин просто недоступны. Для малого предприятия очень важны отношения с местными органами власти, например, для получения лицензий, производственных площадей или для того, чтобы не оказаться под чрезмерным давлением местных налогов и сборов. В то же время, согласно проведенным исследованиям, отношение местных властей к малым предприятиям очень разное: от открытой враждебности до конструктивной поддержки.

Информация о работе Основные факторы и пути повышения экономической эффективности функционирования малого бизнеса в Республике Беларусь