Основные факторы и пути повышения экономической эффективности функционирования малого бизнеса в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 22:40, курсовая работа

Краткое описание

Первые признаки предпринимателя были сформулированы еще А.Смитом в XVIII веке. Таковым тогда рассматривался индивид, организующий собственное дело, доходность которого зависела и получала реализацию по мере формирования соответствующей экономической среды, дающей определенную степень свободы и права: по выбору вида хозяйственной деятельности, приобретению и использованию ресурсов, распоряжению готовым продуктом, полученной прибылью и т.п.

Файлы: 1 файл

малый бизнес.docx

— 74.51 Кб (Скачать)

     6. Нехватка помещений и производственных  площадей. Именно при решении  этих проблем малые предприятия  Беларуси находятся в особенно  невыгодном положении, затрудняющем  развитие. Арендные договоры с  более крупными предприятиями,  учреждениями и даже ведомствами  в большинстве случаев нестабильны.  Редко бывает ясно, будут ли  арендованные помещения через  несколько месяцев все еще  находиться в распоряжении арендатора, и сохранится ли та же арендная  плата. Следствие этого - правовая  неопределенность малых предприятий  и снижение их готовности к  инвестициям. 

     7. Недостаток предпринимательских  инноваций. Среди мелких предпринимателей  в Беларуси высок удельный  вес бывших руководящих работников  государственных предприятий. Многие  малые предприятия фактически  существуют уже несколько лет,  даже если некоторым из них  приходилось неоднократно менять  свою правовую форму или с  целью экономии на налогах  создаваться заново. Следовательно,  они имели возможность накопить  предпринимательский опыт. Правда, предпринимателям иногда не достает некоторых специальных знаний, например, по стандартизации или по патентному законодательству. Поскольку в прошлом предприниматели накапливали свой опыт преимущественно в замкнутых производственных «нишах», у них часто недостаточно и просто умения разрабатывать на базе новых идей конкретные проекты и воплощать их в жизнь. Ощущается дефицит знаний в области дизайна новых товаров и поиска партнеров, особенно среди научных и конструкторских разработчиков новой продукции.

     8. Нехватка специалистов. Сами руководители-предприниматели  в большинстве своем с высшим  образованием, как правило, техническим  или экономическим. Однако среди  наемных работников наблюдается  довольно большая текучесть кадров: они часто не решаются полностью  отказаться от своих старых  рабочих мест на крупных предприятиях  хотя бы из-за того, чтобы не  потерять предоставляемые там  права на социальные услуги. Нередко  они работают на малых предприятиях  лишь на временной основе. Кроме  того, предпринимателю рискованно  нанимать «чужих». Поэтому многие  работают с членами своих семей,  друзей или бывшими коллегами  по работе. Такая «кадровая политика»  препятствует росту малых предприятий. 

     9. Создание негативного имиджа  предпринимателей. Негативное отношение  к предпринимательству является  одной из основных проблем,  препятствующих развитию малого  предпринимательства в белорусской  экономике. Неблагоприятный для  развития «климат» заставляет  большую часть бизнесменов переводить  свое дело за границу, многие  из них уже имеют паспорта  других стран, где основали  свои фирмы, многие не переехали  туда на жительство, но работают  там. По несколько сотен белорусских  предпринимателей сейчас работают  в Чехии и Литве, тысячи - в  Польше и на Украине, десятки  тысяч в России. Из республики  идет интенсивная утечка предпринимательских  умов - золотого интеллектуального  фонда белорусского бизнеса [16, с. 109].

Важно отметить, что не все трудности  имеют место в каждом конкретном случае. Проблемы малого бизнеса в  разных городах и регионах различны. Поэтому предпочтителен региональный подход к оказанию поддержки малым  предприятиям.

     Кроме методов прямой поддержки развития сектора малого бизнеса, необходимо стабилизировать макроэкономическую ситуацию, создавая рыночные институты, внося коррективы в законодательство и налоговую политику в области  предпринимательства и, что наиболее важно, воздействуя на отношение  к предпринимательству со стороны  общества в целом. Ведь пока в Беларуси не изменится подход к развитию малого предпринимательства, никакие программы  поддержки малого бизнеса не будут  эффективны.

     Таким образом, подводя итог вопросу, необходимо констатировать, что на фоне роста объемных показателей развития белорусской экономики достижения малого бизнеса выглядят скромно. О том, что его потенциал не реализован, говорят, подводя итоги прошедшей пятилетки, и разработчики Программы социально-экономического развития Беларуси на 2006-2010 гг. Документ признает малое предпринимательство сферой, способной «обеспечить наиболее быстрый и значительный социально-экономический эффект» и обещает в следующей пятилетке «минимизировать» административные ограничения, обеспечить доступ к кредитно-финансовым ресурсам, упростить учет и оптимизировать отчетность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Решающую  роль в становлении малого бизнеса  в республике играют как внешние, так и внутренние факторы и  условия, а именно:

- высокий  уровень экономической интеграции  с зарубежными странами;

- привлечение  иностранных кредитов, займов;

- прямые  иностранные инвестиции;

- степень  развития рыночных отношений,  состояние инфраструктуры, уровень  использования созданного производственно-экономического  потенциала, трудовые и природные  ресурсы.

Осуществить резкую переориентацию импорта и  экспорта в ближайшее время невозможно. Для приобретения сырья и материалов на новых рынках необходима валюта, которой сейчас недостаточно. Поэтому  республика должна сохранять рынки  сбыта своей продукции в странах  СНГ и особенно в России. В будущем в связи с производимой структурной перестройкой экономики будут созданы объективные предпосылки для постепенной интеграции со странами Центральной и Западной Европы.

Большое значение для расширения экспортного  потенциала, модернизации производства при создании малых форм бизнеса  имеет привлечение иностранных  кредитов, займов, в первую очередь  на валютно-окупаемой основе, а также  прямых иностранных инвестиций. Республика Беларусь оказалась в таком положении, когда она не может серьезно повлиять на экономическую ситуацию, не привлекая  нетрадиционные источники финансирования. Сотрудничество республики с международными фондами поддержки предпринимательства, Международным валютным фондом, Европейским  банком реконструкции и развития, Всемирным банком и его филиалом - Международной финансовой корпорацией, Международным агентством по гарантиям  и инвестициям создает возможность  для получения кредитов на особо  льготных условиях для реализации социально-экономических  программ.

Однако, несмотря на большое значение взаимосвязей республики со странами ближнего и  дальнего зарубежья, решающую роль в  развитии малого бизнеса будут играть внутренние факторы и условия. Важнейший  из них - степень развитости рыночных отношений - пока еще находится в  начальной стадии формирования. В  какой-то мере это объясняется непродолжительностью времени, прошедшего от начала осуществления  реформ, но главное - в естественном сопротивлении реформам со стороны  консервативных сил, в отсутствие соответствующей  рынку инфраструктуры, несовершенство хозяйственного права и механизма  реабилитации его норм. Далеко не полностью  пока используется развитый производственно-экономический  потенциал республики.

Основными путями ускорения развития малого бизнеса  и повышения его эффективности  являются:

- установление  стабильного режима для иностранных  инвестиций в части налогов,  валютного и внешнеторгового  регулирования, обеспечение условий  для приватизации с участием  иностранного капитала, создание  системы информации об инвестиционных  проектах;

- в сфере  финансово-кредитного обращения  - расширение возможности получения  кредитов для малого бизнеса  путем создания условий для  организации новых кредитных  учреждений (например, кредитно-сберегательных), оптимизация нормативов обязательной  продажи валютной выручки для  предпринимателей, занимающихся экспортом  продукции глубокой переработки,  развития системы межбанковских  расчетов;

- ускоренная  амортизация основных фондов  для малых предприятий;

- обеспечение  доступа к централизованным ресурсам, информационным базам данных;

- обеспечение  социальных гарантий защиты предпринимателей  и потребителей;

- активизация  поддержки со стороны органов  местного самоуправления, включая  разработку системы налоговых  льгот на местном уровне;

- создание  республиканской информационной  системы для изучения конъюнктуры  рынка на продукцию малых предприятий,  в том числе и на мировом  рынке;

- государственное  страхование частных инвесторов, вкладывающих средства в малые  венчурные предприятия;

- развитие  лизинговых услуг.

Причиной  почти 60% всех банкротств малых предприятий  на начальном этапе развития, по оценкам западных специалистов, являются неумелое управление предприятий и  неэффективное планирование предпринимательской  деятельности. Поэтому большое значение имеет проведение мероприятий по более рациональному разделению управленческого труда и повышению эффективности руководства.

Государственная политика в этой сфере должна быть направлена на дальнейшее формирование благоприятных условий устойчивого  развития малого бизнеса на основе совершенствования форм и методов  поддержки, обеспечивающих повышение  темпов развития, активизацию производственной, инновационной и инвестиционной деятельности данной категории субъектов  хозяйствования и, как следствие, рост эффективности национальной экономики. Важным является также вовлечение в  предпринимательскую деятельность широких слоев населения и  создание новых рабочих мест, в  том числе для незащищенных категорий, увеличение доходов людей, а значит, обеспечение социальной стабильности.

Местные органы власти и управления должны обеспечивать оказание дифференцированной и адресной поддержки субъектов  малого предпринимательства при  реализации инвестиционных проектов с  учетом специфики их деятельности.

Приоритетными направлениями развития малого бизнеса  должны стать производство потребительских  товаров, сельскохозяйственной продукции, ее переработка, оказание бытовых услуг, особенно в сельской местности, научная  и инновационная деятельность.

Для стимулирования развития субъектов малого предпринимательства, занимающихся производством экспортоориентированной и импортозамещающей продукции, другими видами производственной деятельности, наукой и научным обслуживанием, требуются создание условий для инвестирования и кредитования на основе внедрения прогрессивных финансовых технологий; формирование стабильной нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность субъектов малого бизнеса, а также другие меры государственной поддержки. 

Главными  целями развития малого и среднего предпринимательства на среднесрочную  перспективу являются обеспечение  роста эффективности и активизации  производственной, инновационной, инвестиционной, экспортной деятельности, а также  развитие предпринимательства в  сельской местности. 

Для достижения поставленных задач предполагается устранить основные факторы, препятствующие развитию малого и среднего предпринимательства, выйти на более высокий уровень  государственной поддержки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Конкретные  меры государственного стимулирования деятельности малого бизнеса закреплены в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы.

     Программа государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2006 год утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 февраля 2006 г. № 128 мероприятиями  по ее реализации предусматривается развитие системы финансово-кредитной поддержки - выработка механизмов компенсации расходов по выплате процентов по кредитам, лизинговым платежам, расходов на участие в выставках и ярмарках. Также в программе содержатся мероприятия по совершенствованию деятельности субъектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, информационному обеспечению малых предприятий, активизации взаимодействия с общественными организациями предпринимателей, расширению международного сотрудничества. Финансирование мероприятий данной программы осуществляется за счет средств местных бюджетов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Таким образом, на современном этапе повышение  роли предприятий малого бизнеса  в экономике всех стран - не случайность, а необходимая закономерность, вызванная  самим ходом истории, и потребностями, которые возникали в процессе развития производительных сил и  технологий.

     Понимание экономического процесса и места в нем предпринимательства имеет долгую и неоднозначную историю. Однако история предпринимательства в Республике Беларусь насчитывает 15 лет. За этот период произошли значительные изменения в количественном и качественном составе предпринимательских структур, в макроэкономической и правовой среде, государственной политике в области малого бизнеса.

     В этой связи действующее законодательство в Республике Беларусь должно быть уточнено с точки зрения специфики  малого бизнеса, отличительных признаков  небольших экономических организаций  как способа производства. Хотя они  и не являются какой-то особой формой хозяйства, но активно влияют на становление  всех хозяйственных форм как прямо, так и косвенно.

Информация о работе Основные факторы и пути повышения экономической эффективности функционирования малого бизнеса в Республике Беларусь