Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2011 в 17:05, курсовая работа
Цель курсовой работы – раскрыть сущность и роль малого бизнеса в становлении рыночных отношений в Республике Беларусь, а также рассмотреть основные направления его стимулирования, в том числе и за рубежом.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи: 1) раскрыть сущность и роль малого бизнеса в становлении рыночных отношений; 2) рассмотреть опыт стимулирования и поддержки малого бизнеса в зарубежных странах; 3) выявить основные проблемы становления и направления стимулирования малого бизнеса в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
1 РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ……………..…5
2 ОПЫТ СТИМУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА ЗА РУБЕЖОМ……..10
3 МАЛЫЙ БИЗНЕС В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И ОПЫТ СТИМУЛИРОВАНИЯ…………………………..19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….........28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ ……….30
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….32
5) Устранение неблагоприятного положения малых предприятий на рынке кредитных ресурсов в силу их недостаточной финансовой устойчивости и кредитоспособности, а также целевое финансирование высоко эффективных программ и проектов, позволяющее раскрыть внутренний потенциал малых предприятий.
6)
Формирование устойчивой
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие предпринимательства и малого бизнеса в любой экономике в большей степени зависит от готовности людей заниматься этим, чем от государства. Тем не менее, государство может влиять на темпы развития данного сектора экономики, на качественные характеристики создаваемых субъектов хозяйствования и на степень их вклада в региональное экономическое развитие.
В западных странах ключевыми функциями государства по отношению к развитию малого бизнеса являются:
В Беларуси предпринимательство зародилось и стало развиваться еще в начале 90-х гг. Это происходило в сложных условиях постсоветского наследия и несовершенства законодательной базы.
Создание и развитие сектора малого бизнеса - одна из важнейших задач, стоящих перед странами с переходной экономикой, в том числе и перед Республикой Беларусь. Среди множества ролей малого предпринимательства в переходной экономике следует выделить:
Кроме того, развитие сектора малого бизнеса вызывает появление и рост среднего класса - одного из основных факторов необратимости процесса перехода к рыночной экономике и демократическому обществу.
Исследование проблем становления и развития малого бизнеса в Беларуси показало, даже сейчас, спустя почти двадцать лет с момента появления первых белорусских предпринимателей, общее состояние бизнеса в республике характеризуется наличием ряда специфических черт:
1)
Частный бизнес в Республике
Беларусь получает развитие в
специфических условиях, когда существует
необходимость восстановления
2) Первая волна белорусских «новых бизнесменов» успела представить обществу немало фактов, которые дискредитировали нарождающийся национальный бизнес (90-е гг. – заметная социальная дифференциация, ухудшение социального микроклимата на многих приватизированных предприятиях, спекуляция и др.). В таких негативных социальных проявлениях сказалось не только отсутствие в обществе прочных традиций частного предпринимательства, но также неверие в то, что новая экономическая реформа, обозначившая поворот к рынку, будет доведена до логического завершения.
3) Сохраняется достаточно высокая степень бюрократизации экономической жизни.
4) Ставка на доминирование в национальной экономике государственного сектора и усиление государственного регулирования заметно ослабляют конкурентные позиции частного сектора.
5) Сказывается достаточно скромная экономическая поддержка со стороны государства мелкого и среднего бизнеса, а также недостаточная правовая защищенность частного предпринимательства (противоречивость законодательства, его нестабильность и др.). Созданные условия хозяйствования наиболее благоприятны для крупных государственных предприятий, чем для частных, так как государство различными мерами облегчает существование первым, оказывая поддержку именно им, ставя их в более благоприятные условия.
6) Неравномерное развитие частного предпринимательства. При наличии достаточно высоких темпов в Минске ив западных областных центрах (Гродно, Брест) обнаруживается отставание частного бизнеса в восточной части, а также в некоторых небольших городах (за исключением Пинска, Бобруйска, Молодечно, Кобрина).
7) В отличие от государственного сектора, малый бизнес функционирует в условиях достаточно сильной конкуренции. Так, 60-75% малых предприятий имеют на внутреннем рынке не менее 10 конкурентов.
В
свете вышеизложенного, основными
направлениями стимулирования малого
бизнеса в Беларуси должны стать:
последовательное снижение налоговой
нагрузки, сокращение и упрощение
административных процедур, стабилизация
законодательства, дальнейшее развитие
национального банковского
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ
А
ПРИЛОЖЕНИЕ
Б