Малый бизнес в Беларуси

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2011 в 17:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – раскрыть сущность и роль малого бизнеса в становлении рыночных отношений в Республике Беларусь, а также рассмотреть основные направления его стимулирования, в том числе и за рубежом.

Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи: 1) раскрыть сущность и роль малого бизнеса в становлении рыночных отношений; 2) рассмотреть опыт стимулирования и поддержки малого бизнеса в зарубежных странах; 3) выявить основные проблемы становления и направления стимулирования малого бизнеса в Республике Беларусь.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3

1 РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ……………..…5

2 ОПЫТ СТИМУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА ЗА РУБЕЖОМ……..10

3 МАЛЫЙ БИЗНЕС В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И ОПЫТ СТИМУЛИРОВАНИЯ…………………………..19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….........28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ ……….30

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….32

Файлы: 1 файл

МАЛЫЙ БИЗНЕС В РБ.docx

— 85.98 Кб (Скачать)

     5) Устранение неблагоприятного положения малых предприятий на рынке кредитных ресурсов в силу их недостаточной финансовой устойчивости и кредитоспособности, а также целевое финансирование высоко эффективных программ и проектов, позволяющее раскрыть внутренний потенциал малых предприятий.

     6) Формирование устойчивой финансовой  базы развития малого и среднего  бизнеса, его самофинансирования. Дальнейшее развитие рынка ценных  бумаг, залоговых форм иностранных  инвестиций и других форм инвестирования  отечественного бизнеса; обеспечение  доступности банковского кредита,  повышение привлекательности долгосрочного  кредитования 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

     Развитие  предпринимательства и малого бизнеса в любой экономике в большей степени зависит от готовности людей заниматься этим, чем от государства. Тем не менее,  государство может влиять на темпы развития данного сектора экономики, на качественные характеристики создаваемых субъектов хозяйствования и на степень их вклада в региональное экономическое развитие.

     В западных странах ключевыми функциями государства по отношению к развитию малого бизнеса являются:

  • обеспечение макроэкономической стабильности;
  • формирование законодательства, в том числе налогового, содействующего развитию малого бизнеса;
  • прямая поддержка малых предприятий путем обеспечения доступа к источникам финансирования, информации, бизнес-консультированию и программам подготовки для преодоления ограниченности внутренних ресурсов;
  • создание условий для развития рыночных институтов, таких, как банковская система и различные организации содействия развитию бизнеса;
  • формирование позитивного отношения к предпринимательству в обществе.

     В Беларуси предпринимательство зародилось и стало развиваться еще в  начале 90-х гг. Это происходило  в сложных условиях постсоветского наследия и  несовершенства законодательной  базы.

     Создание  и развитие сектора малого бизнеса - одна из важнейших задач, стоящих  перед странами с переходной экономикой, в том числе и перед Республикой Беларусь. Среди множества ролей малого предпринимательства в переходной экономике следует выделить:

  • создание рабочих мест и, тем самым, снижение пресса безработицы в результате рыночной перестройки;
  • вовлечение приватизированных предприятий в активную экономическую деятельность;
  • диверсификация (наряду с большими и средними предприятиями) экономической структуры;
  • усиление инновативного потенциала экономики;
  • стимулирование деятельности экспортирующих предприятий и тех, которые выпускают импортозамещающую продукцию.

     Кроме того, развитие сектора малого бизнеса  вызывает появление и рост среднего класса - одного из основных факторов необратимости процесса перехода к рыночной экономике и демократическому обществу.

     Исследование  проблем становления  и развития малого бизнеса в Беларуси показало, даже сейчас, спустя почти  двадцать лет с момента появления первых белорусских предпринимателей, общее состояние бизнеса в республике характеризуется наличием ряда специфических черт:

     1) Частный бизнес в Республике  Беларусь получает развитие в  специфических условиях, когда существует  необходимость восстановления в  национальном сознании самой  идеи права на существование  частного бизнеса.

     2) Первая волна белорусских   «новых  бизнесменов» успела представить обществу немало фактов, которые дискредитировали  нарождающийся национальный бизнес (90-е гг. – заметная социальная дифференциация, ухудшение социального микроклимата  на многих приватизированных предприятиях, спекуляция и др.). В таких негативных социальных проявлениях сказалось не только отсутствие в обществе прочных традиций частного предпринимательства, но также неверие в то, что новая экономическая реформа, обозначившая поворот к рынку, будет доведена до логического завершения.

     3) Сохраняется достаточно высокая степень бюрократизации экономической жизни.

     4) Ставка на доминирование в национальной экономике государственного сектора и усиление государственного регулирования  заметно ослабляют конкурентные позиции частного сектора.

     5) Сказывается достаточно скромная экономическая поддержка со стороны государства мелкого и среднего бизнеса, а также недостаточная правовая защищенность частного предпринимательства  (противоречивость законодательства, его нестабильность и др.). Созданные условия хозяйствования наиболее благоприятны для крупных государственных предприятий, чем для частных, так как государство различными мерами облегчает существование первым, оказывая поддержку именно им, ставя их в более  благоприятные условия.

     6) Неравномерное развитие частного предпринимательства. При наличии достаточно высоких темпов  в Минске ив  западных областных центрах (Гродно, Брест) обнаруживается отставание частного бизнеса в восточной части, а также  в некоторых небольших городах (за исключением Пинска, Бобруйска, Молодечно, Кобрина).

     7) В отличие от государственного сектора, малый бизнес функционирует в условиях достаточно сильной конкуренции. Так, 60-75% малых предприятий имеют на внутреннем рынке не менее 10 конкурентов.

     В свете вышеизложенного, основными  направлениями стимулирования малого бизнеса в Беларуси должны стать: последовательное снижение налоговой  нагрузки,  сокращение и упрощение  административных процедур, стабилизация законодательства, дальнейшее  развитие национального банковского сектора.

       
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ  ИНФОРМАЦИИ 

  1. Алейников, А.Н. Предпринимательская деятельность. – М.: ООО «Новое знание», 2003. – 303с.
  2. Бункин, М.К., Семенов, В.А. Макроэкономика: Учебное пособие. - М., 2000. – 502 с.
  3. Германович, Г.В. Критерии малого и среднего бизнеса: опыт зарубежных стран и предложения по его оценке в Республике Беларусь // Белорусская экономика – 2003. - №12. -  с. 25 – 31.
  4. Гилевич, В.Ф. Совершенствование государственной поддержки малого предпринимательства// Экономика. Финансы. Управление. – 2009. -№ 7. – с. 7-12.
  5. Гужиньский, П., Козаржевский, П. Международный опыт поддержки сектора малых и средних предприятий // Малый и средний бизнес в Беларуси. – 2006. - № 4. – с. 2-10.
  6. Давидовская, И.Л. Доходы и расходы организации. - М., 2002. – 328 с.
  7. Ермак, Д. Малый бизнес в Беларуси: искусственное размножение [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kosht.com. Дата доступа: 14.08.2010г.
  8. Качук, Д.В. Инфраструктура поддержки развития малого бизнеса за рубежом // Вестник БДЭУ.- 2004. - №2. – с. 71- 92.
  9. Качук, Д.В. Малое и среднее предпринимательство в рыночной экономике // Вестник БДЭУ. -  2004. - №4. - c. 40-108.
  10. Киселева, Е.А., Чепурин М.Н., Курс экономической теории – Мн.: АСА, 2006. – 476 с.
  11. Ковалев, М. Малое предпринимательство в Беларуси // Вестник Ассоциации Белорусских банков.-  2004. - №28. – с. 28 – 34.
  12. Кольский, А. Вместо поддержки - удушающие объятья // Директор. – 2006. - № 12. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.economy-law.com/sub.html. Дата доступа: 10.08.2010г.
  13. Лемешевский, И.М. Микроэкономика: социально-экономический аспект. – Мн.: ФУаинформ, 2006. – 512с.
  14. Лихачевский, А. О состоянии малого предпринимательства в Республике Беларусь в 2003 – 2004 г. и некоторые тенденции развития данного сектора экономики // ЭФУ. -  2005. - №3. -  c.75 – 79.
  15. Макроэкономика: Учебное пособие /Н.И. Базылев, М.Н. Базылева, С.П. Гурко [и др.]; под общ. ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – Мн.: БГЭУ, 1998. – 216с.
  16. Малое предпринимательство в Республике Беларусь: Статистический сборник. – Мн.:  Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2009. – 148с.
  17. Малый и средний бизнес [Электронный ресурс] // Национальный инвестиционный сайт Республики Беларусь. Режим доступа: http://www.invest.belarus.by/ru. Дата доступа: 11.08.2010г.
  18. Никитенко, П., Лученок, А. Предпринимательство  в белорусской  институциональной модели // Общество и экономика. - 2005. - № 9. – с. 81 – 113.
  19. О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь: законом Республики Беларусь от 16 октября 1996 г. № 685-XIII [Электронный ресурс] // Национальный правовой интернет-портал. – Режим доступа: http://ncpi.gov.by. Дата доступа: 17.08.2010г.
  20. О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства: указ Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009г. № 255 [Электронный ресурс] // Национальный правовой интернет-портал. – Режим доступа: http://ncpi.gov.by. Дата доступа: 17.08.2010г.
  21. Орлов, В.И. Роль государства как гаранта в развитии предпринимательства в Республике Беларусь // Вестник БГУ. Серия 3. - 2008. - № 1. – с. 32-34.
  22. Основные показатели деятельности малых предприятий: годовые данные [Электронный ресурс] // Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь. Режим доступа: http://belstat.gov.by/index.htm. Дата доступа: 08.08.2010г.
  23. Рекомендации по разработке городских программ поддержки предпринимательства. – Мн.: Международное объединение «Экономические исследования и образование», 2008. – 44с.
  24. Система поддержки малого и среднего бизнеса в ЕС [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.gomel-agency.org/userfiles. Дата доступа: 17.08.2010.
  25. Социально-экономическое положение Республики Беларусь. Январь 2005: Доклад Министерства статистики и анализа РБ. – Мн.,  2005. – 130 с.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЯ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ  А 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ  Б 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Малый бизнес в Беларуси