Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 13:50, курсовая работа
Цель курсовой работы – раскрытие особенностей функционирования малого и среднего бизнеса как гарантии стабильности экономики.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- раскрыть сущность и классификацию малого бизнеса;
- рассмотреть особенности функционирования предприятия малого и среднего бизнеса.
Введение
С первых дней существования молодого независимого Казахстана малому бизнесу отводится одна из ведущих ролей в стабилизации рыночной экономики, а поддержка и развитие малого предпринимательства законодательно признаны приоритетной сферой государственной экономической политики. И хотя в Казахстане влияние этого сектора на социальное и экономическое развитие общества не достаточно велико, как в промышленно развитых странах Западной Европы, Америки и Юго-Восточной Азии, где на его долю приходится более половины валового внутреннего продукта, малое предпринимательство в нашей стране стало массовой, динамично развивающейся частью деловой жизни.
Малый бизнес является составляющей казахстанской системы частного предпринимательства. В соответствии с Законом от 19 июня 1997 года «О государственной поддержке малого предпринимательства» к субъектам малого бизнеса относятся физические лица без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели) и юридические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, со среднегодовой численностью работников не более 50 человек и общей стоимостью активов за год не свыше шестидесятитысячекратного месячного расчетного показателя (что на сегодня составляет чуть больше 55 миллионов тенге или 400 тысяч долларов США). Вместе с тем, в составе малого предпринимательства законодательством выделяется также микробизнес, субъектами которого являются индивидуальные предприниматели и юридические лица со среднегодовой численностью работников до 10 человек.
Обращаясь к истории рассматриваемого вопроса, следует отметить, что первые шаги по пути развития и поддержки малого предпринимательства в Казахстане были сделаны еще в 1997 году, когда Президентом были приняты Указы «О мерах по усилению государственной поддержки и активизации развития малого предпринимательства» и «О приоритетах и региональных
программах поддержки и развития малого предпринимательства в Республике Казахстан». В данных нормативных актах были намечены основные направления государственной политики в этой сфере и первоочередные мероприятия для ее осуществления. Координация действий центральных и местных исполнительных органов по поддержке малого предпринимательства, а также взаимодействие с международными финансовыми институтами в вопросах оказания финансовой и технической помощи малому предпринимательству были поручены специально созданному в этих целях государственному органу — Агентству по поддержке малого предпринимательства в составе Министерства экономики и торговли Республики Казахстан. В настоящее время функции и полномочия в области поддержки малого бизнеса переданы Министерству индустрии и торговли Республики Казахстан.
В качестве первых приоритетов развития малого предпринимательства были обозначены:
- создание новых и развитие действующих производств товаров народного потребления, замещающих импорт, строительных материалов, малых видов оборудования;
- развитие сферы услуг, в первую очередь оказываемых кооперативам собственников квартир;
- развитие производств по дальнейшей переработке продукции аграрного комплекса.
Дальнейшее участие государства в судьбе малого бизнеса нашло свое отражение в разработке и поэтапном принятии нескольких годовых программ развития и поддержки малого предпринимательства. Проводя сравнительный анализ названных программ, можно отметить, что все они были направлены, прежде всего, на увеличение доли малого бизнеса в приоритетных отраслях экономики, особенно в производственной сфере, развитие системы информационного обеспечения, обеспечение занятости населения, совершенствование финансово-кредитной и инвестиционной политики, а также создание нормативно-правовой базы в этой сфере.
Актуальность выбранной темы курсовой работы заключается в том, что развитый малый и средний бизнес является гарантией стабильной экономики. Уровень развития малого и среднего бизнеса является гарантией социально-экономического развития страны.
Цель курсовой работы – раскрытие особенностей функционирования малого и среднего бизнеса как гарантии стабильности экономики.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
-
раскрыть сущность и
-
рассмотреть особенности
Глава 1. Теоретические
аспекты деятельности
предприятий малого
и среднего бизнеса
1.1
Сущность предприятий
малого бизнеса
Дадим общепринятые определения по теме курсовой работы.
Предприятие малого бизнеса - субъект малого предпринимательства в форме юридического лица. МАЛОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ, фирма — небольшое предприятие любой формы собственности, характеризуемое прежде всего ограниченным числом работников (от 15 человек в торговле до 100—200 — в промышленности) и занимающее крайне небольшую долю в общем по стране, региону объеме деятельности, являющейся профильной для предприятия. Об этой доле судят по стоимости создаваемой и реализуемой продукции. Так как число малых предприятий единого профиля в крупной стране исчисляется десятками и сотнями тысяч, то на одно такое предприятие приходится незначительная доля процента общего объема производства, хотя все вместе они способны производить до половины всей продукции страны.
Действующее предприятие малого бизнеса - предприятие малого бизнеса, которое осуществляет или потенциально могли бы осуществлять экономическую деятельность.
Активное предприятие малого бизнеса - предприятие малого бизнеса, осуществляющее экономическую деятельность.
Размер предприятия малого бизнеса - понятие, связанное с численностью занятых на предприятии в среднем за год. Классифицируется согласно ведомственному классификатору размерности предприятий (КРП).
Индивидуальные
предприниматели - граждане, занимающиеся
предпринимательской
- постоянно используют труд наемных работников;
- имеют от предпринимательской деятельности совокупный годовой доход, превышающий размер необлагаемого налогом дохода.
Государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей осуществляют налоговые органы.
Вид экономической деятельности - деятельность, при которой оборудование, рабочая сила, производственные процессы, информационные сети и продукция объединяются, что приводит к созданию однородной продукции (товаров, услуг). Вид экономической деятельности характеризуется затратами, процессом производства и произведенной продукцией. Каждому зарегистрированному субъекту малого предпринимательства присваивается тот вид экономической деятельности, который обеспечивает наибольший прирост добавленной стоимости, то есть является основным. Вид деятельности определяется в соответствии с государственным классификатором ОКЭД.
В целях стимулирования деятельности субъектов малого бизнеса государство предложило им упрощенный порядок создания (регистрации). Это, прежде всего, выражается в сроках регистрации. В соответствии с положениями законодательства государственная регистрация субъектов малого предпринимательства и учетная регистрация их филиалов и представительств производятся не позднее трех рабочих дней со дня подачи заявления с приложением необходимых документов. Для сравнения — государственная регистрация иных юридических лиц и их филиалов и представительств производится в десятидневный срок. При этом в целях регистрации субъекты малого предпринимательства не представляют документ, удостоверяющий их местонахождение, тогда как для других субъектов предоставление такого документа обязательно. Законодательство также предлагает субъектам малого предпринимательства осуществление деятельности на основании типового устава, утвержденного Правительством, что существенно облегчает подготовку документов, необходимых для регистрации. Кроме того, ставки сбора за государственную регистрацию юридических лиц, являющихся субъектами малого предпринимательства, их филиалов и представительств составляет пятикратный месячный расчетный показатель, действующий на день уплаты сбора. Для иных юридических лиц става сбора значительно выше — 20 месячных расчетных показателей.
Что касается ликвидации субъектов малого бизнеса, то она пока осуществляется в общеустановленном порядке, однако, предоставление льгот в данном вопросе входит в число мероприятий, направленных на развитие и поддержку малого бизнеса в ближайшем времени.
Налогообложение и финансовая отчетность субъектов малого бизнеса
Налоговым кодексом Республики Казахстан предусмотрены определенные прогрессивные меры, направленные на совершенствование системы налогового регулирования деятельности малых предприятий. Наиболее важными из них являются дифференцированный подход к предоставлению льготного режима налогообложения субъектам малого предпринимательства в зависимости от организационно-правовой формы, уровня дохода, а также введение особого режима для сельхозтоваропроизводителей.
Так, отдельным разделом Налогового кодекса Республики Казахстан предусматриваются специальные налоговые режимы, существенно снижающие налоговую нагрузку и упрощающие систему налогообложения, в том числе в отношении субъектов малого бизнеса, крестьянских фермерских хозяйств, юридических лиц — производителей сельхозпродукции. Специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса определяется на основе разовых талонов, патента и упрощенной декларации.
В течение 2002 - 2011 годов в Налоговый кодекс Республики Казахстан были внесены изменения и дополнения, связанные с дальнейшим снижением налогового бремени для субъектов малого бизнеса, в частности:
- расширены границы применения патентной системы налогообложения: увеличен максимальный размер дохода с 1,0 млн. тенге до 3 млн. тенге в квартал;
- снижена шкала ставок по упрощенной декларации: как для индивидуальных предпринимателей (с 11, 7, 4 % до 7, 5, 3 %), так и для юридических лиц (с 13, 11, 9, 7, 5 % до 9, 7, 5, 4 %), применяющих специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации;
- для стимулирования роста заработной платы наемных работников снижено ограничение по заработной плате работников для применения корректировки в размере 1,5 процентов по уменьшению исчисленных сумм налогов по упрощенной декларации — до 2-кратного минимального размера заработной платы для индивидуальных предпринимателей, до 2,5-кратного минимального размера заработной платы для юридических лиц против установленного в настоящее время 3-кратного минимального размера заработной платы;
- расширен список лицензируемых видов деятельности, при осуществлении которых налогоплательщики имеют право применять специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации;
- увеличено «пороговое значение по НДС» с 10000 месячных расчетных показателей (8,2 млн. тенге) до 12000 месячных расчетных показателей (10,4 млн. тенге).
Кроме того, в соответствии с Законом «О государственной поддержке малого предпринимательства» бухгалтерская отчетность субъектов малого предпринимательства может представляться в порядке, предусматривающем упрощенные процедуры и формы отчетности. Данная норма распространяется на всех субъектов малого предпринимательства, кроме субъектов, занимающихся производством, переработкой и реализацией подакцизной продукции (за исключением розничной реализации алкогольной и табачной продукции). Упрощенная форма ведения бухгалтерского учета определяется Стандартом бухгалтерского учета и МСФО(НСФО).
Устойчивое
развитие банковского сектора позволяет
совершенствовать рынок финансовых
услуг и формировать
В целях стимулирования деятельности физических и юридических лиц, являющихся субъектами малого предпринимательства, и оказания им финансовой поддержки в Казахстане в 2003 году принят Закон «О микрокредитных организациях», в соответствии с которым предусмотрена возможность предоставления микрокредитов в размере, не превышающем тысячекратного размера месячного расчетного показателя на одного заемщика.
Льготное положение субъектов малого предпринимательства подтверждается также возможностью открытия счетов в банках второго уровня без взимания платы.
В рамках государственных закупок товаров, работ и услуг на тендерной основе субъекты малого бизнеса также имеют ряд преимуществ. Так в соответствии с Законом «О государственных закупках» общие требования о необходимости обладания опытом работы на рынке закупаемых товаров, работ и услуг не менее года на субъектов малого предпринимательства не распространяются. Потенциальные поставщики — субъекты малого бизнеса не вносят обеспечения конкурсной заявки. Конкурсная комиссия при определении выигравшей конкурсной заявки учитывает объем товаров и услуг, предусмотренный в конкурсной документации, поставляемых и оказываемых субъектами малого предпринимательства. Субъектам малого предпринимательства конкурсная документация предоставляется бесплатно.