Сущность малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 02:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является раскрытие основных теоретических понятий и характеристик малого бизнеса; отражение его роли в экономике; анализ деятельности малого бизнеса в развитых зарубежных странах и в Республике Беларусь; выявление проблем и перспектив развития малого бизнеса Беларуси.
Для достижения данной цели необходимо глубоко ознакомится с литературой на эту тему, изучить соответствующую правовую базу и решить следующие задачи:
раскрыть сущность такого понятия как «малый бизнес» и роль малого бизнеса в развитии любого государства;
ознакомиться с опытом поддержки малого бизнеса в зарубежных странах;
проанализировать состояние малого бизнеса в развитых зарубежных странах и в Республике Беларусь;
рассмотреть последние изменения в законодательной базе Республики Беларусь, связанные с малым бизнесом;
выделить проблемы и перспективы развития малого бизнеса в Беларуси.

Файлы: 1 файл

Малый бизнес курсовая 2010.doc

— 254.50 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ 

    В переходный период важнейшим условием отказа от административной экономики  и формирования новой экономической  системы выступает наращивание потенциала частного сектора.

    На  первый план в экономической жизни  страны выходит частное предпринимательство и малый бизнес. Малый бизнес – один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Развитие малого бизнеса отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства.

    Индивидуальный  предприниматель является своеобразной альтернативой наёмному труду. Это особый и весьма достойный образ жизни, когда человек высоко ценит в первую очередь свободный труд, частную собственность и экономическую свободу, причастность к управленческой деятельности.

    Рыночная  экономика обычно предполагает доминирование  малых предприятий, имеющих ряд преимуществ. Такие предприятия успешно зарекомендовали себя в современных условиях.

    Актуальность  темы курсовой работы обусловлена тем, что  предпринимательство и малый бизнес занимают центральное место в процессе перестройки хозяйства Республики Беларусь, ориентированной на построение рыночных отношений.

     Целью работы является раскрытие основных теоретических понятий и характеристик малого бизнеса; отражение его роли в экономике; анализ деятельности малого бизнеса в развитых зарубежных странах и в Республике Беларусь; выявление проблем и перспектив развития малого бизнеса Беларуси.

     Для достижения данной цели необходимо глубоко  ознакомится с литературой на эту тему, изучить соответствующую правовую базу и решить следующие задачи:

  • раскрыть сущность такого понятия как «малый бизнес» и роль малого бизнеса в развитии любого государства;
  • ознакомиться с опытом поддержки малого бизнеса в зарубежных странах;
  • проанализировать состояние малого бизнеса в развитых зарубежных              странах и в Республике Беларусь;
  • рассмотреть последние изменения в законодательной базе Республики Беларусь, связанные с малым бизнесом;
  • выделить проблемы и перспективы развития малого бизнеса в Беларуси.

        Основными методами исследования  являются сравнение, анализ, синтез, индукция и дедукция. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1

     Малый бизнес: сущность, классификация, особенности функционирования и его роль в развитии государства

 
    1.   Экономическое содержание малого бизнеса и его виды
 

    Важным  фактором формирования рынка является развитие малого бизнеса. К малому бизнесу относят фирмы, которые имеют независимую собственность, обладают хозяйственной самостоятельностью и не доминируют в своей сфере деятельности [1, с.6].

      Малый бизнес – это предпринимательская деятельность, дающая прибыль на малых предприятиях, не входящих ни в одно монополистическое объединение. Он представляет самый многочисленный класс мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития страны [2, с.80].

    По  действующему законодательству малое  предпринимательство в Республике Беларусь представлено в двух формах: юридические лица и индивидуальные предприниматели.

    При отнесении предприятия к субъектам  малого предпринимательства используются следующие количественные и качественные критерии:

    Количественные:

  • численность занятых на предприятии (наиболее распространенный);
  • размер уставного капитала;
  • величина активов;
  • объем оборота (прибыли, дохода).

    По  данным Мирового банка, общее число  показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого бизнеса, превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются те, что описаны выше.

    Среди качественных критериев при отнесении компании к субъектам малого предпринимательства используются следующие:

  • предприятие владеет небольшой долей рынка;
  • управление предприятием осуществляет лично его владелец;
  • предприятие является независимым, т.е. не подчиняется крупной                                компании [3, с.12].

    Малые предприятия классифицируются не только по принадлежности к той или иной отрасли, но и по своим возможностям и характеру деятельности.

    По  своим возможностям малые предприятия можно условно разделить на два вида:

    - не имеющие потенциала для  роста (такие предприятия занимают  свою небольшую нишу, например, охватывают  небольшой по территории рынок  или занимаются товарами, имеющими  ограниченный спрос);

    - быстрорастущие, которые имеют в будущем потенциал для роста деловой активности, но вначале создаются как малые предприятия. По мере роста масштабов деятельности и деловой активности они перейдут в категорию крупных предприятий [4, с.7].

    По  характеру деятельности малые предприятия  можно разделить на экономически независимые, т.е. осуществляющие свою деятельность самостоятельно, и связанные с крупными предприятиями, т.е. выполняющие определенный вид услуг или работ по заказам этих предприятий [5,  с.108-109].

    В малом бизнесе различают следующие виды предпринимательства:

  • по направленности деятельности: производственная, коммерческая, финансовая, инновационная;
  • по содержанию функциональной ориентации предпринимателей: управление производством, финансирование, посредническая и консультационная деятельность;
  • по числу видов деятельности: однопрофильная, многопрофильная;
  • по сложности деятельности: не требующая специальных знаний, тре-

    бующая  специальных знаний, основанная на высоких технологиях и уникальных знаниях;

  • по отраслевым направлениям направлениям деятельности: промышленное, сельскохозяйственное, в строительстве и в других отраслях народного хозяйства [1, с.7-8].

    Таким образом, малый бизнес – это самостоятельная, инициативная деятельность граждан, направленная на получение прибыли и осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица (предприятия). В Республике Беларусь малое предпринимательство представлено в двух формах: юридические лица и индивидуальные предприниматели. При отнесении предприятия к малому бизнесу могут использоваться различные критерии. Это прежде всего численность работников, объем реализованной продукции и услуг, отраслевая принадлежность, величина годовой балансовой прибыли, возможности и характер деятельности и др. В большинстве стран основными считаются среднесписочная численность и отраслевая принадлежность.  

    1.   Специфика развития малого бизнеса в рыночной экономике
 

    Современная экономика развитых стран в подавляющем  большинстве представлена малыми и средними предприятиями, их доля в общей численности зарегистрированных предприятий достигает 99% (в Японии). Малый бизнес в рыночной экономике является сегодня ведущим сектором, определяющим темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Он сводится к новаторскому, антибюрократическому стилю хозяйствования. Малые предприятия быстро реагируют на внешние условия и видоизменяют конечную продукцию, следуя за спросом, осваивают новую продукцию. Например, в Японии малые предприятия способны завершить опытное производство в течение недели, в то время как на крупных предприятиях этот процесс занимает гораздо больше времени [5, с.109].

    Малый бизнес является, как ни парадоксально, основой создания крупных компаний. Крупнейшие современные корпорации создавались именно как малые предприятия (IBM, Microsoft, MacDonald’s и др.) [3, с.3].

    Рассматривая зарубежный и отечественный опыт развития малого бизнеса, можно указать на следующие его достоинства:

  • сравнительно низкая капиталоёмкость и поэтому широкая доступность всем желающим открыть своё дело;
  • гибкость и оперативность в действиях и решениях, что позволяет в короткие сроки наладить производство, торговлю разнообразными товарами и услугами;
  • личное общение с клиентами, ориентация на потребителя, быстрая адаптация к особенностям местных условий, что значительно повышает вероятность выживаемости малого бизнеса;
  • возможность быстрого накопления капитала, высокая его оборачиваемость, свободный и оперативный перелив капитала в наиболее доходные сферы деятельности, что позволяет малому бизнесу быстро приспосабливаться и изменяться;
  • низкие эксплуатационные издержки, что позволяет малым фирмам оставаться «на плаву» даже в самые тяжёлые периоды развития экономики;
  • небольшой размер рынка для обеспечения прибыльности бизнеса;
  • независимость действий, возможность быстро реализовать свои идеи, изобретения, достичь личного успеха, что особенно важно для людей с ярко выраженными индивидуальными чертами характера. В большинстве малых фирм управленческая иерархия не соблюдается, система принятия управленческих решений значительно упрощена, что даёт возможность быстро и гибко реагировать на конъюнктурные изменения;
  • мобильность на рынке и в сфере высоких технологий, что способствует

достижению высоких научно-технических результатов.

       Несмотря на большое значение малого бизнеса для экономики, его становление и развитие сопряжено с определенными трудностями и недостатками. Главная проблема в малом бизнесе – нехватка первоначального капитала и трудности с его привлечением со стороны в процессе деятельности. Значительная часть малых фирм должна ориентироваться в основном на собственные средства. Недостаток капитала порождает, в свою очередь, ряд функциональных недостатков, к которым можно отнести проблемы с привлечением квалифицированной рабочей силы, специалистов по менеджменту, приобретение устаревшего оборудования, неудобное месторасположение фирмы [2, с.112-113].

    К недостаткам малого бизнеса также  относят:

    • большая физическая и умственная интенсивность, которую требует предпринимательская деятельность, особенно на её начальном этапе;
    • длинный рабочий день и большая ответственность, поэтому предпринимателю уже с первых шагов необходимо настраиваться на долгие часы тяжёлой работы и редкие часы отдыха;
    • значительная зависимость от других лиц, фирм и государства. Малые предприятия вынуждены подчиняться не только законам, но и партнёрам, которые диктуют график работы фирмы, условия контрактов, уровень цен и др.;
    • личные проблемы предпринимателей. Ошибки в бизнесе нередко отражаются на жизненном уровне семьи, а это становится причиной появления дополнительных проблем личного характера [5, с.113].

          На развитие малого бизнеса  отрицательно влияют следующие  факторы:

          -социально-экономические: темпы демонополизации, разгосударствление и приватизация; отсутствие развития рыночной инфраструктуры, доступных источников финансирования,системы страхования коммерческих рисков;

         -политические: степень поддержки  и развития предпринимательства, на-личие препятствий бюрократического характера;

        -правовые: несовершенство системы  налогообложения, противоречия в  нормативно-правовой базе;

        -психологические: негативное отношение  населения к бизнесу; отсутствие нового подхода к оценке деятельности предприятия;

        -организационные: нехватка специалистов-менеджеров, отсутствие опыта и знаний [6, с.22].

Информация о работе Сущность малого бизнеса