Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 02:26, курсовая работа
Целью работы является раскрытие основных теоретических понятий и характеристик малого бизнеса; отражение его роли в экономике; анализ деятельности малого бизнеса в развитых зарубежных странах и в Республике Беларусь; выявление проблем и перспектив развития малого бизнеса Беларуси.
Для достижения данной цели необходимо глубоко ознакомится с литературой на эту тему, изучить соответствующую правовую базу и решить следующие задачи:
раскрыть сущность такого понятия как «малый бизнес» и роль малого бизнеса в развитии любого государства;
ознакомиться с опытом поддержки малого бизнеса в зарубежных странах;
проанализировать состояние малого бизнеса в развитых зарубежных странах и в Республике Беларусь;
рассмотреть последние изменения в законодательной базе Республики Беларусь, связанные с малым бизнесом;
выделить проблемы и перспективы развития малого бизнеса в Беларуси.
ВВЕДЕНИЕ
В переходный период важнейшим условием отказа от административной экономики и формирования новой экономической системы выступает наращивание потенциала частного сектора.
На
первый план в экономической жизни
страны выходит частное
Индивидуальный предприниматель является своеобразной альтернативой наёмному труду. Это особый и весьма достойный образ жизни, когда человек высоко ценит в первую очередь свободный труд, частную собственность и экономическую свободу, причастность к управленческой деятельности.
Рыночная экономика обычно предполагает доминирование малых предприятий, имеющих ряд преимуществ. Такие предприятия успешно зарекомендовали себя в современных условиях.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что предпринимательство и малый бизнес занимают центральное место в процессе перестройки хозяйства Республики Беларусь, ориентированной на построение рыночных отношений.
Целью
работы является раскрытие основных
теоретических понятий и
Для достижения данной цели необходимо глубоко ознакомится с литературой на эту тему, изучить соответствующую правовую базу и решить следующие задачи:
Основными методами
Важным фактором формирования рынка является развитие малого бизнеса. К малому бизнесу относят фирмы, которые имеют независимую собственность, обладают хозяйственной самостоятельностью и не доминируют в своей сфере деятельности [1, с.6].
Малый бизнес – это предпринимательская деятельность, дающая прибыль на малых предприятиях, не входящих ни в одно монополистическое объединение. Он представляет самый многочисленный класс мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития страны [2, с.80].
По
действующему законодательству малое
предпринимательство в
При
отнесении предприятия к
Количественные:
По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого бизнеса, превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются те, что описаны выше.
Среди качественных критериев при отнесении компании к субъектам малого предпринимательства используются следующие:
Малые предприятия классифицируются не только по принадлежности к той или иной отрасли, но и по своим возможностям и характеру деятельности.
По своим возможностям малые предприятия можно условно разделить на два вида:
-
не имеющие потенциала для
роста (такие предприятия
- быстрорастущие, которые имеют в будущем потенциал для роста деловой активности, но вначале создаются как малые предприятия. По мере роста масштабов деятельности и деловой активности они перейдут в категорию крупных предприятий [4, с.7].
По характеру деятельности малые предприятия можно разделить на экономически независимые, т.е. осуществляющие свою деятельность самостоятельно, и связанные с крупными предприятиями, т.е. выполняющие определенный вид услуг или работ по заказам этих предприятий [5, с.108-109].
В малом бизнесе различают следующие виды предпринимательства:
бующая специальных знаний, основанная на высоких технологиях и уникальных знаниях;
Таким
образом, малый бизнес – это самостоятельная,
инициативная деятельность граждан, направленная
на получение прибыли и осуществляемая
от своего имени, на свой риск и под свою
ответственность или от имени и под имущественную
ответственность юридического лица (предприятия).
В Республике Беларусь малое предпринимательство
представлено в двух формах: юридические
лица и индивидуальные предприниматели.
При отнесении предприятия к малому бизнесу
могут использоваться различные критерии.
Это прежде всего численность работников,
объем реализованной продукции и услуг,
отраслевая принадлежность, величина
годовой балансовой прибыли, возможности
и характер деятельности и др. В большинстве
стран основными считаются среднесписочная
численность и отраслевая принадлежность.
Современная экономика развитых стран в подавляющем большинстве представлена малыми и средними предприятиями, их доля в общей численности зарегистрированных предприятий достигает 99% (в Японии). Малый бизнес в рыночной экономике является сегодня ведущим сектором, определяющим темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Он сводится к новаторскому, антибюрократическому стилю хозяйствования. Малые предприятия быстро реагируют на внешние условия и видоизменяют конечную продукцию, следуя за спросом, осваивают новую продукцию. Например, в Японии малые предприятия способны завершить опытное производство в течение недели, в то время как на крупных предприятиях этот процесс занимает гораздо больше времени [5, с.109].
Малый бизнес является, как ни парадоксально, основой создания крупных компаний. Крупнейшие современные корпорации создавались именно как малые предприятия (IBM, Microsoft, MacDonald’s и др.) [3, с.3].
Рассматривая зарубежный и отечественный опыт развития малого бизнеса, можно указать на следующие его достоинства:
достижению высоких научно-технических результатов.
Несмотря на большое значение малого бизнеса для экономики, его становление и развитие сопряжено с определенными трудностями и недостатками. Главная проблема в малом бизнесе – нехватка первоначального капитала и трудности с его привлечением со стороны в процессе деятельности. Значительная часть малых фирм должна ориентироваться в основном на собственные средства. Недостаток капитала порождает, в свою очередь, ряд функциональных недостатков, к которым можно отнести проблемы с привлечением квалифицированной рабочей силы, специалистов по менеджменту, приобретение устаревшего оборудования, неудобное месторасположение фирмы [2, с.112-113].
К недостаткам малого бизнеса также относят:
На развитие малого бизнеса отрицательно влияют следующие факторы:
-социально-экономические: темпы демонополизации, разгосударствление и приватизация; отсутствие развития рыночной инфраструктуры, доступных источников финансирования,системы страхования коммерческих рисков;
-политические: степень поддержки
и развития
-правовые: несовершенство системы
налогообложения, противоречия
-психологические: негативное
-организационные: нехватка