Сущность малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 02:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является раскрытие основных теоретических понятий и характеристик малого бизнеса; отражение его роли в экономике; анализ деятельности малого бизнеса в развитых зарубежных странах и в Республике Беларусь; выявление проблем и перспектив развития малого бизнеса Беларуси.
Для достижения данной цели необходимо глубоко ознакомится с литературой на эту тему, изучить соответствующую правовую базу и решить следующие задачи:
раскрыть сущность такого понятия как «малый бизнес» и роль малого бизнеса в развитии любого государства;
ознакомиться с опытом поддержки малого бизнеса в зарубежных странах;
проанализировать состояние малого бизнеса в развитых зарубежных странах и в Республике Беларусь;
рассмотреть последние изменения в законодательной базе Республики Беларусь, связанные с малым бизнесом;
выделить проблемы и перспективы развития малого бизнеса в Беларуси.

Файлы: 1 файл

Малый бизнес курсовая 2010.doc

— 254.50 Кб (Скачать)

     Малые предприятия играют важную роль в  современной экономике. Например, в  США малые и средние компании производят 21% валового продукта в обрабатывающей промышленности, 80% — в строительстве, 86%— в оптовой торговле, 81% — в сфере обслуживания. Подобным образом обстоят дела и в других развитых странах (см. таблицу 1.1). В странах с переходной экономикой процесс трансформации хозяйственного механизма продолжается, о чём свидетельствует и слабая роль малого бизнеса в экономическом развитии этих стран: например, в Республике Беларусь доля малого бизнеса в общей численности занятых составляет 7,6%, а в общем объеме промышленного производства — 7,5%. что на порядок меньше аналогичных показателей стран с развитой рыночной системой [3, с.13]. 

Таблица 1.1 − Роль малого бизнеса в экономике отдельных стран

Страна Число малых  и средних предприятий Число занятых, млн. чел. Доля  малых и средних предприятий, %
тыс. ед. в расчёте на 1 тыс. жителей в общей численности  занятых в ВВП
Великобритания 2930 46 13,6 49 50-53
Германия 2290 37 18,5 46 50-54
Италия 3920 68 16,8 73 57-60
Франция 1980 35 15,2 54 55-62
Страны  ЕС 15777 45 68 72 63-67
США 19300 74 70,2 54 50-52
Япония 6450 50 39,5 78 52-55
Российская  Федерация 837 6 8,1 10 10-11
Республика  Беларусь 27 3 0,3 8 7-8*
 

*Для  РБ – доля МП в общем объеме  промышленного производства.

Примечание  – Источник: [3, c.13]

     В настоящее время малые предприятия представлены практически во всех отраслях экономики. Они функционируют не только в таких традиционных сферах, как легкая и пищевая промышленность, но и появляются в машиностроении, производстве оптических приборов, химической и электротехнической промышленности. Количественный рост небольших компаний в промышленности предопределен углублением специализации и дифференциации производства, отказом от крупносерийного производства в пользу мелкосерийного и индивидуального.

     Важной  особенностью, отличающей малое предпринимательство от крупного, является не столько масштаб операций, сколько подход к организации бизнеса [3, с.13].

     На  малых предприятиях слабо представлена специализация выполняемых функций ввиду небольшой численности персонала. Значительное число функций как оперативного, так и стратегического управления, выполняет руководитель—собственник компании, поэтому на малом предприятии, как правило, существует только один центр принятия управленческих решений. Ввиду небольшого объема располагаемых ресурсов период планирования является коротким, чаще не более одного года.

     Как правило, на малом предприятии слабое внимание уделяют системе отбора кадров, планированию производства, построению системы отчетности и контроля за важнейшими экономическими показателями.

     Главной особенностью малых предприятий  является их большая чувствительность к изменениям экономической среды. Поскольку характерной чертой рыночной экономики является цикличность развития, то проблема выживания малых предприятий состоит в наличии резервов для того, чтобы пережить период спада и дождаться подъема рынка. Проблема выживания предприятия состоит в том, что оно должно накопить достаточную сумму прибыли в период подъема, чтобы профинансировать свои постоянные издержки в период спада.

    Малое предприятие располагает небольшим  объемом ресурсов, поэтому его  отличительной особенностью является высокая чувствительность к изменению  уровня постоянных затрат [3, с.14].

    По  данным сотрудников администрации малого бизнеса США 16% новых малых предприятий и около 14% уже существующих в течение года прекращают свою деятельность по разным причинам, в том числе и из-за банкротства.

    В то же время процесс банкротства  – это неотъемлемая часть функционирования экономического механизма, позволяющий экономике избавиться от убыточных предприятий и неэффективных предпринимателей [3, с.15].

    Таким образом, экономика, в которой малый  бизнес имеет небольшой удельный вес, считается “лоскутной”, так как она не в состоянии качественно обслуживать своих граждан с учетом их разнообразных индивидуальных потребностей и предпочтений. Малый бизнес – это, в первую очередь, новые товары и услуги, их широкий ассортимент, новые рабочие места, основные налоги в местные и федеральные (республиканские) бюджеты, низкие издержки и доступные цены. В развитых странах на долю малого предпринимательства приходится около 50% всех крупных изобретений при незначительном, по сравнению с крупными компаниями, объеме ассигнований на науку. Если считать крупный бизнес “костяком” экономики, то малый бизнес по праву можно назвать ее “мускулами”. Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры, придает экономике необходимую гибкость и динамичность. Существенный вклад оно вносит в формирование нормальной конкурентной среды.  
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 2

     Анализ  состояния малого бизнеса 

    2.1 Состояние малого бизнеса в развитых зарубежных странах, поддержка со стороны государства 

    В мировой практике малый бизнес давно  рассматривается как важный элемент  производственной структуры, обладающий высокой и стабильной динамикой развития, и к нему во всем мире относятся с уважением. За последние 10-15 лет во всех развитых странах в результате проводимых государством программ поддержки малого бизнеса доля его в национальном доходе составила от 38 до 62% [7, с.13].

    Из  всех организационно-правовых структур предпринимательской деятельности наиболее широкое распространение  в мире получают мелкие и средние  предприятия. В странах ЕС на их долю приходится 63-67% ВВП и свыше 70% работающего населения, в США – 50-52 и 54%, в Японии – 52-55 и 78% соответственно.

    В последние годы малые предприятия все активнее выходят на внешние рынки. Так экспорт малых компаний США составляет 20% совокупного объема товарной продукции, в Голландии, Бельгии, Германии он достигает 35−40%. Этому способствовал переход от межотраслевой к внутриотраслевой международной специализации [8, с.50-52].

    Считается, что без реальной поддержки государства  малый бизнес не может успешно  развиваться. Всеми своими достижениями, которыми располагает малый бизнес в странах с развитой рыночной экономикой, он обязан прежде всего государственной политике. Малому бизнесу в этих странах оказывается всесторонняя помощь и предоставляются различные льготы [5, с.111].

    В США, например, система поддержки  малых предприятий включает следующие компоненты.

    Во-первых, прямые дотации через бюджет. Суммарно это составляет около 300 миллионов  долларов в год. Сумма невелика и в основном предназначена для покрытия убытков, от которых не застрахован малый бизнес. Дотации покрывают рисковые проекты инновационного характера, стимулируют выпуск той продукции, за которую большой бизнес просто не берется.

    Во-вторых, размещая заказы на фирмах-гигантах, государство  устанавливает обязательный процент  заказов, которые гиганты обязаны передавать малому бизнесу.

    В-третьих, государство выступает в качестве гаранта при получении банковских кредитов. Поэтому мелкому и начинающему  предпринимателю относительно просто получить кредит.

    В-четвертых, малый бизнес имеет налоговые  льготы. Суммарно налоги составляют 44% дохода. Доля, облагаемая налогом, может сокращаться, если фирма увеличивает вложение в социальную сферу или развитие производства.

    В Великобритании и Италии начинающий предприниматель может получить бесплатно консультационную помощь в вопросах начала и продолжения предпринимательской деятельности, в т.ч. конкретные рекомендации о том, как выйти на рынок, где найти деловых партнеров, и т.д. Кроме того, он может попробовать себя в практическом деле, получив в аренду по приемлемым ценам помещение и необходимое оборудование для того, чтобы начать собственный бизнес [7, с.15].     

    В Бельгии, Франции, Нидерландах применяется  практика предоставления малому и среднему бизнесу рискового капитала. Кроме этого, особо стимулируется вложение средств в основные фонды малого и среднего предпринимательства.

    Европейский союз также оказывает поддержку странам, которые не могут выделить из собственного бюджета средства на развитие малого бизнеса. Так, в начале 90-х гг. XX в. Португалия получила прямую финансовую помощь через специальные структуры ЕС: фонд производственных инвестиций, региональную систему поощрений, систему поощрений малых инвестиционных проектов и инноваций в информационных технологиях [8, с.57].

    Активная  поддержка малого и среднего бизнеса западными государствами объясняется не их благотворительными намерениями, а тем, что именно малые хозяйственные структуры, обеспечивающие формирование конкурентной среды и способствующие сокращению безработицы, рассматриваются сейчас как локомотив экономического развития большинства стран мира. Такая политика выгодна государствам и по другим причинам. Первая – государство, превращая своих граждан в предпринимателей, снимает с себя ответственность за решение многих социальных проблем. Вторая – каждый гражданин, становясь предпринимателем, не только создает благополучие своей семье, но и вносит большой вклад в решение государственных проблем путем уплаты налогов, благотворительности [8, с.59]. 

     2.2 Оценка развития малого бизнеса в Республике Беларусь 

    История развития малого предпринимательства  в Республике Беларусь насчитывает почти 20 лет. За этот период произошли значительные изменения в количественном и качественном составе малых предпринимательских структур, в макроэкономической и правовой среде, а также в государственной политике в области стимулирования и развития малого бизнеса.

    Основными нормативно-правовыми документами, определяющими направления и  меры в данной области, являются Закон  Республики Беларусь «О государственной поддержке малого предпринимательства», Указ Президента Республики Беларусь «О государственной поддержке малого предпринимательства» [8, с.67].

    Малое предпринимательство в Республике Беларусь в соответствии с действующим  законодательством существует в  двух формах: юридические лица (малые предприятия) и индивидуальные предприниматели. Под физическими лицами понимаются граждане Республики, иностранные граждане и лица без гражданства, а также лица с двойным гражданством.

    Согласно  статье 24 Гражданского кодекса республики, юридическими лицами признаются организации, которые обладают обособленным имуществом, могут от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцами и ответчиками в суде [1, с.8].

     К малым предприятиям относятся предприятия со среднесписочной численностью работников:

     - в промышленности и на транспорте - до 100 человек;

     - в сельском хозяйстве и научно-производственной  сфере - до 60 человек;

Информация о работе Сущность малого бизнеса