Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 13:50, курсовая работа
Цель курсовой работы – раскрытие особенностей функционирования малого и среднего бизнеса как гарантии стабильности экономики.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- раскрыть сущность и классификацию малого бизнеса;
- рассмотреть особенности функционирования предприятия малого и среднего бизнеса.
По этой причине на протяжении ряда лет торгово-посредническая деятельность для предпринимателей остается единственно доступным методом накопления собственных финансовых средств. Доход субъектов малого предпринимательства от реализации услуг в сфере строительства составляет более 60 % от общего объема полученного ими дохода.
Другим фактором, негативно влияющим на развитие малого предпринимательства, является несовершенство существующих или отсутствие четких норм в законодательстве страны, регулирующих деятельность малого предпринимательства, что приводит к увеличению административных барьеров.
Недостаточная
скоординированность
Во многих регионах продолжают оставаться нерешенными проблемы квалификации предпринимателей и их обучения. Наблюдается острый дефицит квалифицированных кадров для малого бизнеса в области инженерно-технических и рабочих специальностей.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод о необходимости углубления экономических, правовых и институционально-структурных реформ путем систематизации работы по поддержке малого предпринимательства на основе опыта предыдущих лет.
Несмотря на принимаемые меры, малый бизнес Казахстана по-прежнему сталкивается со следующими проблемами, тормозящими его развитие и не позволяющими стать основой стабильности казахстанского общества и экономического роста страны:
- недостаточная доступность финансово-кредитных ресурсов;
- отсутствие четких приоритетов координации и управления процессом проведения государственной политики развития и поддержки малого бизнеса на местах;
- отсутствие эффективного механизма обмена информацией и обратной связи с негосударственными институтами поддержки предпринимательства (ассоциации, микрокредитные, информационно-консалтинговые и обучающие организации, бизнес-инкубаторы, технопарки и другие).
Кроме того, негативное влияние на развитие малого предпринимательства оказывает высокий уровень регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства со стороны государства в вопросах лицензирования, регистрации имущества, контроля качества продукции (работ, услуг) и так далее.
Предполагается
формирование представительных центров
поддержки малого бизнеса, деятельность
которых обеспечит
В настоящее время в стране действует определенная инфраструктура поддержки предпринимательства: ассоциации, центры поддержки предпринимательства, бизнес — инкубаторы, технопарки и другие. Однако сложилась ситуация, когда многие из них не исполняют своих функций ввиду недостатка собственных финансовых средств.
Привлечение их к этой работе предполагается осуществить через размещение на конкурсной основе определенных заказов, осуществление которых предусматривается в рамках реализации Государственной программы развития и поддержки малого предпринимательства. До конца 2006 года помимо областных центров, по такой же схеме предполагается создать такие центры во всех районах областей.
В результате реализации указанных мер будет создана качественная инфраструктура по оказанию содействия и помощи малому предпринимательству, а действующие объекты инфраструктуры будут заинтересованы в реализации новых направлений развития малого бизнеса.
Существующие
трудности и барьеры на пути предпринимательства.
3.2 Предлагаемые
способы преодоления
трудностей и барьеров.
1. Финансовые: отсутствие основного капитала (служебных и производственных помещений, машин, оборудования , земли и др.), отсутствие или недостаток оборотных средств.
- Участие в завершающейся стадии приватизации государственной собственности, в денежной приватизации.
- Продажа (возможно в рассрочку) неиспользуемых приватизированных помещений, объектов незавершенного строительства, земельных участков, выявленных по результатам инвентаризации недвижимости и земли, субъектам малого предпринимательства на тендерной основе.
- Передача в аренду с последующим выкупом неиспользуемых объектов, выявленных по информации предпринимателя (предусмотреть меры по совершенствованию законодательства).
- Разработка институциональных основ для развития лизинга в Казахстане, Национальной программы развития лизинга в Казахстане и ее реализация, присоединение в международной Оттавской конвенции по лизингу.
- Подготовка предложений по стимулированию целевого использования приватизированного имущества, полученного на льготных условиях. В случае, если имущество, полученное на льготных условиях не используется, то применение меры лишения предоставленных ранее льгот с предложением выкупить объект за деньги, в случае отказа- переход к процедуре изъятия (разработка соответствующих законодательных механизмов).
- Привлечение займов международных финансовых, экономических, частных фондов и грантов общественных и благотворительных организаций (Всемирного банка, Международного валютного фонда, Международной финансовой корпорации, Европейского банка реконструкции и развития и др.) для финансирования проектов предпринимательства.
- Выработка мер по стимулированию банков второго уровня в кредитовании субъектов малого предпринимательства.
- Целевое кредитование из Фонда развития малого предпринимательства по приоритетным направлениям.
- Развитие микрокредитования предпринимательства
- Внедрение
механизмов страхования рисков при финансировании
объектов предпринимательства.
2. Институциональные:
отсутствие или недостаточное
развитие института
- Внедрение института предпринимательства в Казахстане.
- Разработка кодекса предпринимателя в Казахстане
- Разработка Кадастра недвижимости Казахстана
- Создание условий для расширения сети юридических, консультационных и аудиторских фирм
- Поддержка развития коммерческих банков, специализирующихся на предоставлении кредитов и займов для бизнеса.
- Поддержка и развитие системы бирж и торговых домов.
- Развитие и поддержка сети гостиничных хозяйств, коммуникационных служб.
- Поддержка и организация сети бизнес центров, бизнес инкубаторов, информационно-аналитических центров, научно-исследовательских и консультационных центров.
3. Образовательные:
недостаток систематических
- Разработка и внедрение новых программ обучения основам бизнеса; углубленные курсы подготовки; адаптация существующих программ начального и среднего, высшего образования к новым требованиям; совершенствование программ ежегодной переподготовки специалистов.
- Повышение эффективности использования технической помощи контрактной системы и обязательств по распространению полученных знаний.
- Развитие центров инкубации знаний и опыта организации и управления бизнесом, инновационных кластеров.
- Открытие в каждом областном и городском акимате дежурных консультационных пунктов для предпринимателей.
4. государственные: бюрократизм, волокита, коррупция, вымогательство.
- Дальнейшее углубление реформы государственной службы.
- Совершенствование работы Высшего дисциплинарного совета Республики Казахстан.
- Обеспечение строгого соблюдения и верховенства законов. Введение упрощенной системы регистрации, страхования, лицензирования, бухгалтерского учета и процедур согласований для субъектов предпринимательства.
- Достижение прозрачности работы всех органов государственной власти, задействованных в сфере малого и среднего бизнеса. Каждый регистрирующий и контролирующий орган должен иметь список необходимых документов, который вывешивается в доступном для посетителей месте. Отмена для отдельных государственных органов прав по оказанию платных услуг, не предусмотренных законодательством Республики Казахстан.
- Упрощение системы обслуживания субъектов предпринимательства в соответствующих государственных органах, банках, страховых, нотариальных, юридических фирмах и др.
- Обеспечение правопорядка и налаживания взаимодействия служб МВД по принятию оперативных мер по заявлениям предпринимателей на противоправные действия отдельных лиц и групп, а также по фактам вымогательства (рэкета) и шантажа под угрозой применения силы.
- Создание структур по защите собственности и бизнеса.
5. Информационные:
слабый уровень отражения
- Издание специальных брошюр, буклетов, информационных листков, дайджестов, создание страничек малого бизнеса в сети Интернет.
- Организация специальных циклов передач по радио и телевидению.
- Подготовка газетных и журнальных публикаций по актуальным вопросам предпринимательства*.
Поддержка и развитие малого бизнеса является приоритетной сферой государственной экономической политики Республики Казахстан. Основная цель малого бизнеса - обеспечение занятости населения, решение его социальных прочем, наполнение потребительского рынка широким ассортиментом товаров и услуг. Значительна роль малого бизнеса в предотвращении умирания малых городов, поселков и освобождении госсектора с целью удовлетворения мелкого и раздробленного спроса.
При Министерстве энергетики, индустрии и торговли создан Департамент по поддержке малого предпринимательства, задачами которого являются:
• координация действий центральных и местных исполнительных органов по поддержке малого предпринимательства;
• участие
в выработке и реализации программ
развития малого бизнеса, прежде всего
в сфере материального
• взаимодействие с международными финансовыми институтами в вопросах оказания финансовой и технической помощи малому предпринимательству;
•содействие в создании благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций в этот сектор экономики.
С участием Правительства РК, казахстанских юридических лиц и предприятий, международных финансовых организаций, зарубежных правительственных и неправительственных структур создан Фонд развития малого бизнеса. Правительство РК совместно с Нацбанком РК разрабатывает меры, обеспечивающие открытие счетов в госбанках и банках второго уровня для поддержки малого бизнеса, включая индивидуальных предпринимателей, без взимания платы. В областях местных органы власти совместно с Минфином РК осуществляют следующие меры: