Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 13:50, курсовая работа
Цель курсовой работы – раскрытие особенностей функционирования малого и среднего бизнеса как гарантии стабильности экономики.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- раскрыть сущность и классификацию малого бизнеса;
- рассмотреть особенности функционирования предприятия малого и среднего бизнеса.
• проводят инвентаризацию неиспользуемых объектов и площадей на государственных предприятиях;
• в течение II квартала 1997 года продавались неиспользуемые объекты через тендер в рассрочку со сроком погашения этих сумм в течение трех лет субъектам малого бизнеса, занимающимся производственной деятельностью;
• предпринимателям,
предоставившим информацию о неиспользуемых
производственных помещениях, эти объекты
передаются им в аренду сроком на один
год с правом последующей передачи
в собственность, при условии
использования для
•определяются земельные участки, предназначенные для строительства центров и инкубаторов малого бизнеса, ежемесячно проводятся конкурсы по продаже в рассрочку до 5 лет земельных участков целевым путем субъектам малого бизнеса. Субъектам малого бизнеса, занимающимся производственной деятельностью, акты на землевладение выдаются без оплаты;
• на основе тендеров обеспечивается передача предприятиям малого бизнеса государственных объектов незавершенного строительства с условием использования их для организации производственной деятельности.
Несмотря
на предпринимаемые правительством
республики и департаментом по поддержке
малого бизнеса меры, в этом секторе
экономики все еще много
Хотя Программы государственной поддержки и развития малого бизнеса ориентированы на развитие главным образом производственной деятельности, на практике по уровню товарооборота и по количеству рабочих мест на первом месте находятся коммерция и посредническая деятельность, на втором - прочие услуги, на третьем и четвертом местах -производство и строительство.
Ныне в республике насчитывается около 180 тысяч малых предприятий, из них только около 39% функционируют. Причем если количество фирм малого бизнеса, занимающихся коммерцией, растет, то число предприятий производственного характера сокращается.
Из зарегистрированных
предприятий малого бизнеса около
12% предприятий промышленного
Главная проблема развития малого бизнеса в РК - это действенная и эффективная финансовая поддержка. Имеется в виду получение инвестиционных кредитов предпринимателями: из банковской системы республики; из Фонда развития малого предпринимательства; из открытых кредитных линий Европейского банка реконструкции и развития; Центрально-Азиатского и Американского фондов поддержки предпринимательства. Хотя источники поддержки малого бизнеса определены, использование их требует совершенства механизма инвестирования.
Во-первых, их строгое целевое использование; во-вторых, пересмотр и дифференциация процентных ставок банков в зависимости от видов деятельности и географии размещения объектов малого бизнеса.
Трудность получения кредитов объясняется отсутствием у предпринимателей залога ввиду низкого уровня собственных средств и высокого уровня заемного капитала. Высок уровень ссудного процента (20%). низок уровень рентабельности производства (зачастую производство нерентабельно), отсутствуют у предпринимателей гаранты. Все эти факторы затрудняют субъектам малого бизнеса доступ к кредитам.
К этому еще нужно добавить, что местные банки второго уровня не располагают достаточными кредитными ресурсами для кредитования долгосрочных инвестиционных проектов. Ныне у предприятий малого бизнеса 80-90 % кредитов являются краткосрочными и используются на пополнение оборотных средств или на коммерческие операции, либо того и другого.
Что касается деятельности Фонда развития малого предпринимательства, то на наш взгляд она очень регламентирована. Фонд предоставляет кредит в размере до 5 млн. тенге проектам малого бизнеса на конкурсной основе. Здесь возникает вопрос почему именно до 5 млн. тенге, а не 2 ил 10, 15 млн. Логика подсказывает, что кредитную сумму тоже нужно дифференцировать с учетом видов деятельности и географии размещения субъектов малого бизнеса. Открытые кредитные линии международными финансовыми институтами осуществляют свою деятельность путем выделения кредитов через местные коммерческие банки. Порядок выделения кредитов в принципе не отличается от выделения кредитов банками второго уровня.
Одним из наиболее действенных методов стимулирования развития малого бизнеса является налоговая система. Для поддержки и развития малого бизнеса необходимо отказаться от чисто фискального подхода к этому сектору экономики. Ныне в республике по экспертным оценкам прямые и косвенные налоги составляют 50-70% доходов предпринимателей, что побуждает предприятия уклоняться от уплаты налогов, задерживать возвращение кредитов. Поскольку у государства нет возможностей для прямой финансовой поддержки предпринимательства, необходимо установление дифференцированных ставок отчислений в государственный бюджет и предоставление льгот и отсрочек. В целях пополнения потребительского рынка на наш взгляд следует пересмотреть ставки налога в сторону их уменьшения для производственных малых предприятий и увеличения для коммерческих и посреднических предприятий. В развитых странах налоги на прибыль предпринимателя, занятого производственной деятельностью, составляют 20-30% от его прибыли, а у тех, кто занимается коммерческой или посреднической деятельностью, достигают 90-95% (США). Именно производственная предпринимательская деятельность приводит к более глубоким изменениям в экономике и способствует преодолению экономической нестабильности.
Важным
фактором развития малого бизнеса является
информационная среда предпринимательства,
Информация при становлении “
Поэтому
для обеспечения информационно-
В переходный период от административно-командного к рыночному методу ведения хозяйства еще недостаточно разработана законодательная база по поддержке малого бизнеса. Частые изменения и дополнения в правовое регулирование малого бизнеса порою вносят неразбериху. А это способствует бюрократическому вмешательству местных органов исполнительной власти.
Таким
образом, поддержка и развитие малого
бизнеса - сложный и противоречивый
процесс, требующий комплексного подхода.
Когда республика достигнет некоторой
макроэкономической стабилизации, необходимо
повернуться лицом к
Заключение
В условиях рыночной экономики устойчивое экономическое развитие напрямую зависит от уровня активности предпринимательства. Как отмечается в Послании Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева, развитый предпринимательский сектор – это основа экономики любой страны. Многолетние исследования более 170 ученых мира в рамках проекта GEM подтвердили, что малый и средний бизнес (МСБ) оказывает большое влияние на экономический рост. Вместе с тем было установлено, что наряду с некоторыми общими факторами, влияющими на уровень активности предпринимательства, в зависимости от конкретной ситуации в каждой отдельной стране методы развития МСБ могут значительно отличаться.
Глобальный мониторинг предпринимательства (GEM) – это консорциум более 60 университетов из более чем 40 стран, основанный в 1999 Бэбсон Колледжем (США) совместно с Лондонской Бизнес-Школой (Великобритания). В 2007 году ИнЕУ, первым из всех университетов Цетрально-Азиатских стран, был принят в GEM и провел исследование активности предпринимательства в Казахстане, результаты которого могут представлять интерес для органов государственного управления и специалистов, занимающихся исследованиями в данной области.
Как
показал сравнительный анализ, Казахстан
по количеству предпринимателей на душу
взрослого населения в
Однако, как показали исследования GEM, прирост численности предпринимателей и экономический рост находятся в обратном соотношении: чем больше людей начинает заниматься предпринимательством, тем менее эффективна экономика. Дело в том, что по мере роста ВВП, численность предпринимателей должна снижаться, т.к. «самозанятые» и другие вынужденные предприниматели должны переходить в более эффективный бизнес в качестве наемных работников. Только при достаточно высоком уровне экономического развития страны снова начинается рост численности предпринимателей, которые в основном заняты выпуском высококачественной инновационной продукции. В отчёте наглядно видна взаимосвязь между количеством начинающих предпринимателей и уровнем ВВП на душу населения.
В Казахстане за последние три года численность предприятий СМБ выросла примерно на 20%, а количество активных из них снизилось на 7%. Естественно это в определенной мере повлияло на конкурентоспособность нашей страны и по этому показателю мы скатились с 51 места в 2005 году на 61 в 2007.
Возникает естественный вопрос, каким же образом развитие предпринимательства влияет на экономический рост страны? Исследования GEM отвечают и на этот вопрос: существует прямая зависимость между экономическим ростом и численностью высокопотенциальных предпринимателей. Наша статистика не изучает эту очень важную группу предпринимателей, поэтому выявить их можно только с помощью методологии GEM. Прежде всего, к высокопотенциальным предпринимателям относятся начинающие предприниматели, т.е. те, кто еще только намеривается заняться бизнесом или уже создал его и успешно работает не более 42 месяцев. Но характерными чертами этих предпринимателей является их стремление создать и быстро расширить свое производство по выпуску инновационной, конкурентоспособной продукции (услуг) с помощью новейших технологий. То есть для этих людей предпринимательство не «очередной, заурядный» бизнес, а это новый стиль хозяйствования, которому присущи принципы новаторства, постоянной инициативы, ориентации на нововведения в процессы производства, маркетинга, распределения и потребления товаров и услуг.
Как показали наши исследования, по числу предпринимателей, намеривающихся расширить свой бизнес и создать в ближайшие годы не менее 20 новых рабочих мест в малом бизнесе и не менее 50 в среднем, Казахстан занимает 19 место среди 42 стран членов GEM. Если в среднем доля высокопотенциальных предпринимателей составляет 1,06% от числа взрослого населения, то у нас этот показатель равен 0,76%, а в Китае - 4,02%, Колумбии -3,67, ОАЭ – 3,25%.
Проведенные исследование показвают, что всего 6-8% взрослого населения могут успешно заниматься предпринимательством и только примерно каждый пятый из них способен создать высокопотенциальный бизнес. Поэтому новая государственная политика развития МСБ должна стимулировать рост качества предпринимательства, а не его количество. Из теории и практики современного менеджмента известно, что достаточно сосредоточить усилия на решении всего лишь 20% факторов, сдерживающих динамичное развитие экономики, и на 80% эта проблема будет решена. Поэтому основная поддержка государства должна сосредотачиваться не на крупных компаниях (эти могут сами за себя постоять), а на формирующихся быстрорастущих фирмах. Как показали последние исследования, проведенные специалистами из самых разных стан, вовсе не крупный бизнес, а только «быстрые» малые компании, которые называют еще «проактивными» или «газелями», несмотря на их небольшое количество (2-4%), вносят решающий вклад в инновационное развитие страны и обеспечивают до 80% прироста всех рабочих мест. Следует внимательно изучить эффективность микро кредитования, возможно, оно по своей сущности является лишь одной из форм социальной помощи группе «самозанятого» населения, сдерживая его использование в качестве наемных работников в высокоэффективном бизнесе. Если эти средства направить «газелям», то они смогут достаточно быстро создать рабочие места для явных и скрытых безработных. Социальная помощь должна оказываться нетрудоспособному населению.
Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что в Казахстане имеется достаточное количество активных предпринимателей, но им необходимо оказать реальную помощь в привлечении долгосрочных инвестиций для освоения новых технологий, способных производить конкурентоспособную продукцию с экспортным потенциалом. А для того, чтобы увеличить долю быстрорастущих компаний необходимо изменить политику государственной поддержки СМБ. Общая идеология поддержки должна исходить из того, что молодые быстрорастущие фирмы, будучи небольшими по размерам компаниями, в качественном отношении не являются просто малым бизнесом. У них есть особые нужды, в частности повышенная потребность в привлечении капитала, высокие требования к окружающей бизнес-среде и др. Соответственно, и поддержка таких фирм не может сводиться к стандартным мерам поощрения малого бизнеса. Так, малому предприятию занимающемуся торговлей, а их у нас около 40%, не нужны длинные деньги на развитие. А для молодой быстрорастущей инновационной фирмы они часто жизненно необходимы.