Малый бизнес

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 13:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – раскрытие особенностей функционирования малого и среднего бизнеса как гарантии стабильности экономики.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- раскрыть сущность и классификацию малого бизнеса;
- рассмотреть особенности функционирования предприятия малого и среднего бизнеса.

Файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 198.50 Кб (Скачать)

• проводят инвентаризацию неиспользуемых объектов и площадей на государственных предприятиях;

• в  течение II квартала 1997 года продавались  неиспользуемые объекты через тендер в рассрочку со сроком погашения  этих сумм в течение трех лет субъектам  малого бизнеса, занимающимся производственной деятельностью;

• предпринимателям, предоставившим информацию о неиспользуемых производственных помещениях, эти объекты  передаются им в аренду сроком на один год с правом последующей передачи в собственность, при условии  использования для производственных целей;

•определяются земельные участки, предназначенные  для строительства центров и  инкубаторов малого бизнеса, ежемесячно проводятся конкурсы по продаже в  рассрочку до 5 лет земельных участков целевым путем субъектам малого бизнеса. Субъектам малого бизнеса, занимающимся производственной деятельностью, акты на землевладение выдаются без оплаты;

• на основе тендеров обеспечивается передача предприятиям малого бизнеса государственных  объектов незавершенного строительства  с условием использования их для  организации производственной деятельности.

Несмотря  на предпринимаемые правительством республики и департаментом по поддержке  малого бизнеса меры, в этом секторе  экономики все еще много проблем, требующих ускоренного решения.

Хотя  Программы государственной поддержки и развития малого бизнеса ориентированы на развитие главным образом производственной деятельности, на практике по уровню товарооборота и по количеству рабочих мест на первом месте находятся коммерция и посредническая деятельность, на втором - прочие услуги, на третьем и четвертом местах -производство и строительство.

Ныне  в республике насчитывается около 180 тысяч малых предприятий, из них  только около 39% функционируют. Причем если количество фирм малого бизнеса, занимающихся коммерцией, растет, то число предприятий производственного характера сокращается.

Из зарегистрированных предприятий малого бизнеса около 12% предприятий промышленного профиля, 30% сельскохозяйственного, 26% коммерческого, 9% строительного и остальные 23% приходятся на посредн-ические и оказывающие другие услуги фирмы.

Главная проблема развития малого бизнеса в  РК - это действенная и эффективная  финансовая поддержка. Имеется в  виду получение инвестиционных кредитов предпринимателями: из банковской системы  республики; из Фонда развития малого предпринимательства; из открытых кредитных линий Европейского банка реконструкции и развития; Центрально-Азиатского и Американского фондов поддержки предпринимательства. Хотя источники поддержки малого бизнеса определены, использование их требует совершенства механизма инвестирования.

Во-первых, их строгое целевое использование; во-вторых, пересмотр и дифференциация процентных ставок банков в зависимости  от видов деятельности и географии  размещения объектов малого бизнеса.

Трудность получения кредитов объясняется отсутствием у предпринимателей залога ввиду низкого уровня собственных средств и высокого уровня заемного капитала. Высок уровень ссудного процента (20%). низок уровень рентабельности производства (зачастую производство нерентабельно), отсутствуют у предпринимателей гаранты. Все эти факторы затрудняют субъектам малого бизнеса доступ к кредитам.

К этому  еще нужно добавить, что местные  банки второго уровня не располагают  достаточными кредитными ресурсами  для кредитования долгосрочных инвестиционных проектов. Ныне у предприятий малого бизнеса 80-90 % кредитов являются краткосрочными и используются на пополнение оборотных средств или на коммерческие операции, либо того и другого.

Что касается деятельности Фонда развития малого предпринимательства, то на наш взгляд она очень регламентирована. Фонд предоставляет кредит в размере до 5 млн. тенге проектам малого бизнеса на конкурсной основе. Здесь возникает вопрос почему именно до 5 млн. тенге, а не 2 ил 10, 15 млн. Логика подсказывает, что кредитную сумму тоже нужно дифференцировать с учетом видов деятельности и географии размещения субъектов малого бизнеса. Открытые кредитные линии международными финансовыми институтами осуществляют свою деятельность путем выделения кредитов через местные коммерческие банки. Порядок выделения кредитов в принципе не отличается от выделения кредитов банками второго уровня.

Одним из наиболее действенных методов  стимулирования развития малого бизнеса  является налоговая система. Для  поддержки и развития малого бизнеса необходимо отказаться от чисто фискального подхода к этому сектору экономики. Ныне в республике по экспертным оценкам прямые и косвенные налоги составляют 50-70% доходов предпринимателей, что побуждает предприятия уклоняться от уплаты налогов, задерживать возвращение кредитов. Поскольку у государства нет возможностей для прямой финансовой поддержки предпринимательства, необходимо установление дифференцированных ставок отчислений в государственный бюджет и предоставление льгот и отсрочек. В целях пополнения потребительского рынка на наш взгляд следует пересмотреть ставки налога в сторону их уменьшения для производственных малых предприятий и увеличения для коммерческих и посреднических предприятий. В развитых странах налоги на прибыль предпринимателя, занятого производственной деятельностью, составляют 20-30% от его прибыли, а у тех, кто занимается коммерческой или посреднической деятельностью, достигают 90-95% (США). Именно производственная предпринимательская деятельность приводит к более глубоким изменениям в экономике и способствует преодолению экономической нестабильности.

Важным  фактором развития малого бизнеса является информационная среда предпринимательства, Информация при становлении “информационного общества” в сочетании с капиталом, трудом, землей и предпринимательскими способностями превращается в мощный фактор ускорения экономического роста.

Поэтому для обеспечения информационно-методической и консультационной помощи малым  предприятиям необходимо создавать  по опыту зарубежных стран центры развития малого бизнеса, бизнес-инкубаторы, технопарки. Укреплять и развивать связи малых предприятий через систему бирж, торговых ярмарок, банков и инновационных компаний.

В переходный период от административно-командного к рыночному методу ведения хозяйства  еще недостаточно разработана законодательная база по поддержке малого бизнеса. Частые изменения и дополнения в правовое регулирование малого бизнеса порою вносят неразбериху. А это способствует бюрократическому вмешательству местных органов исполнительной власти.

Таким образом, поддержка и развитие малого бизнеса - сложный и противоречивый процесс, требующий комплексного подхода. Когда республика достигнет некоторой  макроэкономической стабилизации, необходимо повернуться лицом к микроэкономическим проблемам. Развитие малого и среднего бизнеса в республике не столько должно опираться на внешнюю помощь, сколько на использование внутреннего потенциала Казахстана. 
 

 

       Заключение  

      В условиях рыночной экономики устойчивое экономическое развитие напрямую зависит  от уровня активности предпринимательства. Как отмечается в Послании Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева, развитый предпринимательский сектор – это основа экономики любой страны. Многолетние исследования более 170 ученых мира в рамках проекта GEM подтвердили, что малый и средний бизнес (МСБ) оказывает большое влияние на экономический рост. Вместе с тем было установлено, что наряду с некоторыми общими факторами, влияющими на уровень активности предпринимательства, в зависимости от конкретной ситуации в каждой отдельной стране методы развития МСБ могут значительно отличаться.

      Глобальный  мониторинг предпринимательства (GEM) –  это консорциум более 60 университетов  из более чем 40 стран, основанный в 1999 Бэбсон Колледжем (США) совместно с  Лондонской Бизнес-Школой (Великобритания). В 2007 году ИнЕУ, первым из всех университетов Цетрально-Азиатских стран, был принят в GEM и провел исследование активности предпринимательства в Казахстане, результаты которого могут представлять интерес для органов государственного управления и специалистов, занимающихся исследованиями в данной области.

      Как показал сравнительный анализ, Казахстан  по количеству предпринимателей на душу взрослого населения в настоящее  время занимает 16 место в мире, опережая США, Японию, Великобританию и многие другие высокоразвитые государства. Это является результатом целенаправленной работы государственных органов по поддержке предпринимательства.

      Однако, как показали исследования GEM, прирост  численности предпринимателей и  экономический рост находятся в обратном соотношении: чем больше людей начинает заниматься предпринимательством, тем менее эффективна экономика. Дело в том, что по мере роста ВВП, численность предпринимателей должна снижаться, т.к. «самозанятые» и другие вынужденные предприниматели должны переходить в более эффективный бизнес в качестве наемных работников. Только при достаточно высоком уровне экономического развития страны снова начинается рост численности предпринимателей, которые в основном заняты выпуском высококачественной инновационной продукции. В отчёте наглядно видна взаимосвязь между количеством начинающих предпринимателей и уровнем ВВП на душу населения.

      В Казахстане за последние три года численность предприятий СМБ  выросла примерно на 20%, а количество активных из них снизилось на 7%. Естественно это в определенной мере повлияло на конкурентоспособность нашей страны и по этому показателю мы скатились с 51 места в 2005 году на 61 в 2007.

      Возникает естественный вопрос, каким же образом  развитие предпринимательства влияет на экономический рост страны? Исследования GEM отвечают и на этот вопрос: существует прямая зависимость между экономическим ростом и численностью высокопотенциальных предпринимателей. Наша статистика не изучает эту очень важную группу предпринимателей, поэтому выявить их можно только с помощью методологии GEM. Прежде всего, к высокопотенциальным предпринимателям относятся начинающие предприниматели, т.е. те, кто еще только намеривается заняться бизнесом или уже создал его и успешно работает не более 42 месяцев. Но характерными чертами этих предпринимателей является их стремление создать и быстро расширить свое производство по выпуску инновационной, конкурентоспособной продукции (услуг) с помощью новейших технологий. То есть для этих людей предпринимательство не «очередной, заурядный» бизнес, а это новый стиль хозяйствования, которому присущи принципы новаторства, постоянной инициативы, ориентации на нововведения в процессы производства, маркетинга, распределения и потребления товаров и услуг.

      Как показали наши исследования, по числу предпринимателей, намеривающихся расширить свой бизнес и создать в ближайшие годы не менее 20 новых рабочих мест в малом бизнесе и не менее 50 в среднем, Казахстан занимает 19 место среди 42 стран членов GEM. Если в среднем доля высокопотенциальных предпринимателей составляет 1,06% от числа взрослого населения, то у нас этот показатель равен 0,76%, а в Китае - 4,02%, Колумбии -3,67, ОАЭ – 3,25%.

      Проведенные исследование показвают, что всего 6-8% взрослого населения могут  успешно заниматься предпринимательством и только примерно каждый пятый из них способен создать высокопотенциальный бизнес. Поэтому новая государственная политика развития МСБ должна стимулировать рост качества предпринимательства, а не его количество. Из теории и практики современного менеджмента известно, что достаточно сосредоточить усилия на решении всего лишь 20% факторов, сдерживающих динамичное развитие экономики, и на 80% эта проблема будет решена. Поэтому основная поддержка государства должна сосредотачиваться не на крупных компаниях (эти могут сами за себя постоять), а на формирующихся быстрорастущих фирмах. Как показали последние исследования, проведенные специалистами из самых разных стан, вовсе не крупный бизнес, а только «быстрые» малые компании, которые называют еще «проактивными» или «газелями», несмотря на их небольшое количество (2-4%), вносят решающий вклад в инновационное развитие страны и обеспечивают до 80% прироста всех рабочих мест. Следует внимательно изучить эффективность микро кредитования, возможно, оно по своей сущности является лишь одной из форм социальной помощи группе «самозанятого» населения, сдерживая его использование в качестве наемных работников в высокоэффективном бизнесе. Если эти средства направить «газелям», то они смогут достаточно быстро создать рабочие места для явных и скрытых безработных. Социальная помощь должна оказываться нетрудоспособному населению.

      Проведенное исследование позволяет сделать  вывод, что в Казахстане имеется  достаточное количество активных предпринимателей, но им необходимо оказать реальную помощь в привлечении долгосрочных инвестиций для освоения новых технологий, способных производить конкурентоспособную продукцию с экспортным потенциалом. А для того, чтобы увеличить долю быстрорастущих компаний необходимо изменить политику государственной поддержки СМБ. Общая идеология поддержки должна исходить из того, что молодые быстрорастущие фирмы, будучи небольшими по размерам компаниями, в качественном отношении не являются просто малым бизнесом. У них есть особые нужды, в частности повышенная потребность в привлечении капитала, высокие требования к окружающей бизнес-среде и др. Соответственно, и поддержка таких фирм не может сводиться к стандартным мерам поощрения малого бизнеса. Так, малому предприятию занимающемуся торговлей, а их у нас около 40%, не нужны длинные деньги на развитие. А для молодой быстрорастущей инновационной фирмы они часто жизненно необходимы.

Информация о работе Малый бизнес