Малый бизнес

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 21:15, реферат

Краткое описание

Современное российское общество переживает чрезвычайно сильный кризис, который проявляется в политике, экономике, идеологии и других сферах жизни общества. Россия в очередной раз стоит перед необходимостью выбора ориентиров для своего дальнейшего развития, и здесь нельзя ошибиться.
Переход к рыночным отношениям в отечественной экономике определяет необходимость организационно-экономических новаций во всех областях хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формирование широкого круга собственников является развитие малых форм производства.

Оглавление

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр. 2
Глава I. Характеристика малого бизнеса и необходимость его развития в России.
§ 1 Необходимость разделения предприятий на крупные, средние и мелкие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . .стр.7
§ 3 Критерии выделения малых предприятий . . . . . . . . . . . . .стр. 8
§ 4 Виды малых предприятий. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 10
§ 5 Правовые основы малого бизнеса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 12
§ 6 Особенности и функции малого предприятия . . . . . . . . . . стр. 14
§ 7 Сфера деятельности малых предприятий . . . . . . . . . . . . . .стр. 16
§ 8 Малый бизнес и большая промышленность . . . . . . . . . . . .стр. 18
Глава II. Проблемы развития малого бизнеса в России на современном этапе и пути их решения
§ 2 Основные проблемы малого бизнеса . . . . . . . . . . . .. . . . . . стр. 28
Глава III. Государственная поддержка малого бизнеса
§ 1 Государственная поддержка малого бизнеса . . . . . . . . . . . . стр. 33
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр. 37
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 39

Файлы: 1 файл

малый бизнес.docx

— 35.59 Кб (Скачать)

                                                Содержание

 

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр. 2

Глава I. Характеристика   малого  бизнеса   и   необходимость   его                       развития    в России.

  § 1    Необходимость     разделения     предприятий    на    крупные,     средние    и мелкие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  . . .  .. . . . . . . . . . . . . .стр.7

  § 3    Критерии выделения  малых предприятий . . . . . . . . . . . . .стр. 8

  § 4    Виды малых предприятий. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 10

  § 5    Правовые основы  малого бизнеса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 12

  § 6    Особенности и функции  малого предприятия . . . . . . . . . . стр. 14

  § 7    Сфера деятельности  малых предприятий . . . . . . . . . . . . . .стр. 16

  § 8    Малый бизнес и  большая промышленность . . . . . . . . . . . .стр. 18

Глава II. Проблемы  развития  малого  бизнеса  в  России  на  современном  этапе  и пути  их   решения

  § 2    Основные проблемы  малого бизнеса . . . . . . . . . . . .. . . . . . стр. 28

Глава III.  Государственная поддержка  малого бизнеса

§ 1    Государственная поддержка  малого бизнеса . . . . . . . . . . . . стр. 33

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр. 37

Список  литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 39

 

 

                                         

 

 

 

 

 

Введение

 

   Современное российское общество  переживает чрезвычайно сильный  кризис, который проявляется в  политике, экономике, идеологии и  других сферах жизни общества. Россия в очередной раз стоит  перед необходимостью выбора  ориентиров для своего дальнейшего  развития, и здесь нельзя ошибиться.

   Переход  к рыночным отношениям в отечественной  экономике определяет необходимость  организационно-экономических новаций  во всех областях хозяйственной  деятельности. Одним из важнейших  направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной  рыночной среды, наполнению потребительского  рынка товарами и услугами, созданию  новых рабочих мест, формирование  широкого круга собственников  является развитие малых форм  производства.

   Опыт ведущих стран современного  мира со всей очевидностью  доказывает необходимость наличия  в любой национальной экономике  высокоразвитого и эффективного  малого предпринимательского сектора.  Поэтому возрождение России невозможно  осуществить без соответствующего  этому развитию данного сектора  экономики, так как именно он  является тем локомотивом, который  буквально тащит за собой экономическое  и социальное развитие.

   Хозяйственная практика  в малом бизнесе находится  в причинно-следственной зависимости  углубляющейся специализацией общественного  производства и дифференциацией  товаров и услуг. Экономическая  маневренность, гибкость принятия  решений, территориально-пространственная  мобильность делает малый бизнес  необходимым в современном, постиндустриальном  обществе.

   Разработке  проблем становления и функционирования  малых предпринимательских структур  посвящены исследования отечественных  и зарубежных экономистов: Мягкова  П., Зяблюка М., Хайера В., Эрхарда  Л., Аллена Л., Брокхауса А., Дынкина А., Стерлина А., Ниндайка Р., Лукьянова Ю., Рубе В., Горбунова Э., Иорданской Э., Медведева А., Татаркина А., Фегенно Е. и др. Ими обоснована необходимость изучения проблем малого бизнеса, исследованы основные направления реализации государственной политики поддержки малых фирм, выявлены некоторые особенности развития малого производства, определены подходы к оценке инвестиционных проектов и разработке бизнес-планов и т.д.

   Но в то же время  недостаточно внимания уделено  изучению влияния малого предпринимательства  на структурные преобразования  региональной экономики; формированию  рациональной структуры индустриальных  центров на основе развития  малого бизнеса; разработке экономического  взаимодействия территориальных  органов власти и малого бизнеса;  методологии комплексной оценки  предпринимательских проектов и  проведению их экспертизы в  отдельных городах и регионах  нехарактерных для промышленно  развитых стран условиях, условиях  переходного периода, переживаемого  Россией.

   Основная  цель данной работы состоит  в том, чтобы охарактеризовать  малое предпринимательство в  России на современном этапе  его развития, выявить его специфические  особенности и обозначить наиболее  острые проблемы стоящие перед  отечественным малым бизнесом.

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

  Глава I. Необходимость развития малого бизнеса в   России, его характеристика.

§ 1 Необходимость разделения  предприятий  на крупные, средние и мелкие.

 

   Существовало  и деление предприятий по критерию  их размера в зависимости от  численности работающих, стоимости  основных и оборотных фондов, объема производства продукции  и других показателей. Такое  деление использовалось для определения  категории предприятий, что является  базой для формирования оплаты  труда. Реформа оплаты труда,  казалось бы, сделала ненужными  определения “категорийности”  предприятия. Однако жизнь дает  другой вывод: необходимо резко  повысить роль деления предприятий  на крупные, средние и малые  и положить его в основу  специальной системы организации  дифференцированного внимания со  стороны государства к финансовому,  материально-техническому благополучию  различных по размеру предприятий.

Функциональное  назначение предприятий, их роль в экономике  в значительной мере меняются в зависимости  от размера предприятия. Крупное  и мелкое производства, даже в рамках одной территории и отрасли, как  правило, не являются взаимозаменяемыми. Отсутствие одного из них – это  незаполненная ячейка экономики, имеющая  своим следствием общее снижение эффективности производства. Крупные, средние и малые предприятия  дополняют друг друга, создают целостный  организм экономики.

 

§ 2 Критерии выделения малых предприятий

    Человечество  накопило достаточно богатый  опыт распределения предприятий  на группы в зависимости от  их размера. При этом не существует  какого-то единого для всех  стран универсального критерия  выделений малых предприятий.  Каждое государство в зависимости  от национальности, производственных  градаций, отраслевой культуры экономики  устанавливает свои критерии распределения предприятий по их размерам.

   Например, во Франции очень малыми предприятиями считаются производства с числом занятых до 10 человек, малыми – от 10 до 100, средними от 100 до 500 и крупными свыше 500 человек. Малые и средние предприятия составляют около 99% численности всех предприятий и на них трудится примерно 67% всех занятых.

   В Японии к категории малых и средних предприятий относятся юридически самостоятельные компании с числом занятых до 300 человек или объемом основного капитала до 100 млн. иен в отраслях обрабатывающей промышленности, строительстве, транспорте, связи, в коммунальном хозяйстве; до 100 человек (или до 30 млн. иен капитала) – в оптовой торговле и до 50 человек (или 10 млн. иен капитала) – в розничной торговле и сфере услуг. Мелкие и средние компании составляют более 99% общего их числа и на них трудится свыше 80% всех занятых.

   В нашей стране, согласно принятому 14 июля 1995 г. Федеральному закону “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”, под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства не превышает 25% и в которых численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

    в промышленности, строительстве и на транспорте – 100 человек;

    в оптовой торговле – 50;

    в розничной торговле и бытовом обслуживании – 30;

   в других отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.

  Таким  образом, определен критерий выделения  малых предприятий – по численности  работающих. Несовершенство данного  критерия, да и других критериев  также, очевидно. Например, на электростанции, где многомиллионные основные  фонды приводятся в действие  несколькими работниками.

    Видимо  универсальных критериев выделения  малых предприятий, позволяющих  безошибочно сортировать предприятия,  не существует. Поэтому представляется  целесообразным, ориентируясь точно  на численность работников, определять  по каждой отрасли, с учетом  специфики производства, какие предприятия  нельзя относить к малым. В  случае возникновения спорных  вопросов, решать их в индивидуальном  порядке.

§ 3 Виды малых предприятий.

 

   Те, кто  впервые сталкивается с малыми  предприятиями, обычно допускают  типичную ошибку: считают малые  предприятия одним из видов  предприятий, подобно государственным,  арендным, совместным, семейным и  т.д. Это неверно, малые предприятия  в этот перечень не могут  быть включены. Малые – это  не вид, не организационно-правовая  форма, а размер предприятия.  Малое предприятие–всегда какое-то  применительно к выделяемым в  законодательстве видам предприятий.  Из всех имеющихся видов предприятий:  государственных, коллективных, совместных, кооперативов и т.д., выделяется  их часть по критериям численности  работающих. Таким образом, существуют  малые государственные, малые  совместные, малые частные и прочие  виды малых предприятий.

    В  этой связи становится очевидным,  для малых предприятий не существует  какой-то универсальной , общей  для всех их видов системы  ценообразования, материально-технического снабжения, оплаты труда, управления и т.д. Все эти системы функционирования предприятия определяются по их видам.

    Бытует  и еще одно широко распространенное  заблуждение, будто бы вид малого  предприятия предопределяется тем,  какая организация является его  учредителем. Безусловной связи  здесь нет. Малые предприятия  могут создаваться гражданами, членами  семьи и совместно с другими  лицами, государственными, арендными,  совместными предприятиями, общественными  организациями и т.д. Кроме  того, малые предприятия могут  создаваться совместно указанными  органами, предприятиями, организациями  и гражданами.

   Если  учредителем малого предприятия  является государственная организация,  то это отнюдь не означает, что новое образование будет  именно малым государственным  предприятием. Имущество, выделяемое  из состава государственного  предприятия, может быть сдано  в аренду кооперативом. Вид созданного  предприятия – кооператив. Могут  быть и другие варианты.

   В  то же время индивидуальные  и семейные частные предприятия,  названные так именно применительно  к учредителям, не могут быть  иного вида. То есть по таким  видам малых предприятий учредительство  и вид малых предприятий совпадают.

§ 5 Особенности и функции малого предприятия.

 

    Предпринимательство  в масштабе малого предприятия  обладает рядом качественных  особенностей. В первую очередь стоит отметить единство права собственности и непосредственного управления предприятием.

  Вторая характеристика – так называемая обозримость предприятия: ограниченность его масштабов вызывает особый, личностный характер отношений между хозяином и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности трудом.

  Третья – относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, не позволяющие фирме оказывать сколько-нибудь серьезное влияние на цены и общий отраслевой объем реализации товара.

  Четвертая – персонифицированный характер отношений между предпринимателем и клиентами, поскольку, как еже отмечалось, малое предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей.

  Пятое – ключевая роль руководителя в жизни предприятия: он полностью ответственен за результаты хозяйствования не только из-за имущественного рынка, но и вследствие своей непосредственной включенности в производственный процесс и все связанное с его организацией.

  Шестая специфическая черта – семейное ведение дела: оно наследуется родственниками хозяина, чем диктуется прямая вовлеченность последних во всю деятельность предприятия.

  Наконец, седьмая особенность связана с характером финансирования. Если “гиганты” черпают необходимые ресурсы главным образом через фондовые биржи, то малые предприятия полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и “неформальный” рынок капиталов (деньги друзей, родственников и т.д.).

  Также,  как одну из особенностей, можно  выделить высокую долю оборотного  капитала по сравнению с основным  фондом. Если у крупных предприятий  это соотношение 80:20, то у малых  оно составляет 20:80.

Информация о работе Малый бизнес