Малый бизнес

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 13:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – раскрытие особенностей функционирования малого и среднего бизнеса как гарантии стабильности экономики.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- раскрыть сущность и классификацию малого бизнеса;
- рассмотреть особенности функционирования предприятия малого и среднего бизнеса.

Файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 198.50 Кб (Скачать)
 

      Среднегодовая численность работников субъектов малого предпринимательства определяется с учетом всех работников, в том числе работающих по индивидуальному трудовому договору, по совместительству, работников филиалов, представительств и других обособленных подразделений данного субъекта.

      Субъекты  малого предпринимательства, осуществляющие несколько видов деятельности, относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота.

      В случае, если одно или несколько  юридических лиц учреждают хозяйственное товарищество, подпадающее под критерии субъекта малого предпринимательства, то их доля в уставном фонде учреждаемого субъекта не должна превышать 25 процентов.

      Субъектами  малого предпринимательства не могут  быть признаны физические лица без  образования юридического лица и юридические лица, осуществляющие:

      - деятельность, связанную с оборотом  наркотических средств, психотропных  веществ и прекурсоров;

      - производство и (или) оптовую  реализацию подакцизной продукции  (кроме производства ювелирных  изделий из золота, платины, серебра);

      - деятельность в сфере игорного  и шоу-бизнеса;

      - деятельность в области стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации  и управления качеством;

      - банковскую деятельность и деятельность  на страховом рынке (кроме деятельности страхового агента);

      - профессиональную деятельность  на рынке ценных бумаг.

      Для организации производственной деятельности и развития сферы услуг населению, за исключением торгово-закупочной (посреднической) деятельности, субъектам  малого предпринимательства передаются в доверительное управление или аренду неиспользуемые более одного года объекты государственной собственности.

      Субъекты  малого предпринимательства приобретают  безвозмездно по истечении года с  момента заключения договора, в случае выполнения предусмотренных ими условий, право собственности на объекты, переданные им в аренду или доверительное управление для организации производственной деятельности и развития сферы услуг населению в порядке, установленном Правительством РК. Данные условия не распространяются на субъекты малого предпринимательства, осуществляющие торгово-закупочную (посредническую) деятельность. Контроль за выполнением условий договора аренды или доверительного управления осуществляют местные исполнительные органы.

      Оформление  документов на право собственности объектов производится в установленном законодательством порядке. Для субъектов малого предпринимательства открытие счетов в банках второго уровня может производиться без взимания платы.

      Деятельность  субъектов малого предпринимательства финансируется:

      - за счет собственных средств,

      - иностранных инвестиций;

      - иных, не запрещенных законодательством,  источников. Для оказания финансовой  помощи друг другу такие субъекты  могут создавать консорциумы  или организации взаимного кредитования, которые аккумулируют их временно свободные средства в порядке, предусмотренном законодательством РК.

      Финансовое  обеспечение государственной поддержки  малого предпринимательства осуществляется за счет средств республиканского и  местных бюджетов в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на указанные цели, а также целевых займов, получаемых Республикой Казахстан, государственных натурных грантов.

      Государственная регистрация частных предпринимателей осуществляется для:

      1) юридических лиц в соответствии с действующим законодательством РК. Для этого в регистрирующий орган подается заявление по форме, установленной Министерством юстиции, и прилагаются документы в соответствии с Указом Президента РК, имеющим силу закона, «О государственной регистрации юридических лиц». При изменении данных, указанных в заявлении или регистрационной карточке, предприниматель обязан внести в нее изменения;

      2) граждан, занимающихся предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица, носит явочный  характер и заключается в постановке на учет в качестве индивидуального предпринимателя в территориальном налоговом органе по месту жительства гражданина (далее - регистрирующий орган).

      Обязательной  государственной регистрации подлежат индивидуальные предприниматели, которые отвечают одному из следующих условий:

      1) используют труд наемных работников  на постоянной основе;

      2) имеют от предпринимательской  деятельности совокупный годовой  доход, исчисленный в соответствии  с налоговым законодательством,  в размере, превышающем не облагаемый налогом размер совокупного годового дохода, установленный для физических лиц законодательными актами.

      Деятельность  перечисленных индивидуальных предпринимателей без государственной регистрации  запрещается, за исключением случаев, предусмотренных Налоговым кодексом РК.

      Индивидуальный  предприниматель, осуществляющий свою деятельность без государственной  регистрации, не вправе ссылаться при  заключении им сделок на то, что он не является предпринимателем.

      Государственная регистрация в качестве хозяйствующего субъекта одновременно является его регистрацией в качестве субъекта внешнеэкономической деятельности.

      Ответственность за нарушение законодательства о  государственной регистрации наступает  в результате:

      1) осуществления частного предпринимательства без государственной регистрации, если иное не оговорено законодательными актами. Доходы, полученные от деятельности без государственной регистрации, изымаются в доход республиканского бюджета;

      2) непредставления в месячный срок  сведений об изменениях данных предпринимателя, влекущих его перерегистрацию в установленном законом порядке. Если предприниматель не зарегистрирован в установленный срок или ему отказано в регистрации, он вправе обратиться в суд по месту нахождения регистрирующего органа.

      Отказ в государственной регистрации может последовать лишь по причине несоответствия представленных учредительных документов законам Республики Казахстан или нарушения установленного законом порядка образования юридического лица. В случае отказа в регистрации субъекта предпринимательской деятельности регистрирующий орган обязан выдать ему в течение 15 дней с момента подачи заявления в письменном виде мотивированный отказ, содержащий ссылку на нарушение закона.

      В случае незаконного отказа в регистрации  юридического лица регистрирующим органом заявитель вправе требовать возмещения понесенных им убытков в судебном порядке.

      Приостановление деятельности и принудительная ликвидация хозяйствующего субъекта, являющегося  частным предпринимателем, может  иметь место только по решению суда. Ограничение деятельности частных предпринимателей недопустимо, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан. Собственность частных предпринимателей неприкосновенна и охраняется законом.

      Осуществив  регистрацию предпринимателя, регистрирующий орган информирует об этом органы государственного надзора и контроля (органы налоговой службы, санитарного, пожарного, технического, экологического надзора и другие соответствующие органы) о возникновении хозяйствующего субъекта.

      Изложенное  свидетельствует, что многие вопросы  деятельности субъектов малого и  индивидуального предпринимательства  регулируются законодательными актами Республики Казахстан, в которые  периодически вносятся дополнения, изменения  и т.п. Это является доказательством систематического совершенствования нормативно-правовых актов в соответствии с требованиями времени. Политика государства в данном вопросе выражается в определении основных форм и способов защиты частного предпринимательства и его поддержки и закрепляет при этом отказ от прямого вмешательства в частную предпринимательскую деятельность, максимальную свободу частных предпринимателей, охрану коммерческой тайны и ответственность государственных органов и должностных лиц за нарушение прав частных предпринимателей.

      Самым многочисленным в системе Министерства финансов является аппарат местных  финансовых органов, включающий областные, городские, районные финансовые управления и отделы. Они проводят работу по оперативному управлению финансами, т.е. занимаются прогнозированием, планированием, составлением и исполнением местных бюджетов, осуществляют финансирование и контролируют финансовую деятельность хозорганов.

      В задачи местных финансовых органов  входит контроль за соблюдением государственной  финансовой дисциплины. С этой целью они проверяют правильность и объективность, разработанных предприятиями и учреждениями, финансовых планов и смет.

      Важнейшие функции по мобилизации доходов  государства выполняет налоговая  служба.

      Налоговому  комитету Министерства финансов и налоговым управлениям и отделам по областям, районам, городам предоставляется право:

      - производить у юридических лиц,  основанных на любых формах  собственности и организационно-правовых  формах, у иностранных юридических лиц, на совместных предприятиях у казахстанских и иностранных физических лиц проверки всех денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, планов, смет, ценных бумаг и других ценностей, расчетов, деклараций иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет;

      - при осуществлении своих полномочий  обследовать любые производственные, складские, торговые, кассовые и  иные помещения, транспортные  средства и другие места, предназначенные  для предпринимательской деятельности  и получения прибыли, либо связанные с содержанием объектов налогообложения:

      - давать руководителям и другим  должностным лицам министерств,  ведомств, предприятий и др., а  также гражданам обязательные  Для исполнения указания об  устранении выявленных нарушений  законодательства о налогах, других обязательных платежей в бюджет, контролировать их выполнение;

      - применять к организациям, учреждениям  и гражданам, нарушающим налоговое  законодательство, санкции и административные  штрафы, предусмотренные Законом  РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет», приостанавливать расчетные операции организаций и граждан в случае невыполнения ими требований по устранению нарушений налогового законодательства, описывать имущество, денежные средства налогоплательщиков в случае неуплаты в срок налогов, штрафов и пени, предоставлять организациям гражданам отсрочку и рассрочку по уплате налоговых и других платежей в бюджет.

      Определенное  участие в управлении государственными финансами принимают: Государственный  комитет РК по инвестициям. Государственный таможенный комитет РК, Национальный банк РК в соответствии со спецификой своих функций. 
 

 

       Глава 2. Анализ влияния  малого и среднего бизнеса на экономику  Республики Казахстан 

      2.1 Анализ развития  малого и среднего  бизнеса в Республике  Казахстан 

      Состояние малого бизнеса в Казахстане сегодня  лучше всего можно продемонстрировать с помощью цифр. По данным официальной  статистики, в республике по состоянию  на 1 января 2003 года насчитывалось 442,3 тысячи субъектов малого предпринимательства, где занято около 1,2 млн. человек. Удельный вес занятых в малом предпринимательстве составил 17,6%.

      Однако  количество малых предприятий постоянно  растет, так в республике только за второй квартал 2004 года было зарегистрировано 135 тысяч субъектов малого бизнеса. Обращаясь к сферам деятельности малых предприятий, можно отметить, что большинство из них (39%) специализируются на торговле, ремонте автомобилей и изделий домашнего пользования. Значительно меньшее количество малых предприятий занимается промышленной деятельностью, но и здесь наблюдается увеличение их числа: если во втором квартале 2003 года действовало 7,9 тысяч промышленных малых предприятий, то во втором квартале 2004 года их количество увеличилось до 8,1 тысячи.

Информация о работе Малый бизнес