Малый бизнес

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 13:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – раскрытие особенностей функционирования малого и среднего бизнеса как гарантии стабильности экономики.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- раскрыть сущность и классификацию малого бизнеса;
- рассмотреть особенности функционирования предприятия малого и среднего бизнеса.

Файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 198.50 Кб (Скачать)

      В результате финансово-хозяйственной деятельности во втором квартале 2004 года субъектами малого бизнеса получен доход от реализации продукции(товаров, работ, услуг) в сумме 757,6 млрд. тенге, что в 1,4 раза больше, чем в 2003 году. При этом более половины общей суммы дохода обеспечили предприятия торговой сферы. Если анализировать доход, полученный от реализации продукции малых предприятий, по регионам, то ведущую роль играет Алматы (44 % от общей суммы дохода) и Астана (13,7 %), за ними следует Карагандинская область (5,7 %).

      По  данным Агентства Республики Казахстан по статистике, на 1 января 2007 года в республике зарегистрировано 208,4 тыс. юридических лиц, из них малые предприятия составляют 195,7 тыс., средние - 10,67 тыс. предприятий. При этом субъекты малого предпринимательства составляют 93,9% от общего количества.

      Численность граждан, занятых в малом предпринимательстве (юридические лица), достигла на 1 января 2007 года 524,6 тыс. человек, к 2003 году на соответствующую  дату рост составил 8,7%.

      Доля  вклада субъектов малого предпринимательства в валовом внутреннем продукте в 2006 году составила 19,2%, то есть оценочно малое и среднее предпринимательство дает около 30 % всего валового национального продукта.

      Сложившаяся отраслевая структура малых предприятий  практически не меняется в последние годы. Из общего количества активных юридических лиц - субъектов малого предпринимательства доминирующее положение занимают сферы торговли, ремонта автомобилей и изделий домашнего пользования - 40,5% от общего количества активных в сфере малого предпринимательства с суммарной численностью занятых 163,6 тыс. человек (31% от общей численности занятых в малом предпринимательстве). 

      2.2 Контрольные и надзорные функции государства 

      Немаловажным  фактором, подтверждающим поддержку  малого бизнеса, является льготное положение в отношении проверок со стороны контролирующих органов. В соответствии с Правилами проведения государственными органами проверок деятельности субъектов малого предпринимательства субъекты малого предпринимательства численностью до 10 человек могут проверяться государственными контролирующими органами не чаще одного раза в три года, за исключением налоговых органов, а также по возбужденным уголовным делам. Проверки финансово-хозяйственной деятельности субъектов малого предпринимательства производятся уполномоченными государственными органами не чаще одного раза в год. Кроме того, установлены сокращенные сроки проведения проверок, которые не должны превышать 15 календарных дней, а также обязанность проверяющего органа письменно известить субъект малого бизнеса о предстоящей проверке минимум за две недели до ее начала, указав в уведомлении вид и вопрос проверки.

      Одновременно  с вышеуказанными положениями законодательства, Казахстан неоднократно вводил мораторий  на проверки субъектов малого предпринимательства. Последний мораторий вводился с 1 января по 1 октября 2003 года, когда были прекращены проверки субъектов малого предпринимательства, за исключением проверок, проводимых в соответствии с законодательством в целях пресечения уголовных преступлений и административных правонарушений, а также проверок, проводимых для предотвращения действий, направленных на нарушение конституционного строя, общественного порядка, прав и свобод человека.

      В зарубежных странах развитию бизнеса придается большое значение, исходя из приоритетности создания новых рабочих мест и обеспечения устойчивого экономического роста.

      По  данным Программы развития Организаций  Объединенных Наций, количество малых  предприятий превышает 95% от общего количества всех предприятий. В мировой экономике на долю таких предприятий приходится свыше 60% занятых, а их доля в ВВП достигает 50%.

      Мировой опыт свидетельствует, что при становлении  рыночных отношений особенно малое  предпринимательство нуждается  в государственной поддержке. При  этом решающее значение имеют форма и цель государственной политики поддержки малого и среднего предпринимательства, которая должна сводиться не к защите бизнеса от конкуренции или созданию для него особых, "тепличных" условий, а обеспечению таких условий, которые бы постоянно стимулировали внутрифирменный процесс генерации технологического совершенствования и обучения для повышения конкурентоспособности фирмы. Об этом говорит и практика многих стран, которые сделали прорыв в экономике в последнее время.

      Меры  поддержки малого и среднего предпринимательства направлены на решение проблем, возникающих по поводу небольших размеров компаний, посредством:

      - облегчения доступа к новым технологиям (предоставление технологий и экономической информации, консультации и обучение);

      - облегчения доступа к рынкам капитала (налоговые льготы, особые нормы амортизации, государственные инвестиционные субсидии, льготное кредитование в виде финансирования разницы между рыночной и льготной кредитными ставками;

      - внедрения кластерно-сетевого подхода, который содействует развитию инфраструктуры предпринимательства.

      Страны, в которых реализованы программы  поддержки малого и среднего предпринимательства  на основе кластерно-сетевого подхода - это Италия, США, Япония, Германия, Корея, Дания, Великобритания, Франция, Мексика, Чили, Бразилия. Для примера приведем реализацию в ряде стран, как развитых, так и развивающихся, программ поддержки малого и среднего предпринимательства, основанных на кластерно-сетевом подходе.

      1. Италия. Впервые кластерно-сетевой подход применен в Италии в 70-е годы. С точки зрения кластерного подхода к развитию малого и среднего бизнеса наиболее интересен опыт Италии, который получил название "третья Италия", с которого и началось развитие данного подхода. В то время как в конце 70-х гг. "первая" и "вторая" Италия переживали экономический кризис, северо-восточная и центральная части страны демонстрировали высокий экономический рост. В ряде секторов, где действовали в основном малые и средние предприятия (текстильное и кожевенное производство, производство обуви, керамики, мебели), были сформированы кластеры, в рамках которых субъекты малого и среднего предпринимательства смогли не только создать новые рабочие места, но и успешно выйти на экспортные рынки. В то время как крупные предприятия Германии и Великобритании переживали спад, кластеры малого и среднего предпринимательства "третьей Италии" смогли увеличить производство и экспорт. Более того, кластеры малого и среднего предпринимательства оказались способны постоянно внедрять инновации в производственный процесс.

      2. США. Более 50% ВНП, более половины  инноваций, более 2/3 национальной  рабочей силы задействовано в  малом предпринимательстве. Малое  предпринимательство в США сыграло  решающую роль в оздоровлении  экономики страны. Для этого в США существует структура, оказывающая помощь развитию данного сектора - администрация малого бизнеса США (создана в 1953 году). Смысл деятельности - в формировании качественных, ориентированных на клиента полномасштабных программ, и своевременном информировании сообщества предпринимателей обо всех новшествах[9; c. 35].

      3. Япония. Доля малого и среднего  предпринимательства составляет 99,6% от общего числа компаний, 55% ВВП  и 80% численности занятых в  промышленности. Для реализации  государственной политики в отношении малых предприятий создана сеть специализированных органов, реализующих государственную политику в отношении малого и среднего предпринимательства.

      Основными мерами поддержки малого и среднего предпринимательства в Японии являются:

      - облегчение доступа к источникам финансирования через систему гарантирования и страхования кредитов и льготных кредитов для модернизации МСБ (со ставкой 1,05% сроком на 20 лет);

      - создание системы поддержки бизнеса путем создания бизнес-инкубаторов, оценки инвестиционных проектов, предоставления специалистов на краткосрочной основе по вопросам налогообложения, менеджмента, управления персоналом и информации о ситуации на рынке, а также предоставление обучающих программ;

      - стимулирование создания нового и венчурного бизнеса путем предоставления технической помощи, финансовой и законодательной поддержки;

      - поддержка развития технологий путем поддержки коммерциализации новых разработок и стимулирования сотрудничества между научными кругами, бизнесом и правительством;

      - поддержка инноваций в бизнесе через субсидирования и кредитования по низким процентным ставкам, участия государства в венчурных проектах и снижения патентных платежей для исследовательских предприятий.

      Ведущую роль по уровню развития исследований играют технопарки Японии. Около 70% японских технопарков создавались для поддержки предприятий малого предпринимательства в регионах, при этом 58 % от общего числа ориентировано на производство высокотехнологичной продукции.

      4. Германия. Основной принцип поддержки германского кластерно-сетевого подхода - это упор на следующие рыночные механизмы:

      - приоритет на самостоятельность малого и среднего предпринимательства, а не государственную поддержку;

      - неэффективные предприятия должны уйти с рынка;

      - основное требование для оказания государством финансовой помощи малому и среднему предпринимательству - кредитоспособность.

      5. Корея. Насчитывается около 3 млн.  субъектов малого и среднего  предпринимательства, что составляет 99,5% всех компаний. В том числе  доля малых компаний составляет 97%. Малые компании в Южной Корее являются важнейшим источником трудоустройства, поскольку в них занято87 % экономически активного населения страны (свыше 10 млн. человек). На долю малого и среднего предпринимательства приходится половина производства ВВП страны и 43% южнокорейского экспорта.

      6. Израиль. Созданы объекты инфраструктуры  поддержки, многие из них государственные.  Существует целый ряд фондов, как государственных, так и  частных, оказывающих помощь в  финансировании предприятий, а государственные субсидии составляют примерно 3/4 необходимых для раскрутки бизнеса средств, 1/4 средств - это вклад самого предпринимателя.

      Имеются венчурные фонды, которые поддерживают бизнес-инкубаторы, в них выращивают новые, прежде всего инновационные проекты.

      Таким образом, мировая практика свидетельствует, что наиболее успешно технопарки и бизнес-инкубаторы развиваются  в тех странах, где государство  поддерживает развитие научно-технических  отраслей и где во главу этой политики поставлена задача оптимизации хозяйственной системы и восприимчивости к достижениям научно-технического прогресса.

      Научно-промышленные парки являются прообразами будущих  технополисов - городов передовых  технологий, научных исследований и  проектно-конструкторских разработок. Для большинства развивающихся государств и стран с переходной экономикой стратегия на приоритетное развитие научно-промышленных парков - это прорыв в новые сферы деятельности на основе развития сети региональных центров высшего технологического уровня, интеллектуализации всего национального хозяйства.

      В технополисах гармонично сочетаются наука, высокие технологии, традиционные национальные культуры и создается новая общность творческих и всестороннеразвитых  людей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3.Проблемы развития малого бизнеса и рекомендации по их преодолению 

3.1 Проблемы развития малого бизнеса и рекомендации по их преодолению 

      Анализируя состояние малого бизнеса в сфере строительных услуг в последние несколько лет, можно выделить ряд факторов, негативно влияющих на его развитие.

      Одной из наиболее сложных проблем, препятствующих развитию малого предпринимательства, является отсутствие у большей части  субъектов достаточных финансовых ресурсов для обеспечения собственных инвестиционных и оборотных потребностей. Банки в силу низкой залогоспособности малого предпринимательства вынуждены переносить стоимость риска на кредиты путем увеличения процентной ставки по займам.

      В то же время недостаточный уровень  фондовооруженности предприятий малого бизнеса не способствует повышению экономической эффективности сектора малого предпринимательства из-за его низкой производительности труда и сдерживает кредитование малого предпринимательства под залог основных средств.

Информация о работе Малый бизнес