Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 13:50, курсовая работа
Цель курсовой работы – раскрытие особенностей функционирования малого и среднего бизнеса как гарантии стабильности экономики.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- раскрыть сущность и классификацию малого бизнеса;
- рассмотреть особенности функционирования предприятия малого и среднего бизнеса.
В результате финансово-хозяйственной деятельности во втором квартале 2004 года субъектами малого бизнеса получен доход от реализации продукции(товаров, работ, услуг) в сумме 757,6 млрд. тенге, что в 1,4 раза больше, чем в 2003 году. При этом более половины общей суммы дохода обеспечили предприятия торговой сферы. Если анализировать доход, полученный от реализации продукции малых предприятий, по регионам, то ведущую роль играет Алматы (44 % от общей суммы дохода) и Астана (13,7 %), за ними следует Карагандинская область (5,7 %).
По данным Агентства Республики Казахстан по статистике, на 1 января 2007 года в республике зарегистрировано 208,4 тыс. юридических лиц, из них малые предприятия составляют 195,7 тыс., средние - 10,67 тыс. предприятий. При этом субъекты малого предпринимательства составляют 93,9% от общего количества.
Численность
граждан, занятых в малом
Доля вклада субъектов малого предпринимательства в валовом внутреннем продукте в 2006 году составила 19,2%, то есть оценочно малое и среднее предпринимательство дает около 30 % всего валового национального продукта.
Сложившаяся
отраслевая структура малых предприятий
практически не меняется в последние
годы. Из общего количества активных юридических
лиц - субъектов малого предпринимательства
доминирующее положение занимают сферы
торговли, ремонта автомобилей и изделий
домашнего пользования - 40,5% от общего
количества активных в сфере малого предпринимательства
с суммарной численностью занятых 163,6
тыс. человек (31% от общей численности занятых
в малом предпринимательстве).
2.2
Контрольные и надзорные
функции государства
Немаловажным фактором, подтверждающим поддержку малого бизнеса, является льготное положение в отношении проверок со стороны контролирующих органов. В соответствии с Правилами проведения государственными органами проверок деятельности субъектов малого предпринимательства субъекты малого предпринимательства численностью до 10 человек могут проверяться государственными контролирующими органами не чаще одного раза в три года, за исключением налоговых органов, а также по возбужденным уголовным делам. Проверки финансово-хозяйственной деятельности субъектов малого предпринимательства производятся уполномоченными государственными органами не чаще одного раза в год. Кроме того, установлены сокращенные сроки проведения проверок, которые не должны превышать 15 календарных дней, а также обязанность проверяющего органа письменно известить субъект малого бизнеса о предстоящей проверке минимум за две недели до ее начала, указав в уведомлении вид и вопрос проверки.
Одновременно с вышеуказанными положениями законодательства, Казахстан неоднократно вводил мораторий на проверки субъектов малого предпринимательства. Последний мораторий вводился с 1 января по 1 октября 2003 года, когда были прекращены проверки субъектов малого предпринимательства, за исключением проверок, проводимых в соответствии с законодательством в целях пресечения уголовных преступлений и административных правонарушений, а также проверок, проводимых для предотвращения действий, направленных на нарушение конституционного строя, общественного порядка, прав и свобод человека.
В зарубежных странах развитию бизнеса придается большое значение, исходя из приоритетности создания новых рабочих мест и обеспечения устойчивого экономического роста.
По данным Программы развития Организаций Объединенных Наций, количество малых предприятий превышает 95% от общего количества всех предприятий. В мировой экономике на долю таких предприятий приходится свыше 60% занятых, а их доля в ВВП достигает 50%.
Мировой опыт свидетельствует, что при становлении рыночных отношений особенно малое предпринимательство нуждается в государственной поддержке. При этом решающее значение имеют форма и цель государственной политики поддержки малого и среднего предпринимательства, которая должна сводиться не к защите бизнеса от конкуренции или созданию для него особых, "тепличных" условий, а обеспечению таких условий, которые бы постоянно стимулировали внутрифирменный процесс генерации технологического совершенствования и обучения для повышения конкурентоспособности фирмы. Об этом говорит и практика многих стран, которые сделали прорыв в экономике в последнее время.
Меры поддержки малого и среднего предпринимательства направлены на решение проблем, возникающих по поводу небольших размеров компаний, посредством:
- облегчения доступа к новым технологиям (предоставление технологий и экономической информации, консультации и обучение);
- облегчения доступа к рынкам капитала (налоговые льготы, особые нормы амортизации, государственные инвестиционные субсидии, льготное кредитование в виде финансирования разницы между рыночной и льготной кредитными ставками;
- внедрения кластерно-сетевого подхода, который содействует развитию инфраструктуры предпринимательства.
Страны,
в которых реализованы
1. Италия. Впервые кластерно-сетевой подход применен в Италии в 70-е годы. С точки зрения кластерного подхода к развитию малого и среднего бизнеса наиболее интересен опыт Италии, который получил название "третья Италия", с которого и началось развитие данного подхода. В то время как в конце 70-х гг. "первая" и "вторая" Италия переживали экономический кризис, северо-восточная и центральная части страны демонстрировали высокий экономический рост. В ряде секторов, где действовали в основном малые и средние предприятия (текстильное и кожевенное производство, производство обуви, керамики, мебели), были сформированы кластеры, в рамках которых субъекты малого и среднего предпринимательства смогли не только создать новые рабочие места, но и успешно выйти на экспортные рынки. В то время как крупные предприятия Германии и Великобритании переживали спад, кластеры малого и среднего предпринимательства "третьей Италии" смогли увеличить производство и экспорт. Более того, кластеры малого и среднего предпринимательства оказались способны постоянно внедрять инновации в производственный процесс.
2.
США. Более 50% ВНП, более половины
инноваций, более 2/3 национальной
рабочей силы задействовано в
малом предпринимательстве.
3. Япония. Доля малого и среднего предпринимательства составляет 99,6% от общего числа компаний, 55% ВВП и 80% численности занятых в промышленности. Для реализации государственной политики в отношении малых предприятий создана сеть специализированных органов, реализующих государственную политику в отношении малого и среднего предпринимательства.
Основными мерами поддержки малого и среднего предпринимательства в Японии являются:
- облегчение доступа к источникам финансирования через систему гарантирования и страхования кредитов и льготных кредитов для модернизации МСБ (со ставкой 1,05% сроком на 20 лет);
- создание системы поддержки бизнеса путем создания бизнес-инкубаторов, оценки инвестиционных проектов, предоставления специалистов на краткосрочной основе по вопросам налогообложения, менеджмента, управления персоналом и информации о ситуации на рынке, а также предоставление обучающих программ;
- стимулирование создания нового и венчурного бизнеса путем предоставления технической помощи, финансовой и законодательной поддержки;
- поддержка развития технологий путем поддержки коммерциализации новых разработок и стимулирования сотрудничества между научными кругами, бизнесом и правительством;
- поддержка инноваций в бизнесе через субсидирования и кредитования по низким процентным ставкам, участия государства в венчурных проектах и снижения патентных платежей для исследовательских предприятий.
Ведущую роль по уровню развития исследований играют технопарки Японии. Около 70% японских технопарков создавались для поддержки предприятий малого предпринимательства в регионах, при этом 58 % от общего числа ориентировано на производство высокотехнологичной продукции.
4. Германия. Основной принцип поддержки германского кластерно-сетевого подхода - это упор на следующие рыночные механизмы:
- приоритет на самостоятельность малого и среднего предпринимательства, а не государственную поддержку;
- неэффективные предприятия должны уйти с рынка;
- основное требование для оказания государством финансовой помощи малому и среднему предпринимательству - кредитоспособность.
5.
Корея. Насчитывается около 3 млн.
субъектов малого и среднего
предпринимательства, что
6.
Израиль. Созданы объекты
Имеются венчурные фонды, которые поддерживают бизнес-инкубаторы, в них выращивают новые, прежде всего инновационные проекты.
Таким образом, мировая практика свидетельствует, что наиболее успешно технопарки и бизнес-инкубаторы развиваются в тех странах, где государство поддерживает развитие научно-технических отраслей и где во главу этой политики поставлена задача оптимизации хозяйственной системы и восприимчивости к достижениям научно-технического прогресса.
Научно-промышленные
парки являются прообразами будущих
технополисов - городов передовых
технологий, научных исследований и
проектно-конструкторских
В
технополисах гармонично сочетаются наука,
высокие технологии, традиционные национальные
культуры и создается новая общность
творческих и всестороннеразвитых
людей.
Глава
3.Проблемы развития
малого бизнеса и рекомендации
по их преодолению
3.1
Проблемы развития малого
бизнеса и рекомендации
по их преодолению
Анализируя состояние малого бизнеса в сфере строительных услуг в последние несколько лет, можно выделить ряд факторов, негативно влияющих на его развитие.
Одной
из наиболее сложных проблем, препятствующих
развитию малого предпринимательства,
является отсутствие у большей части
субъектов достаточных
В то же время недостаточный уровень фондовооруженности предприятий малого бизнеса не способствует повышению экономической эффективности сектора малого предпринимательства из-за его низкой производительности труда и сдерживает кредитование малого предпринимательства под залог основных средств.