Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2011 в 17:05, курсовая работа
Цель курсовой работы – раскрыть сущность и роль малого бизнеса в становлении рыночных отношений в Республике Беларусь, а также рассмотреть основные направления его стимулирования, в том числе и за рубежом.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи: 1) раскрыть сущность и роль малого бизнеса в становлении рыночных отношений; 2) рассмотреть опыт стимулирования и поддержки малого бизнеса в зарубежных странах; 3) выявить основные проблемы становления и направления стимулирования малого бизнеса в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
1 РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ……………..…5
2 ОПЫТ СТИМУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА ЗА РУБЕЖОМ……..10
3 МАЛЫЙ БИЗНЕС В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И ОПЫТ СТИМУЛИРОВАНИЯ…………………………..19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….........28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ ……….30
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….32
Третьим признаком предпринимательства является ориентация на достижение коммерческого успеха, стремление к увеличению прибыли. Но такая установка не является главной в современном бизнесе. Деятельность многих предпринимательских структур выходит за рамки чисто экономических задач, они принимают участие в решении социальных проблем общества, жертвуют свои средства на развитие культуры, образования, здравоохранения, охрану окружающей среды и т. д. [10, с. 201-202].
Таким
образом, предпринимательство –
это экономическая активность, направленная
на извлечение прибыли, и основанная
на самостоятельной инициативе, ответственности
и инновационной
Эффективность функционирования национальных экономик во многом определяется оптимальным сочетанием в них малого, среднего и крупного бизнеса (предпринимательства) [9, c. 104].
Одним из важнейших компонентов рыночных отношений является малый бизнес. Он способствует развитию предпринимательства, созданию новых рабочих мест, быстрому перетеканию капитала в новые сферы деятельности, ускорению инновационных процессов, более полному раскрытию творческого потенциала человека.
Субъектами малого бизнеса являются как частные лица (индивидуальные предприниматели), так и юридические лица – малые предприятия.
Малый бизнес отличается гибкостью, способностью быстро переориентироваться на новые потребности рынка, значительно повысить эффективность используемых ресурсов. В то же время, предприятия малого бизнеса, в отличие от крупных, вряд ли могут аккумулировать значительные капиталы, иметь филиалы в различных регионах, представительства в других государствах и т. д. Тем не менее, крупные и малые предприятия не являются прямыми конкурентами, так как преимущества одних являются недостатками других, поэтому в условиях жесткой конкуренции эффективно развиваются различные формы сотрудничества крупных и малых предприятий. Так, на основе субподрядной системы крупное предприятие передает значительную часть работ малым предприятиям, сосредоточиваясь на стратегических вопросах, определяющих его конкурентоспособность. Малые предприятия, в свою очередь, заинтересованы в субподрядной системе, так как получают возможность гарантированного сбыта своей продукции (услуг) в соответствии с субподрядным договором.
Малые
предприятия дают возможность концентрировать
усилия специалистов на научных исследованиях
и разработках, производстве научно-технической
продукции и организации
Важным
преимуществом малых
Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике повышенную мобильность и обеспечивает рентабельность производства тех товаров и услуг, которые стали невыгодными для больших предприятий. Оно обеспечивает формирование конкурентной среды, препятствует монополизации, способствует сокращению безработицы.
Малые предприятия дают существенную долю ВВП во многих зарубежных странах и обеспечивают значительную часть рабочих мест. Так, их доля в промышленном производстве ФРГ составляет более 40%, в США и Польше - более 50%, а в Израиле и Скандинавии - более 70%. Данные ООН свидетельствуют о том, что около 50% трудоспособного населения мира сегодня задействовано в малом бизнесе (как собственники и как наемные работники), а в ФРГ, Венгрии и Чехии занятость в малом и среднем бизнесе составляет от 65 до 75% всего работающего населения.
Субъекты малого бизнеса осуществляют непрерывный поиск новых рыночных ниш, активно привлекают новые технологии, стремятся использовать инновации для сокращения издержек, получения конкурентных преимуществ, а потому способны значительно повлиять на преодоление инерционности развивающихся экономик и структурных диспропорций.
Во многом благодаря малому бизнесу: стимулируется развитие регионов через расширение вовлечения ресурсов в хозяйственный оборот; осуществляется технологическая и структурная модернизация в результате ускоренного развития научно-технического прогресса и инноваций; происходит ускоренное развитие национального производства потребительских товаров [9, c. 106]
В целом, развитие малого бизнеса особенно актуально в станах с переходной к рыночным отношениям экономикой, таким, как Республика Беларусь. Целесообразность создания и поддержки здесь малого предпринимательства обусловлена следующими специфическими факторами:
1) необходимостью развития научно-технического прогресса, внедрения новой технологии, создания и размещения новых видов производства;
2) переориентацией предприятий и отдельных подразделений в условиях конверсии;
3) возможностью создания дополнительных рабочих мест, что поможет оперативному решению проблем занятости с учетом региональных условий;
4) развитием и внедрением экологически чистых производств и технологий, а также налаживанием деятельности производства по переработке и утилизации отходов;
5)
возможностью создания венчурных предприятий,
оперативно реагирующих на изменение
спроса и идущих на хозяйственный риск.
2
ОПЫТ СТИМУЛИРОВАНИЯ
МАЛОГО БИЗНЕСА
ЗА РУБЕЖОМ
Страной с одним из самых высоких уровней предпринимательской активности в мире являются Соединенные Штаты Америки (США). Для ее оценки Национальная комиссия по предпринимательству разработала специальный индекс, который составляет сумму доли взрослого населения страны в возрасте от 18 до 64 лет, вовлеченного в создание новых фирм, по меньшей мере, в течение 12 месяцев к моменту оценки, и доли населения, уже участвующего в работе новых фирм в качестве владельцев и совладельцев. Новой считается фирма не старше 3,5 лет к моменту оценки. Данный индекс полной предпринимательской активности для США равен 12,7%. Более высокие индексы имеют только Бразилия (16%) и Южная Корея (13,7%). Эксперты объясняют это тем, что Бразилия имеет наибольшую долю аграрного сектора, по сравнению со всеми другими промышленно развитыми странами, и именно в нем быстрее всего идут процессы создания и ликвидации новых фирм. Южная Корея восстанавливает свою экономику после кризиса 1998г., и она абсолютно лидирует по индексу действующих новых фирм. Страны «Большой восьмерки» значительно отстают от лидеров: Канада - 7,9%, Италия - 5,7%, Великобритания - 5,2%, Германия - 4,7%, Франция - 2,2%, Япония - 1,3% [3, с. 28].
Каждый год в США возникает 600-800 тыс. новых компаний, которые создают рабочие места. На каждые 100 уже действующих компаний приходится 14-16 новых, так называемых «стартовых». К этому следует добавить еще примерно 2 млн. новых фирм, которые регистрируются ежегодно, но которые не приводят к созданию новых рабочих мест (индивидуальные предприниматели) [3, с. 28].
Высокая
скорость возникновения и ликвидации
деловых предприятий является хорошей
характеристикой динамики экономического
развития - таблица 2.1.
Таблица 2.1. -
Индикаторы малого бизнеса
в США за 2004 г.
Индикатор | Значение |
1
Количество хозяйствующих |
|
1.1
Малый бизнес с наемными |
5,8 |
1.2
Малый бизнес без наемных |
9,9 |
2 Текучесть среди хозяйствующих субъектов (тыс. единиц) | |
2.1 Количество возникших фирм | 612,4 |
2.2
Количество ликвидированных |
550,0 |
3 Занятость в частном бизнесе (млн. человек) | |
3.1 Всего, в том числе: | 118,2 |
3.1.1 Малый бизнес (менее 500 человек) | 68,0 |
3.1.2 Крупный бизнес (более 500 человек) | 50,2 |
Источник: собственная разработка на основе [3, с. 28].
Для этого используется специальный показатель уровня изменчивости хозяйственной структуры, который определяется как доля новых фирм, возникших в течение года, плюс доля фирм, ликвидированных за тот же период. Этот показатель демонстрирует способность экономики к самообновлению и восстановлению. В США он равен примерно 4%, в Японии и Ирландии не превышает 0,5%. Высокий уровень оборота компаний позволяет американской экономике быстро приспосабливаться к происходящим изменениям предпочтений рынка, появлению новых технологий, изменениям в демографии.
Фактором, влияющим на уровень предпринимательства, считается уровень общего и специального предпринимательского образования. В этой области США обладают существенным конкурентным преимуществом, так как более 80% населения в соответствующем возрасте получают специальное среднее и высшее образование и уступают по этому показателю только Канаде (90%).
Существенный стимул для предпринимателей - возможность значительно повысить свой личный доход. Выявлено наличие достаточно высокой корреляции между общей предпринимательской активностью и различием в индивидуальных доходах. Показатель разброса доходов измеряется отношением суммарных доходов 10% наиболее богатых налогоплательщиков к суммарным доходам 10% беднейшего населения. Для большинства промышленно развитых стран этот показатель находится в пределах 5-10, и только в США он достигает 17. Группы населения с высоким уровнем доходов, с одной стороны, обеспечивают необходимые накопления для первоначального инвестирования в стартовые компании, с другой стороны, они являются хорошей целью для амбициозных предпринимателей, желающих повысить свой уровень доходов. Проблема заключается в том, чтобы существование большой разницы в доходах не вызывала социальных напряжений и стрессов и была приемлема для большинства населения. Эти условия есть в США, но они не приемлемы для многих стран Европы и Японии.
Общая
политика государства в сфере
экономики также оказывает
Важным отличием США от большинства других промышленно развитых стран является отношение общества к предпринимательству. В истории Соединенных Штатов предприниматели всегда играли и продолжают играть значительную роль [9, с.44].
Высокому уровню развития