Малый бизнес в Беларуси

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2011 в 17:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – раскрыть сущность и роль малого бизнеса в становлении рыночных отношений в Республике Беларусь, а также рассмотреть основные направления его стимулирования, в том числе и за рубежом.

Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи: 1) раскрыть сущность и роль малого бизнеса в становлении рыночных отношений; 2) рассмотреть опыт стимулирования и поддержки малого бизнеса в зарубежных странах; 3) выявить основные проблемы становления и направления стимулирования малого бизнеса в Республике Беларусь.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3

1 РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ……………..…5

2 ОПЫТ СТИМУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА ЗА РУБЕЖОМ……..10

3 МАЛЫЙ БИЗНЕС В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И ОПЫТ СТИМУЛИРОВАНИЯ…………………………..19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….........28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ ……….30

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….32

Файлы: 1 файл

МАЛЫЙ БИЗНЕС В РБ.docx

— 85.98 Кб (Скачать)

     Третьим признаком предпринимательства  является ориентация на достижение коммерческого  успеха, стремление к увеличению прибыли. Но такая установка не является главной  в современном бизнесе. Деятельность многих предпринимательских структур выходит за рамки чисто экономических  задач, они принимают участие  в решении социальных проблем  общества, жертвуют свои средства на развитие культуры, образования, здравоохранения, охрану окружающей среды и т. д. [10, с. 201-202].

     Таким образом, предпринимательство –  это экономическая активность, направленная на извлечение прибыли, и основанная на самостоятельной инициативе, ответственности  и инновационной предпринимательской  идее.

     Эффективность функционирования национальных экономик во многом определяется оптимальным сочетанием в них малого, среднего и крупного бизнеса (предпринимательства) [9, c. 104].

      Одним из важнейших компонентов рыночных отношений является малый бизнес. Он способствует развитию предпринимательства, созданию новых рабочих мест, быстрому перетеканию капитала в новые сферы деятельности, ускорению инновационных процессов, более полному раскрытию творческого потенциала человека.

     Субъектами  малого бизнеса являются как частные лица (индивидуальные предприниматели), так и юридические лица – малые предприятия.

      Малый бизнес отличается гибкостью, способностью быстро переориентироваться на новые потребности рынка, значительно повысить эффективность используемых ресурсов. В то же время, предприятия малого бизнеса, в отличие от крупных, вряд ли могут аккумулировать значительные капиталы, иметь филиалы в различных регионах, представительства в других государствах и т. д. Тем не менее, крупные и малые предприятия не являются прямыми конкурентами, так как преимущества одних являются недостатками других, поэтому в условиях жесткой конкуренции эффективно развиваются различные формы сотрудничества крупных и малых предприятий. Так, на основе субподрядной системы крупное предприятие передает значительную часть работ малым предприятиям, сосредоточиваясь на стратегических вопросах, определяющих его конкурентоспособность. Малые предприятия, в свою очередь, заинтересованы в субподрядной системе, так как получают возможность гарантированного сбыта своей продукции (услуг) в соответствии с субподрядным договором.

     Малые предприятия дают возможность концентрировать  усилия специалистов на научных исследованиях  и разработках, производстве научно-технической  продукции и организации научного консультирования. Крупные научные организации часто не заинтересованы в решении задач, не дающих значительного экономического результата из-за малых объемов использования. Но невыгодное для крупных научных организаций может оказаться эффективным для малых предприятий, которые осуществляют поиск и отбор перспективных изобретений, анализ и распространение научно-технической информации, проектирование и создание опытных образцов оборудования.

     Важным  преимуществом малых предприятий  является сокращенный срок строительства и освоения производственных мощностей по сравнению с крупными или средними предприятиями, что обеспечивает высокую окупаемость капитальных вложений. Это преимущество особенно наглядно проявляется в отраслях с короткими циклами производства продукции. Только небольшие предприятия могут обеспечивать максимальный доход за один цикл. Кроме того, при строительстве малых предприятий не требуются крупные капитальные вложения для создания инфраструктуры подразделений (складские помещения, транспортное хозяйство и др.), так как небольшие объемы производства дают возможность оперативно, осуществлять снабженческие и сбытовые функции или передавать функции специализированным предприятиям [9, с. 106].

      Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике повышенную мобильность и обеспечивает рентабельность производства тех товаров и услуг, которые стали невыгодными для больших предприятий. Оно обеспечивает формирование конкурентной среды, препятствует монополизации, способствует сокращению безработицы.

      Малые предприятия дают существенную долю ВВП во многих зарубежных странах и обеспечивают значительную часть рабочих мест. Так, их доля в промышленном производстве ФРГ составляет более 40%, в США и Польше - более 50%, а в Израиле и Скандинавии - более 70%. Данные ООН свидетельствуют о том, что около 50% трудоспособного населения мира сегодня задействовано в малом бизнесе (как собственники и как наемные работники), а в ФРГ, Венгрии и Чехии занятость в малом и среднем бизнесе составляет от 65 до 75% всего работающего населения.

      Субъекты  малого бизнеса осуществляют непрерывный поиск новых рыночных ниш, активно привлекают новые технологии, стремятся использовать инновации для сокращения издержек, получения конкурентных преимуществ, а потому способны значительно повлиять на преодоление инерционности развивающихся экономик и структурных диспропорций.

      Во  многом благодаря малому бизнесу: стимулируется развитие    регионов    через расширение  вовлечения ресурсов в хозяйственный оборот; осуществляется технологическая и структурная     модернизация     в результате   ускоренного развития научно-технического прогресса и инноваций; происходит ускоренное развитие национального производства потребительских товаров [9, c. 106]

      В целом, развитие малого бизнеса особенно актуально в станах с переходной к рыночным отношениям экономикой, таким, как Республика Беларусь. Целесообразность создания и поддержки здесь малого предпринимательства обусловлена следующими специфическими факторами:

      1) необходимостью развития научно-технического прогресса, внедрения новой технологии, создания и размещения новых видов производства;

     2) переориентацией предприятий и отдельных подразделений в условиях конверсии;

     3) возможностью создания дополнительных рабочих мест, что поможет оперативному решению проблем занятости с учетом региональных условий;

     4) развитием и внедрением экологически чистых производств и технологий, а также налаживанием деятельности производства по переработке и утилизации отходов;

     5) возможностью создания венчурных предприятий, оперативно реагирующих на изменение спроса и идущих на хозяйственный риск. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 ОПЫТ СТИМУЛИРОВАНИЯ  МАЛОГО БИЗНЕСА  ЗА РУБЕЖОМ 

     Страной с одним из самых высоких уровней  предпринимательской активности в мире являются Соединенные Штаты Америки (США). Для ее оценки Национальная комиссия по предпринимательству разработала специальный индекс, который составляет сумму доли взрослого населения страны в возрасте от 18 до 64 лет, вовлеченного в создание новых фирм, по меньшей мере, в течение 12 месяцев к моменту оценки, и доли населения, уже участвующего в работе новых фирм в качестве владельцев и совладельцев. Новой считается фирма не старше 3,5 лет к моменту оценки. Данный индекс полной предпринимательской активности  для США равен 12,7%. Более высокие индексы имеют только Бразилия (16%) и Южная Корея (13,7%). Эксперты объясняют это тем, что Бразилия имеет наибольшую долю аграрного сектора, по сравнению со всеми другими промышленно развитыми странами, и именно в нем быстрее всего идут процессы создания и ликвидации новых фирм. Южная Корея восстанавливает свою экономику после кризиса 1998г., и она абсолютно лидирует по индексу действующих новых фирм. Страны «Большой восьмерки» значительно отстают от лидеров: Канада - 7,9%, Италия - 5,7%, Великобритания - 5,2%, Германия - 4,7%, Франция - 2,2%, Япония - 1,3% [3, с. 28].

     Каждый  год в США возникает 600-800 тыс. новых  компаний, которые создают рабочие места. На каждые 100 уже действующих компаний приходится 14-16 новых, так называемых «стартовых». К этому следует добавить еще примерно 2 млн. новых фирм, которые регистрируются ежегодно, но которые не приводят к созданию новых рабочих мест (индивидуальные предприниматели) [3, с. 28].

     Высокая скорость возникновения и ликвидации деловых предприятий является хорошей характеристикой динамики экономического развития  - таблица 2.1.  

Таблица 2.1. - Индикаторы малого бизнеса  в США за 2004 г. 

Индикатор Значение
1 Количество хозяйствующих субъектов  (млн. единиц)  
1.1  Малый бизнес с наемными работниками 5,8
1.2 Малый бизнес без наемных работников 9,9
2 Текучесть среди хозяйствующих  субъектов (тыс. единиц)  
2.1 Количество возникших фирм 612,4
2.2 Количество ликвидированных фирм 550,0
3 Занятость в частном бизнесе  (млн. человек)  
3.1 Всего, в том числе: 118,2
3.1.1 Малый бизнес (менее 500 человек) 68,0
3.1.2 Крупный бизнес (более 500 человек) 50,2
 

      Источник: собственная разработка на основе [3, с. 28].

     Для этого используется специальный  показатель уровня изменчивости хозяйственной структуры, который определяется как доля новых фирм, возникших в течение года, плюс доля фирм, ликвидированных за тот же период. Этот показатель демонстрирует способность экономики к самообновлению и восстановлению. В США он равен примерно 4%, в Японии и Ирландии не превышает 0,5%. Высокий уровень оборота компаний позволяет американской экономике быстро приспосабливаться к происходящим изменениям предпочтений рынка, появлению новых технологий, изменениям в демографии.

     Фактором, влияющим на уровень предпринимательства, считается уровень общего и специального предпринимательского образования. В этой области США обладают существенным конкурентным преимуществом, так как более 80% населения в соответствующем возрасте получают специальное среднее и высшее образование и уступают по этому показателю только Канаде (90%). 

     Существенный  стимул для предпринимателей - возможность  значительно повысить свой личный доход. Выявлено наличие достаточно высокой  корреляции между общей предпринимательской активностью и различием в индивидуальных доходах. Показатель разброса доходов измеряется отношением суммарных доходов 10% наиболее богатых налогоплательщиков к суммарным доходам 10% беднейшего населения. Для большинства промышленно развитых стран этот показатель находится в пределах 5-10, и только в США он достигает 17. Группы населения с высоким уровнем доходов, с одной стороны, обеспечивают необходимые накопления для первоначального инвестирования в стартовые компании, с другой стороны, они являются хорошей целью для амбициозных предпринимателей, желающих повысить свой уровень доходов. Проблема заключается в том, чтобы существование большой разницы в доходах не вызывала социальных напряжений и стрессов и была приемлема для большинства населения. Эти условия есть в США, но они не приемлемы для многих стран Европы и Японии.

     Общая политика государства в сфере  экономики также оказывает значительное влияние на уровень предпринимательской активности, особенно, общий уровень налогообложения и размер так называемого социального налога. В странах, где предпринимательство хорошо развито, включая США, доход государства от налогов не превышает 21% ВВП. Если же налоги превышают уровень 39-40%, то предприниматели теряют стимул к своей деятельности. Уровень развития предпринимательства очень сильно связан с политикой государства в сфере трудовых отношений и, главным образом, правом работодателя свободно нанимать и увольнять работников, и размерами дополнительных сборов на страхование, пенсионные фонды, медицинское обслуживание и т.п. В странах с высоким уровнем предпринимательства размер «социального налога» не превышает 12% ВВП. В США он составляет 7,5%, тогда как в других промышленно развитых странах он равен 22%, а при уровне в 37% предпринимательство практически замирает.

     Важным  отличием США от большинства других промышленно развитых стран является отношение общества к предпринимательству. В истории Соединенных Штатов предприниматели всегда играли и продолжают играть значительную роль  [9, с.44].

       Высокому уровню развития предпринимательства  в США способствует развитая  деловая инфраструктура услуг  - юристы, бухгалтеры, консультанты, которые  специализируются на предпринимательстве.  Новые, быстро растущие компании, как правило, испытывают нехватку  средств и не могут нанять  на полный рабочий день высококвалифицированных  специалистов и оплачивать их  труд по высоким ставкам. Поэтому  они охотно пользуются услугами  сторонних организаций.

Информация о работе Малый бизнес в Беларуси