Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2011 в 17:05, курсовая работа
Цель курсовой работы – раскрыть сущность и роль малого бизнеса в становлении рыночных отношений в Республике Беларусь, а также рассмотреть основные направления его стимулирования, в том числе и за рубежом.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи: 1) раскрыть сущность и роль малого бизнеса в становлении рыночных отношений; 2) рассмотреть опыт стимулирования и поддержки малого бизнеса в зарубежных странах; 3) выявить основные проблемы становления и направления стимулирования малого бизнеса в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
1 РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ……………..…5
2 ОПЫТ СТИМУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА ЗА РУБЕЖОМ……..10
3 МАЛЫЙ БИЗНЕС В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И ОПЫТ СТИМУЛИРОВАНИЯ…………………………..19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….........28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ ……….30
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….32
Малый бизнес - основная организационная форма, через которую миллионы предпринимателей в США реализуют свои устремления и вступают в экономическую жизнь с новыми идеями. Как особый институт, малый бизнес позволяет американскому обществу постоянно ставить эксперименты с новыми видами товаров и услуг, методами управления, организацией социальных взаимодействий и т.п. В этом смысле именно малый бизнес - организационная форма реализации нововведений и технологического прогресса, позволяющая поддерживать необходимый уровень конкуренции и вносящая положительную динамику в изменения рыночной структуры экономики.
По официальной статистике к малому бизнесу в США относятся фирмы с численностью работающих не более 500 человек. Однако в налоговых целях используются другие критерии: в различных отраслях количество занятых в малой фирме сильно варьируется - в обрабатывающих отраслях оно существенно выше, в сфере услуг - ниже.
На малый бизнес приходится примерно половина ВВП США: в течение последних двадцати лет эта доля колебалась от 49 до 52%. В малом бизнесе формируется примерно половина рабочих мест и выплачивается половина всей заработной платы страны. Наиболее активен малый бизнес в строительстве, торговле и сфере услуг (68%).
Сегодня малый бизнес занимает все более активные позиции в сферах, которые ранее были уделом, главным образом, крупных компаний. В конце XX в. сильно выросла активность малого бизнеса в мировой торговле и международных экономических отношениях в целом. Число малых фирм - участников внешнеэкономических отношений выросло в 3 раза (с 66 тыс. до 202 тыс.). В целом до 97% всех участников внешнеэкономических отношений приходится на малые фирмы, при этом наиболее активно действуют компании с занятостью до 20 человек. Малые фирмы дают до 31% внешнеэкономического оборота США, и они особенно сильны в предоставлении международных услуг. Основные регионы их деятельности - Европа, Юго-Восточная Азия, Латинская Америка, Китай и Австралия.
Малый
бизнес и предпринимательство
К
началу XXI в. именно благодаря предпринимательству
экономика США имеет
Согласно современным представлениям бизнес всегда развивался как сетевая структура: отдельные предприниматели, вступая друг с другом в отношения, формировали сеть, и, наоборот, там, где уже существовала развитая сетевая инфраструктура, процветало предпринимательство. В прошлом такую инфраструктуру представляли различные цеха и гильдии, в более позднее время - клубы. В основе экономического феномена предпринимательства лежит способность создавать новые возможности из самого факта перемен. Опережая существующее состояние развития рынка, предприниматель получает шанс использовать это преимущество для обеспечения в течение некоторого времени сверхприбыли как результата скачка в производительности. Данная способность характерна только для экономически активного населения, которое не зажато в тесные рамки бюрократических требований. США представляют в этом отношении наиболее развитую систему отношений как в бизнесе между участниками экономического процесса, так и в отношении к предпринимательству государства. Бурное развитие предпринимательства в последней четверти XX в. и его влияние на общее экономическое положение страны дали основание исследователям и политикам заявить о «предпринимательской революции», произошедшей в США в этот период.
В конце 80-х гг. прошлого века на путь развития рыночных отношений встали страны Восточной Европы. Польша среди них занимает место государства, успешно реализующего поставленные задачи. Для экономики этой страны характерны продолжающиеся процессы реструктуризации экономики, приватизации предприятий государственной собственности, привлечения инвестиций, в первую очередь иностранных, а также высокий уровень развития сектора малого предпринимательства [8, с.73].
По данным на начало 2005г. в Польше осуществляли деятельность более 1,7 млн. малых и средних предприятий (без предприятий сельского, лесного хозяйства, рыбной ловли, финансового посредничества и публичной администрации) с общим числом занятых свыше 7 млн. человек, что составляет 64,2% от общего числа занятых. Доля предприятий с численностью от 1 до 9 человек составила 31,5% от общего числа занятых; от 10 до 49 – 15 %; от 50 до 249 - 19,1%. Следует отметить преобладание (99,01 %) малых предприятий в секторе малого и среднего предпринимательства, доля же средних равнялась 0,81%. В то же время крупные предприятия с числом занятых свыше 249 человек составляли 0,18% всех предприятий и на них было занято 34,4% общего числа всех работающих в рыночном секторе экономики. Доля малых и средних предприятий в ВВП страны составляла примерно 48,2%, в том числе малых - 38,0, средних - 10,2%. Доля указанных предприятий в формировании бюджетных доходов государства в 2004г. составила 36,1%. В 2005г. эти показатели возросли, составив 49,4%, 93,6% и 9,8% соответственно.
Малый бизнес получил широкое развитие и в Венгрии. Здесь в 2004г. был принят специальный Закон о развитии и поддержке малого бизнеса. К тому времени Венгрией был накоплен значительный опыт в данной области, что нашло отражение в этом законодательном акте [8, c.73].
Многообразие малых форм хозяйствования позволяет более эффективно осуществлять отдельные меры государственной поддержки, определяя возможные ниши каждой из групп предприятий в развитии различных отраслей национальной экономики.
Достоверный учет численности субъектов малого и среднего бизнеса в Венгрии отсутствует. По состоянию на начало 2005г. формально насчитывалось около 1 млн. малых предпринимательских структур, но число фактически действующих составляло примерно 800-900 тыс. Более 90% из них - микропредприятия, в том числе 600 тыс. их не имеют ботников по найму: на предприятии трудится либо сам собственник, он же работник (индивидуальный предприниматель), либо члены одной семьи. На 1000 человек в стране приходится около 80 малых предприятий.
Малые и средние предприятия Венгрии - это 50% ВВП страны, 2/3 численности занятых в экономике, 20% экспорта и 99% общего числа предприятий [8, c.74].
На
сегодняшний день малые и средние
предприятия являются основой социально-
Европейская Комиссия хорошо осознает важность этого сектора, и «политика предпринимательства» является на сегодняшний день одним из главных приоритетов ее деятельности. Так, 6 мая 2003г. Европейская Комиссия приняла новые критерии выделения микро-, малого и среднего бизнеса. Новые стандарты были введены в действие с 1 января 2005г.:
В последние годы в рамках Европейского Союза осуществляется системная политика поддержки малого и среднего предпринимательства, ориентированная на три главных звена, участвующих в создании и функционировании малого и среднего бизнеса: на конкретного человека, фирму и общество. Ее главная цель - сбалансирование интересов государств и бизнеса.
Главными целями регулирования и поддержки малого и среднего бизнеса в странах Европейского Союза являются:
1) укрепление единого внутреннего рынка;
2) интернационализация предпринимательской деятельности на уровне предприятий;
3) устранение административных барьеров;
4) создание единого экономического пространства в Европейском Союзе путем унификации законодательной базы по малому бизнесу, усиления взаимодействия стран-членов Союза по созданию экономического и валютного союзов в рамках Европейского сообщества.
Национальная же политика в странах-членах Европейского Союза имеет своей целью предоставление лучших условий для предпринимательской деятельности, увеличения конкурентоспособности и роста.
Европейская
система поддержки и
Осознавая значимость мелкого и среднего бизнеса для Союза, в 1993г. Европейский Союз опубликовал «Белую книгу», в которой излагается европейская политика и стратегия в отношении этих предприятий. В ней малый и средний бизнес рассматривается как гарантия сохранения высокого уровня занятости, развитой системы социального обеспечения, интенсивной защиты окружающей среды и т.д.
Другим фактором, определяющим политику поддержки мелкого и среднего бизнеса в Европейском Союзе, стала Европейская хартия для малых предприятий. В этом документе главы государств и правительств признают большой потенциал малых предприятий, а также подчеркивают важность развития духа предпринимательства и создания благоприятных условий для повторных попыток создания собственного дела даже в случае некоторых прежних неудач. Признается важность таких ценностей, как профессионализм, надежность и гибкость в новых экономических условиях. Положения, изложенные в Хартии, были включены в Многолетнюю программу по малому и среднему бизнесу (2001-2005 гг.), и уже в первый год в государствах Союза были запущены 11 проектов, призванных внедрить ее положения на практике.
Основой регулирования и содействия развитию малого и среднего предпринимательства стало создание для него режима наибольшего благоприятствования, а содержанием - создание государственными структурами экономических и правовых условий и стимулов его успешного развития, а также вложения в него материальных и финансовых ресурсов на льготных условиях.
В Европейском Союзе получили развитие две формы государственной поддержки:
Для
осуществления государственного регулирования
в малом и среднем
Как правило, европейская политика в сфере стимулирования малого и среднего бизнеса осуществляется на двух уровнях: через деятельность стран и через программы, реализуемые под эгидой Европейского Союза. Мероприятия по поддержке малого бизнеса финансируются из Структурных фондов Европейского Союза (например, Социального фонда, Фонда регионального развития).
Для
улучшения регулирования и