Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2011 в 17:05, курсовая работа
Цель курсовой работы – раскрыть сущность и роль малого бизнеса в становлении рыночных отношений в Республике Беларусь, а также рассмотреть основные направления его стимулирования, в том числе и за рубежом.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи: 1) раскрыть сущность и роль малого бизнеса в становлении рыночных отношений; 2) рассмотреть опыт стимулирования и поддержки малого бизнеса в зарубежных странах; 3) выявить основные проблемы становления и направления стимулирования малого бизнеса в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
1 РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ……………..…5
2 ОПЫТ СТИМУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА ЗА РУБЕЖОМ……..10
3 МАЛЫЙ БИЗНЕС В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И ОПЫТ СТИМУЛИРОВАНИЯ…………………………..19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….........28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ ……….30
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….32
По деятельности индивидуальных предпринимателей отраслевой учет не осуществляется, однако по оценкам специалистов регистрирующих органов около 80% предпринимателей осуществляют торговлю промышленными и продовольственными товарами народного потребления на рынках и на торговых местах в торговых центрах, остальные заняты в сфере мелкого производства и бытовых услуг населению.
Интерес
представляет информация, касающаяся
удельного веса малых предприятий
в общем объеме выпуска товаров и услуг
по отдельным отраслям экономики республики
– таблица 3.2.
Таблица
3.2 - Удельный вес малых
предприятий в общем
объеме выпуска товаров
и услуг по отдельным
отраслям экономики
за 2006-2008 гг. (в % к итогу
по отрасли)
Отрасль | Годы | Отклонение, +/- | ||||
2006 | 2007 | 2008 | 2007г. от 2006г. | 2008г. от 2007г. | 2008г. от 2006г. | |
1 Промышленность | 7,1 | 7,1 | 7,5 | - | +0,4 | +0,4 |
2 Сельское хозяйство | 1,5 | 1,3 | 1,4 | -0,2 | +0,1 | -0,1 |
3 Транспорт | 10,1 | 11,2 | 16,4 | +1,1 | +5,2 | +6,3 |
4 Строительство | 14,7 | 14,3 | 15,2 | -0,4 | +0,9 | +0,5 |
5 Торговля и общественное питание | 22,2 | 19,8 | 27,3 | -2,4 | +7,5 | +5,1 |
6 Информационно-вычислительное обслуживание | 22,8 | 37,8 | 39,0 | +15 | +1,2 | +16,2 |
7 Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение | 1,8 | 1,7 | 2,4 | -0,1 | +0,7 | +0,6 |
8 Культура и искусство | 15,0 | 19,0 | 31,2 | +4 | +12,2 | +16,2 |
9 Финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение | 16,2 | 20,8 | 12,8 | +4,6 | -8 | -3,4 |
Источник:
собственная разработка на основе [16, с.
31].
Как следует из таблицы 3.2, предприятия и организации малого бизнеса играют в экономике Республики Беларусь немаловажную роль. Так, их доля в производстве определенных товаров, работ и услуг превышает 15-20%. Это касается таких отраслей, как транспорт (16,4%), строительство (15,2%), торговля и общественное питание (27,3%), информационно-вычислительное обслуживание (39%) и культура и искусство (31,2%).
В своей общей массе белорусские малые предприятия прибыльны. Доля прибыльных малых предприятий в их общем количестве составила: в 2006г. – 74,9%, в 2007г. – 75%, в 2008г. – 77,6%. Приведенные показатели выше, чем по крупным предприятиям [16, с. 98].
Как положительный момент следует отметить рост рентабельности (доходности) малых предприятий – с 13,3% в 2006г. до 17,1% - в 2008г. Для субъектов хозяйствования без учета малых предприятий данные показатели составили 13,6% и 14,2% соответственно.
Рентабельность малых предприятий различна в отраслевом разрезе и по формам собственности. По итогам работы в 2008г. лучшие показатели финансово-хозяйственной деятельности были у малых предприятий частной формы собственности, оказывающих риэлтерские услуги и услуги связи, занятых в сфере материально-технического снабжения и сбыта, информационно-вычислительного обслуживания. Наименее прибыльной оказалась деятельность, связанная с лесным хозяйством, непроизводственным бытовым обслуживанием населения, финансами, страхованием и пенсионным обеспечением [16, с. 99].
В целом рост предпринимательской инициативы и улучшение показателей деятельности субъектов малого предпринимательства в 2007-2008гг. были обусловлены выходом на новый уровень государственной поддержки развития малого и среднего бизнеса и его государственного регулирования, а именно:
Среди конкретных мер, принятых государством по улучшению делового климата в республике, можно выделить следующие:
1)
Появление пункта в Особенной
части Налогового кодекса
2) Сокращены оборотные налоги.
3) Решен конкретный вопрос, что можно параллельно вести проектирование и строительство - это сократит сроки и удешевит само строительство.
4) С 2007г. ведется активная работа по сокращению количества административных процедур для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. В итоге по предварительным результатам 2009г. сокращение административных процедур более чем на треть произошло по всем ветвям власти; кроме того, пересмотрен перечень процедур, по которым взималась плата, а также ее размеры.
Претерпел изменения в сторону сокращения перечень документов, которые субъекты хозяйствования обязаны представлять для получения той или иной разрешительной записи.
5) Введен заявительный принцип регистрации субъектов хозяйствования, который позволяет в течение одного дня с момента подачи документов получить свидетельство о регистрации индивидуального предпринимателя либо юридического лица.
6) Утверждена Программа развития малых городов.
Очередным
шагом по поддержке государством
развития малого бизнеса является принятие
Указ Президента РБ от 21.05.2009г. № 255 «О
некоторых мерах
Указом определены следующие приоритетные направления при реализации инвестиционных проектов, по которым предоставляется государственная финансовая поддержка:
Иные направления инвестиционных проектов, при реализации которых субъектам малого предпринимательства на конкурсной основе оказывается государственная финансовая поддержка, могут быть определены Советом Министров Республики Беларусь – при оказании такой поддержки из средств республиканского бюджета, облисполкомами и Минским горисполкомом – за счет средств местных бюджетов.
Государственная
финансовая поддержка предоставляется
субъектам малого предпринимательства,
реализующим инвестиционные проекты,
в целях приобретения оборудования,
специальных устройств и
Обязательным условием оказания государственной финансовой поддержки на конкурсной основе субъектам малого предпринимательства является создание новых рабочих мест [20].
Подтверждением
эффективности указанных мер, помимо
увеличения числа субъектов
Таким образом, Республика Беларусь придает большое значение развитию малого предпринимательства, принимая необходимые меры по его стимулированию, созданию благоприятных условий для повышения инвестиционной активности в данном секторе экономики, в том числе путем привлечения иностранных инвестиций.
Предпринимательство играет важную роль в социально-экономическом развитии нашей страны, способствуя формированию конкурентной среды, росту производства потребительских товаров, расширению сферы услуг, созданию новых рабочих мест, приданию экономике дополнительной стабильности.
Малое
предпринимательство
Тем
не менее, не смотря на положительные
сдвиги, процесс либерализации
Явно
недостаточным в целом, по общепринятым
в промышленно развитых странах
показателям, остается в республике
уровень развития малого предпринимательства.
Так, на 1000 белорусов приходится в
среднем лишь 6 малых предприятий,
тогда как в странах – членах
Европейского Союза – не менее 30.
Только Минск по плотности распространения
малого предпринимательства
Не менее высок разрыв в уровнях развития малого бизнеса, измеряемых другими показателями. Так, в Беларуси доля малых предприятий в общем числе предприятий составляет 29%, а в странах Европейского Союза этот показатель достигает 90% от общего числа предприятий. Доля белорусских малых предприятий в обеспечении занятости – лишь 10% от общего числа работающих постоянно на всех предприятиях, тогда как в странах Евросоюза этот показатель составляет порядка 65% [23, с. 7].
Таким
образом, белорусское
В
этих условиях главной целью развития
предпринимательства на предстоящий
период является обеспечение развития
бизнеса на усовершенствованной
организационно-правовой, финансово-инвестиционной,
научно-инновационной и
Для достижения указанной цели необходимо комплексное решение следующих основных задач:
1) Улучшение предпринимательского климата, создание благоприятной рыночной среды для ускорения развития субъектов малого и среднего бизнеса.
2) Устранение причин, обуславливающих отток предпринимательского и научно-технического потенциала, а также финансового капитала в зарубежные страны; создание условий для его реинвестирования в отечественную экономику.
3) Упрощение системы учета и отчетности, а также облегчение налогового бремени.
4) Упорядочение лицензируемых видов деятельности и упрощение порядка выдачи лицензий и других разрешительных документов с учетом опыта стран с переходной экономикой.