Ассортимент биологически активных добавок

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 23:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ ассортимента поставщиков и производителей биологически активных добавок, реализуемых через аптечную сеть.
Основной задачей исследования является показать, что БАД к пище всё чаще приравнивается к лекарственным препаратам, показать широту ассортимента БАД, различить показатели спроса и предложения, а так же эффективность данного вида продукции для профилактики различных заболеваний сердечно сосудистой системы, верхних дыхательных путей, органов пищеварения, выделительной, нервной и других систем и органов организма человека.

Оглавление

Введение 3
I Реферативная часть 4
1.1. Общие положения о биологически активных добавках к пище 4
1.2. Оценка потребительского поведения на рынке БАД 9
1.3. Маркетинговые исследования потребителей БАД 11
1.4. Ассортимент биологически активных добавок к пище 15
1.5. Основные принципы организации розничной продажи БАД в аптечных учреждениях. 17
1.6. Состояние и правовое регулирование рынка БАД 33
1.7. Методические рекомендации по организации розничной продажи БАД в аптечных организациях. 39
1.8. Ведущие производители БАД к пище 47
II Экспериментальная часть 50
Список литературы 54

Файлы: 1 файл

курсовая1.doc

— 439.50 Кб (Скачать)

Сравнительный анализ опроса фармацевтических работ­ников и потребителей БАД об организации работ по реа­лизации БАД в аптечном учреждении методом ранжиро­вания показал, что большинство из них высказались за организацию специального отдела.

Было установлено, что за организацию специального от­дела по реализации БАД высказались 226 фармацевтических работников и 174 потребителя БАД. За наличие только консультанта высказались 302 фармацевтичес­ких работника и 167 потребителей БАД.

 

Таблица 31. Сведения об организации работы

в аптечном учреждении по реализации БАД.

 

Наименование мероприятия

Удельный вес ответов, %

Выделить специальный отдел по реализации БАД

8,2

Выделить специальный отдел по реализации БАД и иметь консультанта по применению БАД

8,2

Выделить специальный отдел по реализации БАД

и усилить контроль за производством и оборотом БАД

16,3

Выделить специальный отдел по реализации БАД и усилить контроль за производством и оборотом БАД и иметь консультанта по применению БАД

12,2

Иметь консультанта по применению БАД

20,4

Усилить контроль за производством и оборотом БАД

18,4

Иметь консультанта по применению БАД и усилить контроль за производством и оборотом БАД

12,2

Итого

100,0

 

 

С помощью шкал количественной оценки мнений рес­пондентов ответ по выделению специализированного от­дела был оценен в 2 балла, а ответ — «иметь консультанта» — в 1 балл.В результате проведенного ранжирования было установ­лено, что более 50% фармацевтических работников и потребителей БАД являются сторонниками выделения специализированного отдела (табл. 32).

Следует отметить, что выделение специализированного отдела должно быть экономически целесообразным. Ис­пользуя методические подходы по нормированию труда

работников аптечных учреждений, по данным 285 хронометражных наблюдений за фармацевтическими работни­ками, установлено, что затраты времени на обслужива­ние одного посетителя или одного наименования БАД сос­тавили в среднем 1 мин [22]. Исходя из годового фонда ра­бочего времени одного работника при 40-часовой рабочей неделе и отпуске в 28 календарных дней, составившего 110 460 мин и средних затрат рабочего времени на обслу­живание одного посетителя (отпуск одного наименова­ния) в размере 1 мин., рассчитано, что годовая нагрузка одного фармацевтического работника составила 110 460 посетителей или наименований БАД. Расчеты показали, что одно наименование соответствует 1,5 упаковкам БАД.

 

Таблица 32. Сравнительные данные опроса фармацевтических работников и потребителей БАД об организации работы по реализации БАД в аптечном учреждении, %

 

 

Вопрос

Фармацевтические работники

Потребители БАД

Организация специа­лизированного отдела

52,9

67,5

Иметь консультанта

47,1

32,5

Итого

100,0

100,0

 

   С учетом вышеизложенных методических подходов по нормированию труда работников аптечных учреждений выделение отдела целесообразно при наличии 5 единиц персонала: заведующего отделом, его заместителя и 3 единиц персонала по отпуску БАД. В результате этого получаем, что организация специализированного отдела по реализации БАД целесообразна при обслуживании 331 380 покупателей или реализации более 450 тыс. упа­ковок БАД в год при работе аптечного учреждения с од­ним выходным днем.

   Для определения эффективности места размещения от­дела целесообразно использовать следующие коэффици­енты:

• коэффициент подхода к отделу (Кх). Показывает, ка­кая часть посетителей аптечного учреждения подхо­дит к отделу:

К1 = n1/N

 

где N — общее количество посетителей за определен­ный период;

n1 — количество посетителей, которые подошли к отделу за этот период;

• коэффициент покупки (К2). Показывает, какая часть посетителей осуществила покупки в данном отделе:

K2=n3/N

 

где n2 — количество посетителей, осуществивших по­купки в отделе;

• коэффициент привлекательности (К3). Указывает на предпочтительность варианта размещения отдела; оп­ределяется как отношение коэффициента покупки (К2) к коэффициенту подхода (Кх):

K3=K3/K1

Чем ближе К3 к единице, тем вариант размещения от­дела считается наиболее привлекательным.

 

   Однако нельзя исходить из результативности отдельно взятого частного случая. Вариант размещения конкрет­ного отдела должен сочетаться с общим результатом дея­тельности предприятия. Необходимо исключить те вари­анты, внедрение которых сопровождается снижением эффективности предприятия в целом. Поэтому нужно анализировать товарооборот, прибыль, издержки обра­щения и другие показатели экономической эффектив­ности отдела и в целом аптечного учреждения.

   Согласно действующей номенклатуре должностей, реа­лизацию БАД в аптечных учреждениях могут осущес­твлять провизоры и фармацевты. В соответствии с пунк­том 8.3 Отраслевого стандарта (глава VIII «Требования к персоналу аптечных организаций») «в отделах аптечных организаций с открытой формой выкладки товаров» до­пускается привлечение лиц с высшим и средним медици­нским образованием в качестве консультантов.

   Аптечное учреждение должно располагать необходимы­ми помещениями, оборудованием и инвентарем, обеспе­чивающими в соответствии с требованиями стандартов сохранение качества и безопасности БАД при их хране­нии и реализации в месте продажи, надлежащие условия торговли, а также возможность правильного их выбора покупателями.

БАД должны храниться отдельно от ЛС.

Поскольку БАД не являются ЛС и выделяются в особую группу товаров, удельный вес которых в ряде аптечных учреждений является значительным, при использова­нии приемов мерчендайзинга, необходимо четко разграничивать ЛС и БАД.

   Мерчендайзинг является одним из видов рекламной дея­тельности, ориентированной на максимизацию прибыли. Выкладывать  целесообразно  преимущественно БАД, которые потребитель способен выбрать вследствие реакций на рекламу в СМИ или в порядке импульсного спроса (незапланированно, вспомнив про существующую потребность). БАД, которые приобретаются преимущест­венно по рекомендации врача и нерегулярно (специаль­ными курсами), выкладывать бессмысленно.

   У большинства аптечных учреждений витринная пло­щадь весьма ограничена, и поэтому встает задача отбора наиболее «достойных» БАД для выкладки. Нередко при этом отдается предпочтение дорогостоящим. В действи­тельности устойчивой связи между уровнем цены и при­быльностью товаров нет: нередко дорогие малорента­бельны, а многие недорогие являются лидерами по при­быльности. Таким образом, для аптечных учреждений, критерием работы которых является прибыль, БАД для выкладки целесообразно отбирать по прибыльности. Например, при наличии достаточной площади можно выкладывать для информации о наличии и наиболее хо­довые позиции, которые не лидируют по прибыльности.

   Выкладка БАД должна отвечать следующим критериям: наглядность и зрительная доступность, удобство поиска нужной группы, эстетическая привлекательность вит­рин и прилавков для посетителей аптечного учреждения.

   При открытой выкладке БАД для каждого наименова­ния должен поддерживаться запас, достаточный для пре­дотвращения дефектуры. Основными факторами величи­ны запаса при открытой выкладке являются: размеры витринной площади и система управления запасами в за­ле. При автоматизированной системе запас может быть меньше, чем при осуществлении силами персонала.

    Печатная реклама, используемая в аптечном учрежде­нии, в виде рекламных листков, проспектов, каталогов и т.д. о БАД, предоставляемая посетителю непосредственно в зале обслуживания, должна быть грамотно размеще­на, ее не должно быть много, она должна меняться каж­дые 3 недели.

   Персонал аптечных организаций, занятый отпуском БАД, должен:

•   знать ассортимент БАД, их назначение, требования к их качеству и безопасности, сроки их годности;

•  уметь осуществлять выкладку БАД;

•   предоставлять посетителям необходимую и достовер­ную информацию о БАД.

Как показало социологическое обследование, фармацев­тические работники информацию о действии БАД полу­чают в основном из инструкции, а также от коллег, из га­зет и журналов. Медицинские представители, по данным опроса, не являются источником информации о действии БАД для фармацевтических работников. Более 80% фар­мацевтических работников считают необходимым полу­чить дополнительное обучение при работе с БАД, так как они испытывают недостаток профессиональных знаний в этой области. При интервьюировании фармацевтических работников установлено, что они плохо знают норматив­ную базу, регламентирующую оборот БАД.

В этих целях необходимо усилить внимание к обучению фармацевтических работников в процессе дипломного и последипломного образования.

Роль фармацевтического работника при информирова­нии потребителя является чрезвычайно высокой, так как аптечное учреждение является завершающим и важней­шим звеном цепочки доведения БАД до потребителя. Потребитель должен получить объективную и достовер­ную информацию о БАД, обеспечивающую сознательный его выбор для поддержания здоровья.         Счет разрешенных к применению в нашей стране БАД идет в настоящее время на тысячи, ориентироваться в этом море наименований и уметь предоставить по каждо­му из них исчерпывающие и компетентные рекоменда­ции, а также консультации по их применению является актуальной задачей для фармацевтических работников.

  При этом многие аптечные предприятия работают в очень интенсивном ритме. В условиях большого нап­лыва посетителей провизору (фармацевту) за кассовым аппаратом (за первым столом) бывает трудно спокойно и доверительно побеседовать с покупателем, грамотно и квалифицированно проконсультировать его [34]. Поэто­му наличие в штате аптечного предприятия «освобож­денного» провизора-консультанта (или врача-консуль­танта) позволяет оптимизировать работу с населением, так как консультант проводит конфиденциальную бесе­ду с обратившимся к нему посетителем, выслушивает его, задает необходимые вопросы, помогает в случае не­обходимости осуществить выбор конкретных БАД, пре­доставляет необходимую информацию по их надлежа­щему применению и хранению (словом, обслуживает посетителя в рамках концепции ответственного самоле­чения).

   Как показало проведенное исследование, большинство людей обращаются в лечебные учреждения только при серьезной необходимости, в остальных случаях предпо­читая решать свои проблемы со здоровьем самостоятель­но или при помощи рекомендаций аптечных работников. Прийти в аптечное учреждение, как правило, легче (в том числе и психологически), чем на прием в поликлини­ку. Поэтому многие предпочитают получить консульта­цию именно в аптечном учреждении (это более доступно, удобно, и что немаловажно, бесплатно), чем в государ­ственном или частном лечебном учреждении. Информация для посетителей о БАД должна дополнять сведения, полученные ими из других источников. В част­ности, актуальна дополнительная информация о фирме-производителе, которая, как правило, не содержится в источниках информации для населения: ее краткая ха­рактеристика с указанием места на фармацевтическом рынке, перечисление других популярных БАД, которые она производит, и т.п.

   Фармацевтические работники при реализации БАД фак­тически становятся продавцами продуктов питания, обо­гащенных витаминами или минеральными добавками. Вместе с тем БАД часто содержат фармакологически ак­тивные вещества, которые не могут быть реализованы без соблюдения требований, предъявляемых при реали­зации ЛС. В связи с этим перед фармацевтическими ра­ботниками при реализации БАД стоит необходимость ре­шения этических проблем.

Информация о работе Ассортимент биологически активных добавок