Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 23:32, курсовая работа
Целью работы является анализ ассортимента поставщиков и производителей биологически активных добавок, реализуемых через аптечную сеть.
Основной задачей исследования является показать, что БАД к пище всё чаще приравнивается к лекарственным препаратам, показать широту ассортимента БАД, различить показатели спроса и предложения, а так же эффективность данного вида продукции для профилактики различных заболеваний сердечно сосудистой системы, верхних дыхательных путей, органов пищеварения, выделительной, нервной и других систем и органов организма человека.
Введение 3
I Реферативная часть 4
1.1. Общие положения о биологически активных добавках к пище 4
1.2. Оценка потребительского поведения на рынке БАД 9
1.3. Маркетинговые исследования потребителей БАД 11
1.4. Ассортимент биологически активных добавок к пище 15
1.5. Основные принципы организации розничной продажи БАД в аптечных учреждениях. 17
1.6. Состояние и правовое регулирование рынка БАД 33
1.7. Методические рекомендации по организации розничной продажи БАД в аптечных организациях. 39
1.8. Ведущие производители БАД к пище 47
II Экспериментальная часть 50
Список литературы 54
Сравнительный анализ опроса фармацевтических работников и потребителей БАД об организации работ по реализации БАД в аптечном учреждении методом ранжирования показал, что большинство из них высказались за организацию специального отдела.
Было установлено, что за организацию специального отдела по реализации БАД высказались 226 фармацевтических работников и 174 потребителя БАД. За наличие только консультанта высказались 302 фармацевтических работника и 167 потребителей БАД.
Таблица 31. Сведения об организации работы
в аптечном учреждении по реализации БАД.
Наименование мероприятия | Удельный вес ответов, % |
Выделить специальный отдел по реализации БАД | 8,2 |
Выделить специальный отдел по реализации БАД и иметь консультанта по применению БАД | 8,2 |
Выделить специальный отдел по реализации БАД и усилить контроль за производством и оборотом БАД | 16,3 |
Выделить специальный отдел по реализации БАД и усилить контроль за производством и оборотом БАД и иметь консультанта по применению БАД | 12,2 |
Иметь консультанта по применению БАД | 20,4 |
Усилить контроль за производством и оборотом БАД | 18,4 |
Иметь консультанта по применению БАД и усилить контроль за производством и оборотом БАД | 12,2 |
Итого | 100,0 |
С помощью шкал количественной оценки мнений респондентов ответ по выделению специализированного отдела был оценен в 2 балла, а ответ — «иметь консультанта» — в 1 балл.В результате проведенного ранжирования было установлено, что более 50% фармацевтических работников и потребителей БАД являются сторонниками выделения специализированного отдела (табл. 32).
Следует отметить, что выделение специализированного отдела должно быть экономически целесообразным. Используя методические подходы по нормированию труда
работников аптечных учреждений, по данным 285 хронометражных наблюдений за фармацевтическими работниками, установлено, что затраты времени на обслуживание одного посетителя или одного наименования БАД составили в среднем 1 мин [22]. Исходя из годового фонда рабочего времени одного работника при 40-часовой рабочей неделе и отпуске в 28 календарных дней, составившего 110 460 мин и средних затрат рабочего времени на обслуживание одного посетителя (отпуск одного наименования) в размере 1 мин., рассчитано, что годовая нагрузка одного фармацевтического работника составила 110 460 посетителей или наименований БАД. Расчеты показали, что одно наименование соответствует 1,5 упаковкам БАД.
Таблица 32. Сравнительные данные опроса фармацевтических работников и потребителей БАД об организации работы по реализации БАД в аптечном учреждении, %
Вопрос | Фармацевтические работники | Потребители БАД |
Организация специализированного отдела | 52,9 | 67,5 |
Иметь консультанта | 47,1 | 32,5 |
Итого | 100,0 | 100,0 |
С учетом вышеизложенных методических подходов по нормированию труда работников аптечных учреждений выделение отдела целесообразно при наличии 5 единиц персонала: заведующего отделом, его заместителя и 3 единиц персонала по отпуску БАД. В результате этого получаем, что организация специализированного отдела по реализации БАД целесообразна при обслуживании 331 380 покупателей или реализации более 450 тыс. упаковок БАД в год при работе аптечного учреждения с одним выходным днем.
Для определения эффективности места размещения отдела целесообразно использовать следующие коэффициенты:
• коэффициент подхода к отделу (Кх). Показывает, какая часть посетителей аптечного учреждения подходит к отделу:
К1 = n1/N
где N — общее количество посетителей за определенный период;
n1 — количество посетителей, которые подошли к отделу за этот период;
• коэффициент покупки (К2). Показывает, какая часть посетителей осуществила покупки в данном отделе:
K2=n3/N
где n2 — количество посетителей, осуществивших покупки в отделе;
• коэффициент привлекательности (К3). Указывает на предпочтительность варианта размещения отдела; определяется как отношение коэффициента покупки (К2) к коэффициенту подхода (Кх):
K3=K3/K1
Чем ближе К3 к единице, тем вариант размещения отдела считается наиболее привлекательным.
Однако нельзя исходить из результативности отдельно взятого частного случая. Вариант размещения конкретного отдела должен сочетаться с общим результатом деятельности предприятия. Необходимо исключить те варианты, внедрение которых сопровождается снижением эффективности предприятия в целом. Поэтому нужно анализировать товарооборот, прибыль, издержки обращения и другие показатели экономической эффективности отдела и в целом аптечного учреждения.
Согласно действующей номенклатуре должностей, реализацию БАД в аптечных учреждениях могут осуществлять провизоры и фармацевты. В соответствии с пунктом 8.3 Отраслевого стандарта (глава VIII «Требования к персоналу аптечных организаций») «в отделах аптечных организаций с открытой формой выкладки товаров» допускается привлечение лиц с высшим и средним медицинским образованием в качестве консультантов.
Аптечное учреждение должно располагать необходимыми помещениями, оборудованием и инвентарем, обеспечивающими в соответствии с требованиями стандартов сохранение качества и безопасности БАД при их хранении и реализации в месте продажи, надлежащие условия торговли, а также возможность правильного их выбора покупателями.
БАД должны храниться отдельно от ЛС.
Поскольку БАД не являются ЛС и выделяются в особую группу товаров, удельный вес которых в ряде аптечных учреждений является значительным, при использовании приемов мерчендайзинга, необходимо четко разграничивать ЛС и БАД.
Мерчендайзинг является одним из видов рекламной деятельности, ориентированной на максимизацию прибыли. Выкладывать целесообразно преимущественно БАД, которые потребитель способен выбрать вследствие реакций на рекламу в СМИ или в порядке импульсного спроса (незапланированно, вспомнив про существующую потребность). БАД, которые приобретаются преимущественно по рекомендации врача и нерегулярно (специальными курсами), выкладывать бессмысленно.
У большинства аптечных учреждений витринная площадь весьма ограничена, и поэтому встает задача отбора наиболее «достойных» БАД для выкладки. Нередко при этом отдается предпочтение дорогостоящим. В действительности устойчивой связи между уровнем цены и прибыльностью товаров нет: нередко дорогие малорентабельны, а многие недорогие являются лидерами по прибыльности. Таким образом, для аптечных учреждений, критерием работы которых является прибыль, БАД для выкладки целесообразно отбирать по прибыльности. Например, при наличии достаточной площади можно выкладывать для информации о наличии и наиболее ходовые позиции, которые не лидируют по прибыльности.
Выкладка БАД должна отвечать следующим критериям: наглядность и зрительная доступность, удобство поиска нужной группы, эстетическая привлекательность витрин и прилавков для посетителей аптечного учреждения.
При открытой выкладке БАД для каждого наименования должен поддерживаться запас, достаточный для предотвращения дефектуры. Основными факторами величины запаса при открытой выкладке являются: размеры витринной площади и система управления запасами в зале. При автоматизированной системе запас может быть меньше, чем при осуществлении силами персонала.
Печатная реклама, используемая в аптечном учреждении, в виде рекламных листков, проспектов, каталогов и т.д. о БАД, предоставляемая посетителю непосредственно в зале обслуживания, должна быть грамотно размещена, ее не должно быть много, она должна меняться каждые 3 недели.
Персонал аптечных организаций, занятый отпуском БАД, должен:
• знать ассортимент БАД, их назначение, требования к их качеству и безопасности, сроки их годности;
• уметь осуществлять выкладку БАД;
• предоставлять посетителям необходимую и достоверную информацию о БАД.
Как показало социологическое обследование, фармацевтические работники информацию о действии БАД получают в основном из инструкции, а также от коллег, из газет и журналов. Медицинские представители, по данным опроса, не являются источником информации о действии БАД для фармацевтических работников. Более 80% фармацевтических работников считают необходимым получить дополнительное обучение при работе с БАД, так как они испытывают недостаток профессиональных знаний в этой области. При интервьюировании фармацевтических работников установлено, что они плохо знают нормативную базу, регламентирующую оборот БАД.
В этих целях необходимо усилить внимание к обучению фармацевтических работников в процессе дипломного и последипломного образования.
Роль фармацевтического работника при информировании потребителя является чрезвычайно высокой, так как аптечное учреждение является завершающим и важнейшим звеном цепочки доведения БАД до потребителя. Потребитель должен получить объективную и достоверную информацию о БАД, обеспечивающую сознательный его выбор для поддержания здоровья. Счет разрешенных к применению в нашей стране БАД идет в настоящее время на тысячи, ориентироваться в этом море наименований и уметь предоставить по каждому из них исчерпывающие и компетентные рекомендации, а также консультации по их применению является актуальной задачей для фармацевтических работников.
При этом многие аптечные предприятия работают в очень интенсивном ритме. В условиях большого наплыва посетителей провизору (фармацевту) за кассовым аппаратом (за первым столом) бывает трудно спокойно и доверительно побеседовать с покупателем, грамотно и квалифицированно проконсультировать его [34]. Поэтому наличие в штате аптечного предприятия «освобожденного» провизора-консультанта (или врача-консультанта) позволяет оптимизировать работу с населением, так как консультант проводит конфиденциальную беседу с обратившимся к нему посетителем, выслушивает его, задает необходимые вопросы, помогает в случае необходимости осуществить выбор конкретных БАД, предоставляет необходимую информацию по их надлежащему применению и хранению (словом, обслуживает посетителя в рамках концепции ответственного самолечения).
Как показало проведенное исследование, большинство людей обращаются в лечебные учреждения только при серьезной необходимости, в остальных случаях предпочитая решать свои проблемы со здоровьем самостоятельно или при помощи рекомендаций аптечных работников. Прийти в аптечное учреждение, как правило, легче (в том числе и психологически), чем на прием в поликлинику. Поэтому многие предпочитают получить консультацию именно в аптечном учреждении (это более доступно, удобно, и что немаловажно, бесплатно), чем в государственном или частном лечебном учреждении. Информация для посетителей о БАД должна дополнять сведения, полученные ими из других источников. В частности, актуальна дополнительная информация о фирме-производителе, которая, как правило, не содержится в источниках информации для населения: ее краткая характеристика с указанием места на фармацевтическом рынке, перечисление других популярных БАД, которые она производит, и т.п.
Фармацевтические работники при реализации БАД фактически становятся продавцами продуктов питания, обогащенных витаминами или минеральными добавками. Вместе с тем БАД часто содержат фармакологически активные вещества, которые не могут быть реализованы без соблюдения требований, предъявляемых при реализации ЛС. В связи с этим перед фармацевтическими работниками при реализации БАД стоит необходимость решения этических проблем.
Информация о работе Ассортимент биологически активных добавок