Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 08:16, контрольная работа
Актуальность данной темы заключается в том, что меры российского государства по охране здоровья населения, обеспечению безопасности и качества потребляемых пищевых биологических продуктов, защите прав потребителей является приоритетным направлением активных добавок, нормативно-правовые акты и правоприменительная практика в рассматриваемой области.
Объектом исследования является комплекс общественных отношений, складывающихся в процессе обращения биологически активных добавок.
Введение
В настоящее время большую популярность приобретают биологически активные добавки.
Биологически активная добавка - продукт, непосредственно связанный со здоровьем человека. Достоверная и объективная информация о современных методах профилактики, а значит, и о БАД крайне важна. Этим объясняется повышенный интерес к БАД контролирующих организаций, средств массовой информации и самих потребителей.
Актуальность данной темы заключается в том, что меры российского государства по охране здоровья населения, обеспечению безопасности и качества потребляемых пищевых биологических продуктов, защите прав потребителей является приоритетным направлением активных добавок, нормативно-правовые акты и правоприменительная практика в рассматриваемой области.
Объектом исследования является комплекс общественных отношений, складывающихся в процессе обращения биологически активных добавок.
Предметом исследования являются теоретические и организационно-правовые основы административно-правового регулирования общественных отношений в сфере обращения.
Цель контрольной заключается в рассмотрении административно-правового регулирования в сфере обращения БАД.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- определить сущность
- изучить нормативно-правовую базу, регламентирующую деятельность БАД.
Нормативной базой послужили нормативно-правовые акты, нормы Конституции Российской Федерации, действующее федеральное законодательство, подзаконные нормативные акты Российской Федерации в сфере обращения БАД, законопроекты по рассматриваемой проблематике.
1 Понятие, сущность биологически активных добавок
В начале 90-х годов на рынке России стал
появляться новый продукт - биологически активные добавки. До своего
окончательного выделения в самостоятельную
группу продуктов БАД классифицировались
как простые пищевые добавки. Они попадали
под регулирование действовавшего на
тот момент Закона РСФСР от 19 апреля 1991
г. № 1034-1
«О санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения».
Пищевые добавки - природные или искусственные вещества и их соединения, специально вводимые в пищевые продукты в процессе их изготовления в целях придания пищевым продуктам определенных свойств и (или) сохранения качества пищевых продуктов.
Биологически активные пищевые добавки к пище, наряду со специализированными продуктами питания, являются наиболее эффективным способом устранения дефицита витаминов, но при условии содержания биологических веществ в дозах, соответствующих физиологическим потребностям человек.
Биологически активные пищевые добавки в большинстве случаев относятся к классу естественных компонентов пищи и обладают выраженными физиологическими и фармакологическими влияниями на основные регуляторные и метаболические процессы человеческого организма.
В момент зарождения рынка БАД в стране осуществлялся слабый государственный контроль и надзор за их производством и реализацией, подтверждением соответствия обязательным требованиям нормативных документов, в том числе предъявляемым к безопасности и качеству пищевой продукции, в силу недостаточности нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в данной сфере. Для поддержания популярности БАД и стимулирования потребителей к их приобретению продавцы зачастую позиционировали указанную продукцию как «чудо пилюли», способные вылечить от разного рода заболеваний быстрей и эффективнее чем лекарственные средства.
Культура потребления БАД в России еще не сформирована, процесс ее развития протекает медленно. Именно из-за того, что многие граждане не понимают цели применения БАД, считают их лекарственными средствами и не находят должного эффекта, возникает деление общества на тех, кто приветствует применение БАД и тех, кто является их противником.
Тема отличия БАД от лекарственного средства - одна из непростых, так как зачастую активно действующее вещество и в том и в другом случае одинаковое. Принципиальное отличие БАД от лекарственных препаратов заключается в меньшей концентрации активно действующего вещества в одной дозе. Суть воздействия БАД на организм состоит в компенсации потребности организма в том или ином элементе, необходимом для нормальной жизнедеятельности, и терапевтический эффект достигается только на начальной стадии заболевания. И хотя с помощью БАД тоже достигается лечебный эффект, отнести их к лекарственным средствам нельзя.
Определение БАД дано в ст. 1 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»: это природные (идентичные природным) биологически активные вещества, предназначенные для употребления одновременно с пищей или введения в состав пищевых продуктов. Исходя из данного определения, можно сделать вывод, что БАД относятся к пищевым продуктам, а значит, не являются лекарственными средствами, следовательно, при их реализации аптеки должны руководствоваться специальными законодательными нормами и требованиями.
Современная классификация подразумевает разделение БАД на два основных класса, рассмотрим их на рисунке 1.
Рис. 1. Классификация БАД
Таким образом, нутрицевтики - БАД, корректирующие химический состав пищи, при недостатке микро- и макроэлементов до суточного состава (нормы). Это могут быть источники таких важнейших соединений как: белок, жирные кислоты, ненасыщенные жирные кислоты. Нутрицевтики используются как профилактика некоторых заболеваний. Их основной целью является поддержание гомеостаза.
Парафармацевтики - БАД, являющиеся вспомогательными средствами в комплексной терапии, в профилактике заболеваний. К парафармацевтикам относятся бактериальные препараты; препараты, содержащие сапонины, изофлавоны, продукты переработки животных.
Парафармацевтики, однако, не проходят клинических испытаний как фармацевтические препараты, об их побочных действиях не собираются регулярные данные.
Пробиотики - БАД, включающие в себя живые микроорганизмы или их метаболиты (продукты жизнедеятельности).
Еще несколько десятилетий назад на фармацевтическом рынке было ничтожно малое количество биологически активных добавок. Это были в основном сборы лекарственных трав (получаемые из сборов настои и отвары тоже относятся к БАД), сиропы, настойки. В настоящее время фармацевтическая индустрия предлагает огромный ассортимент самых разнообразных добавок отечественного и импортного производства.
Растет и доля населения, активно употребляющая добавки к пище. По статистическим данным на первом месте по уровню потребления стоит Япония – до 90% населения, на втором месте – США – до 80%, а на третьем – Европа – более 65% населения. В России количество потребления БАД тоже увеличилось за последние несколько лет.
Не для кого уже давно не секрет, что недостаток некоторых нутриентов в пище ведет к развитию и осложнению разного рода заболеваний, например: остеопороз, анемия, заболевания щитовидной железы и т.д. С помощью БАД легко восполнить недостаток каких-либо нутриентов. Благодаря натуральному (природному) происхождению, БАД имеют гораздо меньше побочных действий и противопоказаний, нежели лекарственные препараты, синтезированные химическим способом.
Но несмотря на кажущуюся безвредность, БАД можно употреблять только после ознакомления с инструкцией по применению или консультации врача (специалиста). Тогда эффект от использования натуральных биологически активных добавок будет максимальным, что обязательно скажется на здоровье и внешнем виде.
Законодательством биологически активные добавки отнесены к продуктам питания, а, следовательно, их производство, регистрация и последующая реализация осуществляются с учетом общих требований законодательства о качестве и безопасности пищевых продуктов. Нормативно-правовую базу по вопросу обращения БАДов рассмотрим в следующей главе.
2 Нормативно-правовые требования, предъявляемые к БАД
Несмотря на то, что в настоящее время нормативно-правовая база, регламентирующая обращение БАД, значительно расширилась, проблемы правового регулирования отношений в области оборота БАД и ответственности за нарушения установленных законодательством требований к их реализации приобретают еще большую актуальность. Объясняется это увеличением ввоза данной продукции из-за рубежа и ее производства на территории России; широким распространением рекламы, содержащей неподтвержденные данные о составе и свойствах БАД, рекомендациях по их применению (включая перечень заболеваний), а также об отсутствии противопоказаний.
Многие граждане России до сих пор не могут определить сущность, цели применения и зачастую отождествляют их с лекарственными средствами, а также не имеют представления о том, кто законодательно наделен правом на их реализацию и какие разрешительные документы при этом должны быть.
Для реализации БАД специального разрешения не требуется, продаются они без рецепта врача. Продажа биологически активных добавок, не зарегистрированных в России, запрещена.
В соответствии с санитарным законодательством РФ БАД в России подлежат государственной регистрации, которая осуществляется на федеральном уровне Роспотребнадзором. Государственная регистрация БАД является подтверждением соответствия качества и безопасности БАД санитарному законодательству РФ в данной области. Данные о государственной регистрации БАД заносятся в Федеральный реестр БАД, который можно найти на сайте Роспотребнадзора.
Оборот БАД регламентируется следующими нормативно-правовыми актами, рассмотрим их в таблице 1.
Таблица 1
Нормативно-правовая база БАД
Вид и принадлежность документа |
№ |
Дата |
Название |
Пояснение |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Федеральный закон |
52 – ФЗ |
12.03.99 |
О санитарно-эпидемиологическом благополучии |
заложил основы правового регулирования использования БАД как разновидности питания |
Федеральный закон |
29 – ФЗ |
02.01.00 |
О качестве и безопасности пищевых продуктов |
качество и безопасность пищевых продуктов |
Приказ МЗ РФ |
117 |
15.04.97 |
О порядке экспертизы и гигиенической сертификации БАД к пище |
первый документ, в котором БАД к пище выделены как особый и отдельный вид продукции |
Приказ МЗ РФ |
89 |
26.03.01 |
О государственной регистрации новых пищевых продуктов, материалов и изделий парфюмерной и косметической продукции, средств и изделий для гигиены полости рта, табачных изделий |
утверждён порядок регистрации и номенклатура на основе источников получения. |
Постановление Правительства |
322 |
30.07.04 |
Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека |
функции надзора возложены на Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека |
Постановление правительства |
361 |
10.05.01 |
О внесении изменения и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 1997 г. N 720" |
БАД выделены в отдельный список, определяющий отдельный от продуктов питания срок хранения |
Постановления Госсанэпиднадзора РФ |
№7 от 06.04.99, №12 от 26.09.99, №13 , №14 от 08.11.10, №149 от 16.09.03 |
прописан порядок регистрации пищевых
продуктов | ||
Постановление Госсанэпидслужбы |
4 |
24.04.92 |
О регистрации продукции органами и учреждениями Государственной санитарно-эпидемиологической службы России |
в утверждённый перечень продукции вошли пищевые добавки. |
Продолжение таблицы 1 | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Постановление Госкомсанэпиднадзора России |
1 |
05.01.93 |
О порядке выдачи гигиенических сертификатов на продукцию |
определена форма и порядок оформления гигиенического сертификата на пищевые добавки |
Постановление Правительства |
481 |
23.04.97 |
БАД, обладающие тонизирующим, гормоноподобным и влияющим на рост тканей организма человека действием |
были включены в перечень товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для применения при определённых видах заболеваний |
Постановление Главного государственного санитарного Врача |
21 |
15.09.97 |
О государственной регистрации БАД к пище |
установлен новый документ: регистрационное удостоверение |
Методические указания Федерального центра Госсанэпиднадзора |
МУК 2.3.2.721-98 2.3.2 |
1998 |
Определение безопасности и эффективности биологически активных добавок к пище |
дана характеристика нутрицевтикам и парафармацевтикам и определено их допустимое количественное содержание в БАД |
СанПиН |
2.3.2.1078-01 |
Гигиенические требования к организации производства и оборота биологически активных добавок к пище |
установлены нормативы при изготовлении БАД к пище. Обязательное указание: Не является лекарством. | |
СанПиН |
2.3.2.1153-02 |
дополнил список вредных веществ, запрещённых к использованию в БАД | ||
СанПиН |
2.3.2.1290-03 |
ориентирован непосредственно на нормирование процессов в сфере производства и оборота БАД | ||
Постановление Главного государственного
санитарного |
146 |
15.08.03 |
О санитарно-эпидемиологической экспертизе биологически активных добавок |
утверждёно «санитарно-эпидемиологическое заключение» |
Таким образом, нельзя сказать, что государство вообще не регулирует вопросы обращения БАД. В 2003 году производителей обязали указывать на упаковке, что БАД не является лекарством, в 2006 году запретили рекламу БАД как лекарственных средств, в феврале 2010 года вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации об обязательном декларировании соответствия БАД. Это означает, что, если производитель не подтвердил соответствие БАД требованиям нормативной документации, то данная добавка не может распространяться и рекламироваться на территории Российской Федерации. Однако, для формирования цивилизованного рынка БАД в России принятие данных мер не достаточно. Именно поэтому в работе комплексно освещаются мало изученные вопросы правового регулирования отношений в сфере обращения БАД, предлагается несколько иной подход к процедуре подтверждения их соответствия, установлению административной ответственности за нарушения правил их оборота.
Санитарными правилами установлено, что розничная торговля БАД осуществляется через аптечные учреждения (аптеки, аптечные магазины, аптечные киоски и другие), специализированные магазины по продаже диетических продуктов, продовольственные магазины (специальные отделы, секции, киоски).
При размещении и устройстве помещений для реализации БАД следует руководствоваться требованиями действующих санитарных правил и других нормативных документов для аптечных учреждений и организаций торговли.
Кроме специальных помещений, обустроенных для реализации БАД, аптечным учреждениям следует иметь специальное торговое оборудование. Согласно п. 3.19 Отраслевого стандарта «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения. ОСТ 91500.05.0007-2003», утвержденного Приказом Минздрава России от 04.03.2003 N 80, торговый зал аптеки должен быть оборудован витринами, обеспечивающими возможность обзора и сохранность лекарственных препаратов и товаров других групп (БАД), разрешенных к отпуску из аптек. При этом возможна их открытая выкладка.
Далее, следует иметь в виду, что согласно п. 77 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55, если наряду с лекарственными препаратами продавец осуществляет продажу других товаров в соответствии со ст. 32 Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ «О лекарственных средствах», то торговля такими товарами не должна приводить к ухудшению качества и безопасности лекарственных препаратов и условий их продажи, установленных обязательными требованиями стандартов.
В соответствии с п. п. 7.2.1 - 7.2.4 Санитарных правил оптовые аптечные организации, занимающиеся хранением БАД, должны быть оснащены в зависимости от их ассортимента:
Информация о работе Понятие, сущность биологически активных добавок