Ассортимент биологически активных добавок

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 23:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ ассортимента поставщиков и производителей биологически активных добавок, реализуемых через аптечную сеть.
Основной задачей исследования является показать, что БАД к пище всё чаще приравнивается к лекарственным препаратам, показать широту ассортимента БАД, различить показатели спроса и предложения, а так же эффективность данного вида продукции для профилактики различных заболеваний сердечно сосудистой системы, верхних дыхательных путей, органов пищеварения, выделительной, нервной и других систем и органов организма человека.

Оглавление

Введение 3
I Реферативная часть 4
1.1. Общие положения о биологически активных добавках к пище 4
1.2. Оценка потребительского поведения на рынке БАД 9
1.3. Маркетинговые исследования потребителей БАД 11
1.4. Ассортимент биологически активных добавок к пище 15
1.5. Основные принципы организации розничной продажи БАД в аптечных учреждениях. 17
1.6. Состояние и правовое регулирование рынка БАД 33
1.7. Методические рекомендации по организации розничной продажи БАД в аптечных организациях. 39
1.8. Ведущие производители БАД к пище 47
II Экспериментальная часть 50
Список литературы 54

Файлы: 1 файл

курсовая1.doc

— 439.50 Кб (Скачать)

  К подбору оптимального ассортимента нельзя подходить механистично, необходимо учитывать специфику каж­дого конкретного аптечного учреждения.[5]

 

1.6. Состояние и правовое регулирование рынка БАД

 

В последние годы резко выросло внимание к проблемам питания со стороны населения, органов власти всех уровней, представителей большинства отраслей медицинской науки и практики как в нашей стране, так и за рубежом. Накоплен­ные к настоящему моменту данные по исследованию структуры питания совре­менного человека показывают широкое распространение недостаточного потреб­ления незаменимых компонентов пиши. В сложившихся условиях разработка и широкое практическое применение БАД, содержащих различные природные биоактивные соединения, являются неотъемлемой частью обеспечения оптимального питания населения. Общемировым глобальным документом, который регулирует многие аспекты питания, в том числе вопросы регулирования производства и обо­рота БАД, является CODEX Alimentarius - «Пищевой кодекс». Он был принят в 1962 г. в результате объединённых усилий ВОЗ, Международной организации по продовольствию и агрокультуре и с тех пор неоднократно пересматривался и пополнялся. Анализ нормативно-правовых актов в ряде зарубежных стран (США, Англии, Австрии, Германии, Японии и др.) и в России показал, что оборот БАД регулируется на правительственном уровне. Учитывая значимость питания для укрепления здоровья населения. Правительством Российской Федерации в 1988 г. одобрена «Концепция государственной политики в области здорового пи­тания населения Российской Федерации на период до 2005 года», а Федеральным Собранием в 2000 году принят Закон «О качестве и безопасности пищевых про­дуктов». В этих и других документах Правительства, Минздрава России, Феде­ральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека нашли отражение вопросы обеспечения населения биологическими ком­понентами.       Анализ законодательной базы, регулирующей рынок БАД в нашей стране, свидетельствует о том, что государство в настоящее время устанавливает более жёсткие требования к производителям этих товаров, благодаря чему рынок БАД становится всё более цивилизованным. БАД на сегодняшний день является динамично развивающейся группой товаров в аптечном ассортименте. В целом по России удельный вес аптек как места покупки БАД составляет около 63%; прямые продажи- 14%; офисы компаний- 8%, специализированные магазины- 7%. Эти показатели достаточно стабильны, что даёт основание сделать вывод о чётко сформировавшихся сегментах рынка БАД. По данным мониторинга аптечного рынка, проведённого компанией DSM Group, объём аптечных продаж БАД за пер­вое полугодие 2005 г. составил в целом по России 36,3 млн. долларов США.

Исходя из изложенного рынок России на современном этапе диктует новые принципы ассортиментной политики как аптечного учреждения, так и производи­телей БАД.

 

Анализ конкурентной среды на рынке БАД.

 

Анализ конкурентной среды на рынке БАД проводился с целью выявления

её особенностей, обусловленных спецификой БАД. как товара особого спроса. Для этого были разработаны методические подходы к анализу конкурентной среды на рынке БАД, которые состояли из пяти этапов (рисунок 1).

 

На первом этапе была изучена структура зарубежных поставщиков и российских производителей БАД, а на втором - ассортимент БАД на основе данных третьего издания Федерального реестра БАД за 2002 г. и Государственного реестра БАД на период 31.03.2005 г.

В целях выявления «портрета» потребителя БАД, факторов, влияющих на выбор БАД, были проведены маркетинговые исследования на основе целевой вы­борки с помощью социологического обследования. Базой для исследования была отобрана Москва, где реализуется наибольшее количество БАД. В опросе приняли участие 432 потребителя. Наибольшее количество потребителей, принявших уча­стие в опросе, составили респонденты возрастной группы от 30 до 50 лет (44%), за которыми следуют респонденты возрастных групп от 20 до 30 лет (19%), свыше 60 лет (17%) и от 50 до 60 лет (15%). Самая маленькая группа была представлена респондентами в возрасте до 20 лет (5%). Характерно, что в опросе приняли уча­стие преимущественно респонденты, имеющие высшее (57,2%) и незаконченное высшее образование (29,4%), а также имеющие среднее специальное образование (12,5%).

Наряду с методом анкетирования и интервьюирования проведено социоло­гическое обследование фармацевтических работников аптечных организаций, за­нятых в сфере оборота БАД, в 11 различных экономико-географических регионах России. В обследуемую группу вошли фармацевтические работники с большим опытом работы. Так, в целом фармацевтические работники со стажем работы от 10 до 15 лет составили 21,1%, от 15 до 20 лет и свыше 30 лет соответственно-17,5% и от 25 до 30 лет- 14,1%. Большинство опрошенных фармацевтических ра­ботников (54,4%) имели высшее образование. В то же время фармацевтические работники отдела безрецептурного отпуска преимущественно имели среднее обра­зование. Анкеты, полученные от респондентов, были обработаны с применением математико-статистических методов, в том числе корреляционного анализа, ран­жирования и информационных технологий.

По данным Федерального реестра было установлено, что БАД в Россию по­ставляются из 25 стран дальнего зарубежья и 5 стран ближнего зарубежья. Основ­ным поставщиком БАД являются США. Выявлено также, что количество произво­дителей БАД в России в 2002 г. составляло 421 предприятие, расположенные в 65 регионах России, из них только 33 предприятия (или 7,8%) были фармацевтиче­скими, то есть производящими ЛС и БАД. 

 

Рисунок 1 - Методические подходы к анализу конкурентной среды на рынке БАД.

 

Анализ показал, что количество фармацевтических предприятий произво­дящих БАД в 2004 г. по сравнению с 2002 г. возросло в 5,5 раз. Это связано с тем. что производители ЛС стали уделять производству БАД больше внимания, чтобы не потерять данный сегмент рынка, так как БАД из сопутствующего товара пре­вращаются в товар полноправный. Кроме того выпуск БАД для ряда производите­лей оказался экономически выгоднее по сравнению с синтетическими ЛС, так как само производство обходится значительно дешевле. При анализе 1686 наименова­ний БАД, производимых в России, в разрезе 15 групп по клиническим аспектам их применения установлено, что наибольший удельный вес (32,6%) составляет груп­па БАД, влияющих преимущественно на процесс тканевого обмена (таблица 1). Второй значительной группой (20,0%) является группа БАД, поддерживающих функцию органов пищеварения. На третьем месте находятся БАД, влияющие на функции центральной нервной системы (10,1%) и источники минеральных ве­ществ (9,2%).

 

Группа БАД

 

 

Произведено в России

Произведено

за рубежом

Абс.

%

Абс.

%

влияющие на функции центральной нервной системы

170

10,1

87

7,0

Влияющих преимущественно на процесс тканевого обмена

550

32,6

395

32,0

источников минеральных веществ

155

9,2

66

5,3

поддерживающих функцию иммунной системы

26

1,5

17

1,4

источников  веществ  антиоксидантного действия и веществ, влияющих на энергетический обмен

60

3,6

57

4,6

влияющих на функции сердечно-сосудистой системы

103

6,1

76

6,1

поддерживающих функцию органов дыхания

100

5,9

60

4,8

поддерживающих функцию органов пищеварения

337

20,0

180

14,6

контролирующих массу тела

23

1,4

69

5,6

поддерживающих функцию органов мочеполовой системы

55

3,3

72

5,8

поддерживающих функцию опорно-двигательного аппарата

18

1,1

34

2,7

влияющих на гуморальные факторы регуляции обмена веществ

35

2,1

101

8,2

влияющих на лактацию

2

0,1

2

0,2

влияющих на процесс детоксикации и   способствующих   выведению   из организма чужеродных и токсичных веществ

29

1,6

3

0,3

различных групп

23

1,4

18

1,4

Итого:

1686

100,0

1237

100,0

 

Среди зарубежных БАД лидируют БАД, влияющие на функции ЦНС (32%); на втором месте находятся БАД, поддерживающие функции пищева­рения (14,6%); третье место занимают БАД, влияющие на гуморальные факторы регуляции обмена веществ (8,2%).

 

  Сравнительный анализ БАД по формам изготовления показал, что как в Рос­сии, так и за рубежом большое количество БАД производится в виде таблеток (со ответственно 39,4 и 24,9%), капсул (соответственно 15,2 и 50,2%), жидкостей (со­ответственно 14,2 и 6,7%), порошков (соответственно 11,1 и 5,8%), фиточаев (со­ответственно 11,5 и 5,3%). 

Анализируя целевой сегмент потребительского рынка БАД было установле­но, что средний возраст их потребителей в аптечных организациях составил 41 год, основную долю составляют женщины (67%). По социальному положению наиболее представительную группу составили люди, работающие в государствен­ных (32,4%), коммерческих организациях (29,6%) и пенсионеры (20,4%). Доля неработающих потребителей составила 10,2%, студентов - 7,4%. В результате анали­за было выявлено 13 видов заболеваний и симптомов, которые способствовали приобретению БАД. Среди них первое место в рейтинге занимали БАД для повы­шения иммунитета, на втором месте были БАД, используемые для похудения и влияющие на функции сердечно-сосудистой системы, третье место заняли БАД для коррекции фигуры.

Среди факторов, влияющих на приобретение БАД, были различные виды рекламы, телевизионная (и газетная), советы и рекомендации аптечных работни­ков, родственников и знакомых. Лишь только 5% потребителей приобретали БАД по совету врача. Для приобретения БАД, как показали исследования, было доста­точно одного источника информации, реже - двух-пяти. Большинство потребите­лей (54,7%) отдают предпочтение отечественным БАД, 36,8% опрошенных предпочитают БАД зарубежного производства и лишь 8,5% отметили, что для них не­существенно является БАД отечественным или импортным. Как отмечает большая часть опрошенных (85,7%) стоимость БАД для них имеет большое значение. Лишь 14,3% потребителей считают, что цена БАД не имеет значения.

 

С использованием корреляционного анализа установлена чёткая зависи­мость между стоимостью БАД и социальным положением потребителя. Так, пен­сионеры могут приобретать БАД в пределах до 100 руб., работающие в государст­венных организациях - в пределах от 100 до 400 руб., работающие в коммерческих организациях- в пределах 200-500 руб., а 15,6% из них могут приобретать БАД в пределах от 700 до 1000 руб. Потребители, которые не работают, предпочитают БАД в пределах 300-500 руб., а студенты - в пределах 100-200 руб.

Эффективность используемых БАД потребители оценивали по-разному: 65,8% потребителей отметили желаемый эффект при использовании БАД; 31,5% -  не довольны эффектом; 2,7% - не всегда довольны. В целом большинство потре­бителей (55,8%) положительно относятся к их употреблению.

 

  Опрос потребителей показал, что 50% из них предпочитают покупать БАД именно через аптечные организации, так как по их мнению они соблюдают усло­вия хранения, выбирают надёжных поставщиков, и готовы по первому требованию предоставить всю информацию о происхождении и качестве продукции.

 

  Проведённые социологические исследования показали, что в настоящее время для продвижения БАД используются все виды маркетинговых коммуника­ций: реклама (в прессе, по радио, телевидению), личные продажи, стимулирование сбыта и пропаганда. В то же время выявлено, что маркетинговые коммуникации, действующие на рынке по продвижению БАД, имеют свои особенности по срав­нению с маркетинговыми коммуникациями по продвижению ЛС. Основные отли­чия заключаются в том, что клинические исследования, регистрация и сертифика­ция для ЛС являются обязательными. Производство и оборот БАД не являются лицензируемыми видами деятельности.

 

  Результаты проведённых исследований показали, что значительное количе­ство производителей БАД в России и поставщиков из-за рубежа, большое количе­ство зарегистрированных БАД в России способствуют созданию конкурентной среды на рынке БАД, которая имеет свои особенности. Данный период формиро­вания рынка БАД характеризуется свободной конкуренцией при слабом влиянии на него государства в отличие от фармацевтического рынка ЛС.                                                        Поставщиками российских БАД непосредственно в аптечную сеть являются преимущественно сами производители, так как рынок специализированных оптовых поставщиков БАД в нашей стране пока не сформирован. К особенностям рынка относится реа­лизация БАД только в розницу, при отсутствии госпитальных продаж. За счёт мас­сированной и агрессивной рекламы БАД внедряются в рыночный сегмент ЛС, со­ставляя им немалую конкуренцию.

 

Несмотря на значительное ежегодное обновление топ-марок БАД, потреби­тели со стажем не отмечали высокой эффективности обновляемой продукции в настоящее время по сравнению с существовавшей несколько (4-5) лет назад, тогда как практически все (более 80%) согласны с тем, что ЛС за тот же период времени стали более эффективны. [6]

 

 

  1.7. Методические рекомендации по организации розничной продажи БАД в аптечных организациях.

 

Методические рекомендации разработаны на кафедре ор­ганизации и экономики фармации ФПК Российского университета дружбы народов и используются в практи­ческой деятельности ряда аптек городов Пятигорска, Кисловодска, Ессентуков, Москвы, Тулы, Краснодара, Ставропольского края, Ростовской области.

  1. Общие положения

1.1. Методические рекомендации разработаны в целях единого подхода при организации реализации биологи­чески активных добавок (БАД) в аптечных учреждениях различных организационно-правовых форм и форм собственности.

Информация о работе Ассортимент биологически активных добавок