Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 23:32, курсовая работа
Целью работы является анализ ассортимента поставщиков и производителей биологически активных добавок, реализуемых через аптечную сеть.
Основной задачей исследования является показать, что БАД к пище всё чаще приравнивается к лекарственным препаратам, показать широту ассортимента БАД, различить показатели спроса и предложения, а так же эффективность данного вида продукции для профилактики различных заболеваний сердечно сосудистой системы, верхних дыхательных путей, органов пищеварения, выделительной, нервной и других систем и органов организма человека.
Введение 3
I Реферативная часть 4
1.1. Общие положения о биологически активных добавках к пище 4
1.2. Оценка потребительского поведения на рынке БАД 9
1.3. Маркетинговые исследования потребителей БАД 11
1.4. Ассортимент биологически активных добавок к пище 15
1.5. Основные принципы организации розничной продажи БАД в аптечных учреждениях. 17
1.6. Состояние и правовое регулирование рынка БАД 33
1.7. Методические рекомендации по организации розничной продажи БАД в аптечных организациях. 39
1.8. Ведущие производители БАД к пище 47
II Экспериментальная часть 50
Список литературы 54
К подбору оптимального ассортимента нельзя подходить механистично, необходимо учитывать специфику каждого конкретного аптечного учреждения.[5]
1.6. Состояние и правовое регулирование рынка БАД
В последние годы резко выросло внимание к проблемам питания со стороны населения, органов власти всех уровней, представителей большинства отраслей медицинской науки и практики как в нашей стране, так и за рубежом. Накопленные к настоящему моменту данные по исследованию структуры питания современного человека показывают широкое распространение недостаточного потребления незаменимых компонентов пиши. В сложившихся условиях разработка и широкое практическое применение БАД, содержащих различные природные биоактивные соединения, являются неотъемлемой частью обеспечения оптимального питания населения. Общемировым глобальным документом, который регулирует многие аспекты питания, в том числе вопросы регулирования производства и оборота БАД, является CODEX Alimentarius - «Пищевой кодекс». Он был принят в 1962 г. в результате объединённых усилий ВОЗ, Международной организации по продовольствию и агрокультуре и с тех пор неоднократно пересматривался и пополнялся. Анализ нормативно-правовых актов в ряде зарубежных стран (США, Англии, Австрии, Германии, Японии и др.) и в России показал, что оборот БАД регулируется на правительственном уровне. Учитывая значимость питания для укрепления здоровья населения. Правительством Российской Федерации в 1988 г. одобрена «Концепция государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации на период до 2005 года», а Федеральным Собранием в 2000 году принят Закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов». В этих и других документах Правительства, Минздрава России, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека нашли отражение вопросы обеспечения населения биологическими компонентами. Анализ законодательной базы, регулирующей рынок БАД в нашей стране, свидетельствует о том, что государство в настоящее время устанавливает более жёсткие требования к производителям этих товаров, благодаря чему рынок БАД становится всё более цивилизованным. БАД на сегодняшний день является динамично развивающейся группой товаров в аптечном ассортименте. В целом по России удельный вес аптек как места покупки БАД составляет около 63%; прямые продажи- 14%; офисы компаний- 8%, специализированные магазины- 7%. Эти показатели достаточно стабильны, что даёт основание сделать вывод о чётко сформировавшихся сегментах рынка БАД. По данным мониторинга аптечного рынка, проведённого компанией DSM Group, объём аптечных продаж БАД за первое полугодие 2005 г. составил в целом по России 36,3 млн. долларов США.
Исходя из изложенного рынок России на современном этапе диктует новые принципы ассортиментной политики как аптечного учреждения, так и производителей БАД.
Анализ конкурентной среды на рынке БАД.
Анализ конкурентной среды на рынке БАД проводился с целью выявления
её особенностей, обусловленных спецификой БАД. как товара особого спроса. Для этого были разработаны методические подходы к анализу конкурентной среды на рынке БАД, которые состояли из пяти этапов (рисунок 1).
На первом этапе была изучена структура зарубежных поставщиков и российских производителей БАД, а на втором - ассортимент БАД на основе данных третьего издания Федерального реестра БАД за 2002 г. и Государственного реестра БАД на период 31.03.2005 г.
В целях выявления «портрета» потребителя БАД, факторов, влияющих на выбор БАД, были проведены маркетинговые исследования на основе целевой выборки с помощью социологического обследования. Базой для исследования была отобрана Москва, где реализуется наибольшее количество БАД. В опросе приняли участие 432 потребителя. Наибольшее количество потребителей, принявших участие в опросе, составили респонденты возрастной группы от 30 до 50 лет (44%), за которыми следуют респонденты возрастных групп от 20 до 30 лет (19%), свыше 60 лет (17%) и от 50 до 60 лет (15%). Самая маленькая группа была представлена респондентами в возрасте до 20 лет (5%). Характерно, что в опросе приняли участие преимущественно респонденты, имеющие высшее (57,2%) и незаконченное высшее образование (29,4%), а также имеющие среднее специальное образование (12,5%).
Наряду с методом анкетирования и интервьюирования проведено социологическое обследование фармацевтических работников аптечных организаций, занятых в сфере оборота БАД, в 11 различных экономико-географических регионах России. В обследуемую группу вошли фармацевтические работники с большим опытом работы. Так, в целом фармацевтические работники со стажем работы от 10 до 15 лет составили 21,1%, от 15 до 20 лет и свыше 30 лет соответственно-17,5% и от 25 до 30 лет- 14,1%. Большинство опрошенных фармацевтических работников (54,4%) имели высшее образование. В то же время фармацевтические работники отдела безрецептурного отпуска преимущественно имели среднее образование. Анкеты, полученные от респондентов, были обработаны с применением математико-статистических методов, в том числе корреляционного анализа, ранжирования и информационных технологий.
По данным Федерального реестра было установлено, что БАД в Россию поставляются из 25 стран дальнего зарубежья и 5 стран ближнего зарубежья. Основным поставщиком БАД являются США. Выявлено также, что количество производителей БАД в России в 2002 г. составляло 421 предприятие, расположенные в 65 регионах России, из них только 33 предприятия (или 7,8%) были фармацевтическими, то есть производящими ЛС и БАД.
Рисунок 1 - Методические подходы к анализу конкурентной среды на рынке БАД.
Анализ показал, что количество фармацевтических предприятий производящих БАД в 2004 г. по сравнению с 2002 г. возросло в 5,5 раз. Это связано с тем. что производители ЛС стали уделять производству БАД больше внимания, чтобы не потерять данный сегмент рынка, так как БАД из сопутствующего товара превращаются в товар полноправный. Кроме того выпуск БАД для ряда производителей оказался экономически выгоднее по сравнению с синтетическими ЛС, так как само производство обходится значительно дешевле. При анализе 1686 наименований БАД, производимых в России, в разрезе 15 групп по клиническим аспектам их применения установлено, что наибольший удельный вес (32,6%) составляет группа БАД, влияющих преимущественно на процесс тканевого обмена (таблица 1). Второй значительной группой (20,0%) является группа БАД, поддерживающих функцию органов пищеварения. На третьем месте находятся БАД, влияющие на функции центральной нервной системы (10,1%) и источники минеральных веществ (9,2%).
Группа БАД
| Произведено в России | Произведено за рубежом | ||
Абс. | % | Абс. | % | |
влияющие на функции центральной нервной системы | 170 | 10,1 | 87 | 7,0 |
Влияющих преимущественно на процесс тканевого обмена | 550 | 32,6 | 395 | 32,0 |
источников минеральных веществ | 155 | 9,2 | 66 | 5,3 |
поддерживающих функцию иммунной системы | 26 | 1,5 | 17 | 1,4 |
источников веществ антиоксидантного действия и веществ, влияющих на энергетический обмен | 60 | 3,6 | 57 | 4,6 |
влияющих на функции сердечно-сосудистой системы | 103 | 6,1 | 76 | 6,1 |
поддерживающих функцию органов дыхания | 100 | 5,9 | 60 | 4,8 |
поддерживающих функцию органов пищеварения | 337 | 20,0 | 180 | 14,6 |
контролирующих массу тела | 23 | 1,4 | 69 | 5,6 |
поддерживающих функцию органов мочеполовой системы | 55 | 3,3 | 72 | 5,8 |
поддерживающих функцию опорно-двигательного аппарата | 18 | 1,1 | 34 | 2,7 |
влияющих на гуморальные факторы регуляции обмена веществ | 35 | 2,1 | 101 | 8,2 |
влияющих на лактацию | 2 | 0,1 | 2 | 0,2 |
влияющих на процесс детоксикации и способствующих выведению из организма чужеродных и токсичных веществ | 29 | 1,6 | 3 | 0,3 |
различных групп | 23 | 1,4 | 18 | 1,4 |
Итого: | 1686 | 100,0 | 1237 | 100,0 |
Среди зарубежных БАД лидируют БАД, влияющие на функции ЦНС (32%); на втором месте находятся БАД, поддерживающие функции пищеварения (14,6%); третье место занимают БАД, влияющие на гуморальные факторы регуляции обмена веществ (8,2%).
Сравнительный анализ БАД по формам изготовления показал, что как в России, так и за рубежом большое количество БАД производится в виде таблеток (со ответственно 39,4 и 24,9%), капсул (соответственно 15,2 и 50,2%), жидкостей (соответственно 14,2 и 6,7%), порошков (соответственно 11,1 и 5,8%), фиточаев (соответственно 11,5 и 5,3%).
Анализируя целевой сегмент потребительского рынка БАД было установлено, что средний возраст их потребителей в аптечных организациях составил 41 год, основную долю составляют женщины (67%). По социальному положению наиболее представительную группу составили люди, работающие в государственных (32,4%), коммерческих организациях (29,6%) и пенсионеры (20,4%). Доля неработающих потребителей составила 10,2%, студентов - 7,4%. В результате анализа было выявлено 13 видов заболеваний и симптомов, которые способствовали приобретению БАД. Среди них первое место в рейтинге занимали БАД для повышения иммунитета, на втором месте были БАД, используемые для похудения и влияющие на функции сердечно-сосудистой системы, третье место заняли БАД для коррекции фигуры.
Среди факторов, влияющих на приобретение БАД, были различные виды рекламы, телевизионная (и газетная), советы и рекомендации аптечных работников, родственников и знакомых. Лишь только 5% потребителей приобретали БАД по совету врача. Для приобретения БАД, как показали исследования, было достаточно одного источника информации, реже - двух-пяти. Большинство потребителей (54,7%) отдают предпочтение отечественным БАД, 36,8% опрошенных предпочитают БАД зарубежного производства и лишь 8,5% отметили, что для них несущественно является БАД отечественным или импортным. Как отмечает большая часть опрошенных (85,7%) стоимость БАД для них имеет большое значение. Лишь 14,3% потребителей считают, что цена БАД не имеет значения.
С использованием корреляционного анализа установлена чёткая зависимость между стоимостью БАД и социальным положением потребителя. Так, пенсионеры могут приобретать БАД в пределах до 100 руб., работающие в государственных организациях - в пределах от 100 до 400 руб., работающие в коммерческих организациях- в пределах 200-500 руб., а 15,6% из них могут приобретать БАД в пределах от 700 до 1000 руб. Потребители, которые не работают, предпочитают БАД в пределах 300-500 руб., а студенты - в пределах 100-200 руб.
Эффективность используемых БАД потребители оценивали по-разному: 65,8% потребителей отметили желаемый эффект при использовании БАД; 31,5% - не довольны эффектом; 2,7% - не всегда довольны. В целом большинство потребителей (55,8%) положительно относятся к их употреблению.
Опрос потребителей показал, что 50% из них предпочитают покупать БАД именно через аптечные организации, так как по их мнению они соблюдают условия хранения, выбирают надёжных поставщиков, и готовы по первому требованию предоставить всю информацию о происхождении и качестве продукции.
Проведённые социологические исследования показали, что в настоящее время для продвижения БАД используются все виды маркетинговых коммуникаций: реклама (в прессе, по радио, телевидению), личные продажи, стимулирование сбыта и пропаганда. В то же время выявлено, что маркетинговые коммуникации, действующие на рынке по продвижению БАД, имеют свои особенности по сравнению с маркетинговыми коммуникациями по продвижению ЛС. Основные отличия заключаются в том, что клинические исследования, регистрация и сертификация для ЛС являются обязательными. Производство и оборот БАД не являются лицензируемыми видами деятельности.
Результаты проведённых исследований показали, что значительное количество производителей БАД в России и поставщиков из-за рубежа, большое количество зарегистрированных БАД в России способствуют созданию конкурентной среды на рынке БАД, которая имеет свои особенности. Данный период формирования рынка БАД характеризуется свободной конкуренцией при слабом влиянии на него государства в отличие от фармацевтического рынка ЛС.
Несмотря на значительное ежегодное обновление топ-марок БАД, потребители со стажем не отмечали высокой эффективности обновляемой продукции в настоящее время по сравнению с существовавшей несколько (4-5) лет назад, тогда как практически все (более 80%) согласны с тем, что ЛС за тот же период времени стали более эффективны. [6]
1.7. Методические рекомендации по организации розничной продажи БАД в аптечных организациях.
Методические рекомендации разработаны на кафедре организации и экономики фармации ФПК Российского университета дружбы народов и используются в практической деятельности ряда аптек городов Пятигорска, Кисловодска, Ессентуков, Москвы, Тулы, Краснодара, Ставропольского края, Ростовской области.
1. Общие положения
1.1. Методические рекомендации разработаны в целях единого подхода при организации реализации биологически активных добавок (БАД) в аптечных учреждениях различных организационно-правовых форм и форм собственности.
Информация о работе Ассортимент биологически активных добавок