Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 23:32, курсовая работа
Целью работы является анализ ассортимента поставщиков и производителей биологически активных добавок, реализуемых через аптечную сеть.
Основной задачей исследования является показать, что БАД к пище всё чаще приравнивается к лекарственным препаратам, показать широту ассортимента БАД, различить показатели спроса и предложения, а так же эффективность данного вида продукции для профилактики различных заболеваний сердечно сосудистой системы, верхних дыхательных путей, органов пищеварения, выделительной, нервной и других систем и органов организма человека.
Введение 3
I Реферативная часть 4
1.1. Общие положения о биологически активных добавках к пище 4
1.2. Оценка потребительского поведения на рынке БАД 9
1.3. Маркетинговые исследования потребителей БАД 11
1.4. Ассортимент биологически активных добавок к пище 15
1.5. Основные принципы организации розничной продажи БАД в аптечных учреждениях. 17
1.6. Состояние и правовое регулирование рынка БАД 33
1.7. Методические рекомендации по организации розничной продажи БАД в аптечных организациях. 39
1.8. Ведущие производители БАД к пище 47
II Экспериментальная часть 50
Список литературы 54
Таблица 1 –Динамика приоритета факторов, влияющих на покупку БАД.
Фактор | Население | Работники аптеки | |
2003 г. | 2006 г. | 2006 г. | |
Эффективность | 40%. | 44%↑ | 44 % |
Цена | 24 %. | 12.5 %.↓ | 4 % |
Страна-производитель | 9 %. | 6, 2 %.↓ | 16 % |
Безопасность | < 1 %. | 19 %. ↑ | 24 % |
Другое | 26 %.
| 18.3 ↓ | 12 % |
Таким образом, формируется тенденция к тому, что потребители БАД всё больше внимания уделяют эффективности и безопасности данной продукции. При сравнении опросов посетителей и сотрудников аптек факторы, влияющие на вероятность покупки схожи.
Стоит отметить так же снижение интересов к цене и стране производителя. Менее всего потребителей (6%) обращают внимание на происхождение БАД. На сегодняшний день из общего числа регулярных пользователей БАД приверженцами импортной продукции являются 12 % респондентов. Динамика изменения критериев выбора потребителей за последние 4 года связано с постепенной переходом молодого, но активно развивающегося рынка БАД. Но новая ступень взаимоотношений «производитель-потребитель». Потребитель становится всё более требовательным к эффективности и безопасности веществ, обладающих определенными фармакологическими действиями.
Существенное влияние оказывает так же повышение уровней жизни населения и как следствие снижение влияния цены на вероятность покупки.
В результате определенного опроса были определены мотивы приобретения БАД.
Таблица 2 – Мотивы приобретения БАД.
Мотив | 2003 | 2006 |
Повышение иммунитета | 25% | 25% |
Улучшение состояния сердечно-сосудистой системы | 25% | 25% |
Повышение тонуса организма | 21% | 2% |
Профилактика нарушения зрения | 3% | 25% |
Улучшение работы кишечника | 18% | 15% |
Повышение потенции | 5% | 6% |
Нормализация веса | 6% | 4% |
Следует отметить высокие темпы мотивации в приобретении препаратов для профилактики нарушения зрения. Данный факт связан с увеличение ежедневной нагрузки на глаза и как следствие быстрой утомляемости. Среди опрошенных посетителей аптек впервые покупают БАД лишь 30% респондентов, а 70% покупали добавки ранее. Из них 46% принимают БАД от 1 до 3 месяцев. Это говорит осведомленности потребителей в отношении эффективности длительного приёма БАД к пище. [5]
1.3 Маркетинговые исследования потребителей биологически активных добавок.
Работа проводилась методами анкетирования и интервьюирования в аптеках различных форм собственности. В опросе приняли участие 192 респондента (37,5% мужчин и 62.5% женщин), трудоспособные покупатели в возрасте 25-54 года составляли 83,4%, пенсионеры старше 55 лет -14,06%,основной возраст потребителей БАД 26-54 лет (26-35 лет -25% ; 36-45 лет -27,61%). В большинстве случаев это люди имеющие высшее или неполное высшее образование(53,65%) и проживающие в городской местности-91,15%. В структуре потребителей БАД примерно 43% составляют служащие, 16% рабочие, 11,08% пенсионеры, на остальные социальные группы приходится 28,65%.Студенты и учащиеся составляют всего 8,86% опрошенных. В исследованиях установлено, что четверть покупателей БАД имеют среднемесячный доход в размере 3000-5000 рублей,21,99%доход от 5000-7000 рублей, 24,08% -7000-10000.
В среднем самооценка здоровья покупателей добавок удовлетворительна (46%), не имеют хронических заболеваний 27,8% респондентов, но и в то же время заболевания органов пищеварения отмечают 23% человек и заболевания сердечной сосудистой системы 25%.
На принятие решений о покупке БАД влияют различные факторы. Результаты опроса показали, что основными принципами принятия решений были советы знакомых, близких родственников, рекомендации врачей и рекомендации аптечных работников.
Рисунок 1 – Факторы, влияющие на принятие решение о покупке БАД.
1- Рекомендации врача 19.38%
2- Рекомендации аптечных работников 15.23%
3- Совет близких 24.91%
4- Аннотация к БАД 9.34%
5- Отсутствие синтетических компонентов 1.04%
6- Престиж марки, качество 2.42%
7- Гипоалергенность 4.15%
8- Цена 8.65%
9- Страна производитель 2.42%
10- Происхождение 1.04%
11- Упаковка 1.38%
12- Удобность 1.73%
13- Реклама в СМИ 7.61%
14- Другие причины 0.7%
Решение о покупке зависит от грамотной консультации аптечных работников и рекомендаций лечащих врачей. Эти факты обязывают провизоров, фармацевтов и врачей постоянно совершенствовать свои знания для оказания эффективной помощи. Важное значение в изучении источников информации о добавках.
Рисунок 2 – Источники информации о БАД.
1-Назначение врача 21,43%
2-Витрины в аптеке 12,03%
3-Рекламные проспекты 7,89%
4-Специальная мед. литература 4,14%
5-Лекции специалистов 1,88%
6-Стенды в аптеках 3,01%
7-Советы аптечных работников 12,78%
8-Советы знакомых 21,05%
9-Реклама 15,41%
10-Презентации 0,38%
В наших исследованиях среди основных источников информации по БАД. Потребители выделяют: назначение врачей 21,43%, советы знакомых, родственников, близких 21,05%, рекламу 13,41% опрошенных (рисунок 2)
Важнейшими и значимыми мотивами приобретения добавок, является желание укрепить соственное здоровье 29,66%, справится с недомоганиями, не прибегая к помощи врача 23,58%,заняться профилактикой заболеваний 20,53% респондентов (мотив -болеть слишком дорого). Ассортимент БАД устраивает чуть больше половины потребителей (56,77%) и не всегда имеют возможность купить необходимые добавки 31,35% опрошенных.В основном БАД покупают в аптечной сети и лишь 5% опрошенных в специализированных отделах и других торговых точках (рисунок 3). Обычно добавки покупают 1 раз в месяц (35,29%) или 2 раза в месяц(21,93%).
В настоящее время большинство аптек придерживаются общих тенденций введения фармацевтического бизнеса, которые заключаются в том, что аптеки кроме традиционного ассортимента начинают активно предлагать своим покупателем биологически активные добавки и фармацевтическую продукцию. Очевидно что в ближайшие годы рост спроса на БАД будет продолжаться. Результат проведенного исследования по изучению рынка потребителей БАД помогут работникам аптечной службы определить стратегию продвижения БАД, оптимизировать обеспечения населения этой группы товаров и позиционировать добавки как средство для поддержания здоровья, хорошего самочувствия и профилактики заболеваний.
Рисунок 3- Место приобретения БАД
1-Аптека 51,26%
2-Аптечный пункт 18,59%
3-Данная аптека 25,63%
4-Спецотделы магазинов 3,01%
5-Другие торговые точки 1,51%
1.4 Ассортимент биологически активных добавок к пище.
Классификация БАД
1. БАД влияющий на функцию ЦНС
-мягкого успокающего действия
-способствующие улучшению метаболизма в тканях головного мозга
2. БАД влияющие преимущественно на процессы тканевого обмена:
-источники моновитаминов
-источники поливитаминов
-источники поливитаминов, содержащие отдельные минералы и минеральные комплексы
-источники жирных кислот
-источники аминокислот
-источники витаминно-минеральных комплексов с аминокислотами и/или другими компонентами
-общеукрепляющие
3. БАД источники минеральных веществ, содержащее:
-цинк, медь, марганец
-кальций и фосфор
-калий и магний
-железо
-йод
-фтор
-хром
-селен
-германий
-кремний
-полимерные комплексы
4. БАД поддерживающий функцией иммунной системы:
-источники имунно-корректирующих веществ
-способствующие нормализации функций иммунной системой при аллергических состояниях
5. БАД – источники веществ антиоксидантного действия и веществ, влияющих на энергетический обмен:
-антиоксиданты
-влияющие на энергетический обмен
6. БАД влияющие на функции сердечно-сосудистые системы:
-для поддержания функций сердечно-сосудистой системы
-способствующий нормализаций липидного обмена
-способствующие нормализации периферического кровообращения
7. БАД поддерживающий функцию органов дыхания:
-способствующая регуляции функции органов дыхания
-содержащая эфирные масла
- применяемые для снижения риска развития воспалительных процессов и сезонных заболеваний органов дыхания и их осложнений
8. БАД поддерживающий функции органов пищеварения:
-улучшающие процессы пищеварения и функциональное состояние ЖКТ
-для поддержания функции печени, желчевыводящих путей и желчного пузыря
- регулирующий аппетит
-поддерживающие моторно-эвакуационную функцию кишечника
-способствующие нормализации и поддержанию нормальной микрофлоры кишечника.
-снижающие риск развития воспалительных и язвенных процессов ЖКТ
9 БАД для лиц контролирующих массу тела:
10 БАД поддерживающие функцию мочеполовой системы:
-улучшающие функции мочеполовой системы с мягким мочегонным эффектом
-для снижения риска заболеваний предстательной железы
11 БАД поддерживающие функцию опорно-двигательного аппарата
12 БАД влияющие на гуморальные факторы регуляции обмена веществ
-поддерживающие функциональную активность щитовидной железы
-снижающие риск нарушений углеводного обмена
-для снижения риска функциональных нарушений женских циклических процессов
-общеукрепляющего и тонизирующего действия
13 БАД влияющие на лактацию
14 БАД влияющие на процесс детоксикации и способствующие выведению из организма чужеродных и токсичных веществ:
-сорбенты
-другие БАД этой группы
15 БАД других групп
В настоящее время сегмент БАД фармацевтического рынка динамично развивается, составляет конкуренцию лекарственным средствам, в т.ч. гомеопатическим, поэтому необходимо уделить большое внимание повышению квалификации фармацевтических работников аптечных организаций в этом направлении. [4]
1.5. Основные принципы организации розничной продажи БАД в аптечных учреждениях.
При опросе фармацевтических работников об организации работы в аптечном учреждении по реализации БАД 44,9% высказались за организацию специального отдела; 53,0% — за то, что необходимо иметь консультанта по применению БАД, и 59,1% — за усиление контроля за производством и оборотом БАД (табл. 31).
Информация о работе Ассортимент биологически активных добавок