Ассортимент биологически активных добавок

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 23:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ ассортимента поставщиков и производителей биологически активных добавок, реализуемых через аптечную сеть.
Основной задачей исследования является показать, что БАД к пище всё чаще приравнивается к лекарственным препаратам, показать широту ассортимента БАД, различить показатели спроса и предложения, а так же эффективность данного вида продукции для профилактики различных заболеваний сердечно сосудистой системы, верхних дыхательных путей, органов пищеварения, выделительной, нервной и других систем и органов организма человека.

Оглавление

Введение 3
I Реферативная часть 4
1.1. Общие положения о биологически активных добавках к пище 4
1.2. Оценка потребительского поведения на рынке БАД 9
1.3. Маркетинговые исследования потребителей БАД 11
1.4. Ассортимент биологически активных добавок к пище 15
1.5. Основные принципы организации розничной продажи БАД в аптечных учреждениях. 17
1.6. Состояние и правовое регулирование рынка БАД 33
1.7. Методические рекомендации по организации розничной продажи БАД в аптечных организациях. 39
1.8. Ведущие производители БАД к пище 47
II Экспериментальная часть 50
Список литературы 54

Файлы: 1 файл

курсовая1.doc

— 439.50 Кб (Скачать)

Таблица 1 –Динамика приоритета факторов, влияющих на покупку БАД.

Фактор

Население

Работники аптеки

2003 г.

2006 г.

2006 г.

Эффективность

              40%.             

44%↑

44 %

Цена

24 %.

12.5 %.↓

4 %

Страна-производитель

9 %.

6, 2 %.↓

16 %

Безопасность

< 1 %.

19 %. ↑

24 %

Другое

26 %.

 

18.3 ↓

12 %

 

  Таким образом, формируется тенденция к тому, что потребители БАД всё больше внимания уделяют эффективности и безопасности данной продукции. При сравнении опросов посетителей и сотрудников аптек факторы, влияющие на вероятность покупки схожи.

  Стоит отметить так же снижение интересов к цене и стране производителя. Менее всего потребителей (6%) обращают внимание на происхождение БАД. На сегодняшний день из общего числа регулярных пользователей БАД приверженцами импортной продукции являются 12 % респондентов. Динамика изменения критериев выбора потребителей за последние 4 года связано с постепенной переходом молодого, но активно развивающегося рынка БАД. Но новая ступень взаимоотношений «производитель-потребитель». Потребитель становится всё более требовательным к эффективности и безопасности веществ, обладающих определенными фармакологическими действиями.

Существенное влияние оказывает  так же повышение уровней жизни населения и как следствие снижение влияния цены на вероятность покупки.

В результате определенного опроса были определены мотивы приобретения БАД.

 

Таблица 2 – Мотивы приобретения БАД.

Мотив

2003

2006

Повышение иммунитета

25%

25%

Улучшение состояния сердечно-сосудистой системы

25%

25%

Повышение тонуса организма

21%

2%

Профилактика нарушения зрения

3%

25%

Улучшение работы кишечника

18%

15%

Повышение потенции

5%

6%

Нормализация веса

6%

4%

 

Следует отметить высокие темпы мотивации в приобретении препаратов для профилактики нарушения зрения. Данный факт связан с увеличение ежедневной нагрузки на глаза и как следствие быстрой утомляемости. Среди опрошенных посетителей аптек впервые покупают БАД лишь 30% респондентов, а 70% покупали добавки ранее. Из них 46% принимают БАД от 1 до 3 месяцев. Это говорит осведомленности потребителей в отношении эффективности длительного приёма БАД к пище. [5]

 

 

  1.3 Маркетинговые исследования потребителей биологически активных добавок.

  Работа проводилась методами анкетирования и интервьюирования в аптеках различных форм собственности. В опросе приняли участие 192 респондента (37,5% мужчин и 62.5% женщин), трудоспособные покупатели в возрасте 25-54 года составляли 83,4%, пенсионеры старше 55 лет -14,06%,основной возраст потребителей БАД 26-54 лет (26-35 лет -25% ; 36-45 лет -27,61%). В большинстве случаев это люди имеющие высшее или неполное высшее образование(53,65%) и проживающие в городской местности-91,15%. В структуре потребителей БАД примерно 43% составляют служащие, 16% рабочие, 11,08% пенсионеры, на остальные социальные группы приходится 28,65%.Студенты и учащиеся составляют всего 8,86% опрошенных. В исследованиях установлено, что четверть покупателей БАД имеют среднемесячный доход в размере  3000-5000 рублей,21,99%доход от 5000-7000 рублей, 24,08% -7000-10000.

  В среднем самооценка здоровья покупателей добавок удовлетворительна (46%), не имеют хронических заболеваний 27,8% респондентов, но и в то же время заболевания органов пищеварения отмечают 23% человек и заболевания сердечной сосудистой системы 25%.

  На принятие решений о покупке БАД влияют различные факторы. Результаты опроса показали, что основными принципами принятия решений были советы знакомых, близких родственников, рекомендации врачей и рекомендации аптечных работников.

 

 

 

 

Рисунок 1 – Факторы, влияющие на принятие решение о покупке БАД.

1- Рекомендации врача 19.38%

2- Рекомендации аптечных работников 15.23%

3- Совет близких 24.91%

4- Аннотация к БАД 9.34%

5- Отсутствие синтетических компонентов 1.04%

6- Престиж марки, качество 2.42%

7- Гипоалергенность 4.15%

8- Цена 8.65%

9- Страна производитель 2.42%

10- Происхождение 1.04%

11- Упаковка 1.38%

12- Удобность 1.73%

13- Реклама в СМИ 7.61%

14- Другие причины 0.7%

Решение о покупке зависит от грамотной консультации аптечных работников и рекомендаций лечащих врачей. Эти факты обязывают провизоров, фармацевтов и врачей постоянно совершенствовать свои знания для оказания эффективной помощи. Важное значение в изучении источников информации о добавках.

 

Рисунок 2 – Источники информации о БАД.

1-Назначение врача 21,43%                          

2-Витрины в аптеке 12,03%                           

3-Рекламные проспекты 7,89%                     

4-Специальная мед. литература 4,14%      

5-Лекции специалистов 1,88%                    

6-Стенды в аптеках 3,01%

7-Советы аптечных работников 12,78%

8-Советы знакомых 21,05%

9-Реклама 15,41%

10-Презентации 0,38%

 

  В наших исследованиях среди основных источников информации по БАД. Потребители выделяют: назначение врачей 21,43%, советы знакомых, родственников, близких  21,05%, рекламу 13,41%  опрошенных (рисунок 2)

  Важнейшими и значимыми мотивами приобретения добавок, является желание укрепить соственное здоровье 29,66%, справится с недомоганиями, не прибегая к помощи врача 23,58%,заняться профилактикой заболеваний 20,53% респондентов (мотив -болеть слишком дорого). Ассортимент БАД устраивает чуть больше половины потребителей (56,77%) и не всегда имеют возможность купить необходимые добавки 31,35% опрошенных.В основном БАД покупают в аптечной сети и лишь 5% опрошенных в специализированных отделах и других торговых точках (рисунок 3). Обычно добавки покупают 1 раз в месяц (35,29%) или 2 раза в месяц(21,93%).

 

В настоящее время большинство аптек придерживаются общих тенденций введения фармацевтического бизнеса, которые заключаются в том, что аптеки кроме традиционного ассортимента начинают активно предлагать  своим покупателем биологически активные добавки и фармацевтическую продукцию. Очевидно что в ближайшие годы рост спроса на БАД будет продолжаться. Результат проведенного исследования по изучению рынка потребителей БАД помогут работникам аптечной службы определить стратегию продвижения БАД, оптимизировать обеспечения населения этой группы товаров и позиционировать добавки как средство для поддержания здоровья, хорошего самочувствия и профилактики заболеваний.

 

Рисунок 3- Место приобретения БАД

 

 

1-Аптека 51,26%

2-Аптечный пункт 18,59%

3-Данная аптека 25,63%

4-Спецотделы магазинов 3,01%

5-Другие торговые точки 1,51%

 

 

 

 

 

   1.4 Ассортимент биологически активных добавок к пище.

 

Классификация БАД

1.            БАД влияющий на функцию ЦНС

-мягкого успокающего действия

-способствующие улучшению метаболизма в тканях головного мозга

2. БАД влияющие преимущественно  на процессы тканевого обмена:

-источники моновитаминов

-источники поливитаминов

-источники поливитаминов, содержащие отдельные минералы и минеральные комплексы

-источники жирных кислот

-источники аминокислот

-источники витаминно-минеральных комплексов с аминокислотами и/или другими компонентами

-общеукрепляющие

3.  БАД источники минеральных веществ, содержащее:

          -цинк, медь, марганец

-кальций и фосфор

-калий и магний

-железо

-йод

-фтор

-хром

-селен

-германий

-кремний

-полимерные комплексы

4. БАД поддерживающий функцией иммунной системы:

-источники имунно-корректирующих веществ

-способствующие нормализации функций иммунной системой при аллергических состояниях

5. БАД – источники веществ антиоксидантного действия и веществ, влияющих на энергетический обмен:

-антиоксиданты

-влияющие на энергетический обмен

6. БАД влияющие на функции сердечно-сосудистые системы:

-для поддержания функций сердечно-сосудистой  системы

-способствующий нормализаций липидного обмена

-способствующие нормализации периферического  кровообращения

7. БАД поддерживающий функцию органов дыхания:

-способствующая регуляции функции органов дыхания

-содержащая эфирные масла

- применяемые для снижения риска развития воспалительных процессов и сезонных заболеваний органов дыхания и их осложнений

8. БАД поддерживающий функции органов пищеварения:

-улучшающие процессы пищеварения и функциональное состояние ЖКТ

-для поддержания функции печени, желчевыводящих путей и желчного пузыря

- регулирующий аппетит

-поддерживающие моторно-эвакуационную функцию кишечника

-способствующие нормализации и поддержанию нормальной микрофлоры кишечника.

-снижающие риск развития воспалительных и язвенных процессов ЖКТ

9 БАД для лиц контролирующих массу тела:

10 БАД поддерживающие функцию мочеполовой системы:

-улучшающие функции мочеполовой системы с мягким мочегонным эффектом

-для снижения риска заболеваний предстательной железы

11 БАД поддерживающие функцию опорно-двигательного аппарата

12 БАД влияющие на гуморальные факторы регуляции обмена веществ

-поддерживающие функциональную активность щитовидной железы

-снижающие риск нарушений углеводного обмена

-для снижения риска функциональных нарушений женских циклических процессов

-общеукрепляющего и тонизирующего действия

13 БАД влияющие на лактацию

14 БАД влияющие на процесс детоксикации и способствующие выведению из организма чужеродных и токсичных веществ:

-сорбенты

-другие БАД этой группы

15 БАД других групп

В настоящее время сегмент БАД фармацевтического рынка динамично развивается, составляет конкуренцию лекарственным средствам, в т.ч. гомеопатическим, поэтому необходимо уделить большое внимание повышению квалификации фармацевтических работников аптечных организаций в этом направлении. [4]

 

 

 

 

 

1.5. Основные принципы организации розничной продажи БАД в аптечных учреждениях.

 

При опросе фармацевтических работников об организа­ции работы в аптечном учреждении по реализации БАД 44,9% высказались за организацию специального отде­ла; 53,0% — за то, что необходимо иметь консультанта по применению БАД, и 59,1% — за усиление контроля за производством и оборотом БАД (табл. 31).

Информация о работе Ассортимент биологически активных добавок