Ассортимент биологически активных добавок

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 23:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ ассортимента поставщиков и производителей биологически активных добавок, реализуемых через аптечную сеть.
Основной задачей исследования является показать, что БАД к пище всё чаще приравнивается к лекарственным препаратам, показать широту ассортимента БАД, различить показатели спроса и предложения, а так же эффективность данного вида продукции для профилактики различных заболеваний сердечно сосудистой системы, верхних дыхательных путей, органов пищеварения, выделительной, нервной и других систем и органов организма человека.

Оглавление

Введение 3
I Реферативная часть 4
1.1. Общие положения о биологически активных добавках к пище 4
1.2. Оценка потребительского поведения на рынке БАД 9
1.3. Маркетинговые исследования потребителей БАД 11
1.4. Ассортимент биологически активных добавок к пище 15
1.5. Основные принципы организации розничной продажи БАД в аптечных учреждениях. 17
1.6. Состояние и правовое регулирование рынка БАД 33
1.7. Методические рекомендации по организации розничной продажи БАД в аптечных организациях. 39
1.8. Ведущие производители БАД к пище 47
II Экспериментальная часть 50
Список литературы 54

Файлы: 1 файл

курсовая1.doc

— 439.50 Кб (Скачать)

   Фармацевт должен сделать все от него зависящее в рамках своих возможностей и полномочий, чтобы у покупателя не было никаких неясностей и сомнений относительно свойств и надлежащего применения рекомендованных ему БАД (действие, способ и продолжительность примене­ния, противопоказания, возможные побочные эффекты, взаимодействие с другими ЛС, алкоголем, пищей и т.д.).

    Важное значение при реализации БАД имеет устная ин­формация.

Устная информация носит личностный характер и нап­равлена на конкретного потребителя. В этом ее достоин­ство, но одновременно и недостаток. Оказывая непосред­ственное влияние на выбор БАД посетителями аптечного учреждения, она требует от сотрудника определенных знаний в области психологии различных категорий пот­ребителей. При этом большую роль играют внешний вид, общая культура речи и поведение фармацевта или прови­зора, который является представителем аптечного уч­реждения, его «лицом».

   Людям разного возраста, уровня образования и доходов для удовлетворения своих потребностей нужны разные БАД, а также разные объемы и уровни информации. Удовлетворить потребности населения как в товаре, так и в информации о нем — главная задача работников ап­течных учреждений.

   Исследование показало, что люди моложе 35 лет чаще принимают решения о покупке того или иного БАД са­мостоятельно на основе рекламы и других источников информации, так как редко испытывают негативные эмоции по отношению к рекламе.

Лицам старше 55—60 лет в связи с возможным возраст­ным изменением зрения и слуха следует предоставлять информацию преимущественно в устной форме с повто­ром сведений при необходимости; письменные источни­ки информации предоставлять в основном для домашне­го прочтения в случае приобретения или высказанного желания ознакомления с информацией о БАД дома.

   Успешная информационная работа специалистов аптеч­ного учреждения по отпуску БАД зависит от целого ряда факторов:

•   знания информации о товаре;

•   знания информации о производителе;

•   умения говорить;

•   умения слушать;

•   умения «присоединяться».

Умение работников первого стола «присоединяться» к своим клиентам является ключевым аспектом устногоинформационного обслуживания посетителей в повыше­нии эффективности деятельности специалистов, так как именно он в наибольшей степени способствует решению потребителя к покупке товара.

   Главная психологическая задача работников аптечного учреждения — вызвать доверие со стороны посетителей к себе, а значит, к своим знаниям и рекомендациям.

Главное, чтобы посетитель понял, что о нем заботятся.

Рассказывая о рекламируемом товаре, обязательно пере­числить его положительные свойства, в том числе и с эко­номической точки зрения; используя при этом элементы присоединения:

•   эффективности действия, так как именно этого ждет покупатель от товара;

•   удобства использования;

•   относительной дешевизны (по отношению к другим препаратам);

•   возможности   использования   и   другими   членами семьи, что также может иметь эффект экономии.

В целях совершенствования культуры обслуживания и техники продаж в аптечных учреждениях руководите­лям следует уделять больше внимания работе по обуче­нию персонала с параллельным внедрением материаль­ных стимулов к совершенствованию информационной работы. При приеме же на работу новых сотрудников следует оценивать и учитывать не только профессиональ­ные знания в области фармации, но и знания социально-психологических основ поведения покупателей, а также практическое умение общаться с ними.

 

 

 

 

 

 

 

 

Стратегия формирования ассортимента БАД в аптечной организации.

 

Определение оптимального ассортимента, в том числе БАД, является одной из самых актуальных задач, стоя­щих перед руководителем как единичной аптеки, так и аптечной сети. Товарный ассортимент для аптечной ор­ганизации имеет огромное значение, так как именно он определяет степень удовлетворения потребительского спроса, а значит, влияет в целом на качество обслужива­ния. Кроме того, рационально сформированный ассорти­мент ускоряет оборачиваемость товарных запасов (следо­вательно, способствует росту товарооборота), что напря­мую влияет на эффективность деятельности предприя­тия. По данным литературы только за счет оптимизации ассортимента можно увеличить оборот аптечной органи­зации на 10—15%.

   Маркетинговая стратегия — основа деятельности любого предприятия в условиях развитого рыночного спроса. Как известно, существует несколько видов стратегий предпринимательской деятельности:

•   недифференцированный (массовый) маркетинг;

•   дифференцированный (клиенто-ориентированный) мар­кетинг.

 

В основу формирования ассортимента могут быть поло­жены анализ дефектуры, собственных продаж и рознич­ный аудит [18, 29]. Формирование ассортимента по де­фектуре наиболее распространенный способ. Однако он не лишен недостатков, так как не отражает устойчивый спрос и дает искаженные данные из-за недостаточно эф­фективной системы регистрации дефектуры.

   Формирование ассортимента путем анализа собственных продаж эффективно при определении оптимальных запа­сов, но такой анализ не отражает тенденций развития ре­гионального рынка, для него характерно искажение дан­ных за счет изначально неправильно сформированного ассортимента, дефектуры и ценовой политики.

 

  Данные розничного аудита позволяют:

•   оценить ассортиментную структуру регионального рынка Б АД;

•   контролировать ассортимент в рамках конкурентной группы;

•   отслеживать конъюнктуру цен.

При использовании данных розничного аудита следует иметь в виду, что это усредненная картина рынка, поэто­му необходимо учитывать специфические факторы, та­кие как специализация аптеки, формат обслуживания, расположение.

   В условиях современного рынка основными критериями формирования ассортимента аптечной организации являются спрос и предложение. Поэтому при ассортиментном планировании БАД необходимо определять оптимальное соотношение их со спросом, проанализировать предложе­ние, обращая особое внимание на качество БАД, его цену, условия поставки и рекламную активность производителя.

   По данным литературы выявлено, что большинство ап­течных предприятий в настоящее время практикует стра­тегию массового маркетинга. Выбор такой стратегии оз­начает, что акцент делается не на отличиях потребностей отдельных групп потребителей, а на том, что в этих пот­ребностях общего. В результате следования такой страте­гии в ассортимент попадают БАД, призванные удовлетво­рить потребности самого широкого сегмента рынка. Чаще всего при таком подходе руководитель аптечного предп­риятия ориентируется на предложение, а значит, ассор­тимент за него «формируют» дистрибьюторы и произво­дители. Если такую стратегию проводят и другие аптеч­ные организации (особенно «соседние» и конкуренты), налицо ужесточение конкурентной борьбы, а значит, сни­жение цен и прибыльности предприятия.

   Рост числа игроков и усиление конкуренции между ни­ми приводят к агрессивной борьбе за покупателя. Поку­патель в свою очередь ужесточает требования к продукту и уровню сервиса. Конкурентную борьбу выигрывает тот, кто в большей степени сумеет адаптировать качество своего продукта (а это — качество и товара, и сервиса) к требованиям покупателя. На рынке наступает эра кли-енто-ориентированного маркетинга, когда необходимо выявить потребности и предпочтения своего клиента и на основе этого выбрать и предложить ему товар.

 

   Дифференцированный целевой маркетинг предполагает:

•   выделение ключевой группы потребителей;

•   возможности по варьированию отпускных цен.

   При стратегии дифференцированного маркетинга аптеч­ным учреждением для каждой группы покупателей раз­рабатывается «свой» ассортимент. Для этого необходимо понять, в чем заключаются отличия потребностей от­дельных групп потребителей и чем это объясняется. Бла­годаря такой стратегии удается добиться более глубокого проникновения на целевой сегмент рынка Б АД. Страте­гия дифференцированного маркетинга приводит к уве­личению товарооборота по реализации БАД благодаря тому, что покупателям предлагается множество индиви­дуальных, нацеленных на определенную категорию кли­ентов, видов БАД.

Чтобы выделить категории клиентов, определяется сред­няя величина покупки и показатели проходимости. В до­полнение к такому маркетинговому анализу использует­ся сбор информации о клиентах на основе анкетирования покупателей.

Первичный сбор информации может осуществляться при входе в аптечное учреждение, когда посетителю задают вопрос: «Что Вы предполагаете купить в нашем аптечном учреждении?» Полученный ответ регистрируется в спе­циальном журнале по предлагаемой нами форме (табл. 34).

 

Таблица 34. Форма журнала для определения ассортимента приобретаемых БАД

 

Планируется ли приобрести

Какие наименования БАД предполагается купить

Какие наименования БАД были приобретены

ЛС

БАД

Другие товары

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  После завершения данного этапа наступает следующий этап — обработка и анализ полученных результатов. По результатам обследования устанавливают, какие БАД были запланированы покупателем и какие в итоге были приобретены, помимо названных при входе в торго­вый зал.

  Для анализа целесообразно использовать метод ABC, ко­торый используется для оценки привлекательности раз­личных товаров. Сущность метода заключается в том, что все товары делятся на три группы (А, В и С) в зависи­мости от их степени важности для потребителей и от от­ношения к ним потребителей с учетом их маркетинговых характеристик [50].

По данным анализа пятисот наименований БАД, реали­зуемых через аптечные организации, и ранжирования их по числу упоминаний в зависимости от вида заболевания или симптома установлено, что БАД, занимающие пер­вые три места в рейтинге, относили к группе А, занима­ющие 4-, 5- и 6-е место в рейтинге — к группе В и занима­ющие 7-, 8- и 9-е место — к группе С (табл. 35).

 

  Анализ показал, что к группе А относятся такие БАД, как йод-актив, капиллар, артровит, черника-форте, пивные дрожжи, шрот расторопши, чаи для похудения, таблетки, мази, фиточаи фирм «Софья», «Леовит», «Эвалар», которые пользуются наибольшим спросом и имеются практически во всех аптечных организациях.

 

  К группе В относятся такие БАД, как долголет, селен-ак­тив, кальций-актив, рыбий жир, мумие и другие, кото­рые также пользуются большим спросом.

Исследования БАД в разрезе групп показало, что к БАД группы А относятся БАД, которые приобретаются наибо­лее часто и как запланированные. Они являются «това­рами повседневного спроса», «товарами основной потребительской корзины», «привычных покупок» и отлича­ются минимальной вовлеченностью покупателя.

 

Таблица 35. Распределение БАД по группам А, В и С

Вид заболевания или симптома

Число упоминаний

Место в рейтинге

Группа БАД

Для повышения иммунитета

165

1

А

Для похудения

105

2

Сердечно-сосудистые заболевания

90

3

Для коррекции фигуры

85

4

В

Для улучшения зрения

40

5

При климаксе

35

6

Поддержка функции опорно-двигательного аппарата

25

7

С

При алкогольной зависимости

25

7

Для отвыкания от курения

25

7

Поддержка функции органов пищеварения

20

8

Для усиления потенции

20

8

Для снятия стресса

10

9

При заболевании предстательной железы

10

9

Информация о работе Ассортимент биологически активных добавок