Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 23:32, курсовая работа
Целью работы является анализ ассортимента поставщиков и производителей биологически активных добавок, реализуемых через аптечную сеть.
Основной задачей исследования является показать, что БАД к пище всё чаще приравнивается к лекарственным препаратам, показать широту ассортимента БАД, различить показатели спроса и предложения, а так же эффективность данного вида продукции для профилактики различных заболеваний сердечно сосудистой системы, верхних дыхательных путей, органов пищеварения, выделительной, нервной и других систем и органов организма человека.
Введение 3
I Реферативная часть 4
1.1. Общие положения о биологически активных добавках к пище 4
1.2. Оценка потребительского поведения на рынке БАД 9
1.3. Маркетинговые исследования потребителей БАД 11
1.4. Ассортимент биологически активных добавок к пище 15
1.5. Основные принципы организации розничной продажи БАД в аптечных учреждениях. 17
1.6. Состояние и правовое регулирование рынка БАД 33
1.7. Методические рекомендации по организации розничной продажи БАД в аптечных организациях. 39
1.8. Ведущие производители БАД к пище 47
II Экспериментальная часть 50
Список литературы 54
Фармацевт должен сделать все от него зависящее в рамках своих возможностей и полномочий, чтобы у покупателя не было никаких неясностей и сомнений относительно свойств и надлежащего применения рекомендованных ему БАД (действие, способ и продолжительность применения, противопоказания, возможные побочные эффекты, взаимодействие с другими ЛС, алкоголем, пищей и т.д.).
Важное значение при реализации БАД имеет устная информация.
Устная информация носит личностный характер и направлена на конкретного потребителя. В этом ее достоинство, но одновременно и недостаток. Оказывая непосредственное влияние на выбор БАД посетителями аптечного учреждения, она требует от сотрудника определенных знаний в области психологии различных категорий потребителей. При этом большую роль играют внешний вид, общая культура речи и поведение фармацевта или провизора, который является представителем аптечного учреждения, его «лицом».
Людям разного возраста, уровня образования и доходов для удовлетворения своих потребностей нужны разные БАД, а также разные объемы и уровни информации. Удовлетворить потребности населения как в товаре, так и в информации о нем — главная задача работников аптечных учреждений.
Исследование показало, что люди моложе 35 лет чаще принимают решения о покупке того или иного БАД самостоятельно на основе рекламы и других источников информации, так как редко испытывают негативные эмоции по отношению к рекламе.
Лицам старше 55—60 лет в связи с возможным возрастным изменением зрения и слуха следует предоставлять информацию преимущественно в устной форме с повтором сведений при необходимости; письменные источники информации предоставлять в основном для домашнего прочтения в случае приобретения или высказанного желания ознакомления с информацией о БАД дома.
Успешная информационная работа специалистов аптечного учреждения по отпуску БАД зависит от целого ряда факторов:
• знания информации о товаре;
• знания информации о производителе;
• умения говорить;
• умения слушать;
• умения «присоединяться».
Умение работников первого стола «присоединяться» к своим клиентам является ключевым аспектом устногоинформационного обслуживания посетителей в повышении эффективности деятельности специалистов, так как именно он в наибольшей степени способствует решению потребителя к покупке товара.
Главная психологическая задача работников аптечного учреждения — вызвать доверие со стороны посетителей к себе, а значит, к своим знаниям и рекомендациям.
Главное, чтобы посетитель понял, что о нем заботятся.
Рассказывая о рекламируемом товаре, обязательно перечислить его положительные свойства, в том числе и с экономической точки зрения; используя при этом элементы присоединения:
• эффективности действия, так как именно этого ждет покупатель от товара;
• удобства использования;
• относительной дешевизны (по отношению к другим препаратам);
• возможности использования и другими членами семьи, что также может иметь эффект экономии.
В целях совершенствования культуры обслуживания и техники продаж в аптечных учреждениях руководителям следует уделять больше внимания работе по обучению персонала с параллельным внедрением материальных стимулов к совершенствованию информационной работы. При приеме же на работу новых сотрудников следует оценивать и учитывать не только профессиональные знания в области фармации, но и знания социально-психологических основ поведения покупателей, а также практическое умение общаться с ними.
Стратегия формирования ассортимента БАД в аптечной организации.
Определение оптимального ассортимента, в том числе БАД, является одной из самых актуальных задач, стоящих перед руководителем как единичной аптеки, так и аптечной сети. Товарный ассортимент для аптечной организации имеет огромное значение, так как именно он определяет степень удовлетворения потребительского спроса, а значит, влияет в целом на качество обслуживания. Кроме того, рационально сформированный ассортимент ускоряет оборачиваемость товарных запасов (следовательно, способствует росту товарооборота), что напрямую влияет на эффективность деятельности предприятия. По данным литературы только за счет оптимизации ассортимента можно увеличить оборот аптечной организации на 10—15%.
Маркетинговая стратегия — основа деятельности любого предприятия в условиях развитого рыночного спроса. Как известно, существует несколько видов стратегий предпринимательской деятельности:
• недифференцированный (массовый) маркетинг;
• дифференцированный (клиенто-ориентированный) маркетинг.
В основу формирования ассортимента могут быть положены анализ дефектуры, собственных продаж и розничный аудит [18, 29]. Формирование ассортимента по дефектуре наиболее распространенный способ. Однако он не лишен недостатков, так как не отражает устойчивый спрос и дает искаженные данные из-за недостаточно эффективной системы регистрации дефектуры.
Формирование ассортимента путем анализа собственных продаж эффективно при определении оптимальных запасов, но такой анализ не отражает тенденций развития регионального рынка, для него характерно искажение данных за счет изначально неправильно сформированного ассортимента, дефектуры и ценовой политики.
Данные розничного аудита позволяют:
• оценить ассортиментную структуру регионального рынка Б АД;
• контролировать ассортимент в рамках конкурентной группы;
• отслеживать конъюнктуру цен.
При использовании данных розничного аудита следует иметь в виду, что это усредненная картина рынка, поэтому необходимо учитывать специфические факторы, такие как специализация аптеки, формат обслуживания, расположение.
В условиях современного рынка основными критериями формирования ассортимента аптечной организации являются спрос и предложение. Поэтому при ассортиментном планировании БАД необходимо определять оптимальное соотношение их со спросом, проанализировать предложение, обращая особое внимание на качество БАД, его цену, условия поставки и рекламную активность производителя.
По данным литературы выявлено, что большинство аптечных предприятий в настоящее время практикует стратегию массового маркетинга. Выбор такой стратегии означает, что акцент делается не на отличиях потребностей отдельных групп потребителей, а на том, что в этих потребностях общего. В результате следования такой стратегии в ассортимент попадают БАД, призванные удовлетворить потребности самого широкого сегмента рынка. Чаще всего при таком подходе руководитель аптечного предприятия ориентируется на предложение, а значит, ассортимент за него «формируют» дистрибьюторы и производители. Если такую стратегию проводят и другие аптечные организации (особенно «соседние» и конкуренты), налицо ужесточение конкурентной борьбы, а значит, снижение цен и прибыльности предприятия.
Рост числа игроков и усиление конкуренции между ними приводят к агрессивной борьбе за покупателя. Покупатель в свою очередь ужесточает требования к продукту и уровню сервиса. Конкурентную борьбу выигрывает тот, кто в большей степени сумеет адаптировать качество своего продукта (а это — качество и товара, и сервиса) к требованиям покупателя. На рынке наступает эра кли-енто-ориентированного маркетинга, когда необходимо выявить потребности и предпочтения своего клиента и на основе этого выбрать и предложить ему товар.
Дифференцированный целевой маркетинг предполагает:
• выделение ключевой группы потребителей;
• возможности по варьированию отпускных цен.
При стратегии дифференцированного маркетинга аптечным учреждением для каждой группы покупателей разрабатывается «свой» ассортимент. Для этого необходимо понять, в чем заключаются отличия потребностей отдельных групп потребителей и чем это объясняется. Благодаря такой стратегии удается добиться более глубокого проникновения на целевой сегмент рынка Б АД. Стратегия дифференцированного маркетинга приводит к увеличению товарооборота по реализации БАД благодаря тому, что покупателям предлагается множество индивидуальных, нацеленных на определенную категорию клиентов, видов БАД.
Чтобы выделить категории клиентов, определяется средняя величина покупки и показатели проходимости. В дополнение к такому маркетинговому анализу используется сбор информации о клиентах на основе анкетирования покупателей.
Первичный сбор информации может осуществляться при входе в аптечное учреждение, когда посетителю задают вопрос: «Что Вы предполагаете купить в нашем аптечном учреждении?» Полученный ответ регистрируется в специальном журнале по предлагаемой нами форме (табл. 34).
Таблица 34. Форма журнала для определения ассортимента приобретаемых БАД
Планируется ли приобрести | Какие наименования БАД предполагается купить | Какие наименования БАД были приобретены | ||
ЛС | БАД | Другие товары |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
После завершения данного этапа наступает следующий этап — обработка и анализ полученных результатов. По результатам обследования устанавливают, какие БАД были запланированы покупателем и какие в итоге были приобретены, помимо названных при входе в торговый зал.
Для анализа целесообразно использовать метод ABC, который используется для оценки привлекательности различных товаров. Сущность метода заключается в том, что все товары делятся на три группы (А, В и С) в зависимости от их степени важности для потребителей и от отношения к ним потребителей с учетом их маркетинговых характеристик [50].
По данным анализа пятисот наименований БАД, реализуемых через аптечные организации, и ранжирования их по числу упоминаний в зависимости от вида заболевания или симптома установлено, что БАД, занимающие первые три места в рейтинге, относили к группе А, занимающие 4-, 5- и 6-е место в рейтинге — к группе В и занимающие 7-, 8- и 9-е место — к группе С (табл. 35).
Анализ показал, что к группе А относятся такие БАД, как йод-актив, капиллар, артровит, черника-форте, пивные дрожжи, шрот расторопши, чаи для похудения, таблетки, мази, фиточаи фирм «Софья», «Леовит», «Эвалар», которые пользуются наибольшим спросом и имеются практически во всех аптечных организациях.
К группе В относятся такие БАД, как долголет, селен-актив, кальций-актив, рыбий жир, мумие и другие, которые также пользуются большим спросом.
Исследования БАД в разрезе групп показало, что к БАД группы А относятся БАД, которые приобретаются наиболее часто и как запланированные. Они являются «товарами повседневного спроса», «товарами основной потребительской корзины», «привычных покупок» и отличаются минимальной вовлеченностью покупателя.
Таблица 35. Распределение БАД по группам А, В и С
Вид заболевания или симптома | Число упоминаний | Место в рейтинге | Группа БАД |
Для повышения иммунитета | 165 | 1 | А |
Для похудения | 105 | 2 | |
Сердечно-сосудистые заболевания | 90 | 3 | |
Для коррекции фигуры | 85 | 4 | В |
Для улучшения зрения | 40 | 5 | |
При климаксе | 35 | 6 | |
Поддержка функции опорно-двигательного аппарата | 25 | 7 | С |
При алкогольной зависимости | 25 | 7 | |
Для отвыкания от курения | 25 | 7 | |
Поддержка функции органов пищеварения | 20 | 8 | |
Для усиления потенции | 20 | 8 | |
Для снятия стресса | 10 | 9 | |
При заболевании предстательной железы | 10 | 9 |
Информация о работе Ассортимент биологически активных добавок