Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 23:32, курсовая работа
Целью работы является анализ ассортимента поставщиков и производителей биологически активных добавок, реализуемых через аптечную сеть.
Основной задачей исследования является показать, что БАД к пище всё чаще приравнивается к лекарственным препаратам, показать широту ассортимента БАД, различить показатели спроса и предложения, а так же эффективность данного вида продукции для профилактики различных заболеваний сердечно сосудистой системы, верхних дыхательных путей, органов пищеварения, выделительной, нервной и других систем и органов организма человека.
Введение 3
I Реферативная часть 4
1.1. Общие положения о биологически активных добавках к пище 4
1.2. Оценка потребительского поведения на рынке БАД 9
1.3. Маркетинговые исследования потребителей БАД 11
1.4. Ассортимент биологически активных добавок к пище 15
1.5. Основные принципы организации розничной продажи БАД в аптечных учреждениях. 17
1.6. Состояние и правовое регулирование рынка БАД 33
1.7. Методические рекомендации по организации розничной продажи БАД в аптечных организациях. 39
1.8. Ведущие производители БАД к пище 47
II Экспериментальная часть 50
Список литературы 54
1.2. Биологически активные добавки — природные (идентичные природным) биологически активные вещества, предназначенные для употребления одновременно с пищей или введения в состав пищевых продуктов. БАД не являются ЛС и относятся к пищевым продуктам.
1.3. БАД используются как дополнительный источник пищевых и биологически активных веществ, для оптимизации углеводного, жирового, белкового, витаминного и других видов обмена веществ при различных функциональных состояниях, для нормализации и/или улучшения функционального состояния органов и систем организма человека, в том числе продуктов, оказывающих общеукрепляющее, мягкое мочегонное, тонизирующее, успокаивающее и иные виды действия при различных функциональных состояниях, для снижения риска заболеваний, а также для нормализации микрофлоры желудочно-кишечного тракта в качестве энтеросорбентов.
1.4. Согласно Федеральному реестру БАД делятся на 15 групп и 46 подгрупп (Приложение 1).
1.5. Оборот БАД регулируется Федеральными законами, постановлениями Правительства РФ, постановлениями Минздрава России и Главного государственного врача РФ и другими нормативными правовыми актами (Приложение 2).
1.6. БАД должны отвечать установленным нормативными документами требованиям к качеству в части органолептических, физико-химических, микробиологических, радиологических и других показателей по допустимому содержанию химических, радиологических, биологических объектов, запрещенных компонентов и их соединений, микроорганизмов и других биологических агентов, представляющих опасность для здоровья чело-
века. В БАД регламентируется содержание основных действующих веществ.
1.7. Требования к безопасности БАД устанавливаются соответствующими санитарными правилами и нормами. Опасными для здоровья человека БАД являются БАД. при изготовлении которых были использованы:
• растения (части растений), содержащих сильнодействующие, наркотические или ядовитые вещества;
• потенциально опасные ткани животных, их экстракты и продукты;
• растения и продукты их переработки, не подлежащие включению в состав однокомпонентных БАД.
1.8. Качество каждой партии (серии) БАД подтверждается производителем в удостоверении о качестве и безопасности — документе, в который включены показатели качества и безопасности БАД в соответствии с требованиями нормативных и технических документов.
Документом, дающим право на реализацию БАД на территории Российской Федерации является санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии БАД государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, которое выдается Министерством здравоохранения и социального развития России на основании экспертных заключений головного испытательного центра пищевой продукции при ГУ НИИ питания РАМН, или ранее выданное Министерством здравоохранения России регистрационное удостоверение, являющееся действительным до истечения срока его действия.
1.9. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области обращения БАД, несут ответственность за обеспечение их качества.
2. Требования к упаковке БАД и информации, нанесенной на упаковку
2.1. Упаковка БАД должна обеспечивать сохранность и обеспечивать качество БАД на всех этапах оборота.
2.2. При упаковке БАД должны использоваться материалы, разрешенные для использования в установленном порядке для контакта с пищевыми продуктами или лекарственными средствами.
2.3. Требования к информации, нанесенной на этикетку БАД, устанавливаются в соответствии с действующими законодательными и нормативными документами, регламентирующими вынесение на этикетку информации для потребителя.
Информация о БАД должна содержать наименование БАД, и в частности:
• товарный знак изготовителя (при наличии);
• обозначения нормативной или технической документации, обязательным требованиям которых должны соответствовать БАД (для БАД отечественного производства и стран СНГ);
• состав БАД с указанием ингредиентного состава в порядке, соответствующем их убыванию в весовом или процентном выражении;
• сведения об основных потребительских свойствах БАД;
• сведения о весе или объеме БАД в единице потребительской упаковки и весе или объеме единицы продукта;
• сведения о противопоказаниях для применения при отдельных видах заболеваний;
• указание, что БАД не является лекарством;
• дата изготовления, гарантийный срок годности или дата конечного срока реализации продукции;
• условия хранения;
• информация о государственной регистрации БАД с указанием номера и даты;
• место нахождения, наименование изготовителя (продавца) и место нахождения и телефон организации, уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от потребителей.
2.4. Данная информация доводится до сведения потребителей в любой доступной для прочтения потребителем форме.
Использование термина «экологически чистый продукт» в названии и при нанесении информации на этикетку БАД, а также использование иных терминов, не имеющих законодательного и научного обоснования, не допускается.
3. Требования к аптечным учреждениям, участвующим в обороте БАД
3.1. Аптечные учреждения по обороту БАД могут размещаться в отдельно стоящих зданиях, зданиях производственного назначения, в нежилых помещениях жилых домов при условии, что загрузка и выгрузка производятся с торцов здания при отсутствии окон через загрузочный бокс. Аптечное учреждение должно быть изолировано от других помещений, оборудовано отдельным входом, подъездной площадкой, рампой для разгрузки продукции (при необходимости).
3.2. Ввод в эксплуатацию построенных или реконструируемых аптечных учреждений, участвующих в обороте БАД, а также эксплуатация действующих разрешается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.
3.3. Состав и площади аптечных учреждений по обороту БАД определяются заданием на проектирование в зависимости от ассортимента и количества подлежащих хранению БАД, которые должны соответствовать требованиям санитарных правил и других нормативных документов.
Все помещения располагаются с учетом поточности процессов приемки, хранения, комплектации заказов и отпуска продукции.
3.4. При размещении и устройстве помещений для реализации БАД следует руководствоваться требованиями действующих санитарных правил и других нормативных документов для аптечных учреждений.
4. Требования к хранению БАД
4.1. БАД должны храниться отдельно от ЛС.
4.2. Аптечные учреждения, занимающиеся хранением БАД, должны быть оснащены в зависимости от ассортимента:
• шкафами для хранения БАД;
• холодильными камерами (шкафами) для хранения термолабильных БАД;
• приборами для регистрации параметров воздуха (термометры, психрометры, гигрометры).
Термометры, гигрометры или психрометры размещаются вдали от нагревательных приборов на высоте 1,5—1,7 м от пола и на расстоянии не менее 3 м от двери. Показатели этих приборов ежедневно регистрируются в специаль-
ном журнале. Контролирующие приборы должны проходить метрологическую поверку в установленные сроки.
4.3. Каждая группа БАД и каждая партия (серия) БАД хранятся отдельно.
На стеллажах, шкафах, полках прикрепляется стеллажная карта с указанием наименования БАД, партии (серии), срока годности, количества единиц хранения.
4.4. БАД следует хранить с учетом их физико-химических свойств при условиях, указанных предприятием-производителем БАД, соблюдая режимы температуры, влажности и освещенности.
4.9*. В случае если при хранении, транспортировке БАД допущено нарушение, приведшее к утрате БАД соответствующего качества и приобретению ими опасных свойств, аптечные учреждения обязаны информировать об этом владельцев и получателей БАД. Такие БАД не подлежат хранению и реализации и направляются на экспертизу.
5. Требования к реализации БАД
5.1. Реализуемые БАД должны соответствовать требованиям, установленным нормативной и технической документацией.
5.2. Розничная продажа БАД осуществляется только в потребительской упаковке.
5.3. Маркировочный ярлык каждого тарного места с указанием срока годности, вида продукции следует сохранять до окончания реализации продукта.
5.4. Не допускается реализация БАД:
• не прошедших государственной регистрации;
• без удостоверения о качестве и безопасности;
• не соответствующих санитарным правилам и нормам;
• с истекшим сроком годности;
• без этикетки, а также в случае, когда информация на этикетке не соответствует согласованной при государственной регистрации;
• при отсутствии на этикетке информации, наносимой в соответствии с требованиями действующего законодательства.
5.5. Решение об утилизации или уничтожении БАД принимается в соответствии с Положением о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использования или уничтожения, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации.
5.6. Изъятая продукция до ее использования, утилизации или уничтожения подлежит хранению в отдельном помещении (шкафу), на особом учете, с точным указанием ее количества. Ответственность за сохранность этой продукции несет владелец.
5.7. В случае окончания срока действия регистрационного удостоверения допускается реализация БАД с неистекшим сроком годности при наличии документов, подтверждающих дату выпуска в период действия регистрационного удостоверения.
6. Порядок розничной продажи БАД
6.1. Разностная розничная торговля БАД не допускается.
6.2. Аптечное учреждение должно располагать необходимыми помещениями, оборудованием и инвентарем, обеспечи-
вающими в срответствии с требованиями стандартов сохранение качества и безопасности БАД при их хранении и реализации в месте продажи, надлежащие условия торговли, а также возможность правильного их выбора покупателями.
6.3. Аптечное учреждение обязано иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется покупателю по его требованию.
6.4. Аптечное учреждение обязано своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о БАД и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора БАД. Информация в обязательном порядке должна содержать:
• наименование БАД;
• фирменное наименование (наименование) и место нахождения (юридический адрес) изготовителя БАД;
• сведения об основных потребительских свойствах БАД;
• сведения о противопоказаниях для БАД, обладающих тонизирующим, гормоноподобным и влияющим на рост тканей организма человека действием (концентраты натуральных или идентичных натуральным билоги-чески активных веществ, получаемых из растительного, животного или минерального сырья), информация о противопоказаниях доводится изготовителем до сведения потребителя на этикетке товара, листке-вкладыше, прилагаемой к нему, или маркировкой товара;
• правила и условия эффективного и безопасного применения БАД;
• срок годности БАД;
• цену.
6.5. При реализации БАД покупателю предоставляется возможность самостоятельно или с помощью аптечного работника ознакомиться с ними.
6.6. Аптечное учреждение обязано обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые БАД с указанием его наименования, цены за единицу, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника.
6.7. Расчеты с покупателями за БАД осуществляются с применением контрольно-кассовых машин.
6.8. БАД реализуется покупателю с таким расчетом, чтобы он мог быть использован по назначению до истечения срока годности.
6.9. По требованию покупателя аптечное учреждение обязано ознакомить его с удостоверением качества и безопасности реализуемой партии БАД или его заверенной копией.
6.10. БАД до их подачи в торговый зал или иное место продажи должны быть освобождены от тары, оберточных и увязочных материалов, металлических клипс. Аптечное учреждение обязано также произвести проверку качества БАД (по внешним признакам), наличия на них необходимой документации и информации, осуществить отбраковку и сортировку товаров.
6.11. В случае большого объема реализуемых БАД (более 4500 тыс. упаковок в год) целесообразно выделить отдел.
7. Основные принципы выкладки БАД в аптечных учреждениях
7.1. БАД должны быть размещены отдельно от Л С по группам в зависимости от их назначения и действия на организм.
7.2. Выкладка БАД должна отвечать следующим критериям: наглядность и зрительная доступность, удобство поиска нужной группы, эстетическая привлекательность витрин и прилавков для посетителей аптечного учреждения.
7.3. Каждая группа БАД должна иметь удобные для восприятия посетителями рубрикаторы. Они должны быть хорошо заметными и понятными. Шрифт на рубрикаторе должен быть не менее 2 см. При площади зала около 100 кв. м высота шрифта ряда рубрикаторов может достигать 10 см и более.
7.4. Необходимо также учитывать наличие трех зон в зале обслуживания:
• горячая зона — место, куда всегда попадает взгляд посетителя;
• теплая зона — место, которое посетитель видит или слишком рано или слишком поздно;
• холодная зона — место, которое посетитель почти или совсем не видит.
Наиболее приоритетной зоной является прилавок у касс, на который целесообразно выкладывать рекламируемые БАД или БАД, имеющие импульсивный спрос. Теплая зона — это зона по пути основных потоков движения в зале.
7.5. Выкладка БАД в аптечном учреждении может быть горизонтальной, вертикальной и блочной.
7.6. При горизонтальной выкладке БАД следует иметь в виду, что существует зона покупки на высоте 1м — 1 м 60 см; нельзя иметь очень длинные стеллажи, так как движение глаз посетителя происходит в определенном направлении. Целесообразно при размещении товара по горизонтали использовать принцип «пирамиды».
7.7. При вертикальной выкладке БАД следует учитывать, что в центре должны располагаться наиболее важные для реализации товары. Вертикаль должна соответствовать одному виду Б АД, например, Б АД, используемые для похудения. Вертикаль должна быть очень четкой, выход за вертикаль недопустим. Максимальное количество БАД по одной вертикали не должно превышать трех.
Информация о работе Ассортимент биологически активных добавок