Ассортимент биологически активных добавок

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 23:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ ассортимента поставщиков и производителей биологически активных добавок, реализуемых через аптечную сеть.
Основной задачей исследования является показать, что БАД к пище всё чаще приравнивается к лекарственным препаратам, показать широту ассортимента БАД, различить показатели спроса и предложения, а так же эффективность данного вида продукции для профилактики различных заболеваний сердечно сосудистой системы, верхних дыхательных путей, органов пищеварения, выделительной, нервной и других систем и органов организма человека.

Оглавление

Введение 3
I Реферативная часть 4
1.1. Общие положения о биологически активных добавках к пище 4
1.2. Оценка потребительского поведения на рынке БАД 9
1.3. Маркетинговые исследования потребителей БАД 11
1.4. Ассортимент биологически активных добавок к пище 15
1.5. Основные принципы организации розничной продажи БАД в аптечных учреждениях. 17
1.6. Состояние и правовое регулирование рынка БАД 33
1.7. Методические рекомендации по организации розничной продажи БАД в аптечных организациях. 39
1.8. Ведущие производители БАД к пище 47
II Экспериментальная часть 50
Список литературы 54

Файлы: 1 файл

курсовая1.doc

— 439.50 Кб (Скачать)

1.2.   Биологически активные добавки — природные (идентичные природным) биологически активные веще­ства, предназначенные для употребления одновременно с пищей или введения в состав пищевых продуктов. БАД не являются ЛС и относятся к пищевым продуктам.

1.3.  БАД используются как дополнительный источник пищевых и биологически активных веществ, для оптими­зации углеводного, жирового, белкового, витаминного и других видов обмена веществ при различных функцио­нальных состояниях, для нормализации и/или улучше­ния функционального состояния органов и систем орга­низма человека, в том числе продуктов, оказывающих общеукрепляющее, мягкое мочегонное, тонизирующее, успокаивающее и иные виды действия при различных функциональных состояниях, для снижения риска забо­леваний, а также для нормализации микрофлоры желу­дочно-кишечного тракта в качестве энтеросорбентов.

1.4.   Согласно Федеральному реестру БАД делятся на 15 групп и 46 подгрупп (Приложение 1).

1.5.  Оборот БАД регулируется Федеральными законами, постановлениями Правительства РФ, постановлениями Минздрава России и Главного государственного врача РФ и другими нормативными правовыми актами (При­ложение 2).

1.6.  БАД должны отвечать установленным нормативны­ми документами требованиям к качеству в части органолептических, физико-химических, микробиологичес­ких, радиологических и других показателей по допусти­мому содержанию химических, радиологических, биоло­гических объектов, запрещенных компонентов и их сое­динений, микроорганизмов и других биологических агентов, представляющих опасность для здоровья чело-

века. В БАД регламентируется содержание основных действующих веществ.

1.7.  Требования к безопасности БАД устанавливаются соответствующими санитарными правилами и нормами. Опасными для здоровья человека БАД являются БАД. при изготовлении которых были использованы:

•   растения (части растений),  содержащих сильнодей­ствующие, наркотические или ядовитые вещества;

•   потенциально опасные ткани животных, их экстракты и продукты;

•   растения и продукты их переработки, не подлежащие включению в состав однокомпонентных БАД.

1.8. Качество каждой партии (серии) БАД подтверждает­ся производителем в удостоверении о качестве и безопас­ности — документе, в который включены показатели ка­чества и безопасности БАД в соответствии с требования­ми нормативных и технических документов.

Документом, дающим право на реализацию БАД на тер­ритории Российской Федерации является санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии БАД го­сударственным санитарно-эпидемиологическим прави­лам и нормативам, которое выдается Министерством здравоохранения и социального развития России на ос­новании экспертных заключений головного испытатель­ного центра пищевой продукции при ГУ НИИ питания РАМН, или ранее выданное Министерством здравоохра­нения России регистрационное удостоверение, являюще­еся действительным до истечения срока его действия.

1.9.  Юридические лица и индивидуальные предпринима­тели, осуществляющие деятельность в области обращения БАД, несут ответственность за обеспечение их качества.

 

2. Требования к упаковке БАД и информации, нанесенной на упаковку

2.1.  Упаковка БАД должна обеспечивать сохранность и обеспечивать качество БАД на всех этапах оборота.

2.2.  При упаковке БАД должны использоваться матери­алы, разрешенные для использования в установленном порядке для контакта с пищевыми продуктами или лекар­ственными средствами.

2.3.  Требования к информации, нанесенной на этикетку БАД, устанавливаются в соответствии с действующими законодательными и нормативными документами, рег­ламентирующими вынесение на этикетку информации для потребителя.

Информация о БАД должна содержать наименование БАД, и в частности:

•   товарный знак изготовителя (при наличии);

•  обозначения нормативной или технической докумен­тации, обязательным требованиям которых должны соответствовать БАД (для БАД отечественного произ­водства и стран СНГ);

•   состав БАД с указанием ингредиентного состава в по­рядке, соответствующем их убыванию в весовом или процентном выражении;

•  сведения об основных потребительских свойствах БАД;

•  сведения о весе или объеме БАД в единице потребительс­кой упаковки и весе или объеме единицы продукта;

•  сведения о противопоказаниях для применения при отдельных видах заболеваний;

•   указание, что БАД не является лекарством;

•  дата изготовления, гарантийный срок годности или да­та конечного срока реализации продукции;

•  условия хранения;

•   информация о государственной регистрации БАД с ука­занием номера и даты;

•  место нахождения, наименование изготовителя (про­давца) и место нахождения и телефон организации, уполномоченной изготовителем (продавцом) на приня­тие претензий от потребителей.

2.4. Данная информация доводится до сведения потребите­лей в любой доступной для прочтения потребителем форме.

Использование термина «экологически чистый продукт» в названии и при нанесении информации на этикетку БАД, а также использование иных терминов, не имеющих законодательного и научного обоснования, не допускается.

 

3. Требования к аптечным учреждениям, участвующим в обороте БАД

3.1. Аптечные учреждения по обороту БАД могут разме­щаться в отдельно стоящих зданиях, зданиях производ­ственного назначения, в нежилых помещениях жилых домов при условии, что загрузка и выгрузка производят­ся с торцов здания при отсутствии окон через загрузоч­ный бокс. Аптечное учреждение должно быть изолирова­но от других помещений, оборудовано отдельным вхо­дом, подъездной площадкой, рампой для разгрузки про­дукции (при необходимости).

3.2. Ввод в эксплуатацию построенных или реконструиру­емых аптечных учреждений, участвующих в обороте БАД, а также эксплуатация действующих разрешается при на­личии санитарно-эпидемиологического заключения.

3.3.  Состав и площади аптечных учреждений по обороту БАД определяются заданием на проектирование в зависи­мости от ассортимента и количества подлежащих хране­нию БАД, которые должны соответствовать требованиям санитарных правил и других нормативных документов.

Все помещения располагаются с учетом поточности про­цессов приемки, хранения, комплектации заказов и от­пуска продукции.

3.4.  При размещении и устройстве помещений для реа­лизации БАД следует руководствоваться требованиями действующих санитарных правил и других нормативных документов для аптечных учреждений.

 

4. Требования к хранению БАД

4.1. БАД должны храниться отдельно от ЛС.

4.2.  Аптечные учреждения, занимающиеся хранением БАД, должны быть оснащены в зависимости от ассорти­мента:

•   шкафами для хранения БАД;

•   холодильными камерами (шкафами) для хранения термолабильных БАД;

•   приборами для регистрации параметров воздуха (тер­мометры, психрометры, гигрометры).

Термометры, гигрометры или психрометры размещаются вдали от нагревательных приборов на высоте 1,5—1,7 м от пола и на расстоянии не менее 3 м от двери. Показате­ли этих приборов ежедневно регистрируются в специаль-

ном журнале. Контролирующие приборы должны прохо­дить метрологическую поверку в установленные сроки.

4.3.  Каждая группа БАД и каждая партия (серия) БАД хранятся отдельно.

На стеллажах, шкафах, полках прикрепляется стеллаж­ная карта с указанием наименования БАД, партии (се­рии), срока годности, количества единиц хранения.

4.4.  БАД следует хранить с учетом их физико-химичес­ких свойств при условиях, указанных предприятием-производителем БАД, соблюдая режимы температуры, влажности и освещенности.

4.9*. В случае если при хранении, транспортировке БАД до­пущено нарушение, приведшее к утрате БАД соответству­ющего качества и приобретению ими опасных свойств, ап­течные учреждения обязаны информировать об этом вла­дельцев и получателей БАД. Такие БАД не подлежат хра­нению и реализации и направляются на экспертизу.

 

5. Требования к реализации БАД

5.1.  Реализуемые БАД должны соответствовать требова­ниям, установленным нормативной и технической доку­ментацией.

5.2.  Розничная продажа БАД осуществляется только в потребительской упаковке.

5.3. Маркировочный ярлык каждого тарного места с ука­занием срока годности, вида продукции следует сохра­нять до окончания реализации продукта.

5.4. Не допускается реализация БАД:

• не прошедших государственной регистрации;

•   без удостоверения о качестве и безопасности;

•   не соответствующих санитарным правилам и нормам;

•   с истекшим сроком годности;

•   без этикетки, а также в случае, когда информация на этикетке не соответствует согласованной при государ­ственной регистрации;

•   при отсутствии на этикетке информации, наносимой в соответствии с требованиями действующего законода­тельства.

5.5. Решение об утилизации или уничтожении БАД при­нимается в соответствии с Положением о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольствен­ного сырья и пищевых продуктов, их использования или уничтожения, утвержденным Постановлением Прави­тельства Российской Федерации.

5.6.  Изъятая продукция до ее использования, утилиза­ции или уничтожения подлежит хранению в отдельном помещении (шкафу), на особом учете, с точным указани­ем ее количества. Ответственность за сохранность этой продукции несет владелец.

5.7. В случае окончания срока действия регистрационно­го удостоверения допускается реализация БАД с неис­текшим сроком годности при наличии документов, подт­верждающих дату выпуска в период действия регистра­ционного удостоверения.

 

6. Порядок розничной продажи БАД

6.1. Разностная розничная торговля БАД не допускается.

6.2. Аптечное учреждение должно располагать необходимы­ми помещениями, оборудованием и инвентарем, обеспечи-

вающими в срответствии с требованиями стандартов сохра­нение качества и безопасности БАД при их хранении и реа­лизации в месте продажи, надлежащие условия торговли, а также возможность правильного их выбора покупателями.

6.3.  Аптечное учреждение обязано иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется покупателю по его требованию.

6.4.  Аптечное учреждение обязано своевременно в наг­лядной и доступной форме довести до сведения покупате­ля необходимую и достоверную информацию о БАД и их изготовителях, обеспечивающую возможность правиль­ного выбора БАД. Информация в обязательном порядке должна содержать:

•   наименование БАД;

•   фирменное наименование (наименование) и место на­хождения (юридический адрес) изготовителя БАД;

•   сведения об основных потребительских свойствах БАД;

•   сведения о противопоказаниях для БАД, обладающих тонизирующим, гормоноподобным и влияющим на рост тканей организма человека действием (концентра­ты натуральных или идентичных натуральным билоги-чески активных веществ, получаемых из растительно­го, животного или минерального сырья), информация о противопоказаниях доводится изготовителем до сведе­ния потребителя на этикетке товара, листке-вклады­ше, прилагаемой к нему, или маркировкой товара;

•   правила и условия эффективного и безопасного приме­нения БАД;

•  срок годности БАД;

•   цену.

6.5.           При реализации БАД покупателю предоставляется возможность самостоятельно или с помощью аптечного работника ознакомиться с ними.

6.6.  Аптечное учреждение обязано обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реа­лизуемые БАД с указанием его наименования, цены за единицу, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника.

6.7.  Расчеты с покупателями за БАД осуществляются с применением контрольно-кассовых машин.

6.8. БАД реализуется покупателю с таким расчетом, что­бы он мог быть использован по назначению до истечения срока годности.

6.9.   По требованию покупателя аптечное учреждение обязано ознакомить его с удостоверением качества и бе­зопасности реализуемой партии БАД или его заверенной копией.

6.10.  БАД до их подачи в торговый зал или иное место продажи должны быть освобождены от тары, оберточ­ных и увязочных материалов, металлических клипс. Ап­течное учреждение обязано также произвести проверку качества БАД (по внешним признакам), наличия на них необходимой документации и информации, осуществить отбраковку и сортировку товаров.

6.11. В случае большого объема реализуемых БАД (более 4500 тыс. упаковок в год) целесообразно выделить отдел.

 

7. Основные принципы выкладки БАД в аптечных учреждениях

7.1. БАД должны быть размещены отдельно от Л С по группам в зависимости от их назначения и действия на организм.

7.2. Выкладка БАД должна отвечать следующим критери­ям: наглядность и зрительная доступность, удобство поис­ка нужной группы, эстетическая привлекательность вит­рин и прилавков для посетителей аптечного учреждения.

7.3.   Каждая группа БАД должна иметь удобные для восприятия посетителями рубрикаторы. Они должны быть хорошо заметными и понятными. Шрифт на рубри­каторе должен быть не менее 2 см. При площади зала около 100 кв. м высота шрифта ряда рубрикаторов может достигать 10 см и более.

7.4.  Необходимо также учитывать наличие трех зон в за­ле обслуживания:

•   горячая зона — место, куда всегда попадает взгляд по­сетителя;

•  теплая зона — место, которое посетитель видит или слишком рано или слишком поздно;

•  холодная зона — место, которое посетитель почти или совсем не видит.

Наиболее приоритетной зоной является прилавок у касс, на который целесообразно выкладывать рекламируемые БАД или БАД, имеющие импульсивный спрос. Теплая зо­на — это зона по пути основных потоков движения в зале.

7.5.  Выкладка БАД в аптечном учреждении может быть горизонтальной, вертикальной и блочной.

7.6.  При горизонтальной выкладке БАД следует иметь в виду, что существует зона покупки на высоте 1м — 1 м 60 см; нельзя иметь очень длинные стеллажи, так как движение глаз посетителя происходит в определенном направлении. Целесообразно при размещении товара по горизонтали использовать принцип «пирамиды».

7.7.  При вертикальной выкладке БАД следует учитывать, что в центре должны располагаться наиболее важные для реализации товары. Вертикаль должна соответствовать одному виду Б АД, например, Б АД, используемые для по­худения. Вертикаль должна быть очень четкой, выход за вертикаль недопустим. Максимальное количество БАД по одной вертикали не должно превышать трех.

Информация о работе Ассортимент биологически активных добавок