Анализ торгового предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 23:14, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является: на основе изучения экономической литературы и переработке теоретического материала, проанализировать и оценить хозяйственную деятельность торгового предприятия.
Для реализации этой цели определим ряд задач, которые должны быть решены в процессе работы:
Определить сущность, виды, методы и значения экономического анализа в современных условиях;
Дать краткую характеристику исследуемого объекта;
Проанализировать и оценить основные экономические и финансовые показатели деятельности предприятия в динамике;

Файлы: 1 файл

Анализ торгового предприятия.doc

— 826.00 Кб (Скачать)

 

Из таблицы 3.5 видно, что на протяжении 2003 – 2004 гг. в структуре издержек преобладают условно-постоянные издержки, их величина в 2004 г. составила 193,6 тыс. руб., что на 83% больше, чем в 2003 г.

Условно-переменные издержки также увеличиваются, составив в 2004 г. 135,1 тыс. руб., что на 64,3 тыс. руб. или на 91% больше, чем в 2003 г.

Как в 2003 г., так и в 2004 г. значительной статьей в расходах являются расходы на рекламу, соответственно, 22,8% и 24,3%.

По всем статьям расходов происходит увеличение, причем наибольшими темпами растут отчисления от ФОТ и расходы по аренде (за счет увеличения ставок арендной платы).

В общем же издержки обращения возросли на 86%.

 

3.1.3. Анализ использования  ресурсов труда

Анализ показателей по труду производится в определенной последовательности:

  • анализ численности работников,
  • анализ производительности труда, анализ расходов на оплату труда.

В процессе анализа численности работников устанавливается:

  • соответствие фактической среднесписочной численности предусмотренной в штатном расписании,
  • динамика численности работников в сравнении с динамикой товарооборота,
  • движение и текучесть рабочей силы в отчетном периоде,
  • изменения в профессионально-квалификационном составе,
  • использование календарного фонда рабочего времени,
  • влияние на изменение численности работников внедрения мероприятий по механизации трудоемких процессов, рационализации рабочих мест и др.

Кадровый состав ООО «Камелия», а также профессионально-квалификационный состав работников представлен в главе второй настоящей работы.

Проанализируем производительность труда работников магазина.

 

Таблица 3.6

Производительность труда

Показатели

2003

2004

Отклонение

Темп роста, %

Товарооборот, тыс. руб.

335,7

646,7

311

193

Среднесписочная численность персонала, чел.

23

20

-3

87

Производительность труда в расчете на одного работника, тыс. руб.

       

Годовая

14,6

32,3

17,7

221

Месячная

1,22

2,69

1,47

220

Дневная

0,04

0,09

0,05

225


 

Как видно из таблицы, производительность труда в 2004 г. увеличилась по сравнению с предыдущим годом. Так, в 2004 г. на одного работника приходилось 32,3 тыс. руб. товарооборота в год, что на 221% или 17,7 тыс. руб. больше, чем в 2003 г. Среднемесячная и среднедневная производительность соответственно, составили в 2004 г. 2,69 тыс. руб. и 0,09 тыс. руб. на одного работника, что на 220% и 225% больше, чем в 2003 г.

Рост производительности труда обусловлен, прежде всего, увеличением объемов товарооборота, а также увеличением числа работников.

Показателями, характеризующими движение рабочей силы, являются: коэффициенты оборота рабочей силы, соотношения принятых и выбывших, текучести кадров, а также коэффициент постоянства работников.

Для характеристики оборота рабочей силы исключаются два коэффициента: по приему и увольнению работников. Они определяются как отношение числа принятых (уволенных) работников в отчетном периоде к среднемесячной численности работников.

Коэффициент общего оборота рабочей силы представляет собой сумму коэффициентов по приему и увольнению работников или отношение числа принятых и уволенных в отчетном периоде к общей среднесписочной численности работников.

На начало 2004 г. среднесписочная численность работников в ООО «Камелия» составляла 23 человека.

За отчетный период (2004 г.) среднесписочная численность уменьшилась на 3 человека и составила 20 человек, принят 1 человек, выбыло 4 работника. Коэффициент по приему составил 0,05 (1 / 20); коэффициент по увольнению – 0,2 (4 / 20). Коэффициент соотношения принятых к выбывшим исчисляется как соотношение принятых к числу выбывших в отчетном периоде работников. Он равен 0,25, таким образом, число выбывших на 75% превысило принятых работников.

Коэффициент текучести кадров определяется путем деления числа уволенных за прогулы и др. нарушения трудовой дисциплины и выбывших по собственному желанию в отчетном периоде на среднесписочную численность работников за этот же период. Он равен в 2004 г. 0,2, то есть текучесть кадров в 2004 г. составила 20%, что на 5% меньше, чем в 2003 г.

Коэффициент постоянства работников рассчитывается путем деления численности работников, состоящих в среднесписочном составе весь отчетный год, на среднесписочную численность работников за этот же период. Он равен 0,95, то есть 95% от среднесписочной численности работников работают на предприятии постоянно (2003 г. – 87%).

Интегральный показатель эффективности использования труда исчисляется по формуле:

 

У = ,

 

где У – интегральный показатель эффективности использования труда;

СО – средний оборот на одного работника, тыс. руб.;

ПР – прибыль на одного работника.

 

У2003 г. = = 5,27.

У2004 г. = = 511,5.

Таким образом, можно сказать, что эффективность использования труда в 2004 г. по сравнению с предыдущим годом более чем в 5 раз.

Фонд оплаты труда в 2004 г. составил 46,6 тыс. руб., что на 60% больше, чем в 2003 г. Это произошло за счет того, что средняя заработная плата одного работника увеличилась с 2000 руб. (2003 г.) до 2400 руб. (2004 г.)

 

3.1.4. Анализ валового  дохода

Основной целью анализа валовых доходов является поиск резервов их роста и достижения на этой основе оптимального соотношения с финансовыми результатами, создание работающей модели управления ими.

С изучения валового дохода начинают обычно анализ финансовых результатов. От величины валового дохода зависит финансовое положение торгового предприятия, оплаты труда работников, поскольку источником образования прибыли является валовой доход.

Для анализа валового дохода используются традиционные и математические методы анализа. К числу основных способов и приемов экономического анализа относится: оценка абсолютных, относительных и средних величин, метод сравнения, группировка, индексный, графический, метод ценных подставок, балансовый.

Состав и структура валового дохода ООО «Камелия» представлены в таблице 3.7.

Из представленных данных видно, что сумма валовых доходов увеличилась почти в 6,5 раз, составив 435,8 тыс. руб.

Общая сумма валового дохода на анализируемом торговом предприятии формируется за счет доходов, полученных от реализации товаров, а также за счет доходов от прочей неосновной деятельности. При этом, наибольший удельный вес в составе валового дохода как в 2003 г. , так и в 2004 г. приходится на доходы от основной деятельности – реализации товаров. Их удельный вес в 2004 г. составил 95% от общей суммы валового дохода, что на 8,3% больше, чем в 20048 г.

Доля доходов от неосновной деятельности снижается в 2004 г. на 8,5%, составив всего 4,8%. Но в стоимостном выражении доходы возросли более чем в 2 раза, причем в основном за счет роста доходов от услуг по проявке фотопленки, которые возросли почти в три раза, доходы от кроя возросли на 92%.

Величина валового дохода зависит от ряда факторов, основными из которых являются: объем товарооборота и уровень валовых доходов к товарообороту. На основе данных таблицы 3.8 проведем факторный анализ валового дохода.

 

Таблица 3.7

Состав и структура валового дохода

Показатели

Ед. изм.

2003

2004

Отклонения

Темп роста, %

Валовой доход, всего

Тыс. руб.

67,14

435,8

368,66

649,2

В том числе:

1.Валовой доход от реализации  товаров

Тыс. руб.

58,2

414

355,8

761

Удельный вес в общей сумме валовых доходов

%

86,7

95

8,3

-

2.Прочие доходы от неосновной  деятельности

Тыс. руб.

8,9

20,9

12

234

2.1крой

Тыс. руб.

4,9

9,4

4,5

192

2.2. проявка фото

Тыс. руб.

4,0

11,5

7,5

288

Удельный вес в общей сумме валового дохода

%

13,3

4,8

-8,5

-

Уровень валового дохода (в % к обороту)

%

20

67,4

47,4

337


 

1. За счет роста товарооборота  на 93% валовой доход увеличился  на 62,2 тыс. руб.

(646,7 * 20 : 100) – 67,14);

2. В результате увеличения валового  дохода к товарообороту общая  сумма валового дохода возросла  на 306,46 тыс. руб.

435,8 – (646,7 * 20 : 100)

Таким образом, рост валового дохода на 368,66 тыс. руб. (62,2 + 306,46) или на 649,2% обусловлен ростом товарооборота на 311 тыс. руб. или 93% и ростом уровня валового дохода к обороту – на 47,4% или на 337%.

 

Таблица 3.8

Факторный анализ валового дохода

Показатели

2003

2004

Отклонения

Темпы роста, %

Товарооборот, тыс. руб.

335,7

646,7

311

193

Валовой доход, тыс. руб.

67,14

435,8

368,66

649,2

Уровень валового дохода, %

20

67,4

47,4

337


 

3.1.5. Анализ прибыли и  рентабельности

В ходе анализа прибыли и рентабельности хозяйствующего субъекта изучают динамику изменения объема балансовой, чистой прибыли, уровня рентабельности, факторы их определяющие (величину валового дохода, уровень издержек обращения, доходы от других видов деятельности, включая сальдо внереализационных доходов, размер налогов и др.).

Анализ прибыли проведем по данным таблицы 3.9.

Из таблицы 3.9 видно, что показатели, характеризующие прибыльность предприятия, увеличиваются, так, прибыль от реализации товаров увеличивается в 2004 г. на 813%. Но снижается прибыль от неосновной деятельности на 5,9 тыс. руб. или 72%, хотя ранее мы определили, что доходы от неосновной деятельности возросли более чем в 2 раза. Значительно снизились доходы по этой статье расхода, поэтому снижается прибыль. В связи с этим сумма балансовой прибыли возросла на 725%.

Таблицы 3.9

Анализ прибыльности

Показатели

2003

2004

Отклонения

Темпы роста, %

Товарооборот

335,7

646,7

311

193

Валовые доходы

67,14

435,8

368,66

649,2

Уровень валового дохода, %

20

67,4

47,4

337

Издержки обращения

167,7

328,7

152

186

Уровень издержек, %

52,6

50,8

-1,8

96,6

НДС, тыс. руб.

4,2

7

2,8

167

Прибыль от реализации

39,1

318

278,9

813

Прибыль от неосновной деятельности

4,6

-1,3

5,9

28

Балансовая прибыль

43,7

316,7

273

725

Налог на прибыль

16,6

120,3

103,7

725

Чистая прибыль

27,1

196,4

169,3

725

Фонд накопления (45%)

12,2

88,38

76,2

724

Фонд потребления (35%)

9,5

68,7

59,2

723

Резервный фонд (20%)

5,42

39,3

33,88

725


 

Балансовая прибыль, уменьшилась на величину налога на прибыль, дает чистую прибыль, которая увеличилась на 725%.

Чистая прибыль распределяется между тремя фондами в следующем процентном соотношении:

      • фонд потребления – 35%,
      • фонд накопления – 45%,
      • резервный фонд – 20%.

На величину прибыли от реализации оказали влияние следующие факторы:

1. рост товарооборота в 2004 г. по  сравнению с 2003 г. на 311 тыс. руб. (с 335,7 до 646,7 тыс. руб.) увеличил балансовую  прибыль на 152,39 тыс. руб. (311 * 49 / 100).

2. увеличение среднего уровня  валового дохода с 20% до 67,4% способствовало  росту прибыли на 174,7 тыс. руб. (368,66 * 47,4 / 100).

3. рост издержек обращения на 86% привел к снижению прибыли  на 11,6 тыс. руб. (646,7 * (-1,8) / 100 = -11,6). Знак  минус в данном случае обусловлен  тем, что уменьшение издержек  обращения и прибыли находится в обратной зависимости, то есть снижение издержек ведет к росту прибыли, и, наоборот, их рост – к ее уменьшению.

4. общее влияние факторов на  прибыль от реализации:

152,39 + 174,7 – 11,6 – 27,5 = 278,9 тыс. руб.

Снижение прибыли от прочей деятельности с 4,6 тыс. руб. до (-1,3 тыс. руб.) привело к соответствующему снижению величины балансовой прибыли.

Общее влияние на сумму чистой прибыли складывается из влияния факторов на объем прибыли от реализации, снижения прибыли от прочих операций, роста налога на прибыль:

278,9 – 5,9 – 103,7 = 169,3 тыс. руб.

С положительной стороны работу торгового предприятия характеризуют показатели рентабельности. По сравнению с 2003 г. рентабельность продаж возросла более чем в 4 раза (по прибыли от реализации) и на 36% (по балансовой прибыли) – более чем в 3,7 раза и на 22,3% или более чем в 3,8 раза (по чистой прибыли).

Рентабельность затрат, соответственно, возросла на 74,6% (или более чем в 4,4раза).

Прибыль в расчете на кв. м. торговой площади увеличилась на 0,9%, хотя по значениям это относительно небольшие цифры.

На каждого работника в 2004 г. приходится на 14,2% прибыли больше, чем в 2003 г.

Таблица 3.10

Показатели рентабельности

Показатели

2003

2004

Отклонение

Темпы роста

Рентабельность продаж, %

11,6

49,2

37,6

424

Рентабельность затрат, %

22,1

96,7

74,6

438

Фондорентабельность, %

0,06

0,33

0,27

550

Прибыль в расчете на один кв. м. торговой площади, тыс. руб.

0,16

1,06

0,9

663

Прибыль в расчете на одного торгового работника

1,7

15,9

14,2

935

Информация о работе Анализ торгового предприятия