Анализ торгового предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 23:14, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является: на основе изучения экономической литературы и переработке теоретического материала, проанализировать и оценить хозяйственную деятельность торгового предприятия.
Для реализации этой цели определим ряд задач, которые должны быть решены в процессе работы:
Определить сущность, виды, методы и значения экономического анализа в современных условиях;
Дать краткую характеристику исследуемого объекта;
Проанализировать и оценить основные экономические и финансовые показатели деятельности предприятия в динамике;

Файлы: 1 файл

Анализ торгового предприятия.doc

— 826.00 Кб (Скачать)

 

1.2. Классификация  видов, особенности организации  и методики экономического анализа

Классификация видов экономического анализа имеет важное значение для правильного понимания его содержания и задач.

Общая схема экономического анализа представлена на рис. 1.1. Она еще не охватывает всех видов экономического анализа. Разработка специальных методов базируется на научно обоснованной классификации его видов, обусловленной потребностями практики управления. В основе классификации видов экономического анализа лежит классификация функций управления, поскольку экономический анализ является необходимым элементом выполнения каждой функции управления экономикой [17].

Рис. 1.1. Схема экономического анализа деятельности предприятия.

 

 

Развитая рыночная экономика рождает потребность в дифференциации анализа на внутренний управленческий и внешний финансовый анализ. Внутренний управленческий анализ – составная часть управленческого учета, то есть информационно-аналитического обеспечения администрации, руководства предприятия. Внешний финансовый анализ – составная часть финансового учета, обслуживающего внешних пользователей информации о предприятии, выступающих самостоятельными субъектами экономического анализа по данным публичной финансовой отчетности.

Функция управления – это особый вид управленческой деятельности, продукт спецификации в процессе управления. Общие, главные функции экономического управления, или как их иногда называют, основные функции экономической деятельности, можно определить так [14]:

1. информационное обеспечение управления (сбор, обработка, упорядочение информации  об экономических явлениях и  процессах);

2. анализ (анализ хода и результатов экономической деятельности, оценка ее успешности и возможностей совершенствования на основании научно обоснованных критериев);

3. планирование (перспективное и  текущее);

4. организация управления в целях  оптимизации использования всех  ресурсов;

5. контроль за ходом выполнения бизнес-планов и управленческих решений.

По содержанию процесса управления выделяют:

    • Перспективный (прогнозный, предварительный) анализ;
    • Оперативный анализ;
    • Текущий (ретроспективный) анализ по итогам работы за тот или иной период.

Такая классификация экономического анализа соответствует содержанию основных функций, отражающих временные этапы управления:

А) этап предварительного управления (функция планирования);

Б) этап оперативного управления (функция организации управления);

В) заключительный этап управления (функция контроля).

Все эти три вида анализа присутствуют в процессах управления хозяйственными объектами. Наибольшее развитие получил текущий анализ.

В зависимости от характера объектов управления принята следующая классификация видов анализа, отражающих:

    • Оперативную структуру народного хозяйства;
    • Уровни общественного производства и управления;
    • Стадии процесса расширенного воспроизводства – (производства, обмена, распределения, потребления);
    • Составные элементы производства (трудовые и материальные ресурсы) и отдельные составные части производственных отношений (например, трудовые, финансовые, кредитные).

В социальной литературе классификация видов экономического анализа не ограничивается двумя главными признаками – по содержанию процесса и объектом управления.

Виды экономического анализа классифицируются, кроме того, по:

    • Субъектам, то есть, кто проводит анализ (руководство и экономические службы, собственники и органы хозяйственного управления, поставщики, покупатели, аудиторские фирмы, кредитные, финансовые органы);
    • Периодичности (периодический годовой, квартальный, месячный, декадный, каждодневный, сменный анализ и разовый, непериодический анализ);
    • Содержанию и полноте изучаемых вопросов (полный анализ хозяйственной деятельности, локальный анализ деятельности отдельных подразделений, тематический анализ отдельных вопросов экономики);
    • Методом изучения объекта (комплексный, системный анализ, функционально-стоимостный, сравнительный, сплошной и выборочный, корреляционный анализ и т. д.);
    • Степени механизации и автоматизации вычислительных работ (анализ в условиях электронной обработке данных с применением ЭВМ и т. д.).

По пространственному признаку можно выделить:

    • Внутрихозяйственный анализ, который изучает деятельность только исследуемого предприятия и его структурных подразделений;
    • межхозяйственный анализ, при котором сравниваются результаты деятельности двух или более предприятий. Это позволяет выявить передовой опыт, резервы, недостатки и на основе этого дать более объективную оценку эффективности деятельности предприятия.

Важное значение имеет классификация экономического анализа по объектам управления. Хозяйственная деятельность (управляемая система) состоит из отдельных подсистем: экономики, техники, технологии, организации деятельности, социальных условий труда, природоохранной деятельности и др. Аспект анализа по желанию управляющего органа может быть смещен в сторону каких-либо подсистем хозяйственной деятельности. В связи с этим выделяют:

      • технико-экономический анализ, которым занимаются технические службы предприятия. Его содержанием является изучение взаимодействия технических и экономических процессов и установление их влияния на экономические результаты деятельности предприятия;
      • финансово- экономический анализ (финансовая служба, финансовые, кредитные органы) основное внимание уделяет финансовым результатам деятельности предприятия: выполнению финансового плана, эффективности использования собственного и заемного капитала, выявлению резервов увеличения суммы прибыли, роста рентабельности и т. д.;
      • аудиторский (бухгалтерский) анализ – это экспертная диагностика финансового «здоровья» предприятия. Проводится аудиторами или аудиторскими фирмами с целью оценки и прогнозирования финансового состояния и финансовой устойчивости предприятия;
      • социально-экономический анализ изучает взаимосвязь социальных и экономических процессов, их влияние друг на друга и на экономические результаты хозяйственной деятельности;
      • экономико-статистический анализ (статистические органы) применяется для изучения массовых общественных явлений на разных уровнях управления: предприятия, отрасли, регионы;
      • экономико-экологический анализ (орган охраны окружающей среды) используют взаимодействие экологических и экономических процессов, связанных с сокращением и улучшением окружающей среды и затратами на экологию;
      • маркетинговый анализ применяется для изучения внешней среды функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, коммерческого риска, спроса и предложения, коммерческого риска, формирования ценовой политики, разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности.

На практике отдельные виды экономического анализа в чистом виде встречаются редко, но знание важнейших принципов их организации и методов необходимо. На каждом уровне управления каждодневно применяется множество решений, для обоснования которых используются различные виды экономического анализа.

Основой принятых решений по регулированию хозяйственной деятельности является оперативный анализ, для которого характерным является «проигрывание» (экспериментирование) хозяйственных ситуаций, применение стандартных решений.

Цель его оперативно выявить недостатки и воздействовать на хозяйственные процессы.

Для более высоких уровней управленческой иерархии более характерно стратегическое управление, связанное с планированием и прогнозированием. Для решения задач стратегического управления, как правило, применяется итоговый комплексный экономический анализ. Его ценность в том, что деятельность предприятия изучается комплексно и всесторонне по отчетным данным за соответствующий период.

Особенности организации и методики текущего, стратегического и перспективного анализа [18].

1. Текущий (ретроспективный) анализ.

Он базируется на бухгалтерской и статистической отчетности и позволяет оценить работу предприятия за месяц, квартал, год нарастающим итогом.

Главная задача – объективная оценка результатов коммерческой работы, комплексное выявление неиспользованных резервов, мобилизация их для повышения экономической эффективности деятельности в будущих периодах, а также выявления недочетов в работе и виновников, достижение полного соответствия материального и морального стимулирования по результатам труда и качеству работы.

Особенность методики текущего анализа состоит в том, что фактические результаты деятельности оцениваются в сравнении с планом и данными предшествующих периодов. Отклонения от базы сравнения расшифровываются по технико-экономическим факторам, определяющим эти отклонения, устанавливаются причины этих отклонений, но и ответственные лица, службы, намечаются меры по ликвидации недочетов в работе.

Текущий анализ – наиболее полный анализа хозяйственной деятельности, вбирающий в себя результаты оперативного анализа и служащий базой перспективного анализа.

2. Оперативный анализ.

Это один из видов экономического анализа, направленный на решение проблем и задач, которые стоят перед оперативным управлением хозяйственной системы.

Его главная задача – постоянный контроль за рациональным функционированием хозяйственной системы, за выполнением плановых заданий, процессами производства и реализации продукции, а также своевременное выявление и использование резервов.

В отличие от текущего анализа оперативный анализ приближен во времени к моменту совершения хозяйственных операций. Он основан на данных первичного учета (оперативно-технического, бухгалтерского и статистического) и непосредственного наблюдения за процессом производства, беседах с работниками.

Вследствие этого с его помощью легче вскрывать причины недостатков в работе и их виновников, выявлять резервы и своевременно принимать соответствующие методы.

Оперативный анализ охватывает:

    • определение отклонений от бизнес-плана по основным качественным и количественным показателям работы предприятия в целом и его подразделений за смену, сутки, пятидневки, декады,
    • оценку степени влияния различных факторов на отклонения от плана по этим показателям,
    • выяснения конкретных причин действия отдельных факторов, установления виновных,
    • быструю разработку и осуществление мероприятий, направленных на устранение отрицательных факторов, распространения передового опыта.

Этот анализ проводят обычно по следующим показателям (розничное торговое предприятие): объем продаж, использование рабочей силы, торгового оборудования, материальных ресурсов, себестоимости, прибыль и рентабельность, платежеспособность и ликвидность. В процессе анализа каждый из этих обобщающих показателей детализируется и дополняется частными.

Недостатком этого вида анализа является относительная неточность показателей, связанная с приближенностью в расчетах. Но этот не снижает его значения.

3. Перспективный (прогнозный) анализ.

Перспективным анализом называют анализ результатов хозяйственной деятельности с целью определения их возможных значений в будущем. Особенность этого вида анализа заключается в рассмотрении явлений и процессов хозяйственной деятельности с позиции будущего, то есть перспективы развития, с точки зрения проекции составляющих элементов прошлого и настоящего хозяйственной деятельности в элементы будущего.

Исходным пунктом перспективного анализа является признание факта преемственности, или определенной устойчивости, изменений экономических показателей от одного отчетного периода к другому, от предыдущего к настоящему, от настоящего к последующему.

Важнейшими задачами этого вида анализа являются:

  • прогнозирование хозяйственной деятельности,
  • научное обоснование перспективных планов,
  • оценка ожидаемого выполнения планов.

При составлении планов перспективный анализ выступает как форма предплановых исследований экономики предприятия, в ходе выполнения бизнес-планов – это инструмент предвидения и оценки ожидаемых результатов.

В практических методиках  и исследованиях задачи перспективного анализа конкретизируются по:

  • объектам анализа (предприятие, его подразделения, отделы),
  • показателям деятельности (объем реализации, производительность труда и т. д.),
  • горизонтам перспективы (анализ текущей перспективы – смена, сутки; анализ ближайшей перспективы – месяц; анализ краткосрочной перспективы – год, квартал; анализ среднесрочной перспективы – 2 – 3 года; анализ долгосрочной перспективы – 5 лет и более).

Информация о работе Анализ торгового предприятия