Анализ торгового предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 23:14, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является: на основе изучения экономической литературы и переработке теоретического материала, проанализировать и оценить хозяйственную деятельность торгового предприятия.
Для реализации этой цели определим ряд задач, которые должны быть решены в процессе работы:
Определить сущность, виды, методы и значения экономического анализа в современных условиях;
Дать краткую характеристику исследуемого объекта;
Проанализировать и оценить основные экономические и финансовые показатели деятельности предприятия в динамике;

Файлы: 1 файл

Анализ торгового предприятия.doc

— 826.00 Кб (Скачать)

Разработка планов предприятия – весьма сложный и трудоемкий процесс, включающий тщательное изучение и анализ настоящего и прошлого предприятия, предвидения новых фактов хозяйственной деятельности. Перспективный анализ как разведка будущего и научно-аналитическая основа перспективного плана на данном этапе тесно смыкается с прогнозирование и такой анализ называют прогнозом.

 

1.3. Роль  экономического анализа в управлении на приватизированных предприятиях

В настоящее время анализ хозяйственной деятельности занимает важное место среди экономических наук. Его рассматривают, как было отмечено ранее, в качестве одной из функций управления производством. Место анализа в системе управления упрощенно можно отразить схемой, изображенной на рис. 1.2.

Известно, что система управления состоит из следующих взаимосвязанных функций:

  • планирование,
  • учет,
  • анализ,
  • принятие управленческих решений.

Планирование представляет очень важную функцию в системе управления деятельностью на предприятии. С его помощью определяются направления и содержание деятельности предприятия, его структурных подразделений и отдельных работников. Главной задачей планирования, как было сказано ранее, является обеспечение планомерности развития экономики предприятия и деятельности каждого его члена, определение путей достижения лучших конечных результатов деятельности [21].

Рис. 1.2. Место экономического анализа в системе управления

 

Для управления любой деятельностью нужно иметь полную и правдивую информацию о ходе выполнения работ и планов. Поэтому одной из функций управления деятельностью предприятия является учет. Он обеспечивает постоянный сбор, систематизацию и обобщение данных, необходимых для управления деятельностью предприятия и контроля за ходом выполнения планов.

Однако для управления деятельностью на предприятии нужно иметь представление не только о ходе выполнения плана, результатах хозяйственной деятельности, но и о тенденциях и характере происходящих изменений в экономике предприятия. Осмысление, понимание информации достигаются с помощью экономического анализа. В процессе анализа первичная информация:

  • проходит аналитическую обработку: приводится сравнение достигнутых результатов деятельности с данными за прошлые отрезки времени, с показателями других предприятий и среднеотраслевыми;
  • определяется влияние разных факторов на величину результативных факторов;
  • выявляются недостатки, ошибки, неиспользованные возможности, перспективы и т. д.

На основе результатов анализа разрабатываются и обосновываются управленческие решения. Экономический анализ предшествует решениям и действиям, обосновывает их и является основой научного управления деятельностью приватизированного предприятия, обеспечивает его эффективность. Таким образом, экономический анализ – это функция управления, которая обеспечивает научность практических решений.

Как функция управления экономический анализ тесно связан с планирование  и прогнозированием деятельности предприятия, поскольку без глубокого анализа не возможно осуществление этих функций.

Экономический анализ является не только средством обоснования планов, но и контроля за их выполнением. Планирование начинается и заканчивается анализом результатов деятельности предприятия. Он позволяет повысить уровень планирования, сделать его научно-обоснованным.

Большая роль отводится анализу в деле определения и использования резервов повышения эффективности деятельности. Он содействует экономному использованию ресурсов, выявлению и внедрению передового опыта, научной организации труда, новой техники и технологии на предприятии, предупреждению излишних затрат, разных недостатков в работе и т. п. В результате этого укрепляется экономика предприятия, повышается эффективность деятельности предприятия.

Таким образом, экономический анализ является важным элементом в системе управления предприятием, действенным средством выявления резервов, основой разработки научно-обоснованных планов и управленческих решений.

Роль анализ как средства управления деятельностью предприятия с каждым годом возрастает. Это обусловлено разными обстоятельствами. Во-первых, необходимостью неуклонного повышения эффективности деятельности в связи с ростом потребности, повышением науко- и капиталоемких производств. Во-вторых, отходом от командно-административной системы управления и постепенным переходом к рыночным отношениям. В-третьих, созданием новых форм хозяйствования в связи с разгосударствлением экономики, приватизации предприятий и прочими мероприятиями рыночной реформы.

В этих условиях руководитель предприятия не может рассчитывать только на свою интуицию на примерные «прикидки в уме». Управленческие решения и действия сегодня должны быть основаны на точных расчетах, глубоком и всестороннем экономическом анализе. Они должны быть научно-обоснованными, мотивированными, оптимальными. Ни одно организационное, технические и технологическое мероприятие не должно осуществляться до тех пор, пока не обоснована его экономическая целесообразность. Недооценка роли экономического анализа, ошибки в планах и управленческих действиях в современных условиях приносят чувствительные потери. И, наоборот, те предприятия, на которых серьезно относятся к экономическому анализу, имеют хорошие результаты, высокую экономическую эффективность.

 

2. Краткая организационно-экономическая характеристика исследуемого объекта

Общество с ограниченной ответственностью «Камелия» (ООО «Камелия») как юридическое лицо, ранее товарищество с ограниченной ответственностью «Камелия», зарегистрировано Постановлением Главы администрации г. Хабаровска 08.12.92 г. №1181 с изменениями от 04.06.94 г. №1208.

ООО «Камелия» учреждено в соответствии с ГК РФ, принятым Государственной Думой РФ 21.10.94 г. и Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.98 г., а также на основании Решения учредителей.

Юридический адрес ООО «Камелия». Данное предприятие является юридическим лицом с моментом его государственной регистрации, обладает обособленным имуществом, которое арендует у муниципалитета (договор заключен с Комитетом по управлению имуществом г. Хабаровска), имеет самостоятельный баланс, расчетный счет, круглую печать, товарный знак и иные реквизиты.

Целью создания ООО «Камелия» является более полное насыщение рынка товарами народного потребления и услугами для удовлетворения потребностей организаций и физических лиц, а также создания дополнительных рабочих мест и получения дополнительной прибыли.

Предметом деятельности предприятия является:

  • розничная торговля товарами народного потребления, включая одежду, обувь из кожи, сувениры, предметы народного творчества и декоративно-прикладного назначения,
  • осуществление хозяйственной, коммерческой, торгово-посреднической и торгово-закупочной деятельности,
  • производство товаров народного потребление,
  • оказания дополнительных услуг покупателям,
  • иные виды деятельности, не запрещенные законом.

Деятельность общества осуществляется в соответствии с законом РФ «О лицензировании».

ООО «Камелия» обязано в соответствии с Уставом:

  • выполнять обязательства, вытекающие из законодательства РФ и заключенных им договоров,
  • заключать трудовые договоры,
  • полностью и в срок рассчитываться с работниками предприятия по заработной плате и социальным пособиям,
  • осуществлять все виды обязательного страхования,
  • своевременно предоставлять декларацию о доходах и бухгалтерскую отчетность,
  • уплачивать налоги в соответствии с налоговым законодательством.

Схема управления обществом представлена на рисунке 2.1.

 

Рис. 2.1. Организационная схема управления ООО «Камелия»

К оперативным работникам на предприятии относится торговый персонал – это продавцы и кассиры, административно-управленческий персонал – это директор, главный бухгалтер, заведующая секциями, специалисты – товароведы.

Как видно из рис. 2.1 руководство предприятием осуществляет директор магазина, который одновременно является основным его учредителем. Директор без доверенности от имени предприятия имеет право представлять его интересы, заключать договоры, выдавать доверенности, утверждать штатное расписание, издавать приказы и указания.

Директору подчиняются товароведы, главный бухгалтер и заведующая секциями, которым в свою очередь, подчиняются, торговый и обслуживающий персонал.

Финансовое состояние предприятия зависит не только от внешних факторов, таких как его местонахождения, отдаленность от поставщиков и потребителей, экономическая и политическая ситуация в стране и т. п., а также зависит и от работников, которые являются «лицом магазина» и от них зависит успех деятельности предприятия. Следовательно, имеет смысл проанализировать состав и структуру кадрового персонала на ООО «Камелия», для этого рассмотрим табл. 2.1.

По состоянию на 1.12.99 г. среднесписочная численность работников магазина составила 20 человек, из которых 8 человек относятся к административно-управленческому персоналу.

Далее рассмотрим укомплектованность магазина кадрами с высшим и средним специальным образованием и определим их удельный вес в общей численности персонала (табл. 2.2).

Из диаграммы на рисунке 2.3 видно, что в структуре персонала 80% приходится на женщин, 20% - мужчины, причем среди женщин – 45% в возрасте от 25 до 30 лет, 20% - 30 – 35 лет и 15% - 35 – 45 лет.

Таблица 2.1

Кадровый состав ООО «Камелия»

Должность

Количество человек

Директор

1

Заведующая секциями

4

Товароведы

2

Главный бухгалтер

1

Продавец-кассир

3

Продавцы

6

Обслуживающий персонал:

      • уборщицы
      • грузчики
      • сторож

 

1

1

1

Итого

20


 

Таблица 2.2

Структура работников с высшим и средним специальным образование

Образование

Должность

Количество, чел.

Удельный вес, %

1

2

3

4

Высшее

Директор

Главный бухгалтер Зав.секциями

Продавец-кассир

Товароведы

Продавцы

1

1

3

2

2

2

-

Всего с высшим образованием

11

55


 

Окончание табл. 2.2

1

2

3

4

Среднее специальное

Зав.секциями

Продавец-кассир

Продавцы

уборщица

1

1

4

1

-

Всего со средне-специальным образованием

7

35

Средне-техническое образование

Сторож

Грузчик

1

1

-

Всего со средне-техническим образованием

2

10

Всего

20

100


 

Рис. 2.2. Использование кадров по образовательному цензу и специальностям

 

 

Рис. 2.3. Использование кадров по полу и возрасту

Следует отметить, что в большинстве своем работники работают по своим специальностям и полностью справляются со своими обязанностями, так как имеют большой опыт в торговле. Кроме того, на протяжении 6 лет работы в магазине сохраняется постоянный состав работников, то есть отсутствует текучесть кадров.

Информация о работе Анализ торгового предприятия