Управление малыми предприятиями (на примере ООО «Уфапродукт»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 12:04, дипломная работа

Краткое описание

Содержание
1 Характеристика основ управления малым предприятием
1.1 Характеристика развития малых предприятий в России
1.2 Современная тенденция развития малого бизнеса
2 Анализ практики управления ООО «Уфапродукт»
2.1 Общая экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ структуры управления ООО «Уфапродукт»
3 Предложения по совершенствованию системы управления на предприятии
3.1 Использование программно-целевого подхода к совершенствованию системы управления на ООО «Уфапродукт»
3.2 Предложения по адаптации организационной структуры к разработанным стратегическим целям
3.3 Обоснование и оценка использования программно-целевого подхода к совершенствованию системы управления
3.4 Расчет экономического эффекта от реорганизации структуры управления
Заключение

Оглавление

1 Характеристика основ управления малым предприятием
1.1 Характеристика развития малых предприятий в России
1.2 Современная тенденция развития малого бизнеса
2 Анализ практики управления ООО «Уфапродукт»
2.1 Общая экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ структуры управления ООО «Уфапродукт»
3 Предложения по совершенствованию системы управления на предприятии
3.1 Использование программно-целевого подхода к совершенствованию системы управления на ООО «Уфапродукт»
3.2 Предложения по адаптации организационной структуры к разработанным стратегическим целям
3.3 Обоснование и оценка использования программно-целевого подхода к совершенствованию системы управления
3.4 Расчет экономического эффекта от реорганизации структуры управления
Заключение

Файлы: 1 файл

Мурзина диплом.МП.docx

— 255.46 Кб (Скачать)

Малые предприятия играют важную роль во всем мире. В последние несколько лет в странах Западной Европы, в США и Японии большое значение приобрел малый бизнес, где он представлен совокупностью многочисленных малых и средних предприятий. Основная масса их – это микропредприятия с численностью работающих не более 20 человек. Малые предприятия эффективны не только в потребительской сфере, но и как производители отдельных узлов и малых механизмов, полуфабрикатов и других элементов, необходимых для производства конечной продукции, выпуск которых невыгоден крупным предприятиям. Все это обосновывает необходимость комплексного подхода к определению места и роли малых предприятий в экономике общества. В малом предпринимательстве кроются большие резервы, которые можно поставить и на службу в России.

Однако основное направление деятельности малого бизнеса – сфера услуг, устойчивому экономическому росту в разных странах присущи некоторые общие черты, главная из которых – резкое увеличение доли сферы услуг при сокращении доли сельского хозяйства и достаточно стабильной доли промышленности в ВВП и связанный с этим рост доли малого бизнеса в ВВП.

Таблица 1.2 – Взаимосвязь среднедушевых доходов, доли сферы услуг и предприятий малого и среднего бизнеса в ВВП

Страна

Среднедушевой ВВП, дол./год

Доля сферы услуг в ВВП, %

Доля малого бизнеса в ВВП, %

США

27840

73,7

51

Великобритания

19533

62,6

58

Германия

21330

63,4

64

Россия

6724

53,0

9,5


 

Такое изменение структуры  производства обусловлено реакцией спроса на рост среднедушевого дохода. Известный закон Эйнгеля гласит, что с ростом доходов спрос на товары первой необходимости (в основном продукты питания) падает, на товары второй необходимости (большая часть промышленных товаров) – растет так же, как и доходы, а спрос на предметы роскоши, большую часть которых составляют товары сферы услуг, неограниченно растет.

К началу 2010 г. доля сферы услуг (транспорт, связь, оптовая и розничная торговля, кредитно-финансовые учреждения, страховой бизнес, бытовые, деловые и социально-культурные услуги) в ведущих странах мира достигла 62,74% в ВВП, на эти сферы приходится 63–75% общей численности занятых и более 50% общего объема капитальных вложений. Росту доли услуг способствовали современная научно-техническая революция, в результате которой получили быстрое развитие новейшие средства коммуникации, а также приватизация и де регулирование таких отраслей, как транспорт, телекоммуникации, финансовые услуги и страхование.

Опыт многих стран показывает, что малый бизнес органично вписывается  в структуру развитой рыночной экономики, служит необходимым условием ее существовании  и развития.

Одной из первых западноевропейских стран, обратившей внимание на роль малого бизнеса, была Великобритания. Исследования, проведенные там, показали, что наиболее эффективны фирмы с числом занятых 1–19 человек. Такие фирмы составляли 96% от общего числа мелких фирм Великобритании. В начале 90-х годов на долю малого бизнеса приходилось 25% товарооборота, в нем было занято около 40% рабочей силы страны. Сейчас в Великобритании каждый восьмой взрослый занят собственным бизнесом.

В США малый бизнес произведет почти 40% ВВП и обеспечивает занятость почти половины трудоспособного населения. Малый бизнес осваивает в США вдвое больше нововведений, чем крупные корпорации

В Германии за последние  десять лет на малых предприятиях (с численностью менее 20 работающих) число занятых возросло на 600 тыс. человек, тогда как на более крупных (с численностью 21–100 работающих) лишь на 90 тыс.

Малый бизнес проявил живучесть, способность к воспроизводству и одновременно вызвал интерес к себе со стороны крупных концернов. Мелкие и средние фирмы отыскивают специализированные ниши, где выступают субподрядчиками концернов в крупносерийном производстве.

В Западной Европе примерно половина продукции обрабатывающей промышленности изготавливается на мелких и средних предприятиях. Не являясь монопольными, они все  свои усилия направляют на приспособление к внутренним условиям производства и сбыта. Транснациональные корпорации предоставляют им возможность первыми апробировать новую продукцию, чтобы самим перейти к массовому производству. Место разоряющихся мелких фирм занимают новые, т.е. происходит их воспроизводство.

Значительная роль в  стимулировании малых фирм в развитых странах принадлежит бюджетно-налоговой  и кредитной политике государства. Для малых фирм устанавливается пониженная ставка налогообложения прибыли, предусматривается ряд льгот: отложенная оплата счетов, составление баланса для расчета налога на добавленную стоимость лишь после оплаты своих счетов, эффективная система скидок при уплате просроченных ссуд. Малым фирмам также предоставляются льготы при взимании местного налога на имущество.

Правительства многих стран  поддерживают малый бизнес с помощью  специальных программ. Так, министерство экономики Германии имеет программу  по венчурному капиталу для малого предпринимательства, который на 50% может быть обеспечен правительством. Практикуются также субсидии по исследовательским контрактам с научными институтами, и оказывается информационная помощь по линии торгово-промышленной палаты или специальных государственных информационных центров и консалтинговых агентств. В США помощь малым фирмам предоставляется федеральным правительством, а также крупными компаниями. Осуществляются прямые инвестиции в малый бизнес, оказывается содействие в производстве и сбыте, научных исследованиях, маркетинге.

В Швеции специфической  формой поддержки малого и среднего предпринимательства являются специальные  фонды развития. Им разрешается взаимодействовать  только с компаниями с численностью работников не более 200 человек. Фонды, занимаются подготовкой кадров, консультируют  и финансируют малые предприятия, тесно сотрудничают с региональными  властями и банками. Они также  предоставляют кредиты с низкими  ставками, дополняющими банковские кредиты. Обычно займы по их линии не превышают 20% стоимости имущества малого предприятия. Технологически сложные проекты кредитуются в размере 50%. Опыт практически всех развитых стран показывает, что малый бизнес функционирует наиболее эффективно под патронажем крупного. Именно крупные корпорации определяют уровень эффективности экономики, темпы технологического прогресса. У малого же бизнеса своя существенная роль в экономике, по зависимая от уровня развития крупного.

Для поддержания необходимого соотношения крупного и малого бизнеса  в экономике страны существуют различные  варианты сотрудничества между ними. Так, в США предусматривается установление квот на привлечение малого бизнеса при выполнении государственных заказов – жесткое государственное регулирование взаимодействия. В Южной Корее такое сотрудничество добровольное, оно основано на использовании конкурентных способностей малого бизнеса – более низких издержках малого бизнеса по сравнению с крупным.

 

 

 

2. Анализ практики управления  ООО «Уфапродукт»

 

2.1 Финансово-экономическая характеристика деятельности предприятия

 

 

     ООО «Уфапродукт»было  создано 8 сентября 2000 года,  оно  является юридическим лицом, и  действует на основании Устава.

Учредителями  Общества являются граждане Российской Федерации:

  1. Бугаев Владимир Анатольевич;
  2. Иванов Анатолий Александрович.

Первоначальный капитал состоит  из собственных и заемных средств. Собственные средства распределены между участниками, внесшими свои вклады в уставный капитал общества:

В.А. Бугаев- 300 тыс. рублей

А.А. Иванов- 300 тыс. рублей

Предприятие занимается оптовой и розничной  торговлей кондитерских изделий  и ориентировано на местный рынок. Партнерами являются такие крупные компании как: ТД  "Новая Весна", ООО «М–Арт» , ТСК "Енисей", ОАО "Колхозный рынок", ООО "Линия вкуса " и многие другие.

          Покупателями продукции являются  городские магазины и частные  предприниматели.

Проведем анализ хозяйственной  деятельности предприятия. Для анализа  используем показатели рентабельности, оборачиваемости, ликвидности, финансовой устойчивости, построения модели потенциального банкротства Э. Альтмана.

Основными источниками  информации являются отчетный бухгалтерский  баланс, отчет о прибылях и убытках, и другие формы отчетности, данные первичного и аналитического бухгалтерского учета, которые расшифровывают и детализируют статьи баланса.

 

Таблица 2.1 – Структура имущества организации и источников его формировании

Показатель

Значение показателя,ед.изм.

 Абсолютное изменение  за период

2008г.

2009г.

2010г.

2007–2008гг

2008–2009гг

2009–2010гг

1

2

3

4

5

6

7

Актив

1. Иммобилизованные средства

16

14

12

-2

-2

-2

2. Оборотные активы, всего

1379

369

545

1058

-1010

175

в том числе: – запасы (кроме  товаров отгруженных)

1

1

1

-

-

-

в том числе: – сырье и материалы;

-

-

-

-

-

-

– готовая продукция (товары).

-

-

-

-

-

-

затраты в незавершенном производстве (издержках обращения) и расходах в будущих периодов;

1

1

1

-

-

-

НДС по приобретенным ценностям

154

15

30

125

-139

15

ликвидные активы, всего;

1224

353

514

934

-871

160

из них денежные средства и краткосрочные  вложения;

51

72

47

-58

21

-25

-дебиторская задолженность (срок  платежа, по которой не более  года);

1173

281

467

992

-892

185

товары отгруженные.

-

-

-

-

-

-

Пассив

1. Собственный капитал

10

-10

-3

-9

-20

6

2. Заемный капитал, всего

8

118

309

-102

110

191

из них: – долгосрочные кредиты  и займы;

-

-

-

-

-

-

– краткосрочные кредиты и займы,

8

118

309

-102

110

191

3. Привлеченный капитал

1377

275

251

1167

-1102

-24

Валюта баланса

1395

383

557

1056

-1012

173


 

Соотношение основных групп активов организации на конец 2010 г. характеризуется большой долей (97,8%) текущих активов и незначительным процентом иммобилизованных средств. Активы организации в течение 2010 г. по сравнению с 2009 увеличились на 173 тыс. руб. ( 45,1%),  а по сравнению с 2008 г. уменьшились на 838 тыс. руб. Отмечая рост активов, необходимо учесть, что собственный капитал увеличился еще в большей степени – на 66,7%. Опережающее увеличение собственного капитала относительно общего изменения активов следует рассматривать как положительный фактор. Рост величины активов организации связан с ростом следующих позиций актива баланса (в скобках указана доля изменения данной статьи в общей сумме всех положительно изменившихся статей):

  1. Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) – 185 тыс. руб. (92,5%)
  2. Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям – 15 тыс. руб. (7,5%).

Одновременно, в пассиве баланса наибольший прирост наблюдается по строкам:

а)  Займы и кредиты – 191 тыс. руб. (82,7%)

б)  Кредиторская задолженность: прочие кредиторы – 31 тыс. руб. (13,4%)

Среди отрицательно изменившихся статей баланса можно выделить денежные средства» в активе и «Кредиторская задолженность: поставщики и подрядчики» в пассиве (-25 тыс. руб. и -5 тыс. руб. соответственно).

Произведем оценку стоимости  чистых активов организации (таблица 2.2).

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.2 – Оценка стоимости чистых активов организации

Показатель

Значение показателя,ед.изм.

 Абсолютное изменение  за период

2008

2009

2010

2006–2007гг

2007–20гг

2008–2009гг

1. Чистые активы

10

-10

-3

-9

-20

6

2. Уставной капитал

18

18

18

-

-

-

3. Превышение чистых активов  над уставным капиталом

 

-8

 

-28

 

-21

 

-9

 

-20

 

6


 

Чистые  активы организации на 31.12.2010 г. меньше уставного капитала на 116,7%. Это отрицательно характеризует финансовое положение ООО «Уфапродукт» и не удовлетворяет требованиям нормативных актов к величине чистых активов организации. В случае, если по истечению двух лет с момента регистрации общества с ограниченной ответственностью стоимость его чистых активов оказывается меньше уставного капитала, общество обязано уменьшить свой уставный капитал (ст. 90 Гражданского кодекса Российской Федерации). При этом необходимо отметить увеличение чистых активов на 66,7% за анализируемый период. Тем не менее, сохранение имевшей место тенденции способно в будущем вывести чистые активы предприятия на удовлетворительный уровень. Важным показателем деятельности предприятия является наличие собственных оборотных средств соотношение текущих активов и обязательств (см. таблицу 2.3).

Информация о работе Управление малыми предприятиями (на примере ООО «Уфапродукт»)