Управление малыми предприятиями (на примере ООО «Уфапродукт»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 12:04, дипломная работа

Краткое описание

Содержание
1 Характеристика основ управления малым предприятием
1.1 Характеристика развития малых предприятий в России
1.2 Современная тенденция развития малого бизнеса
2 Анализ практики управления ООО «Уфапродукт»
2.1 Общая экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ структуры управления ООО «Уфапродукт»
3 Предложения по совершенствованию системы управления на предприятии
3.1 Использование программно-целевого подхода к совершенствованию системы управления на ООО «Уфапродукт»
3.2 Предложения по адаптации организационной структуры к разработанным стратегическим целям
3.3 Обоснование и оценка использования программно-целевого подхода к совершенствованию системы управления
3.4 Расчет экономического эффекта от реорганизации структуры управления
Заключение

Оглавление

1 Характеристика основ управления малым предприятием
1.1 Характеристика развития малых предприятий в России
1.2 Современная тенденция развития малого бизнеса
2 Анализ практики управления ООО «Уфапродукт»
2.1 Общая экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ структуры управления ООО «Уфапродукт»
3 Предложения по совершенствованию системы управления на предприятии
3.1 Использование программно-целевого подхода к совершенствованию системы управления на ООО «Уфапродукт»
3.2 Предложения по адаптации организационной структуры к разработанным стратегическим целям
3.3 Обоснование и оценка использования программно-целевого подхода к совершенствованию системы управления
3.4 Расчет экономического эффекта от реорганизации структуры управления
Заключение

Файлы: 1 файл

Мурзина диплом.МП.docx

— 255.46 Кб (Скачать)

– внутренними источниками финансирования могут быть прибыль, амортизационные отчисления, денежные накопления и сбережения предпринимателей, средства от страховой деятельности.

Одним из недостатков экономической  политики Российского государства  – необоснованное ограничение кредита под видом борьбы с инфляцией. Еще И. Шумпетер отмечал, что именно кредит лежит в основе предпринимательской функции и поведения хозяйствующих субъектов, являющихся их носителями. Однако, до сих пор на практике получить кредит очень трудно и стоимость их выше, чем во многих промышленно развитых странах. Если в странах с развитой рыночной экономикой предоставляется долгосрочный кредит, то у нас краткосрочный при условии предоставлении залога (чаще недвижимости и высокой процентной ставки).

Все кредиты, выданные за год  Российскими банками, составляют лишь 11% от национального ВВП. Для сравнения: в Германии это 113%, в США – 119%, – в Японии -190% от ВВП этих стран.

Предоставление банками  кредитов предприятиям нередко сопровождается различными видами страховых операций. Страхованию могут подлежать здания, запасы материальных ценностей и др. В этом случае предприятия вступают в деловые взаимоотношения со страховыми компаниями.

В процессе производственно-хозяйственной  деятельности малые и средние  предприятия вынуждены вступать во взаимодействие друг с другом, с  крупным бизнесом и с государством. Все эти вопросы будут более  подробно освещены в последующих главах.

 

 

1.2 Современная тенденция развития малого бизнеса

 

 

Становление малого предприятия в российской действительности – процесс мучительный и малоэффективный. В первую очередь это связано с недостаточной государственной поддержкой малого бизнеса, а также со слабой и противоречивой законодательной базой. Из 800 тыс. существующих в России малых предприятий меньше половины работают в «белом» секторе, большая часть оборота находится в «тени». По оценке газеты «Коммерсантъ», в Москве, считающейся одним из лучших мест для ведения малого бизнеса, на открытие малого предприятия, например химчистки, при соблюдении всех законов и инструкций требуется 600 дней. Для сравнения: когда во Франции обнаружилось, что на регистрацию нового предприятия малого бизнеса уходит пять дней, срочно был принят закон, гарантирующий регистрацию за 24 часа.

В реформировании российской экономики малые предприятия еще со времен перестройки взяли на себя роль создателя почвы для новой системы хозяйствования. Доминирующая часть сегодняшнего частного сектора зарождалась именно в секторе малого бизнеса. До середины 90-х годов стабильно росла доля малого бизнеса в общем, объеме ВВП, что объяснялось множеством льгот всех видов, в том числе за счет средств госбюджета, неудовлетворенным спросом на дефицитные товары широкого потребления, более благоприятным положением дел в экономике. Основные тенденции функционирования и развития малых предприятий в экономике России показаны в таблице 1.1.

Таблица 1.1 - Основные экономические показатели деятельности малых предприятий в Российской Федерации

Показатели

2003г.

2004г.

2005г.

2006г.

2007г.

2008г.

Число малых предприятий (на конец  года), тыс.

868,0

890,6

879,3

843,0

882,3

890,9

Объем продукции (работ, услуг), млрд. руб.

261,9

423,7

613,7

852,7

1160,8

1682,4

Среднесписочная численность работников, (без внешних совместителей), тыс. человек

6207,8

6485,8

6596,8

6483,5

7220,3

7433,1

Инвестиции в основной капитал, млрд. руб.

19,3

17,9

29,8

43,5

49,7

59,7

Число малых предприятий в расчете  на 10000 человек населения

59

61

61

59

61

62


 

С середины 90-х годов роль малого бизнеса в экономике начала снижаться, причем до 2000 г. – резкими темпами, а на сегодняшний день положение стабилизировалось. Причинами остановки роста числа российских субъектов малого предпринимательства стали следствие общеэкономической политики правительства, направленного на развитие топливно-энергетического комплекса, а также «разбухание» спекулятивно-финансового сектора, не заинтересованных в развитии малого предпринимательства. Еще одной причиной стало сужение характерных ранее источников облегченного получения субъектами малого бизнеса относительно больших доходов, исчерпание психологических ожиданий возможностей самостоятельной предпринимательской деятельности.

Перед российской экономикой в настоящее время стоит задача восстановления крупных эффективных  предприятий, определяющих уровень  научно-технического прогресса и  способствующих развитию малого бизнеса  в сфере высоких технологий. Именно от развития этого процесса зависят  темпы роста экономики России. Не менее важную роль в проблемах становления малого бизнеса играет и макроэкономическая политика государства, особенно политика заимствования.

Еще одной особенностью малого бизнеса является его ориентация на внутренний рынок. На нем малыми предприятиями совершается 72% от общего объема закупок и сбывается более 80% произведенных товаров и услуг. Таким образом, малый бизнес, который в основном концентрируется в строительстве и сфере услуг, производит большую часть неэкспортируемых товаров в экономике страны.

Спрос и предложение  на данную группу товаров па внутреннем рынке должны быть равны (заметим, что  по экспортируемым товарам не равновесие на внутреннем рынке компенсируется экспортом или импортом); внутренние цены могут отличаться от мировых, не приводя к изменению мирового спроса.

Длительное внешнее заимствование  положительно влияет на объем внутреннего  потребления, но, в силу отрицательного внешнеторгового баланса, сокращает объем производства в секторе экспортируемых товаров и увеличивает его в секторе неэкспортируемых товаров (в России доля сферы услуг с 2006 по 2009 гг. увеличилась более чем в 2 раза).

Переход к положительному торговому балансу сокращает  внутреннее потребление, в основном за счет снижения доли сферы услуг  происходит перелив капиталов и  рабочей силы в сектор экспортируемых товаров с последующим сокращением  числа предприятий (в основном малого бизнеса), изменением их отраслевой структуры в секторе неэкспортируемых товаров. Часто это приводит к сокращению среднего класса в стране в переходный период.

Изменилась и отраслевая структура малого бизнеса – сократилась доля малых предприятий в строительстве, науке и научном обслуживании, в коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка, но увеличилась доля предприятий торговли и общественного питания (см. рисунок 1.1).

То есть переход от заимствования  к обслуживанию долга ведет к  соответствующим изменениям в структуре  внутреннего производства. Для того чтобы этот процесс проходил менее  болезненно, необходимо заранее принять  пакет мер по структурной перестройке экономики. Такой пакет должен включать реформы государственного сектора, принятие современного законодательства и осуществление контроля за его выполнением, либерализацию условии внешней торговли, изменение структуры экспорта в сторону увеличения продукции обрабатывающей промышленности, жесткую макроэкономическую политику.

 

 

 

Рисунок 1.1 - Распределение числа малых предприятий по отраслям экономики (на конец года, %)

 

В промышленных предприятиях основными факторами, ограничивающими рост производства являются, недостаточный спрос на внутреннем рынке и высокая конкуренция со стороны отечественных предприятий, а в торговых организациях, к факторам, препятствующим нормальной работе относят высокий уровень налогов и недостаточный платежеспособный спрос.

По данным Госкомстата Республики Башкортостан на конец 2010 года в республике осуществляли свою деятельность, т.е. были экономически активными, 24319 малых предприятий (всего зарегистрировано малых предприятий – 45948). По сравнению с началом года число экономически активных малых предприятий увеличилось на 32,8%. Наибольшее их количество традиционно функционирует в торговле и общественном питании – 37,2% от общего числа. По сравнению с началом года их количество увеличилось на 27,1%. Увеличение числа экономически активных малых предприятий отмечалось практически во всех отраслях экономики, за исключением науки и научного обслуживания, где их количество сократил ось на 5,9%.

Численность всех работающих на малых предприятиях (без совместителей) в январе-декабре 2010 года составила 133,4 тысячи человек, или 10.5% среднесписочной численности работников всех предприятий республики. При этом наибольшее количество работает в строительстве и торговле – соответственно, 37,9 и 35,6 тысячи человек, что составляет в строительстве – 42,4% среднесписочной численности всех предприятий строительства, в торговле – 58,1%.

Сформировалась устойчивая тенденция увеличения численности  работающих на малых предприятиях. По сравнению с началом 2010 года она возросла на 43,6 тысячи человек, или на 48,6%. При этом в сельском хозяйстве численность занятых на малых предприятиях снизилась на 33,6%, что связано с реорганизацией структуры сельскохозяйственной отрасли и ростом числа фермерских хозяйств. В большинстве других отраслей экономики произошло увеличение числа работающих на малых предприятиях, связанное с процессом перехода предприятий из крупных и средних в разряд малых.

Всеми малыми предприятиями  за январь-декабрь 2010 года было выпущено товаров и услуг по всем видам деятельности (без НДС и акцизов) на сумму 41,9 млрд. рублей, что в действующих ценах превышает уровень соответствующего периода 2009 года на 60%. Наибольший вклад в этот объем вносят малые строительные предприятия (34,4%). Ими выпущено продукции на сумму 14,4 млрд. рублей (29,7% работ, выполненных собственными силами всех предприятий республики по договорам строительного подряда). Крупные объемы работ производятся малыми промышленными предприятиями. Доля их также возросла с 20,6% до 21,4%. За 2010 год ими произведено работ на 9,0 млрд. рублей 2,4 (% от объемов производства всех промышленных предприятий). Около 17% в общем, объеме выпуска составила доля малых предприятий, осуществляющих деятельность в сфере торговли и общественного питания. Ими реализовано товаров на сумму 7,0 млрд. рублей, что составляет 13,4% от оборота розничной торговли и общественного питания всех торговых предприятий республики.

По оценке, осуществленной в ходе обследования, в структуре  добавленной' стоимости малых предприятий  республики, промежуточное потребление  на 7–8% ниже, чем на крупных и средних предприятиях. Доля оплаты труда более чем на 10% выше, чем доля оплаты труда в добавленной стоимости крупных и средних предприятий.

Для проведения сравнительного анализа показателей деятельности малых предприятий важны также  относительные данные. Так, по показателю производительности труда (выпуск товаров  и услуг в расчете на одного работающего) за январь-декабрь 2010 г. среди субъектов малого предпринимательства с большим отрывом лидировали организации науки и научного обслуживания – 430,1 тыс. рублей, при том, что средняя производительность по всем малым предприятиям составила за тот же период 314,0 тыс. рублей (за январь-декабрь 2008 года – 291,6 тыс. рублей). Более 380,0 тыс. рублей приходилось на одного работающего, на предприятиях промышленности, 380,6 тыс. рублей – строительства, 270,9 тыс. рублей – в организациях здравоохранения, 196,9 тыс. рублей – в торговле и общественном питании, 194,4 тыс. рублей – в общей коммерческой деятельности, 162,4 тыс. рублей – на транспорте. Наименьшее значение производительности в сельском хозяйстве – 120,6 тыс. рублей на одного работающего, или чуть более трети от среднего значения по всем малым предприятиям.

Выделим основные особенности  малого бизнеса в России на современном  этапе:

1. Отдельные механизмы, доставшиеся в наследство от советских времен и продолжающие действовать на сегодняшний день, вступают в противоречие с новыми, рыночными, которые еще недостаточно хорошо успели развиться. Например, механизм свободной конкуренции в России практически не функционирует.

2. Отсутствуют четкие и адекватные хозяйственные правила, реальная имущественная ответственность собственников. При этом достаточно часто нарушаются законы, а судебная система не в состоянии защитить собственника в силу своей слабости.

3. Развитие малого бизнеса в финансовом секторе, в торгово-посреднических сферах, где возможен быстрый оборот капитала и нет необходимости в крупных капиталовложениях, в ущерб производственному сектору.

4. Недостаточно высокий уровень образования и культуры управленческого персонала.

5. Пассивное включение  и участие бизнесменов в союзах, ассоциациях, обществах взаимного  кредитования и других формах  самоорганизации бизнеса.

6. Вынужденная диверсификация   деятельности – наряду с производственной деятельностью занимаются торговлей для того, чтобы оставаться на плаву и не обанкротиться.

  1.   Низкая инновационная активность.

8. Низкая обеспеченность  малого бизнеса собственными  финансовыми ресурсами.

9. Недостаточно широко используются эффективные формы интеграции малого и крупного бизнеса, такие как лизинг и франчайзинг.

Проблемы, с которыми приходится сталкиваться малому бизнесу:

1.        Состояние ресурсных рынков. Малые предприятия сталкиваются с проблемой отсутствия широкой информации о наличии ресурсов, порядке и условиях доступа к ним, это ограничивает конкуренцию и создает благоприятные условия для «теневых» структур. Примером неравного доступа к ресурсам может служить проведение открытых инвестиционных торгов, где имеет место льготное предоставление объектов недвижимости отдельным структурам, находящимся в тесном контакте с органами власти. С множеством проблем сталкиваются представители малого российского бизнеса и на финансовом рынке, который характеризуется высокой ценой крупных ресурсов, краткосрочностью кредитов, концентрацией капиталов в крупных городах.

2. Нестабильность законодательной базы, регулирующей функционирование малого бизнеса. Наблюдается процесс постоянного изменения правил деятельности предприятий, особенно, это, касается внешнеэкономических связей и налогообложения. Также здесь встает проблема произвола и некомпетентности чиновников, «чиновничьего рэкета».

3. Бухгалтерская отчетность и налогообложение малого бизнеса.Хозяину малого предприятия трудно вести бухгалтерию в том же объеме, что и крупной компании со штатом бухгалтеров. В то же время необходимо заполнять огромное количество отчетности, которая сдается в разное время и в разные организации. Также здесь встает вопрос с проблемами, возникающими при определении размера единого вмененного налога, связанными с трудностями оценки доходности и с самой процедурой подачи налоговых деклараций.

Информация о работе Управление малыми предприятиями (на примере ООО «Уфапродукт»)