Управление малыми предприятиями (на примере ООО «Уфапродукт»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 12:04, дипломная работа

Краткое описание

Содержание
1 Характеристика основ управления малым предприятием
1.1 Характеристика развития малых предприятий в России
1.2 Современная тенденция развития малого бизнеса
2 Анализ практики управления ООО «Уфапродукт»
2.1 Общая экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ структуры управления ООО «Уфапродукт»
3 Предложения по совершенствованию системы управления на предприятии
3.1 Использование программно-целевого подхода к совершенствованию системы управления на ООО «Уфапродукт»
3.2 Предложения по адаптации организационной структуры к разработанным стратегическим целям
3.3 Обоснование и оценка использования программно-целевого подхода к совершенствованию системы управления
3.4 Расчет экономического эффекта от реорганизации структуры управления
Заключение

Оглавление

1 Характеристика основ управления малым предприятием
1.1 Характеристика развития малых предприятий в России
1.2 Современная тенденция развития малого бизнеса
2 Анализ практики управления ООО «Уфапродукт»
2.1 Общая экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ структуры управления ООО «Уфапродукт»
3 Предложения по совершенствованию системы управления на предприятии
3.1 Использование программно-целевого подхода к совершенствованию системы управления на ООО «Уфапродукт»
3.2 Предложения по адаптации организационной структуры к разработанным стратегическим целям
3.3 Обоснование и оценка использования программно-целевого подхода к совершенствованию системы управления
3.4 Расчет экономического эффекта от реорганизации структуры управления
Заключение

Файлы: 1 файл

Мурзина диплом.МП.docx

— 255.46 Кб (Скачать)

Согласно представленным данным , за 41 календарных дней организация получает выручку, равную сумме всех имеющихся активов. Проведем оценку риска банкротства и кредитоспособности ООО «Уфапродукт» с помощью модели потенциального банкротства известного западного экономиста Э. Альтмана, который с помощью многомерного дискриминантного анализа исследовал 22 финансовых коэффициента и выбрал 5 из них для включения в окончательное уравнение множественной регрессии:

 

Z=1,2X1+1,4X2+3,3X3+0,6X4+1,0X5                                             (1)

 

Где X1 – собственный оборотный капитал / сумма активов;

Х2 – нераспределенная прибыль / сумма активов;

Х3 – прибыль до уплаты процентов / сумма активов;

Х4 – рыночная стоимость собственного капитала / заемный капитал;

Х5 – объем продаж (выручка) / сумма активов.

 

 

Таблица 2.9 – Расчеты коэффициента Z модели потенциального банкротства Э. Альтмана

Коэффициент

Расчет

2008г.

2009г.

2010г.

К 1

Отношение оборотного капитала к величине всех активов

1,19

1,15

1,17

К 2

Отношение нераспределенной прибыли  и фондов спец. назначения к величине всех активов

-0,01

-0,1

-0,05

К 3

Отношение фин. результата от продаж к величине всех активов

0,08

0,29

0,18

К 4

Отношение собственного капитала к  заемному

0

0

0

К 5

Отношение выручки от продаж к величине всех активов

5,03

18,81

7,45

Z-счет Альтмана

Z-счет=1,2К1+1,4К2+3,3К3+ +0,6К4+К5

6,29

20,15

8,75


 

Предполагаемая вероятность  банкротства в зависимости от значения z-счета Альтмана составляет:

-1,8 и менее – очень высокая;

– от 1,81 до 2,7 – высокая;

– от 2,71 до 2,9 – существует возможность; – от 3,0 и выше – очень низкая.

По результатам расчетов на базе данных отчетности ООО «Уфапродукт» Значение Z-счета па конец декабря 2010 г. составило 8,75, что превысило значение Z-счета 2008 года (6,29). Это говорит о низкой вероятности скорого банкротства ООО «Уфапродукт». Несмотря на полученные выводы, следует отметить, что Z-счет Альтмана в российской практике имеет низкую эффективность прогнозирования, особенно для небольших организаций, акции которых не котируются на биржах.

По результатам деятельности ООО «Уфапродукт» в течение рассматриваемого периода для выявления проблем хозяйственной деятельности предприятия выделим показатели, критически характеризующие финансовое положение предприятия:

– оба показателя, характеризующие платежеспособность (коэффициенты текущей ликвидности и обеспеченности собственными средствами), имеют неудовлетворительное значение;

– полная зависимость организации от заемного капитала (отрицательная величина собственного капитала);

– коэффициент покрытия инвестиций значительно ниже нормы (доля собственного капитала и долгосрочных обязательств в общей сумме капитала ООО «Уфапродукт» составляет всего -1% при критическом значении 75%);

– коэффициент обеспеченности материальных запасов имеет отрицательное значение (-15);

Исходя из критически характеризующих  финансовое положение ООО «Уфапродукт» показателей можно выявить следующие проблемы:

1. ООО «Уфапродукт» снижает объемы продаж и не осваивает новые рынки сбыта.

2. Величина собственного капитала предприятия составила в 2010 г. убыточную величину в размере 3000 рублей за счет полученных непокрытых убытков.

3. Снижение оборотных активов  предприятия позволяет сделать  вывод о низком уровне менеджмента  на предприятии.

4. ООО «Уфапродукт» не имеет собственных оборотных средств.

Отрицательной тенденцией в деятельности предприятия является стабильное увеличение недостатка собственных оборотных средств за период 2007–2010 гг. Таким образом, отсутствие собственных средств предприятия не позволяет предприятию относительно свободно маневрировать этими средствами, что характеризует неустойчивое финансовое положение.

5. У ООО «Уфапродукт» динамика коэффициента общей ликвидности ниже нормативного значения, что позволяет сделать вывод о том, что общей суммы оборотных средств у данного предприятия не достаточно для обеспечения платежеспособности.

6. Рассчитанные показатели оборачиваемости свидетельствуют о не высокой эффективности использования капитала, незначительном периоде его возврата.( в этом случае все хорошо, если период незначительный)

 

2.2 Анализ структуры управления  ООО «Уфапродукт»

 

 

Одним из основополагающих элементов системы управления предприятием является структура управления. Управление в ООО «Уфапродукт» организовано по линейно-функциональному принципу и представляет собой разновидность структуры линейно-функционального типа, что свойственно предприятию данного масштаба и специфики.

Основным достоинством линейно-функциональной структуры  является то, что она, сохраняя целенаправленность, дает возможность специализировать выполнение отдельных функций и  тем самым повысить компетентность управления в целом. Данный способ организации  управления стимулирует деловую  и профессиональную специализацию, уменьшает дублирование усилий и  потребление материальных ресурсов в функциональных областях, улучшает координацию деятельности.

В целом линейно-функциональная структура управления достаточно проста, но имеет определенные недостатки:

1) с ростом масштаба  производства и количества связей  растет перегрузка руководителей  высшего уровня;

2) отсутствие горизонтальных  связей, то есть между функциональными  различными отделами, при возникновении  сложных проблем не позволяет  решать их комплексно.

Каждое подразделение  или отдельная должность, входящие в состав структуры управления, обладают определенными функциями. Лица, осуществляющие эти функции, становятся носителями необходимых для этого управленческих полномочий, т.е. совокупности официальных прав и обязанностей самостоятельно принимать решения, отдавать распоряжения и выполнять те или иные действия в интересах организации.

В современных условиях ни один человек не в состоянии единолично руководить организацией и решать все возникающие проблемы. Распределение полномочий происходит сверху вниз по уровням управления, где субъекты получают необходимые права для принятия самостоятельных решений по определенному кругу вопросов без их обязательного согласования с вышестоящими и нижерасположенными структурами. При этом возникает своего рода лестница полномочий, «ступеньками» которой эти уровни и являются. В результате складывается иерархия полномочий, которая предполагает их субординацию и установление рангов каждого участника управленческой структуры.

При исследовании организационной структуры управления ООО «Уфапродукт»  выявлены 4 основных уровня управления, что обусловлено организационной и производственной спецификой:

1. Высший исполнительный уровень управления (совет директоров).

2. Первый уровень управления (директор офиса).

3. Второй средний уровень управления (заместители директора).

4. Третий уровень управления (зав. отделами (магазином)).

ООО «Уфапродукт» возглавляет совет директоров – учредители организации. Руководство текущей деятельностью организации осуществляется директором офиса, который назначен советом директоров. Права и обязанности директора, сроки и размеры оплаты его услуг определяются договором, заключенным с фирмой. К компетенции директора офиса относятся все вопросы руководства текущей деятельностью фирмы, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции совета директоров фирмы:

  1. Руководит в соответствии с действующим законодательством хозяйственной и финансово-экономической деятельностью фирмы, неся всю полноту ответственности за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества фирмы, а также финансово-хозяйственные результаты её деятельности.

2. Организует работу  и эффективное взаимодействие  всех структурных подразделений  и производственных единиц, направляет  их деятельность на повышение  эффективности работы фирмы, рост  объемов сбыта продукции и  увеличение прибыли.

3. Обеспечивает выполнение предприятием всех обязательств перед федеральным, региональным и местным бюджетами, государственными внебюджетными социальными фондами, поставщиками и кредиторами, включая учреждения банка, а также хозяйственных и трудовых договоров (контрактов и бизнес-планов).

4. Принимает меры по обеспечению фирмы квалифицированными кадрами, рациональному использованию и развитию их профессиональных знаний и опыта, созданию безопасных и благоприятных для жизни и здоровья условий труда, соблюдению требований законодательства об охране окружающей среды.

5. Решает вопросы, касающиеся  финансово-экономической и хозяйственной  деятельности фирмы, в пределах  предоставленных ему законодательством  прав, поручает  ведение отдельных  направлений деятельности другим должностным лицам заместителям директора, руководителям производственных единиц и директорам магазинов.

6. Защищает имущественные  интересы в суде, арбитраже, органов государственной власти и управления. Основной вопрос при анализе организационных структур – это функциональное разделение труда в объекте. Функциональное разделение труда означает разграничение и обособление деятельности групп работников по функциям управления, как относительно самостоятельным сферам деятельности. Разделение труда признается рациональным, если оно обеспечивает:

– полное использование рабочего времени;

– использование работника в соответствии с его квалификацией, рациональное использование его кадрового потенциала;

  • предотвращение дублирования и параллелизма в работе различных служб и исполнителей;

– освобождение работника от выполнения работ, не связанных с его должностью;

– рост квалификации работника.

Основными правилами эффективной  организационной структуры является:

1. Каждая функция, реализуемая фирмой, должна быть закреплена за конкретной службой. В противном случае часть из них будет подвешена в воздухе и в этих местах всегда будет аврал. Важно простое условие: чтобы дело делалось, за это дело кто-то конкретно должен отвечать.

2. Недопустимо закрепление  одной функции за двумя или  несколькими службами. Иначе возникает  дублирование функций, ведущее  не только к непроизводительным  расходам, но и к неизбежным  недочетам в управление.

3. Иерархия служб не должна подчинять одному субъекту управления более 6–7 объектов.

По этой причине необходимо непрерывно вести мониторинг структуры, периодически делать своего рода «фотографии» организации.

Система управления включает подсистему линейного руководства, функциональные и целевые подсистемы, подсистемы обеспечения управления. Во всех перечисленных подсистемах  реализуются общие и специфические  функции менеджмента. При проведении функционального анализа в первую очередь необходимо определение  сущности функций, их состав и содержание. В этих условиях важна классификация функций – группировка их по различным признакам и декомпозиция функций – расчленение их по видам работ. Только декомпозиция управленческих функций на процедуры и виды работ позволяет установить степень участия подразделений в выполнении функций и, исходя этого, построить рациональную схему взаимодействия структурных подразделений в процессе осуществления данных функций.

Поэтому для анализа  сначала составим перечень основных функций, которые должна выполнять  компания. Если функции записать в  виде столбиков некоей таблицы, то в  строчках этой таблицы можно описать  структурные звенья компании, которые  отвечают за реализацию этих функций.

На пересечениях функций  и подразделений, которые должны принимать участие в выполнении функций, ставится плюс (+). Такая матрица позволяет выявить соответствие состава подразделений предприятий составу функций, которые должны выполнять подразделения, исходя из целей и задач, стоящих подразделений (отделов), и выявляются взаимосвязи между ними. Если по одному и тому же виду работ обозначение (+) стоят в нескольких подразделениях, значит, они должны строить свою деятельность по осуществлению данной функции взаимоувязано, т.е. необходимо состыковать отдельные части работы, выполняемой различными подразделениями, без чего нельзя добиться успеха.

Действуя по указанному выше алгоритму, представим в таблице 2.10 некоторые специфические функции  по видам работ.

Анализ таблицы 2.11, позволяет  сделать выводы о присутствии  в управлении таких специфических  функций, как маркетинг, финансовый менеджмент, учет (эккаутинг), логистика, персонал. В то же время необходимо отметить, что в настоящее время в ООО «Уфапродукт» не уделяется должное внимание стратегическому управлению, что является существенным недостатком в управлении организацией.

 

 

Таблица 2.10 – Матрица функционального разделения труда по видам работ ООО «Уфапродукт»

Проекция функций менеджмента  на организационные звенья (расширенный  по видам работ)

количество связей

совет директоров

генеральный директор

зам. директора

гл. бухгалтер

менеджер по сбыту

зав. отделом

секретарь

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1. Инновации

0

             

2. Инжиниринг

1

   

+

       

3. Маркетинг

               

3.1. Маркетинговые исследования

0

             

3.2. Маркетинговое планирование

0

             

3.3. Организация системы сбыта

               

3.3.1 Поиск покупателей

1

       

+

   

3.3.2 Заключение договоров с покупателями

2

 

+

   

+

   

3.3.4 Реализация продукции

3

 

+

   

+

+

 

3.3.4Контроль работы отделов розничной  торговли

1

   

+

       

4. Контроллинг

0

             

Информация о работе Управление малыми предприятиями (на примере ООО «Уфапродукт»)