Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 22:11, дипломная работа
Производительность труда – это способность человека в единицу времени производить определенное количество продукции.
Улучшения производительности труда можно достичь путем:
- снижения трудоемкости изготовления продукции;
- внедрения рациональной организации труда;
- улучшения использования рабочего времени;
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические основы финансово-хозяйственной деятельности предприятия
1.1 Предприятие и его финансово-хозяйственная деятельность
1.2 Сущность производительности труда и её показатели
1.3 Понятие и значения себестоимости продукции, её виды и пути снижения
ГЛАВА 2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «Краснолучские колбасы»
2.1 Характеристика ООО «Краснолучские колбасы»
2.2 Анализ основных показателей хозяйственной деятельности ООО «Краснолучские колбасы»
2.3 Анализ себестоимости и производительности труда
2.3.1 Анализ себестоимости
2.3.2 Анализ производительности труда
ГЛАВА 3. Пути улучшения финансово-хозяйственной деятельности ООО «Краснолучские колбасы»
3.1 Применение моделей и принципы их построения
3.2 Разработка рекомендаций по повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности ООО «Краснолучские колбасы»
ГЛАВА 4. Расчет экономической эффективности от предложенных мероприятий
ВЫВОДЫСПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Проведя горизонтальный анализ балансов за 2003 и 2004года, видно, что необоротные активы уменьшились за счет на счисления амортизации на 9,6 тыс. грн., а оборотные активы возросли на 81 тыс. грн. В пассиве собственный капитал увеличился за счет увеличения нераспределенной прибыли на 11 тыс. грн., а текущие обязательства возросли на 60,4 тыс. грн.
Все эти изменения за 2002, 2003 и 2004г. произошли в основном за счет того, что ООО «Краснолучские колбасы» увеличивало с каждым годом объем выпускаемой продукции.
Основные финансовые результаты ООО «Краснолучские колбасы» за 2002, 2003 и 2004г. представлены в таблице 2.4.
Таблица 2.4 Финансовые результаты предприятия, тыс. грн.
Показатель | 2002г. | 2003г. | Процент к базисному | 2004г. | Процент к базисному |
1.Доход (выручка) от реализации продукции | 412,1 | 685,1 | 166,2 | 896,7 | 217,6 |
2. Налог на добавленную стоимость | 68,7 | 114,2 | 166,2 | 149,4 | 217,5 |
3. Чистый доход (выручка) от реализованной продукции | 343,4 | 570,9 | 166,2 | 747,3 | 217,6 |
4. Себестоимость реализованной продукции | 331,9 | 550,2 | 165,8 | 712,5 | 214,7 |
5. Валовая прибыль (убыток) | 11,5 | 20,7 | 180,0 | 34,8 | 302,6 |
6. Административные затраты | 4,8 | 8,4 | 175,0 | 12,6 | 262,5 |
7. Финансовые результаты от операционной деятельности: прибыль (убыток) | 6,7 | 12,3 | 183,6 | 22,8 | 340,3 |
8. Финансовые расходы | 0,9 | 1,3 | 144,4 | 1,4 | 155,5 |
9. Финансовые результаты от обычной деятельности: прибыль (убыток) | 5,8 | 11,0 | 189,7 | 20,8 | 358,6 |
10. Налог на прибыль от обычной деятельности | 1,7 | 3,3 | 194,1 | 6,2 | 364,7 |
11. Финансовые результаты от обычной деятельности | 4,1 | 7,7 | 187,8 | 14,6 | 356,1 |
12. Чистая прибыль (убыток) | 4,1 | 7,7 | 187,8 | 14,6 | 356,1 |
Из таблицы 2.4 видно, что доход от реализации с каждым годом возрастает, это происходит за счет увеличения объемов производства. Себестоимость единицы продукции при этом с каждым годом возрастает, но прибыль предприятия растет за счет увеличения объема, поэтому руководству предприятия необходимо искать пути снижения себестоимости.
В административные затраты предприятия входят, в основном, командировочные расходы и покупка канцелярских товаров. Поэтому административные затраты возрастают за счет увеличения командировочных расходов.
Использование чистой прибыли предприятия представлено в таблице 2.5.
Таблица 2.5Использование чистой прибыли предприятия, тыс. грн.
Направления использования | Базисный год 2002г. |
2003г. | Процент к базисному году |
2004г. | Процент к базисному году |
1. Чистая прибыль – всего | 4,1 | 7,7 | 187,8 | 14,6 | 356,1 |
2. Выплаты собственником (дивиденды) | 3,7 | 6,9 | 186,5 | 13,2 | 356,8 |
3.Отчисления в резервный капитал | 0,2 | 0,4 | 200,0 | 0,7 | 350,0 |
4. прочие отчисления | 0,2 | 0,4 | 200,0 | 0,7 | 350,0 |
Общество создает резервный фонд в размере 25% от уставного фонда, за счет ежегодных 5-процентных отчислений от чистой прибыли. Кроме того, производятся отчисления в Фонд материального поощрения в размере 5- процентных отчислений от чистой годовой прибыли.
Остальная сумма прибыли распределяется между участниками пропорционально их долям (по 50% каждому).
Таким образом, проведя анализ хозяйственной деятельности предприятия можно сделать следующие выводы, что объем производства в натуральном выражении и объем реализованной продукции с каждым годом возрастает. Численность персонала в 2004г. увеличилась на 1 человека, это вызвано тем, что процесс обвалки мяса является трудоемким, и имеющийся персонал не справлялся с работой. Размер текущих обязательств превышает размер собственного капитала, но они могут быть погашены в случае необходимости за счет денежных средств.
2.3 Анализ себестоимости и производительности труда
2.3.1 Анализ себестоимости
Одним из основных фактов формирования прибыли является себестоимость реализованной продукции. Если она за отчетный период повысилась, то при остальных равных условиях размер прибыли за этот период обязательно уменьшиться за счет этого фактора на такую же величину. Между размерами величины прибыли и себестоимости существует обратная функциональная зависимость. Чем меньше себестоимость, тем больше прибыль и наоборот. Себестоимость является одной из основных частей хозяйственной деятельности и, соответственно, одним из важнейших элементов управления. Анализ, выполняя одну из основных управленческих функций, входит в управляющую подсистему, и недостаточное внимание к нему приводит к снижению эффективности системы управления себестоимости в целом.
В себестоимости находят выражение все затраты предприятия, связанные с производством и реализацией продукции. Ее показатели отражают степень использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Себестоимость изготовленной продукции ООО «Краснолучские колбасы» представлена в таблице 2.6
Таблица 2.6Себестоимость продукции по элементам, тыс. грн.
Наименование показателей | Базисный год 2002г. | Отчетный год | Отчетный год | ||
2003г. | % | 2004г. | % | ||
1.Материальные расходы 1.1 Сырьё и материалы 1.2 Вода и энергия | 278,5 | 487,0 | 171,2 | 632,4 | 227,1 |
262,4 | 469,4 | 178,9 | 614,4 | 234,1 | |
16,1 | 17,6 | 109,3 | 18,0 | 111,8 | |
2. Расходы на оплату труда | 26,0 | 32,7 | 125,8 | 44,4 | 170,8 |
3. Отчисления на социальные мероприятия | 10,2 | 12,9 | 126,5 | 17,4 | 170,6 |
4. Амортизация | 11,2 | 9,6 | 85,7 | 8,3 | 74,1 |
5. Прочие операционные расходы (по видам расходов) | - | - | - | - | - |
6. Прочие затраты (по видам затрат): транспортно – заготовительные расходы и расходы на отопление | 6,0 | 8,0 | 133,3 | 10,0 | 166,7 |
Итого: | 331,9 | 550,2 | 165,8 | 712,5 | 214,7 |
Из таблицы 2.6 видно, что себестоимость продукции с каждым годом возрастает, это происходит за счет увеличения объема выпускаемой продукции и затрат на сырьё и материалы, увеличения расходов на оплату труда, а соответственно, и отчислений на социальные мероприятия. Расходы на электроэнергию увеличиваются, в основном, за счет увеличения объема производства.
Валовый выпуск продукции ООО «Краснолучские колбасы» по годам составляет:
1) 2002 год – 41,2 тыс. тонн;
2) 2003 год – 53,9 тыс. тонн;
3) 2004 год – 65,9 тыс. тонн.
Расчет себестоимости единицы продукции (1 килограмма) представлен в таблице 2.7.
Таблица 2.7Себестоимость единицы продукции (1 килограмма), грн.
Показатели | 2002г. | 2003г. | 2004г. |
1.Материальные расходы 1.1 Сырьё и материалы 1.2 Вода и энергия | 6,76 | 9,04 | 9,60 |
6,37 | 8,71 | 9,32 | |
0,39 | 0,33 | 0,28 | |
2. Расходы на оплату труда | 0,63 | 0,60 | 0,67 |
3. Отчисления на социальные мероприятия | 0,24 | 0,24 | 0,26 |
4. Амортизация | 0,27 | 0,18 | 0,13 |
5. Прочие затраты (по видам затрат): транспортно – заготовительные расходы | 0,25 | 0,15 | 0,15 |
Итого: | 8,05 | 10,21 | 10,81 |
Из таблицы 2.7 видно, что материальные расходы на единицу продукции с каждым годом возрастают, это обусловлено тем, что мясо не всегда покупают на оптовых базах, приходится покупать у населения, которое сдает мясо по цене выше, чем на оптовых базах. Кроме того, на оптовых базах периодически происходит подорожание мяса, а увеличение отпускной цены на выпускаемую продукцию невозможно, так как продукция не будет пользоваться спросом, за счет наличия более дешевой продукции других мясокомбинатов.
Расходы на воду и электроэнергию на единицу продукции сокращаются за счет более рационального использования оборудования.
Расходы на оплату труда в 2003 г. уменьшились за счет предоставления бесплатных отпусков по заявлению трудящихся и частично оплачиваемые в связи с производственной необходимостью, а в 2004 г. увеличились за счет того, что был принят 1 человек, соответственно увеличились отчисления на социальные мероприятия.
Амортизационные отчисления уменьшаются в связи с тем, что амортизация начисляется на остальную стоимость.
Средняя отпускная стоимость 1 кг валовой продукции составляет:
1. 2002 г. – 10,00 грн.;
2. 2003 г. – 12,71 грн.;
3. 2004 г. – 13,67 грн.;
В том числе НДС 1,66 грн., 2,12 грн., 2,27 грн. соответственно.
Соотношение роста отпускной стоимости и себестоимости составляет:
1. 2002 г. =
2. 2003 г. =
3. 2004 г. =
Из данных расчетов видно, что темпы роста отпускаемой стоимости превышают темпы роста себестоимости, что благоприятно для предприятия.
Анализ структуры и динамики затрат на производство более показателен при определении удельных весов (в процентах) отдельных элементов затрат в общей сумме затрат и их изменений.
Таблица 2.8 Анализ структуры себестоимости представлен в таблице 2.8.
Наименование | 2002г. | 2003г. | 2004г. | |||
Сумма, тыс. грн. | Удельный вес, % | Сумма, тыс. грн. | Удельный вес, % | Сумма, тыс. грн. | Удельный вес, % | |
1.Материальные расходы | 178,5 | 83,9 | 487,0 | 88,5 | 632,4 | 88,8 |
2. Расходы на оплату труда | 26,0 | 7,8 | 32,7 | 5,9 | 44,4 | 6,2 |
3. Отчисления на социальные мероприятия | 10,2 | 3,1 | 12,9 | 2,3 | 17,4 | 2,4 |
4. Амортизация | 11,2 | 3,4 | 9,6 | 1,8 | 8,3 | 1,2 |
5. Прочие затраты | 6 | 1,8 | 8 | 1,5 | 10 | 1,4 |
Итого: | 331,9 | 100 | 550,2 | 100 | 712,5 | 100 |