Анализ хозяйственной деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 13:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - оценка эффективности финансово-хозяйственной деятельности ОАО «ВИАН» в условиях рыночной экономики. При достижении этой цели, были решены следующие задачи:
- изучены теоретические основы;
- дана характеристика предприятия;
- сделана оценка финансового состояния и хозяйственной деятельности ОАО «ВИАН»
- разработаны мероприятия по улучшению финансового состояния предприятия ОАО «ВИАН».

Файлы: 1 файл

курсовая АХД.doc

— 215.50 Кб (Скачать)

Введение

      Платежеспособность  и финансовая устойчивость являются важнейшими характеристиками финансово-экономической  деятельности предприятия в условиях рыночной экономики. Если предприятие  устойчиво в финансовом плане  и платежеспособно, оно имеет  преимущество перед другими предприятиями того же профиля в привлечении инвестиций, в получении кредитов, в выборе поставщиков и в подборе квалифицированных кадров. Наконец, оно не вступает в конфликт с государством и обществом, т. к. выплачивает своевременно налоги в бюджет, взносы в социальные фонды, заработную плату рабочим и служащим, дивиденды акционерам, а банкам гарантирует возврат кредитов и уплату процентов по ним. Чем выше устойчивость предприятия, тем более оно независимо от неожиданного изменения рыночной конъюнктуры и, следовательно, тем меньше риск оказаться на краю банкротства.

      Объектом  исследования данной курсовой работы является Открытое акционерное общество «ВИАН».

      Цель  курсовой работы - оценка эффективности  финансово-хозяйственной деятельности ОАО «ВИАН» в условиях рыночной экономики. При достижении этой цели, были решены следующие задачи:

- изучены  теоретические основы;

- дана  характеристика предприятия;

- сделана  оценка финансового состояния  и хозяйственной деятельности  ОАО «ВИАН»

- разработаны  мероприятия по улучшению финансового состояния предприятия ОАО «ВИАН».

      В ходе анализа финансово-хозяйственной  деятельности предприятия применяются  следующие методы:

- монографический;

- расчетно-аналитический;

- метод  абсолютных, относительных, средних  величин;

- балансовый  метод и другие.

      В ходе выполнения курсовой работы были использованы нормативные и законодательные  акты, труды специалистов и статистические данные ОАО «ВИАН» за 2008 - 2010 гг. 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1 Основы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия

      Значение  анализа финансово-экономического состояния предприятия трудно переоценить, поскольку именно он является той  базой, на которой строится разработка финансовой политики предприятия.

      Основными компонентами финансово-экономического анализа деятельности предприятия  являются:

· анализ бухгалтерской отчетности;

· горизонтальный анализ;

· вертикальный анализ;

· трендовый  анализ;

· расчет финансовых коэффициентов.

      Анализ  бухгалтерской отчетности представляет собой изучение абсолютных показателей, представленных в бухгалтерской отчетности. В процессе анализа бухгалтерской отчетности определяется состав имущества предприятия, его финансовые вложения, источники формирования собственного капитала, оцениваются связи с поставщиками и покупателями, определяются размер и источники заемных средств, оценивается объем выручки от реализации и размер прибыли. При этом следует сравнить фактические показатели отчетности с плановыми (сметными) и установить причины их несоответствия.

      Горизонтальный  анализ состоит в сравнении показателей  бухгалтерской отчетности с показателями предыдущих периодов. Наиболее распространенными  методами горизонтального анализа  являются простое сравнение статей отчетности и анализ их резких изменений и анализ изменений статей отчетности в сравнении с изменениями других статей. При этом особое внимание следует уделять случаям, когда изменение одного показателя по экономической природе не соответствует изменению другого показателя.

      Вертикальный  анализ проводится в целях выявления  удельного веса отдельных статей отчетности в общем итоговом показателе и последующего сравнения результата с данными предыдущего периода.

      Трендовый анализ основан на расчете относительных  отклонений показателей отчетности за ряд лет от уровня базисного года. При проведении анализа следует учитывать различные факторы, такие как эффективность применяемых методов планирования, достоверность бухгалтерской отчетности, использование различных методов учета (учетной политики), уровень диверсификации деятельности других предприятий, статичность используемых коэффициентов.

      Предлагаются  семь основных направлений анализа  финансового положения предприятия:

- показатели  рентабельности;

- показатели  долгосрочной финансовой устойчивости;

- показатели  ликвидности;

- показатели  деловой активности;

- структура  выручки от реализации;

- анализ  затрат предприятия;

анализ  дебиторской и кредиторской задолженности  предприятия.

Основные  задачи анализа:

1. Своевременное  выявление и устранение недостатков в финансовой деятельности и поиск резервов улучшения финансового состояния предприятия и его платежеспособности.

2. Прогнозирование  возможных финансовых результатов,  экономической рентабельности исходя  из реальных условий хозяйственной деятельности и наличия собственных и заемных ресурсов, разработка моделей финансового состояния при разнообразных вариантах использования ресурсов.

3. Разработка  конкретных мероприятий, направленных  на более эффективное использование  финансовых ресурсов и укрепление финансового состояния предприятия. 

1.2 Факторы, влияющие  на изменение финансово-хозяйственной деятельности и финансового состояния предприятия

      В процессе получения ресурсов со стороны, проектирования и производства продукции  или оказания услуг, реализации этой продукции или этих услуг во внешнюю среду предприятие активно взаимодействует с этой средой, а также со средой внутренней. Все это содержится в предпринимательском процессе, направленном на достижение целей предприятия.

      Многообразны составляющие, входящие во внешнюю среду предприятия. В их число можно включить:

* внешние  экономические факторы многочисленные  макроэкономические показатели: размер  валового внутреннего продукта  и его колебания, размеры инфляции, процентной ставки, валютный курс и его колебания, дефицит или профицит бюджета, уровень производительности общественного труда, средней заработной платы, ставки налогообложения.

* внешние  политические условия включают  государственное устройство и  государственную политику, в том числе внешнюю и внутреннюю.

* внешние  правовые составляющие включают  в себя: степень правовой урегулированности  общественных отношений, состав  действующих законов и подзаконных  актов, гарантии обеспечения безопасности  предприятий и граждан, четкость формулировок правовых норм и др.

* внешние  научные и технические факторы  способствуют предприятиям в  выпуске новой и модернизации  устаревшей продукции, освоении  новых и совершенствовании применяемых  технологических процессов, широком  внедрении инноваций.

* коммуникационные  внешние условия уровень развития  транспортной сети, наличие железных  дорог, автомобильных магистралей,  воздушных, морских и речных  путей сообщения, степень развитости  сетей связи, информационного  обмена и телекоммуникаций.

* природно-климатические факторы

      Все эти составляющие внешней среды  предпринимательского предприятия  в большей или меньшей степени  оказывают влияние на результативность его деятельности.

      Не  меньшее влияние на деятельность предприятия оказывают и составляющие внутренней среды предприятия. Их также можно сгруппировать следующим образом:

* производственно-технические  факторы включают всю совокупность  машин, оборудования, инструментов, приспособлений, сырья, материалов, полуфабрикатов, технологии производства  продукции.

* социальные условия и составляющие отношения между людьми, работающими на предприятии. От их способностей, отношения к труду, мотивации, поведения во многом зависят результаты работы предприятий.

* экономические  факторы представляет собой совокупность  экономических процессов, включающих движение капитала и денежных средств, экономические показатели деятельности предприятия. Среди последних следует выделить показатель рентабельности соотношение затрат и доходов.

* информационная  составляющая совокупность организационно-технических средств, обеспечивающих каналы и сети предприятия соответствующей информацией для эффективных коммуникаций в управлении предприятием.

* маркетинговый  фактор предусматривает обеспечение  предприятием, потребностей покупателей  в товарах или услугах путем изучения рынка, создания эффективной рекламы и системы сбыта. Маркетинг предполагает также активное воздействие на рынок, на существующий спрос в целях увеличения рыночной доли предприятия и повышения рентабельности продаж.

* фактор  деловых отношений и поведения сотрудников. Задача делового общения не только успешно общаться с людьми, но и влиять на них в нужном для вас направлении.

      Важное  значение для деятельности предпринимательской  организации имеет также поставщики, конкурентная внешняя среда, когда одновременно действуют несколько соперничающих друг с другом субъектов хозяйствования, предлагающих одноименные товары или услуги.

      Значительную  часть деловой среды предприятия  составляет инфраструктура. Эта часть  деловой среды, в которую входят банки, фондовые биржи, кадровые агентства, страховые компании, аудиторские и консультационные фирмы, различные транспортные организации и др., оказывает предприятию широкий спектр услуг. 

2. ОРГАНИЗАЦИОННОЭКОНОМИЧЕСКАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

2.1 Организационная характеристика ОАО «ВИАН»

Объектом  исследования курсового проекта  было выбрано открытое акционерное  общество «ВИАН». Юридический адрес: г.Протвино, Московской области, Кременковское  шоссе, дом 2.

      Основными видами деятельности общества являются:

производство  и реализация трубопроводной арматуры, машиностроительной продукции, товаров  народного потребления, сельскохозяйственной продукции, научно-технической товарной продукции:

оказание  бытовых услуг;

жилищное  строительство и осуществление  строительно-монтажных работ на объектах промышленно-технического назначения;

экспорт и импорт машиностроительной продукции  и товаров народного потребления  в соответствии с действующим  законодательством;

посредническая (брокерская) деятельность, операции по оптовой и розничной купле-продаже (дилерская деятельность).

      Для открытого акционерного общества «ВИАН» характерна трехступенчатая классификация  субъектов управления в зависимости  от объема распределительных полномочий:

1) Высшее  руководство (дирекция), в компетенцию которого входит принятие основополагающих решений по поводу целевых установок и экономической политики предприятия, подбор и расстановка кадров, руководство нижестоящими управленческими подразделениями.

2) Среднее  руководство (руководители подразделений). В компетенцию входит управление отдельными сферами деятельности предприятия, регулирование процесса работы, руководство подчиненными, подготовка принятия решений для дирекции.

Информация о работе Анализ хозяйственной деятельности предприятия