Методы совершенствования коммерческой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 19:28, дипломная работа

Краткое описание

Целью настоящего дипломного проекта является совершенствование коммерческой деятельности предприятия в условиях рыночной экономики за счет продуманной маркетинговой стратегии. В связи с поставленной целью в работе поставлены следующие задачи:
1) оценка сложившегося организационно-экономического уровня хозяйствования в выбранном объекте исследования;
2) анализ экономической эффективности использования на предприятии трудовых ресурсов, основных фондов, оборотных средств;
3) оценка основных конкурентов предприятия по наиболее важным показателям, характеризующим эффективности сбыта продукции на рынке;
4) анализ финансового состояния предприятия и результативных показателей его коммерческой деятельности;
5) разработка и оценка организационно-экономических мероприятий по повышению экономической эффективности коммерческой деятельности предприятия.
Объектом исследования в настоящей работе выступает коммерческое торговое предприятие ООО «ХХХХХХХХХХ».

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Выбор направлений совершенствования деятельности предприятий в условиях рынка
1.1. Пути и способы совершенствования деятельности предприятия

6
6
1.2. Система экономических показателей, отражающих экономическую эффективность деятельности предприятий в условиях рынка
17
Глава 2. Современное состояние деятельности ООО «ХХХХХХХХХХ»
2.1. Общая характеристика предприятия
22
22
2.2. Основные технико-экономические показатели деятельности предприятия 37
2.3. Организация труда и анализ выполнения плана по показателям труда и заработной платы
45
2.4. Анализ экономической эффективности использования основных фондов предприятия
54
2.5. Анализ внешней конкурентной среды предприятия 57
2.6. Анализ состава и динамики показателей прибыли предприятия 60
2.7. Анализ распределения и использования чистой прибыли предприятия 69
3. основные организационно-технические мероприятия совершенствования деятельности ООО «ХХХХХХХХХХ»
3.1. Перспективы совершенствования деятельности предприятия в условиях рынка

74
74
3.2. Совершенствование деятельности предприятия за счет расширения торгового бизнеса
75
3.3. Совершенствование деятельности предприятия за счет внедрения прогрессивных форм организации и оплаты труда
82
3.4. Совершенствование деятельности предприятия за счет повышения культуры обслуживания покупателей
86
3.5. Оценка экономического эффекта от внедрения разработанных организационно-технических мероприятий
88
Заключение 92
Библиографический список 95
Приложения

Файлы: 1 файл

internet-vers.doc

— 1.12 Мб (Скачать)
 

       Уровень валового дохода предприятия относительно товарооборота за 2001-2002 гг. не изменился и составил 17%.  При этом уровень издержек обращения сократился на 1%. Это повлекло рост уровня прибыли, получаемой  предприятием, также на 1%.

       Расчет  влияния факторов на изменение товарооборота в ООО «ХХХХХХХХХХ» за 2000-2002 гг. приведен в табл. 2.12.

       Уровень издержек обращения за счет целенаправленной финансовой стратегии фирмы в 2002 году составил 5,8%, что на 1% ниже уровня 2001 года. Это обусловило рост балансовой прибыли предприятия на 420 тыс. руб. В

       Таблица 2.12

       Расчет  влияния факторов на изменение прибыли  
в ООО «ХХХХХХХХХХ», тыс. руб.

Факторы Расчет  Сумма влияния, (+,-)
Изменение объема товарооборота  +(14000*10,2:100) +1429
Изменение объема валового дохода +(-4*42000:100) -1680
Изменение объема издержек обращения +(1,0*42000:100) +420
Баланс  факторов - +169
 

большей степени увеличение прибыли (на 1429 тыс. руб.) обусловлено ростом розничного товарооборота в 1,5 раза. Отрицательно повлияло на снижение балансовой прибыли  снижение уровня валового дохода (фактически торговой наценки) в 2002 году на 4% относительно 2001 года. Если бы не это снижение, дополнительный прирост прибыли мог бы составить 1680 тыс. руб.

         В настоящее время в ООО «ХХХХХХХХХХ» не создана специализированная служба, занимающаяся непосредственно планированием деятельности фирмы, в том числе и планированием прибыли. Функции планирования, в том числе и финансового, в целом по предприятию выполняет бухгалтерия, частично планирование деятельности осуществляется на уровне структурных подразделений – магазинов рознично-оптовой торговли.

       Финансовое  планирование на фирме осуществляется в основном в форме текущего планирования периодом на квартал, составляются такие  документы как план движения денежных средств, плана отчета о прибылях и убытках, план бухгалтерского баланса. Это является существенным недостатком в деятельности предприятия, так как на предстоящую перспективу не разрабатывается грамотная стратегическая программа по увеличению получаемых доходов.

       Чистая  прибыль предприятия определяется в 2 этапа. Сначала рассчитывается прибыль предприятия до налогообложения как разность между балансовой прибылью и имеющими место коммерческими расходами и прочими операционными расходами. Так, в 2001 году сумма балансовой прибыли организации составила   2847 тыс. руб. Сумма коммерческих расходов согласно ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках» 111 тыс. руб., сумма прочих операционных расходов – 87 тыс. руб. Прибыль предприятия до налогообложения определим как:

       2847 тыс. руб. – 111 тыс. руб. – 87 тыс. руб. = 2649 тыс. руб.

       На  предприятии применяется общая  для всех система налогообложения. В 2001 году размер налога на прибыль  составил 35%, в 2002 году согласно новому Налоговому Кодексу – 24%. На введенную  Федеральным законом от 24.07.2002 № 104-ФЗ в действие с 1 января 2003 года упрощенную систему налогообложения предприятие в настоящее время не перешло.

       Сумма налога на прибыль в 2001 году составила 927 тыс. руб. Чистая прибыль определилась в размере  1722 тыс. руб. (2649 тыс. руб. – 927 тыс. руб.).

       Коммерческие  расходы фирмы в 2002 году составили 213 тыс. руб., прочие операционные расходы  – 93 тыс. руб. Прибыль до налогообложения  составила  2710 тыс. руб. (3016 тыс. руб. – 213 тыс. руб. – 93 тыс. руб.). Чистая прибыль  за вычетом суммы налогов (650,25 тыс. руб.) в 2002 году составила  
2059,75 тыс. руб.

       План  по чистой прибыли в 2002 году не был  выполнен на 24,7%, относительно 2001 года произошло увеличение чистой прибыли  на 19,6%.

       Наглядно  динамику налогооблагаемой и чистой прибыли ООО «ХХХХХХХХХХ» за 2000-2002 гг. можно представить графически (рис. 2.6).

 

Рис. 2.6. Динамика налогооблагаемой и чистой прибыли ООО «ХХХХХХХХХХ» за 2000-2002 гг. 

       За 2000-2002 гг. темпы прироста налогооблагаемой прибыли предприятия составили 44,8%, темпы роста чистой прибыли – 69,3%. За счет снижения ставки налога на прибыль с 35 до 24%, замечаем, что темпы прироста чистой прибыли были значительно выше темпов прироста налогооблагаемой прибыли.

       Сумма налога на прибыль сократилась на 276,75 тыс. руб. за счет изменения суммы налогооблагаемой прибыли и изменения ставки налога на прибыль. Влияние этих факторов на сумму налога на прибыль можно определить  умножением  ее прироста за счет i-фактора на базовую ставку налога:

        ΔНп = ΔПнхi х Сно/100   (2.8)

        где,  ΔНп – прирост суммы налога на прибыль,

        ΔПнхi – прирост налогооблагаемой прибыли, Сно -  базовая ставка налога на прибыль.

       Изменение суммы налога на прибыль за счет величины налогооблагаемой прибыли  составило:

       ΔНп = ΔПн х Сно /100 = +61,0 х 35,0 / 100 = 21,35 тыс. руб.

       Изменение суммы налога на прибыль за счет ставки налога на прибыль составило:

       ΔНп = Пн1 х ΔСн /100 = 2710,0 х (24,0-35,0) = 2710,0 х (-11)/100 = -298,1 тыс. руб.

       Общее изменение суммы налога на прибыль  за 2000-2002 гг. равно сумме изменений за счет указанных факторов:

       21,35 тыс. руб. – 298,1 тыс. руб. = -276,75 тыс. руб. 

       Таким образом, снижение налоговой ставки на прибыль на 11% обусловило снижение суммы налога на прибыль, а, соответственно, и рост чистой прибыли предприятия, на 298,1 тыс. руб.  Рост величины налогооблагаемой прибыли за тот же период обусловил увеличение суммы налога на прибыль на 21,35 тыс. руб. Следовательно, прибыль предприятия в значительной степени зависит от фискальной политики государства. Однако, даже при действующих высоких ставках налога на прибыль управляющий состав любого коммерческого предприятия должен искать резервы увеличения прибыли прежде всего за счет расширения собственной хозяйственной деятельности, повышения ее экономической эффективности.

       Чистая  прибыль является одним из важнейших  экономических показателей, характеризующих  конечные результаты деятельности предприятия. Количественно она представляет собой разность между суммой балансовой прибыли и суммой внесенных в  бюджет налогов из прибыли, экономических санкций, отчислений в благотворительные фонды и других расходов предприятия, покрываемых за счет прибыли. Определение суммы чистой прибыли ООО «ХХХХХХХХХХ» за 2001-2002 гг. представлено в табл. 2.13.

      Таблица 2.13

      Определение суммы чистой прибыли ООО «ХХХХХХХХХХ»

Показатели  Уровень показателя, тыс. руб. Удельный  вес в балансовой прибыли, %
2001 г. 2002 г. +,- 2001 г. 2002 г. +,-
Балансовая  прибыль 2847,0 3016,0 +169,0 100,0 100,0 0
Сумма налога на прибыль 927,0 650,25 -276,75 32,6 21,6 -11,0
Экономические санкции 11,0 5,0 -6,0 0,4 0,2 -0,2
Прочие  расходы, покрываемые за счет прибыли  
187,0
 
301,0
 
+114,0
 
6,6
 
10,0
 
+3,4
Чистая  прибыль  1722,0 2059,75 +337,75 60,4 68,2 +7,8

       В отчетном году фактическая сумма  чистой прибыли была выше аналогичного показателя за предшествующий период на 676,25 тыс. руб. или 24,7%. При этом наблюдается рост удельного веса чистой прибыли в балансовой прибыли с 60,4 до 68,2%, или на 7,8%. Прежде всего, это обусловлено ростом балансовой прибыли на 169 тыс. руб. и снижением суммы налога на прибыль на  276,75 тыс. руб.

       Величина  чистой прибыли зависит от факторов изменения балансовой прибыли и  факторов, определяющих удельный вес  чистой прибыли в общей сумме  балансовой прибыли, а именно доли налогов, экономических санкций и других расходов в общей сумме прибыли.

       Расчет  влияния факторов на изменение суммы  чистой прибыли ООО «ХХХХХХХХХХ» за 2001-2002 гг. представлен в табл. 2.14.

      Таблица 2.14

      Расчет  влияния факторов на изменение суммы  чистой прибыли  
ООО «ХХХХХХХХХХ» за 2001-2002 гг., тыс. руб.

Факторы изменения чистой прибыли Расчет влияния Изменение суммы  чистой прибыли 
1. Изменение  балансовой прибыли +169 х 0,604 +102,076
1.1. Прибыль  от реализации продукции и  услуг +626 х 0,604 +378,104
1.2. Прибыль  от прочей реализации -457 х 0,604 -276,028
1.3. Внереализационные  финансовые результаты  - -
2. Сумма  налога на прибыль -(-11 х 3016/100) +331,76
3. Экономические  санкции -(-0,2 х 3016/100) +6,032
4. Прочие  расходы, покрываемые за счет  прибыли  -(+3,4 х 3016/100) -102,544
Итого изменение чистой прибыли  - +337,75
 

       Чтобы определить изменение чистой прибыли  за чет факторов первой группы (изменения  балансовой прибыли предприятия) необходимо изменение балансовой прибыли за счет каждого фактора умножить на базовый удельный вес чистой прибыли в сумме балансовой прибыли:

       ΔЧП = ΔБПхi х УДчn0    (2.9).

       Прирост чистой прибыли за счет второй группы факторов (изменения доли чистой прибыли  в сумме балансовой прибыли) рассчитывается умножением прироста удельного веса i-го фактора (налогов, санкций, отчислений) в общей сумме балансовой прибыли на фактическую ее величину в отчетном периоде: 

       ΔЧП = БП1 х (-УДхi)    (2.10).

       Из  табл. 2.14 следует, что сумма чистой прибыли ООО «ХХХХХХХХХХ» за 2001-2002 гг. увеличилась на 337,75 тыс. руб. в основном за счет роста прибыли от реализации товаров и услуг (это обусловлено расширением ассортимента отделочных материалов и перечня дизайнерских услуг, выполняемых предприятием), а также за счет сокращения суммы налога, уплачиваемого из прибыли (за счет уменьшения ставки налога на прибыль с 35 до 24%).

       Важнейшим показателем, характеризующим эффективность  торгово-коммерческой деятельности, является рентабельность продаж (оборота) –  отношение чистой прибыли (ЧП) к сумме  товарооборота (ТО):

      Rрп = ЧП / ТО  (2.11).

       Наглядно  динамика данного показателя в ООО «ХХХХХХХХХХ» за 2000-2002 гг. представлена на рис. 2.7.

      

       Рис. 2.7. Динамика плановой и фактической  рентабельности продаж 
в ООО «ХХХХХХХХХХ» за 2000-2002 гг.
 

       Рентабельность  продаж в ООО «ХХХХХХХХХХ» за 2000-2002 гг. сократилась с 7,03 до 4,9%, или на 2,13 пункта. Фактические показатели рентабельности продаж на протяжении всего исследуемого периода были значительно ниже плановых – в 2002 году план по рентабельности на был выполнен на 1,94 пункта. Основная причина – отсутствие на предприятии грамотного финансового планирования, позволяющего объективно определять развитие бизнеса в краткосрочной и долгосрочной перспективе.  

       2.7. Анализ распределения и использования чистой прибыли предприятия  

       Чистая  прибыль ООО «ХХХХХХХХХХ» распределяется в соответствии с Уставом предприятия.

       В ООО «ХХХХХХХХХХ» из чистой прибыли образуются фонды: накопления, потребления, социальной сферы.

       Резервный фонд на данном предприятии не сформирован, поэтому средства на пополнение резервного фонда не направлялись.

Информация о работе Методы совершенствования коммерческой деятельности