Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 19:28, дипломная работа
Целью настоящего дипломного проекта является совершенствование коммерческой деятельности предприятия в условиях рыночной экономики за счет продуманной маркетинговой стратегии. В связи с поставленной целью в работе поставлены следующие задачи:
1) оценка сложившегося организационно-экономического уровня хозяйствования в выбранном объекте исследования;
2) анализ экономической эффективности использования на предприятии трудовых ресурсов, основных фондов, оборотных средств;
3) оценка основных конкурентов предприятия по наиболее важным показателям, характеризующим эффективности сбыта продукции на рынке;
4) анализ финансового состояния предприятия и результативных показателей его коммерческой деятельности;
5) разработка и оценка организационно-экономических мероприятий по повышению экономической эффективности коммерческой деятельности предприятия.
Объектом исследования в настоящей работе выступает коммерческое торговое предприятие ООО «ХХХХХХХХХХ».
Введение 3
Глава 1. Выбор направлений совершенствования деятельности предприятий в условиях рынка
1.1. Пути и способы совершенствования деятельности предприятия
6
6
1.2. Система экономических показателей, отражающих экономическую эффективность деятельности предприятий в условиях рынка
17
Глава 2. Современное состояние деятельности ООО «ХХХХХХХХХХ»
2.1. Общая характеристика предприятия
22
22
2.2. Основные технико-экономические показатели деятельности предприятия 37
2.3. Организация труда и анализ выполнения плана по показателям труда и заработной платы
45
2.4. Анализ экономической эффективности использования основных фондов предприятия
54
2.5. Анализ внешней конкурентной среды предприятия 57
2.6. Анализ состава и динамики показателей прибыли предприятия 60
2.7. Анализ распределения и использования чистой прибыли предприятия 69
3. основные организационно-технические мероприятия совершенствования деятельности ООО «ХХХХХХХХХХ»
3.1. Перспективы совершенствования деятельности предприятия в условиях рынка
74
74
3.2. Совершенствование деятельности предприятия за счет расширения торгового бизнеса
75
3.3. Совершенствование деятельности предприятия за счет внедрения прогрессивных форм организации и оплаты труда
82
3.4. Совершенствование деятельности предприятия за счет повышения культуры обслуживания покупателей
86
3.5. Оценка экономического эффекта от внедрения разработанных организационно-технических мероприятий
88
Заключение 92
Библиографический список 95
Приложения
Анализ
показателей табл. 2.9 свидетельствует
о том, что за период с 2000 по 2002 гг. в ООО
«ХХХХХХХХХХ» приобретение дополнительного
торгового технологического оборудования
в более высоких темпах прироста по отношению
к темпам роста работников предприятия
обусловило рост фондовооруженности
на 74,8%. При росте фондовооруженности возросла
и экономическая эффективность использования
основных фондов. Так, фондоотдача за исследуемый
период увеличилась на 26,9%, фондоемкость,
напротив, снизилась на 21,1%. Несмотря на
рост экономической эффективности использования
основных фондов их рентабельность за
тот же период снизилась с 215,1 до 159,6%, или
на 55,5 пункта. Все это указывает на необходимость
разработки конкретных организационно-экономических
мероприятия, способствующих увеличению
его балансовой прибыли.
2.5.
Анализ внешней конкурентной среды предприятия
Существует ряд внешних факторов, которые влияют как на бизнес по продаже керамической плитки, так и на развитие любого другого бизнеса. Благоприятные политические факторы: переход России к рыночной экономике открыл новые возможности для инвестиций и деятельности фирм. Открылась возможность создания самостоятельного бизнеса - ООО «ХХХХХХХХХХ» импортирует товары по прямым контрактам. Технологические факторы предполагают использование в работе новейших достижений - это и торговля новыми материалами (современные стеклоблоки, цветное стекло - смальта, художественная керамика) и использование современных компьютерных программ при работе с клиентами.
Наиболее важные из экономических факторов, оказывающие влияние на данный бизнес: стабилизация рубля, которая привела к снижению процентных ставок по кредитам, обменный курс национальной валюты, существующее налогообложение, уровень инфляции, и наблюдающийся в стране экономический рост - все эти факторы благоприятны для развития торговли импортной керамикой.
Постоянно проводимые на заводах-изготовителях реконструкции, внедрение современных технологических процессов, применение оборудования мировых лидеров в области керамики и использование сырьевых материалов высокого качества позволяют импортным заводам-изготовителям выпускать конкурентоспособную высококачественную продукцию, способную удовлетворить любые требования покупателя.
Социальные
факторы предполагают увеличение числа
населения, намеревающегося приобрести
или отремонтировать свое жилье. Ежемесячная
потребность в керамической плитке составляет
- 1м2 на человека, т. е. для
г. Москвы объем реализации материала
– 1500 тыс. м2 ежемесячно.
Ближнее внешнее окружение включает в себя существующий рынок данного товара, возможные издержки и конкурентное окружение. В свою очередь структура конкуренции определяется пятью силами. влияющими на прибыльность данной отрасли: зависимость от поставщиков, зависимость от покупателей, угроза со стороны новых конкурентов, угроза со стороны заменителей товара и борьба с существующими конкурентами за место на рынке.
ООО «ХХХХХХХХХХ» не имеет сильной зависимости от поставщиков, т.к. предлагаемый рынок европейской плитки достаточно обширен и, как правило, сами заводы заинтересованы в клиентах, соблюдающих сроки поставок и корректных в платежах, отечественные поставщики также сильно заинтересованы в сбыте своей продукции и готовы сотрудничать на взаимовыгодных условиях. Нет сильной зависимости от покупателей, т.к. нет таких крупных покупателей, которые могли бы диктовать цены. Появление новых конкурентов на рынке в г. Москвы маловероятно, зарубежные филиалы аналогичных фирм не имеют постоянного достаточного складского запаса. Заменители товара в виде влагостойкого паркета и других покрытий, либо дороги, либо сильно подвержены моде (влагостойкие обои).
Рынок конкуренции для фирмы - это ООО «Каменный мастер», ООО «Иверия», ООО «Стройэлемент», ООО «Престим». Все они являются прямыми импортерами - могут предложить максимальные скидки, имеют постоянного и достаточного ассортимента на складах г. Москвы. Кроме всего, ООО «ХХХХХХХХХХ» строго контролирует качество своего товара, любые недостатки материалов сейчас же доводятся до сведения заводов — изготовителей.
Анализ основных конкурентов ООО «ХХХХХХХХХХ» по 10-бальной системе приведен в приложении 3. Десятибалльная шкала оценки конкурентов по основным характеристикам является одной из общепринятых и в основном применяется в ООО «Консальтмаркетинг» - фирме, которая по заказу ООО «ХХХХХХХХХХ» проводила анализ основных конкурентов.
Видим, что сильнейшим конкурентом на региональном рынке европейской плитки и других отделочных материалов для фирмы является ООО «Иверия», которая осуществляет интенсификацию коммерческих усилий в области рекламы, создал себе на региональном рынке прочный имидж торгового предприятия, предлагающего разнообразный ассортимент отделочных материалов с оказанием сопутствующих услуг.
Проведенные в 2002 году маркетинговые исследования позволили установить долю ООО «ХХХХХХХХХХ» и его основных конкурентов на региональном рынке европейской плитки и прочих отделочных материалов (приложение 4).
Видим, что ООО «ХХХХХХХХХХ» и ООО «Иверия» на региональном рынке отделочных материалов занимают практически одинаковую рыночную нишу, что еще в большей степени обуславливает соперничество между ними.
На планируемый 2004 год в ООО «ХХХХХХХХХХ» исходя из анализа существующей рыночной ситуации планируется значительное расширение торгово-коммерческой деятельности.
Специалистами предприятия на предстоящую перспективу разработан эффективный план маркетинга, включающий в себя анализ рыночной ситуации, сильный и слабых сторон фирмы (SWOT-анализ), анализ конкурентного окружения.
Маркетинговая цель - привести своего потребителя в состояние осведомленности о том, что у него есть проблема с отделкой помещения; в состояние осведомленности о том, что мы можем ее решить, предложив широчайший выбор материалов; в состояние осведомленности о том, что мы можем решить проблему лучше конкурентов, т. к. имеем низкие цены и возможность заказов по каталогам с заводов-производителей; в состояние заинтересованности в решении; в состояние решить проблему с нашей помощью.
Реалистичная цель:
- выйти на объем продаж по отделочным материалам до 10000 тыс.руб. ежемесячно;
- держать ведущее место по продаже импортной керамической плитки в г. Москве;
-
расширить ассортимент за счет
ассортимента новых
- наладить работу со строительными организациями в г. Москве по продаже керамической плитки, бордюров, декоров.
Это стратегические цели среднесрочного характера, которые подлежат реализации в течение 3-5 лет.
Все эти направления являются реалистичными для исследуемого торгового предприятия и будут способствовать увеличению его прибыли.
В
целях выявления финансовых возможностей
для расширения торгового бизнеса необходимо
провести детализированный анализ прибыли
предприятия, источников ее формирования
и направлений использования.
2.6.
Анализ состава и динамики показателей
прибыли предприятия
В процессе анализа хозяйственной деятельности используются следующие показатели прибыли: балансовая прибыль, прибыль от реализации продукции, работ, услуг, прибыль от прочей реализации, финансовые результаты от внереализационных операций, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль.
Анализ выполнения плана по прибыли в 2002 году и ее динамика за последние 2 года в ООО «ХХХХХХХХХХ» наглядно представлены в табл. 2.10.
Валовой
доход по торговому предприятию
определяется путем вычитания из
товарооборота затрат фирмы на приобретение
товаров для последующей
Таблица 2.10
Динамика
показателей прибыли ООО «
Показатели | 2001 год | 2002 год | Факт отчетного периода в % | ||
план | фактически | к прошлому периоду | к плану | ||
Товарооборот | 28000 | 40000 | 42000 | 150,0 | 105,0 |
Валовой доход | 4760 | 6000 | 5460 | 114,7 | 91,0 |
Издержки обращения | 1913 | 2100 | 2444 | 127,8 | 116,4 |
Балансовая прибыль | 2847 | 3900 | 3016 | 106,0 | 77,3 |
в том числе прибыль от реализации (основная деятельность) | 2144 |
3770 |
2770 |
129,2 |
73,5 |
прибыль от прочей реализации | 703 |
130 |
246 |
35,0 |
189,2 |
прибыль/убытки от внереализационных операций | - |
- |
- |
- |
- |
Увеличение (+), уменьшение (-) суммы прибыли в результате ее корректировки для нужд налогообложения в соответствии с установленными инструкциями | -198,0 |
-300,0 |
306,0 |
151,5 |
102,0 |
Прибыль, подлежащая налогообложению | 2649,0 |
3600,0 |
2710,0 |
102,3 |
75,3 |
Льготы по налогу на прибыль | - |
- |
- |
- |
- |
Сумма налога на прибыль | 927,0 | 864,0 | 650,25 | 70,1 | 75,3 |
Чистая прибыль | 1722 | 2736 | 2059,75 | 119,6 | 75,3 |
Балансовая прибыль определяется путем вычитания из валового дохода издержек обращения, при этом, возможно ее увеличение за счет прибыли от прочей реализации и внереализационных доходов. Структуру балансовой прибыли предприятия фактически за 2001-2002 гг. год наглядно представим секторной диаграммой (приложение 5).
За
последние 2 года на исследуемом торговом
предприятии произошли заметные
изменения в структуре
Факторный анализ дает возможность более детального изучения изменения балансовой прибыли в отчетном периоде по сравнению с прошлым годом (табл. 2.11).
Таблица 2.11
Исходные данные для анализа влияния факторов на изменение прибыли в ООО «ХХХХХХХХХХ», тыс. руб.
Показатели | 2001 год | 2002 год | Отклонение, +,- |
Товарооборот | 28000 | 42000 | +14000 |
Валовой доход | 4760 | 5460 | +700 |
в % к товарообороту | 17,0 | 13,0 | -4,0 |
Издержки обращения | 1913 | 2444 | +531 |
в % к товарообороту | 6,8 | 5,8 | -1,0 |
Прибыль | 2847 | 3016 | +169 |
в % к товарообороту | 10,2 | 7,18 | -3,02 |
Информация о работе Методы совершенствования коммерческой деятельности