Методы планирования учебной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 17:14, реферат

Краткое описание

Планирование физического воспитания – это предварительная разработка и определение на предстоящую деятельность целевых установок и задач, содержания, методики, форм организации и методов учебно-воспитательного процесса с конкретным контингентом занимающихся.

Оглавление

Глава 1. Планирование физического воспитания_______________________3
Глава 2. Методическая последовательность планирования_______________6
Глава 3. Характеристика основных документов планирования в физическом воспитании______________________________________________________8
Глава 4. Технология разработки документов планирования по физическому воспитанию____________________________________________________14
Список литературы______________________________________________16

Файлы: 1 файл

физ-ра.doc

— 81.00 Кб (Скачать)

министерство образования и  науки рф

Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

 высшего  профессионального образования

«КУБАНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

В СТ. ЛЕНИНГРАДСКОЙ

(Ленинградский  филиал КубГУ)

 

 

 

 

Реферат

 

по предмету: «Физическая культура»

 

на тему: «Методы  планирования учебной деятельности»

 

Работу выполнила:

студентка 2 курса, ОФО

Специальность  080504

«Государственное и муниципальное 

управление»                                                                          

Горбачева А.А.

 

Руководитель работы:

Кривцов С.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ст. Ленинградская, 2012 год

Содержание:

Глава 1. Планирование физического  воспитания________________________3

Глава 2. Методическая последовательность планирования________________6

Глава 3. Характеристика основных документов планирования в физическом воспитании_______________________________________________________8

Глава 4. Технология разработки документов планирования по физическому воспитанию______________________________________________________14

Список литературы________________________________________________16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Планирование физического воспитания.

 

Планирование физического  воспитания – это предварительная  разработка и определение на предстоящую деятельность целевых установок и задач, содержания, методики, форм организации и методов учебно-воспитательного процесса с конкретным контингентом занимающихся.

По срокам планирования различают следующие его виды: перспективное, текущее (этапное) и оперативное. Перспективное планирование – это планирование на длительный срок (например, в общеобразовательной школе на несколько лет с распределением программного материала по годам обучения). Текущее планирование охватывает этапы работы (например, в общеобразовательной школе – это планирование на учебную четверть). Оперативное планирование осуществляется на ближайшее время (на предстоящее занятие).

Планирование требует  глубоких разносторонних профессиональных знаний и практического опыта, всегда предполагает творческий подход, так как оно не определяется жесткими рамками методических предписаний.

Требования к планированию в физическом воспитании

  1. Целевая направленность педагогического процесса.

Заключается в требовании определения конечной цели этого процесса и подчинении (подборе) всего его содержания, методов и форм организации достижению поставленной цели. Иначе говоря, из методического арсенала преподавателя (тренера) использовать то, что непосредственно служит реализации цели. Намеченная цель должна быть реальной. Поэтому преподавателю (тренеру) необходимо трезво оценить возможности ее достижения (подготовленность занимающихся, затраты учебного времени, наличие материально-технической базы и пр.).

Основой для разработки целевых установок служат программно-нормативные положения системы физического воспитания (разрядные нормы и требования спортивной классификации, требования государственных программ по физическому воспитанию для различных контингентов населения).

С установлением цели создается конкретная перспектива в педагогической работе. Цель конкретизируют целой системой соподчиненных (частных, промежуточных) педагогических задач с определением последовательности и сроком их реализации.

Все предусматриваемые  планом задачи следует формулировать ясно, однозначно и так, чтобы они легко поддавались оценке и контролю. Поэтому их конкретизируют по возможности в количественных показателях (учебных нормативах, тестовых результатах), позволяющих применять математико-статистические методы оценки достижений (полученных результатов).

2. Всесторонность планирования задач педагогического процесса.

Требование состоит  в том, чтобы исходя из поставленной цели достаточно полно предусматривать образовательные, оздоровительные и общевоспитательные задачи и намечать соответствующие им средства, методы и формы организации занятий.

3. Учет закономерностей  физического воспитания.

Планирование только тогда эффективно, когда оно основывается на объективных закономерностях  физического воспитания (на закономерностях формирования двигательных умений и навыков, развития физических качеств и параллельно усвоения знаний по данному предмету) и на соответствующих им педагогических принципах (систематичности, доступности и индивидуализации, прогресси-рования и др.). В планировании процесса физического воспитания надо также учитывать биологические закономерности роста и развития организма человека, возрастные психологические особенности.

4. Конкретность планирования.

Требование состоит  в строгом соответствии намечаемых задач, средств и методов физического воспитания подготовленности занимающихся и условиям занятий (учебно-материальная база, климатические условия и пр.). Степень конкретизации зависит от временного периода, на который составляется план. Чем меньше срок, на который составляется план, тем он в большей степени конкретизируется. Самым конкретным (детализированным) планом является план-конспект одного урока (занятия).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Методическая последовательность планирования.

При разработке любого плана желательно придерживаться такой последовательности основных операций:

1. Прежде чем приступить  к планированию, надо иметь определенные  сведения о контингенте занимающихся, для которого предстоит составить  план (о состоянии здоровья, уровне  физической и спортивно-технической подготовленности и др.).

Без таких сведений нельзя полноценно осуществить планирование. Кроме того, данные нужны для комплектования однородных по состоянию здоровья и  уровню подготовленности групп при  проведении курса физического воспитания в общеобразовательных школах, средних специальных и высших учебных заведениях и других организациях.

Преподаватель получает необходимые предварительные сведения посредством собеседования с  теми, с кем предстоит вести  занятия, проведения среди них анкетирования, контрольных испытаний (тестирования), использования данных врачебно-физкультурного обследования.

2. Определяются и конкретизируются  цели и задачи учебно-воспитательного  процесса применительно к конкретному  контингенту занимающихся и конкретным условиям ведения занятий.

3. Исходя из поставленных  задач устанавливаются нормативы  и требования, которые должны  быть выполнены занимающимися  на соответствующих этапах.

4. Определяются разделы  программы занятий и расчет  учебного времени на разработку  теоретического и практического содержания программы, ее прохождение.

5. Намечается рациональная  последовательность прохождения  учебного материала (теоретического  и практического) по периодам, этапам, отдельным занятиям и  уточняются объем и интенсивность  нагрузок.

6. Определяется общая  организация работы по реализации  плана, подбираются методы и  формы занятий для решения  поставленных педагогических задач. 

7. В заключение приступают  к сводному текстуально-описательному  либо табличному оформлению плана.  При этом просматриваются и согласуются все его пункты, разделы, параметры нагрузок и т.д.

Когда это возможно, содержание планов рекомендуется выражать в  наглядной форме, используя средства графического изображения, разные цвета. Наглядные формы планов позволяют целостно воспринимать различные элементы содержания, показатели и представить взаимосвязь между ними.

Таким образом, планирование носит последовательный характер и  осуществляется по признаку от обобщенного  к более детальному.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Характеристика основных документов планирования в физическом воспитании.

Основными документами  планирования в физическом воспитании являются: учебный план, учебная  программа, план-график учебного процесса, рабочий (тематический) план, расписание занятий, планы-конспекты занятий.

Все документы планирования логически  и содержательно связаны между  собой. Каждый последующий документ более частного характера разрабатывается  в соответствии с предшествующим. Вместе с тем каждый документ имеет  свое назначение в системе планирования, выполняет определенную функцию. В целом же реализация основных документов планирования должна обеспечить необходимую организацию, оптимальный выбор средств и методики педагогического процесса с данным контингентом занимающихся.

По своему функциональному назначению все документы планирования делятся на три типа:

1. Документы, определяющие основную  направленность и содержание  учебного процесса в общеобразовательных  школах, колледжах профессионального  образования, средних и высших  специальных учебных заведениях.

К ним относятся учебный план и учебная программа. Эти документы  являются государственными и обязательными  для выполнения.

2. Документы, определяющие порядок  организации процесса физического  воспитания (план-график учебного  процесса и расписание занятий).

3. Документы методического характера,  в которых преимущественно отражена  методика физического воспитания (рабочий план и план-конспект  занятия).

Учебные планы и программы по физическому воспитанию для общеобразовательных  школ, средних и высших специальных учебных заведений, спортивных школ и других организаций разрабатываются государственными органами (министерствами, комитетами).

Планы-графики учебного процесса, рабочие планы и планы-конспекты  уроков разрабатываются самими преподавателями исходя из отправных официальных документов – учебного плана и программы.

Учебный план представляет собой основной (исходный) документ, на основе которого осуществляется вся многогранная работа по физическому воспитанию в государственных  учебных заведениях всех уровней.

Учебным планом устанавливаются:

а) общая продолжительность занятий  по физическому воспитанию в общеобразовательной  школе, учебном заведении; спортивной специализации в ДЮСШ и других спортивных школах;

б) разделы (виды) программного материала с указанием часов  на их прохождение по годам обучения.

Учебная программа –  это документ планирования учебной  работы, в котором определяются:

а) целевые установки  и общие задачи педагогического  процесса: в общеобразовательной школе – курса физического воспитания, в ДЮСШ – спортивной тренировки по избранному виду спорта;

б) объем знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть занимающиеся в планируемый срок занятий, и перечень основных физических упражнений и других средств, обеспечивающих решение поставленных задач;

в) уровень теоретической, общефизической и спортивной подготовленности, выраженный в зачетных требованиях  и учебных нормативах (тестовых показателях), который должны достигнуть занимающиеся на каждом году и по окончании обучения в образовательном учреждении.

Программа по физическому  воспитанию состоит в основном из 4 разделов:

1) уроки физической  культуры;

2) физкультурно-оздоровительные  мероприятия в режиме учебного  дня; 

3) физическая культура  во внеурочное время;

4) физкультурно-массовые  и спортивные мероприятия. 

Учебные программы имеют  следующую типовую структуру:

1) пояснительная записка,  в которой раскрываются цель  и задачи курса физического  воспитания, указываются особенности  контингента занимающихся, характеризуется структура программы, рекомендуются методы и формы занятий, даются указания по планированию и учету и др.;

2) учебный материал  по теоретическому и практическому  разделам (перечень основных теоретических  тем для изучения, описание всех физических упражнений, подлежащих освоению по годам обучения), а также зачетные требования и учебные нормативы по освоению двигательных действий и развитию физических качеств;

3) приложение, в котором  приводится список рекомендуемой  литературы, образцы планов, заявок, типовой табель спортивного инвентаря и оборудования, необходимого для обеспечения занятий по физической культуре, примерные карты физической подготовленности и развития учащихся и др.

Учебная программа разрабатывается  в соответствии с установленным учебным планом содержанием и объемом часов, отведенных на каждый раздел и в целом на все разделы занятий.

План-график учебного процесса определяет наиболее целесообразную последовательность прохождения материала теоретического и практического разделов учебной программы по месяцам и неделям на протяжении одного года (учебного – в общеобразовательной школе и годичного цикла спортивной тренировки в ДЮСШ).

Информация о работе Методы планирования учебной деятельности