Методы планирования прибыли

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 15:32, реферат

Краткое описание

Прибыль, известнейшая с давних времен категория, получила новое содержание в условиях современного экономического развития страны, формирования реальной самостоятельности субъектов хозяйствования. Являясь главной движущей силой рыночной экономики, она обеспечивает интересы государства, собственников и персонала организации.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Методы планирования прибыли на предприятии …………………….5
Метод прямого счета………………………………………………6
Аналитический метод…………………………………………….10
Метод, основанный на эффекте производственного (операционного) рычага…………………………………………...12
Метод на основе бюджетирования………………………………14
Заключение………………………………………………………………………17
Список литературы……………………………………………………………..19

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (3).docx

— 75.25 Кб (Скачать)

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

  1. Методы планирования прибыли на предприятии …………………….5
    1. Метод прямого счета………………………………………………6
    2. Аналитический метод…………………………………………….10
    3. Метод, основанный на эффекте производственного (операционного) рычага…………………………………………...12
    4. Метод на основе бюджетирования………………………………14

Заключение………………………………………………………………………17

Список литературы……………………………………………………………..19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Прибыль, известнейшая с  давних времен категория, получила новое  содержание в условиях современного экономического развития страны, формирования реальной самостоятельности субъектов  хозяйствования. Являясь главной  движущей силой рыночной экономики, она обеспечивает интересы государства, собственников и персонала организации.

Прибыль – один из основных финансовых показателей плана и  оценки хозяйственной деятельности предприятий. За счет прибыли осуществляется финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию предприятий, увеличение фонда оплаты труда их работников. Она является не только источником обеспечения внутрихозяйственных  потребностей предприятия, но приобретает  все большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов. Поэтому вопросы планирования прибыли являются сегодня очень актуальными.

Рыночная экономика в  Российской Федерации набирает всё  большую силу. Вместе с ней набирает силу и конкуренция как основной механизм регулирования хозяйственного процесса. В современных экономических  условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах  его функционирования. Чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных  условиях, управленческому персоналу  необходимо, прежде всего, уметь реально  оценивать финансовые состояния, как  своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов. Важнейшее  значение в определении финансового  состояния предприятия состоит  в своевременном и качественном анализе финансово-хозяйственной  деятельности. Прибыль является одним  из важнейших элементов цены. Размеры  прибыли должны удовлетворять интересы собственников предприятия и  его менеджеров. Прибыль остается в распоряжении предприятия после  вычитания из полученной выручки  всех расходов, понесенных в связи с выпуском и реализацией продукции, включая принудительные затраты в виде налогов, сборов и иных аналогичных платежей, обеспечивающих необходимые государственные потребности. Следовательно, правильное определение размера прибыли в цене единицы каждого вида продукции скажется в целом на общей сумме получаемой предприятием прибыли.

Планирование прибыли  – это составная часть финансового планирования. Целью данной работы является изучение методов планирования прибыли на предприятии.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Подробно изучить методы планирования прибыли, в частности:

- метод прямого счета;

- аналитический метод;

- метод, основанный на эффекте производственного (операционного)

  рычага;

- метод на основе бюджетирования.

Основой исследования являются материалы, содержащиеся в научных  трудах отечественных ученых, а также интернет-источники.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Методы планирования прибыли на предприятии

 

Экономически  обоснованное определение размера  прибыли имеет большое значение для предприятия, позволяет правильно  оценить его финансовые ресурсы, размер платежей в бюджет, возможности  расширенного воспроизводства и  материального стимулирования работников. От объема прибыли, зависит и реализация дивидендной политики акционерного предприятия.

Этап планирования прибыли занимает важное место в  финансовом планировании. Эта часть  планирования использует все параметры  бизнес-плана и является решающей в определении финансового результата от всей деятельности предприятия. Подходы к планированию прибыли зависят от параметров производственной, хозяйственной и финансовой деятельности предприятия. Нужно изучить наиболее существенные взаимосвязи в экономике предприятия и понять их влияние на величину прибыли. Это поможет глубже понять факторы, влияющие на рост прибыли.

Планирование  прибыли проводится раздельно по всем видам деятельности предприятия (организации). Раздельное планирование обусловлено различиями в методологии  исчисления и налогообложении прибыли от различных видов деятельности. В процессе разработки финансовых планов учитываются все факторы, влияющие на величину прибыли, и моделируются финансовые результаты от принятия различных управленческих решений.

Методы прогнозирования  и планирования финансовых результатов  в настоящее время не регламентированы, но достаточно подробно описаны в  литературе. В планировании прибыли  используются следующие методы:

- метод прямого счета;

- аналитический метод;

- метод, основанный на эффекте производственного (операционного) рычага;

- метод на основе бюджетирования.

 

1.1. Метод прямого счета

 

Прямой счет основан  на том, что количество реализуемой  продукции (объем продаж) по каждой номенклатурной позиции умножают последовательно  на цену реализации и на себестоимость  каждой единицы. Разница между суммами  обоих произведений по всем позициям номенклатуры составляет планируемый  объем прибыли. По несравнимой продукции  себестоимость каждой единицы должна определяться по плановым единичным  калькуляциям. При этом используют формулу:

П  = В -З

или

П = П1 + ПТ - П2,

Где, П - прибыль;

В - выручка от реализации продукции по оптовым ценам;

З - полная себестоимость реализуемой продукции, которая включает в себя себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, коммерческие и управленческие расходы;

П1  и П2 - соответственно прибыль в остатках нереализованной продукции на начало и конец планового года;

ПТ  - прибыль в товарной продукции планового года, определяемая исходя из плана производства по развернутой номенклатуре, плановых калькуляций по каждому изделию, смет управленческих и коммерческих расходов.

Прибыль в переходящих  остатках готовой продукции обычно рассчитывают по всей их совокупности. Поскольку остатки учитывают  по условно-производственной себестоимости, то и прибыль по ним исчисляют  как разницу между суммой входных  и выходных остатков в ценах реализации и по производственной себестоимости. Все коммерческие и управленческие расходы условно относят на выпуск товарной продукции. Прибыль в переходящих  остатках можно также исчислять  исходя из производственной себестоимости  и уровня рентабельности (себестоимости  за 4-й квартал соответственно отчетного  и планового года).

Бухгалтерский учет реализованной продукции осуществляется по методу начислений, т. е. реальное движение денег за отгруженную продукцию не совпадает с движением материальным. В финансовом планировании важно определить реальное получение прибыли, поэтому целесообразно при расчете прибыли в остатках нереализованной продукции в указанные остатки включать помимо остатков на складе товары отгруженные, но неоплаченные.

Более простой  вариант этого метода предполагает укрупненный расчет по позициям плана (табл. 2)

 

Таблица 2

№ пп.

Показатель

Сумма

1

Плановый объем  продаж:

по отпускным  ценам предприятия

по полной себестоимости

 

313075

199858

2

Доходы от внереализационных  операций. В том числе:

доходы по ценным бумагам

доходы от долевого участия в деятельности других предприятий

 

 

610

510

3

Операционные  доходы:

от прочей реализации

арендные платежи

 

500

800

4

Операционные  расходы: по прочей реализации

амортизация и  обслуживание имущества, сданного в  аренду

 

89

  200

5

Внереализационные доходы:

поступления в  возмещение причиненных предприятию  убытков

курсовые разницы

 

2000

 

2500

6

Внереализационные расходы:

курсовые разницы

налог на имущество

налог на рекламу

 

1700

500

100


.

1-й  шаг. Рассчитаем прибыль от продажи (реализации) продукции.

Прибыль = Выручка - Себестоимость =  313 075 - 19 9858 = 113 217 тыс. руб.

2-й  шаг. Подсчитаем прибыль (убыток) планируемого года:

Прибыль (убыток) = Прибыль от продажи + Операционные доходы - Операционные расходы + Внереализационные  доходы - Внереализационные расходы = 113 217 + (500 + 800) - (89 + 200) + (2000 + 2500) -  (1700 + 500 + 100) = 116 428 тыс. руб.

Составление расчета  прибыли организации на год (табл. 3).

 

Таблица 3

№ пп.

Показатель

Сумма

1

Плановый объем  продаж:

по отпускным  ценам предприятия по полной себестоимости

313075

199858

2

Прибыль (убыток) от продажи

113217

3

Доходы от внереализационных  операций

В том числе:

доходы по ценным бумагам

доходы от долевого участия в деятельности других предприятий

 

 

610

510

4

Операционные  доходы:

от прочей реализации

арендные платежи

500

800

5

Операционные  расходы:

по прочей реализации

амортизация и  обслуживание имущества, сданного в  аренду

 

89

200

6

Внереализационные доходы:

поступления в  возмещение причиненных предприятию  убытков

 курсовые разницы

 

2000

 

2500

7

Внереализационные расходы:

курсовые разницы

налог на имущество

налог на рекламу

 

1700

500

100

8

Прибыль (убыток) планируемого года

116428


 

Прямой счет методически  чрезвычайно прост, но при большом  количестве наименований продукции  трудоемкость его значительно возрастает. Расчет требует:

    • определения ассортимента по всем позициям номенклатуры;
    • составления калькуляций по всем изделиям сравнимой продукции;
    • исчисления плановой себестоимости и договорных цен по несравнимой продукции, что, в свою очередь, предполагает разработку сметы производства по всем элементам;
    • установление цен реализации выпускаемой продукции.

Большим недостатком  метода является то, что он не позволяет  выявить факторы, влияющие на размер прибыли в плановом периоде.

В современных  условиях хозяйствования метод прямого  счета можно использовать при планировании прибыли только на очень короткий период времени, пока не изменились цены, зарплата и другие обстоятельства. Это исключает его применение при годовом и перспективном планировании прибыли.

1.2. Аналитический метод

 

Этот метод находит  применение при укрупненном (перспективном) планировании, а также на стадии составления предварительных расчетов для бизнес-плана в отраслях с  широким ассортиментом продукции, а также как дополнение к прямому  методу. Базой расчета могут служить  затраты на 1 тыс. руб. товарной продукции, базовая рентабельность, а также совокупность отчетных показателей деятельности предприятия (факторный метод).

С учетом затрат на 1 тыс. руб. товарной продукции прибыль планируют по всему выпуску товарной продукции «сравнимой и несравнимой» по следующей формуле:

П  = Т ×  (1000-З)/1000,

Где, П -валовая прибыль от выпуска товарной продукции;

Т  -товарная продукция в ценах реализации предприятия;

З  -затраты, руб., на 1 тыс. руб. товарной продукции.

Пример.  Выпуск товарной продукции в ценах реализации в плановом периоде составит 300 млн руб. Затраты на 1 тыс. руб. продукции равны 900 руб. Валовая прибыль на 1 тыс. руб. выпуска продукции достигнет 100 руб. (1000 -900), на весь товарный выпуск -30 млн руб. (300 × 100/1000).

Для определения общей  суммы прибыли от продаж полученный результат корректируют на изменение прибыли в переходящих остатках готовой продукции.

При планировании прибыли  на основе базовой рентабельности рентабельность отчетного года (отношение валовой  прибыли по товарной продукции к  ее себестоимости) принимается за базу и корректируется на прогнозируемые изменения в планируемом году. В целях сопоставления с плановым годом всю ожидаемую валовую прибыль за отчетный год корректируют на изменение цен. Отдельно рассчитывают прибыль по несравнимой товарной продукции, прибыль в переходящих остатках нереализованной продукции и прибыль от продаж в планируемом году.

Информация о работе Методы планирования прибыли