Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 20:56, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть основные методы планирования прибыли, особенности планирования и распределения прибыли на предприятии.
Для полного освещения выбранной темы были поставлены следующие задачи:
На основе литературных источников рассмотреть сущность прибыли и определить ее роль в современной рыночной экономике.
Ознакомиться с основными методами планирования прибыли на предприятии.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Тема данной курсовой работы «Методы планирования прибыли» на сегодняшний день является актуальной т.к. прибыль – основа экономического развития, важнейший показатель эффективности работы любого предприятия.
В условиях рыночной экономики предприятие самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития, исходя из спроса на производимую продукцию и необходимости обеспечения производственного и социального развития. Самостоятельно планируемым показателем в числе других стала прибыль.
Необходимость планирования прибыли в современных условиях обусловлена несколькими причинами. Ориентируясь на размер прибыли, собственники предприятия принимают решения по поводу дивидендной и инвестиционной политики, проводимой предприятием с учетом перспектив его развития. С планированием прибыли на предприятии возникает возможность эффективного направления средств на обновление производственных фондов и выпускаемой продукции предприятия. Кроме того, планирование прибыли на предприятии всегда сопряжено с выявлением внутрихозяйственных резервов производства, более рациональным использованием производственных фондов, материальных, трудовых и финансовых ресурсов предприятия.
Не менее важен процесс распределения прибыли, остающейся на предприятии после выполнения текущих финансовых обязательств. Эффективная система распределения прибыли должна обеспечить хозяйственную самостоятельность предприятий, повышать эффективность производства, максимально способствовать его производственному и социальному развитию.
Цель курсовой работы – рассмотреть основные методы планирования прибыли, особенности планирования и распределения прибыли на предприятии.
Для полного освещения выбранной темы были поставлены следующие задачи:
Также в данной курсовой работе будет выполнена практическая часть в, которой необходимо составить баланс доходов и расходов (финансовый план) промышленного предприятия.
Экономическая сущность прибыли является одной из сложных и дискуссионных проблем в современной экономической теории.
В современной теории различают бухгалтерскую и экономическую концепции прибыли.
Бухгалтерская прибыль – это конечный финансовый результат, выявленный за отчетный период на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций и оценки статей бухгалтерского баланса .1
Под экономической прибылью понимается прирост экономической стоимости предприятия. Показатель экономической прибыли дает представление об эффективности использования предприятием имеющихся активов.
Прибыль, исчисленная в бухгалтерском учете, не отражает действительного результата хозяйственной деятельности предприятия. Бухгалтерская прибыль – результат реализации товаров и услуг, экономическая – результат «работы» капитала.
Сформировавшаяся в теории учета англоязычных стран налоговая концепция прибыли так же имеет однозначную специфику, обусловленную целями налогового учета.
Исходя из различных научных трактовок прибыли, можно сказать, что прибылью может считаться только та часть стоимости прибавочного продукта, которая создана в результате реализации продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг. Реализация других активов, поступления от внереализационных операций и прочие поступления формируют доход предприятия. Такой подход требует реализации новой концепции налогообложения в России, заключающейся в раздельном налогообложении прибыли и дохода. В действующей системе налогообложения все поступления доходов за исключением расходов фактически признаются образующими прибыль.
Как финансовая категория прибыль характеризует собой положительный финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия.
Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) – это финансовый результат, полученный от основной производственно-сбытовой деятельности предприятия. Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость, акцизов, других аналогичных обязательных платежей и затратами на ее производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг).
Прибыль (убыток) от реализации основных средств и иного имущества предприятия представляет собой финансовый результат от прочей реализации, к которой относится продажа различных видов имущества, числящихся на балансе предприятия, и определяется как разница между выручкой от реализации этого имущества без НДС и акцизов и остаточной стоимостью, скорректированной на установленный коэффициент инфляции.
Прибыль от прочих операций формально характеризуется термином «доходы от прочих операций», однако по своему содержанию относится к категории прибыли, так как отражается в отчетности в виде сальдо между полученными доходами и понесенными расходами по этим операциям. Перечень этих доходов и расходов приведен в Плане счетов бухгалтерского учета и в Положении о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли. О прочих доходах и расходах упоминается в положениях по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99) и «Расходы организации» (ПБУ 10/99). В налоговом учете понятие операционных доходов и расходов не предусмотрено. В соответствии с требованиями главы 25 НК РФ, все доходы и расходы, напрямую не связанные с производством и реализацией товаров (работ, услуг), считают внереализационными. Внереализационные расходы можно учесть при расчете налогооблагаемой прибыли, только если они значатся в статье 265 НК РФ. Полный перечень внереализационных доходов приведен в статье 250 НК РФ.
Порядок формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, определен разделом II Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли. Базой порядка формирования прибыли служит модель, представленная на рис. 1. Алгоритм определения чистой прибыли предприятия.
Главное предназначение прибыли в современных условиях хозяйствования – отражение эффективности производственно-сбытовой деятельности предприятия. Это обусловлено тем, что в величине прибыли должно находить отражение соответствие индивидуальных затрат
предприятия, связанных с производством и реализацией продукции, и выступающих в форме себестоимости общественно необходимых затрат. Увеличение прибыли в условиях стабильности оптовых цен свидетельствуют о снижении индивидуальных затрат предприятия на производство и реализацию продукции.
В современных условиях повышается значение прибыли как объекта распределения между предприятиями и государством, различными отраслями народного хозяйства и предприятиями одной отрасли, между сферой материального производства и непроизводственной сферой, между предприятиями и его работниками.
Работа предприятия в условиях перехода к рыночной экономике связана с повышением стимулирующей роли прибыли. Использование прибыли в качестве основного оценочного показателя способствует росту объема производства и реализации продукции, повышению его качества, улучшению использования имеющихся производственных ресурсов. Усиление роли прибыли обусловлено также действующей системой ее распределения, в соответствии с которой повышается заинтересованность предприятий в увеличении не только общей суммы прибыли, но и особенно той ее части, которая остается в распоряжении предприятия и используется в качестве главного источника средств, направляемых на производственное и социальное развитие, а также на материальное поощрение работников в соответствии с качеством затраченного труда.
В условиях рынка прибыль также является показателем степени деловой активности и финансового благополучия предприятия.
1.2 Источники получения прибыли
В условиях рыночных отношений предприятие должно стремиться если не к получению максимальной прибыли, то, по крайней мере, к тому объему прибыли, который позволял бы ему не только прочно удерживать свои позиции на рынке сбыта своих товаров и оказания услуг, но и обеспечивать динамичное развитие его производства в условиях конкуренции. В конечном итоге это предполагает знание источников формирования прибыли и нахождение методов по лучшему их использованию.
Как свидетельствует мировая практика, имеются три основных источника получения прибыли:
Первый источник образуется за счет монопольного положения предприятия по выпуску той или иной продукции или (и) уникальности продукта. Поддержание этого источника на относительно высоком уровне предполагает постоянное обновление продукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольная политика государства и растущая конкуренция со стороны других предприятий;
Второй источник связан непосредственно с производственной и предпринимательской деятельностью. Практически он касается всех предприятий. Эффективность его использования зависти от знания конъюнктуры рынка и умение адаптировать развитие производства под эту постоянно меняющуюся конъюнктуру. Здесь все сводится к проведению соответствующего маркетинга. Величина прибыли в данном случае зависит:
во-первых, от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким опросом);
во-вторых, от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставок, обслуживание покупателей; послепродажное обслуживание);
в-третьих, от объемов производства (чем больше объем производства, тем больше масса прибыли);
в-четвертых, от структуры снижения издержек производства.
Третий источник
происходит из инновационной деятельности
предприятия.
1.3 Показатели прибыли
Основными показателями прибыли являются:
общая прибыль (убыток) отчетного периода - балансовая прибыль (убыток);
прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг);
прибыль от финансовой деятельности;
прибыль (убыток) от прочих внереализационных операций;
налогооблагаемая прибыль;
чистая прибыль.
Балансовая прибыль (убыток) представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции, финансовой деятельности и доходов от прочих внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции в действующих ценах без НДС, спецналога и акцизов и затратами на ее производство и реализацию.
Прибыль (убыток) от финансовой деятельности и от прочих внереализационных операций определяется как разница между общей суммой полученных и уплаченных:
- штрафов, пени и неустоек
и других экономических
- процентов, полученных по суммам средств, числящихся на счетах предприятия;
- курсовых разниц по
валютным счетам и по
- прибылей и убытков прошлых лет, выявленных в отчетном году;
- убытков от стихийных бедствий;
- потерь от списания
долгов и дебиторской
- поступлений долгов, ранее списанных как безнадежные;
- прочих доходов, потерь
и расходов, относимых в соответствии
с действующим