Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 20:56, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть основные методы планирования прибыли, особенности планирования и распределения прибыли на предприятии.
Для полного освещения выбранной темы были поставлены следующие задачи:
На основе литературных источников рассмотреть сущность прибыли и определить ее роль в современной рыночной экономике.
Ознакомиться с основными методами планирования прибыли на предприятии.
Таким образом, общая прибыль ООО «Урюпинский трикотаж» увеличилась в 2010г. по сравнению с 2009г. на 115 млн. руб. или на 19,9%. В целом общая прибыль меньше прибыли от реализации в 2009г на 169 млн. руб., в 2010г. на 171 млн. руб. положительным моментом в 2010г. явилось получение дохода от участия в других организациях, а также рост прочих операционных доходов, негативным – снижение внереализационных доходов и значительное повышение внереализационных расходов.
Размер чистой прибыли в 2010г. составил 429 млн. руб., в 2009г. 360 млн. руб., то есть чистая прибыль выросла на 69 млн. руб. или на 18,9%.
В целом, динамика показателей прибыли, ООО «Урюпинский трикотаж» представлена на рис. 5.
Рис. 5 Динамика показателей прибыли ООО «Урюпинский трикотаж»
Рис. 5 свидетельствует о том, что в 2010г. прибыль на предприятии повысилась по сравнению с 2009 годом.
Изменения в структуре балансовой прибыли представлены в таблице 3.5.
Динамика структуры балансовой прибыли, %
Показатель |
2010г. |
2009г. |
Изменение |
Балансовая прибыль всего |
100,0 |
100,0 |
- |
В том числе: |
|||
Прибыль от реализации |
124,7 |
129,3 |
-4,6 |
Прибыль от финансовых результатов |
- |
- |
- |
Прибыль от финансово-хозяйственной деятельности |
100,7 |
99,6 |
+1,1 |
От внереализационных операций |
-0,8 |
0,3 |
-1,1 |
Чистая прибыль |
62,1 |
62,5 |
-0,4 |
Таким образом, в 2010г. произошли как положительные, так и отрицательные изменения в структуре прибыли. Так, снизился удельный вес прибыли от реализации и внереализационных операций, в результате чего, полученная предприятием чистая прибыль (ее удельный вес) также снизилась. Положительным является увеличение удельного веса прибыли от финансово-хозяйственной деятельности.
При планировании прибыли, как правило, используются два метода – прямого счета и аналитический метод.
Произведем расчет прибыли методом прямого счета, для этого построим таблицу.
Расчет прибыли методом прямого счета
Изделия |
План реализации, шт. |
Действующая цена изделия без налогов, тыс. руб. |
Выручка от реализации (гр.2хгр.3), тыс. руб. |
Полная с/стоим. единицы изделия, тыс. руб. |
Себестоимость реализованной продукции (гр.2хгр.5), тыс. руб. |
Прибыль от реализации продукции (гр.4 – гр. 6), тыс. руб. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1.Брюки муж. спорт. 2. Сорочка 3. Платье 4. Халат |
2000
5000 10000 1000 |
50
12 56 60 |
100000
60000 560000 60000 |
45
10 54,5 55 |
90000
50000 545000 55000 |
10000
10000 15000 5000 |
780000 |
740000 |
40000 | ||||
Аналитический метод планирования прибыли базируется на основе показателя затрат на 1 руб. товарной продукции, а также процента базовой рентабельности.
В первом случае расчет производится по формуле:
П = Т*(100-З)/100,
где П – прибыль от выпуска товарной продукции;
Т – товарная продукция;
З – затраты на 1 руб. товарной продукции.
Для определения прибыли от реализации полученный результат корректируется на изменение прибыли в переходящих остатках готовой продукции.
Посредством показателя базовой рентабельности определяется прибыль только по сравнимой товарной продукции. при этом рассчитывается влияние на прибыль следующих факторов: объема производства, себестоимости продукции, ее ассортимента, качества и цен.
На примере ООО «Урюпинский трикотаж» рассчитаем прибыль аналитическим методом.
Пусть базовая рентабельность составит 10%. Полная себестоимость сравнимой товарной продукции на плановый год составит 38000 тыс. руб. Снижение себестоимости должно составить 5%. Тогда сравнимая товарная продукция планового года по полной себестоимости отчетного года составит:
(38000*100)/(100-5) = 40000 тыс. руб.
При базовой рентабельности 10% сумма прибыли за счет роста товарной продукции составит:
40000*10/100 = 4000 тыс. руб.
Затем определяется влияние снижения себестоимости продукции на прирост прибыли. Она представляет собой разницу между себестоимостью сравнимой товарной продукции в ценах отчетного и планового года. Прирост прибыли равен:
40000 – 38000 = 2000 тыс. руб.,
или 40000*5/100 = 2000 тыс. руб.
Также на изменение прибыли
влияет изменение ассортимента выпускаемой
продукции. Необходимо рассчитать средний
уровень рентабельности при структуре
выпуска продукции отчетного года. Разница
показывает отклонение рентабельности
из-за сдвигов в ассортименте. Расчет производится
следующим образом (табл. 3.7)
Расчет прибыли аналитическим методом
Продукция |
Средняя рентабельность при структуре ассортимента отчетного года, % |
Средняя рентабельность при структуре ассортимента планового года, % | ||||
удельный вес в выпуске отчетного года |
рентабельность планового года |
коэффициент рентабельности (гр.2хгр.3):100 |
удельный вес в выпуске планового года |
рентабельность планового года |
коэффициент рентабельности (гр.5хгр.6):100 | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Сорочка Брюки |
60 40 |
12 8 |
7,2 3,2 |
70 30 |
12 8 |
8,4 2,4 |
Итого |
10,4 |
10,8 |
Увеличение рентабельности в результате сдвигов в ассортименте продукции составит 0,4% (10,8 – 10,4), а сумма прироста прибыли под воздействием данного фактора составит:
38000*0,4/100 = 152 тыс. руб.
Прибыль за счет изменения цен определяется путем умножения процента их изменения на объем товарной продукции. Например в планируемом году швейная фабрика планирует увеличить цены на свою продукцию, с учетом доведенного роста индекса потребительских цен ежемесячно на 0,6%, - 5%, а планируемый выпуск товарной продукции составит – 4000 млн. руб., значит увеличение прибыли за счет роста цен составит :
4000*5/100 = 200 млн. руб.
3.4 Резервы увеличения прибыли ООО «Урюпинский трикотаж»
Резервы увеличения прибыли предприятия следует определять по каждому виду продукции. В целом, основными источниками являются увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта и т.д. (рис. 6).
Рис. 6 Источники резервов повышения суммы прибыли
Рассмотрим возможные резервы увеличения прибыли ООО «Урюпинский трикотаж». На анализируемом предприятии проводится техническое перевооружение, в результате которого планируется повысить выпуск продукции на 2,5 тыс.единиц. Затем благодаря перевооружению будет произведен пересмотр норм времени, в результате чего планируется повысить объем продукции на 3,1 тыс. единиц.
Резервы увеличения прибыли за счет увеличения объема продукции
Мероприятие |
Резерв увеличения объема продукции, тыс. ед. |
Фактическая сумма прибыли на ед. продукции, тыс. руб. |
Резерв увеличения прибыли, млн. руб. |
Перевооружение и модернизация оборудования |
2,5 |
9,0 |
22,5 |
Пересмотр норм времени |
3,1 |
9,0 |
27,9 |
Итого |
5,6 |
9,0 |
50,4 |
Увеличение объема продукции на 5,6 тыс. единиц позволит предприятию получить прибыль в размере 50,4 млн. руб. (табл. 3.8.) Снижению себестоимости продукции могут способствовать различные факторы:
- снижение норм расхода
сырья на изготовление
- изменение технологии
раскроя изделий, что позволяет
снизить количество
- рациональное использование
топливно-энергетических
Данные факторы позволят снизить себестоимость продукции на 6,9 и 4,9 млн. руб. В результате резерв увеличения прибыли составит 11,8 млн. руб.
Существенным резервом увеличения прибыли предприятия является повышение качества продукции. Так, на предприятии, в результате проводимых мероприятий, изменения технологий изготовления изделий возможно повысить качество женских халатов. Это дает возможность повысить цену халата на 2,0 тыс. руб. В результате планируемое повышение качества даст резерв прибыли в размере:
Резерв прибыли = 2,0*12,0 тыс. ед. = 24 млн. руб.
Обобщение резервов увеличения прибыли приведено в табл. 3.9.
Обобщение резервов увеличения прибыли на ООО «Урюпинский трикотаж»
Резерв |
Всего, млн. руб. |
Увеличение объема продукции за счет технического перевооружения и модернизации |
22,5 |
Увеличение объема продукции за счет пересмотра норма времени |
27,9 |
Снижение себестоимости изделий за счет снижения расходов сырья и материалов |
6,9 |
Снижение себестоимости за счет экономиии топливно-энергетического сырья |
4,9 |
Повышение качества продукции |
24,0 |
Итого |
86,2 |
Таким образом, на предприятии имеется возможность получить дополнительную прибыль в размере 86,2 млн. руб.
Основными источниками резервов повышения рентабельности продукции являются увеличение суммы прибыли и снижение себестоимости продукции. На основе рассчитанных данных резервов повышения прибыли можно определить возможный резерв повышения рентабельности.
Резерв рентабельности = (887 + 86,2) / (4270-11,8) – 20,7% = 22,8 – 20,7 = 2,1%.
Таким образом, резерв повышения рентабельности составит 2,1%.
Подводя итог главе, отметим, что на размер прибыли оказывают влияние различные факторы: объем продукции и его структура, цены реализации и себестоимость. На анализируемом предприятии на прибыль в большей степени оказало влияние увеличение цен на продукцию, которое не позволило значительно увеличившейся себестоимости снизить размер прибыли. Данные факторы также оказывают влияние на рентабельность. Причем себестоимость продукции в большей мере повлияла на рентабельность, в результате чего рентабельность снизилась.