Методы планирования прибыли

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 20:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотреть основные методы планирования прибыли, особенности планирования и распределения прибыли на предприятии.
Для полного освещения выбранной темы были поставлены следующие задачи:
На основе литературных источников рассмотреть сущность прибыли и определить ее роль в современной рыночной экономике.
Ознакомиться с основными методами планирования прибыли на предприятии.

Файлы: 1 файл

metody_planirovaniya_pribyli.docx

— 404.28 Кб (Скачать)

 

Таким образом, общая прибыль ООО «Урюпинский трикотаж» увеличилась в 2010г. по сравнению с 2009г. на 115 млн. руб. или на 19,9%. В целом общая прибыль меньше прибыли от реализации в 2009г на 169 млн. руб., в 2010г. на 171 млн. руб. положительным моментом в 2010г. явилось получение дохода от участия в других организациях, а также рост прочих операционных доходов, негативным – снижение внереализационных доходов и значительное повышение внереализационных расходов.

Размер чистой прибыли в 2010г. составил 429 млн. руб., в 2009г. 360 млн. руб., то есть чистая прибыль выросла на 69 млн. руб. или на 18,9%.

В целом, динамика показателей прибыли, ООО «Урюпинский трикотаж» представлена на рис. 5.

 

Рис. 5 Динамика показателей прибыли ООО «Урюпинский трикотаж»

     Рис. 5 свидетельствует о том, что в 2010г. прибыль на предприятии повысилась по сравнению с 2009 годом.

     Изменения в структуре балансовой прибыли представлены в таблице 3.5.

                                                                                                  Таблица 3. 5 .

Динамика структуры балансовой прибыли, %

Показатель

2010г.

2009г.

Изменение

Балансовая прибыль всего

100,0

100,0

-

В том числе:

     

Прибыль от реализации

124,7

129,3

-4,6

Прибыль от финансовых результатов

-

-

-

Прибыль от финансово-хозяйственной деятельности

100,7

99,6

+1,1

От внереализационных операций

-0,8

0,3

-1,1

Чистая прибыль

62,1

62,5

-0,4


 

Таким образом, в 2010г. произошли как положительные, так и отрицательные изменения в структуре прибыли. Так, снизился удельный вес прибыли от реализации и внереализационных операций, в результате чего, полученная предприятием чистая прибыль (ее удельный вес) также снизилась. Положительным является увеличение удельного веса прибыли от финансово-хозяйственной деятельности.

При планировании прибыли, как правило, используются два метода – прямого счета и аналитический метод.

Произведем расчет прибыли методом прямого счета, для этого построим таблицу.     

                                                                                                    Таблица 3.6.  

Расчет прибыли методом прямого счета

Изделия

План реализации, шт.

Действующая цена изделия без налогов, тыс. руб.

Выручка от реализации (гр.2хгр.3),

тыс. руб.

Полная с/стоим. единицы изделия, тыс. руб.

Себестоимость реализованной продукции (гр.2хгр.5), тыс. руб.

Прибыль от реализации продукции (гр.4 – гр. 6), тыс. руб.

1

2

3

4

5

6

7

1.Брюки муж. спорт.

2. Сорочка

3. Платье

4. Халат

2000

 

5000

10000

1000

50

 

12

56

60

100000

 

60000

560000

60000

45

 

10

54,5

55

90000

 

50000

545000

55000

10000

 

10000

15000

5000

     

780000

 

740000

40000

 

 

Аналитический метод планирования прибыли базируется на основе показателя затрат на 1 руб. товарной продукции, а также процента базовой рентабельности.

В первом случае расчет производится по формуле: 

П = Т*(100-З)/100,

где П – прибыль от выпуска товарной продукции;

Т – товарная продукция;

З – затраты на 1 руб. товарной продукции.

Для определения прибыли от реализации полученный результат корректируется на изменение прибыли в переходящих остатках готовой продукции.

Посредством показателя базовой рентабельности определяется прибыль только по сравнимой товарной продукции. при этом рассчитывается влияние на прибыль следующих факторов: объема производства, себестоимости продукции, ее ассортимента, качества и цен.

На примере ООО «Урюпинский трикотаж» рассчитаем прибыль аналитическим методом.

Пусть базовая рентабельность составит 10%. Полная себестоимость сравнимой товарной продукции на плановый год составит 38000 тыс. руб. Снижение себестоимости должно составить 5%. Тогда сравнимая товарная продукция планового года по полной себестоимости отчетного года составит:

(38000*100)/(100-5) = 40000 тыс. руб.

      При базовой рентабельности 10% сумма прибыли за счет роста товарной продукции составит:

40000*10/100 = 4000 тыс. руб.

Затем определяется влияние снижения себестоимости продукции на прирост прибыли. Она представляет собой разницу между себестоимостью сравнимой товарной продукции в ценах отчетного и планового года. Прирост прибыли равен:          

40000 – 38000 = 2000 тыс. руб.,

или  40000*5/100 = 2000 тыс. руб.                  

Также на изменение прибыли влияет изменение ассортимента выпускаемой продукции. Необходимо рассчитать средний уровень рентабельности при структуре выпуска продукции отчетного года. Разница показывает отклонение рентабельности из-за сдвигов в ассортименте. Расчет производится следующим образом (табл. 3.7)                                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                  Таблица  3.7.

Расчет прибыли аналитическим методом

Продукция

Средняя рентабельность при структуре ассортимента отчетного года, %

Средняя рентабельность при структуре ассортимента планового года, %

удельный вес в выпуске отчетного года

рентабельность планового года

коэффициент рентабельности (гр.2хгр.3):100

удельный вес в выпуске планового года

рентабельность планового года

коэффициент рентабельности (гр.5хгр.6):100

1

2

3

4

5

6

7

Сорочка

Брюки

60

40

12

8

7,2

3,2

70

30

12

8

8,4

2,4

Итого

   

10,4

   

10,8


 

Увеличение рентабельности в результате сдвигов в ассортименте продукции составит 0,4% (10,8 – 10,4), а сумма прироста прибыли под воздействием данного фактора составит:

38000*0,4/100 = 152 тыс. руб.

Прибыль за счет изменения цен определяется путем умножения процента их изменения на объем товарной продукции. Например в планируемом году швейная фабрика планирует увеличить цены на свою продукцию, с учетом доведенного роста индекса потребительских цен ежемесячно на 0,6%, - 5%, а планируемый выпуск товарной продукции составит – 4000 млн. руб., значит увеличение прибыли за счет роста цен составит :

4000*5/100 = 200 млн. руб.

   

3.4 Резервы увеличения  прибыли ООО «Урюпинский трикотаж»

Резервы увеличения прибыли предприятия следует определять по каждому виду продукции. В целом, основными источниками являются увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта и т.д. (рис. 6).




 




 

 

Рис. 6 Источники резервов повышения суммы прибыли

Рассмотрим возможные резервы увеличения прибыли ООО «Урюпинский трикотаж». На анализируемом предприятии проводится техническое перевооружение, в результате которого планируется повысить выпуск продукции на 2,5 тыс.единиц. Затем благодаря перевооружению будет произведен пересмотр норм времени, в результате чего планируется повысить объем продукции на 3,1 тыс. единиц.

                                                                                                    Таблица 3.8.

Резервы увеличения прибыли за счет увеличения объема продукции

Мероприятие

Резерв увеличения объема продукции, тыс. ед.

Фактическая сумма прибыли на ед. продукции, тыс. руб.

Резерв увеличения прибыли, млн. руб.

Перевооружение  и модернизация оборудования

2,5

9,0

22,5

Пересмотр норм времени

3,1

9,0

27,9

Итого

5,6

9,0

50,4


 

Увеличение объема продукции на 5,6 тыс. единиц позволит предприятию получить прибыль в размере  50,4 млн. руб. (табл. 3.8.) Снижению себестоимости продукции могут способствовать различные факторы:

- снижение норм расхода  сырья на изготовление продукции,

- изменение технологии  раскроя изделий, что позволяет  снизить количество затрачиваемого  материала,

- рациональное использование  топливно-энергетических ресурсов.

Данные факторы позволят снизить себестоимость продукции на 6,9 и 4,9 млн. руб. В результате резерв увеличения прибыли составит 11,8 млн. руб.

Существенным резервом увеличения прибыли предприятия является повышение качества продукции. Так, на предприятии, в результате проводимых мероприятий, изменения технологий изготовления изделий возможно повысить качество женских халатов. Это дает возможность повысить цену халата на 2,0 тыс. руб. В результате планируемое повышение качества даст резерв прибыли в размере:

Резерв прибыли = 2,0*12,0 тыс. ед. = 24 млн. руб.

Обобщение резервов увеличения прибыли приведено в табл. 3.9.

                                                                                                    Таблица 3.9.

Обобщение резервов увеличения прибыли на ООО «Урюпинский трикотаж»

Резерв

Всего, млн. руб.

Увеличение объема продукции за счет технического перевооружения и модернизации

22,5

Увеличение объема продукции за счет пересмотра норма времени

27,9

Снижение себестоимости изделий за счет снижения расходов сырья и материалов

6,9

Снижение себестоимости за счет экономиии топливно-энергетического сырья

4,9

Повышение качества продукции

24,0

Итого

86,2


Таким образом, на предприятии имеется возможность получить дополнительную прибыль в размере 86,2 млн. руб.

Основными источниками резервов повышения рентабельности продукции являются увеличение суммы прибыли и снижение себестоимости продукции. На основе рассчитанных данных резервов повышения прибыли можно определить возможный резерв повышения рентабельности.

Резерв рентабельности = (887 + 86,2) / (4270-11,8) – 20,7% = 22,8 – 20,7 = 2,1%.

Таким образом, резерв повышения рентабельности составит 2,1%.

Подводя итог главе, отметим, что на размер прибыли оказывают влияние различные факторы: объем продукции и его структура, цены реализации и себестоимость. На анализируемом предприятии на прибыль в большей степени оказало влияние увеличение цен на продукцию, которое не позволило значительно увеличившейся себестоимости снизить размер прибыли. Данные факторы также оказывают влияние на рентабельность. Причем себестоимость продукции в большей мере повлияла на рентабельность, в результате чего рентабельность снизилась.

Информация о работе Методы планирования прибыли