Методы планирования прибыли

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 20:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотреть основные методы планирования прибыли, особенности планирования и распределения прибыли на предприятии.
Для полного освещения выбранной темы были поставлены следующие задачи:
На основе литературных источников рассмотреть сущность прибыли и определить ее роль в современной рыночной экономике.
Ознакомиться с основными методами планирования прибыли на предприятии.

Файлы: 1 файл

metody_planirovaniya_pribyli.docx

— 404.28 Кб (Скачать)

Распределение прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, регламентируется внутренними документами предприятия, как 
правило, в учетной политике. Некоторые аспекты распределительного процесса фиксируются в уставе предприятия. В соответствии с 
уставом или решением распорядительного органа на предприятии 
создаются фонды (рис. 3)





 


 

Рис.  3 Общая схема распределения прибыли предприятия

Под фондом накопления понимаются средства, направляемые на производственное развитие предприятия. За счет средств фондов накопления финансируются главным образом капитальные вложения на производственное развитие.

Под фондами потребления понимаются средства, направляемые на осуществление мероприятий по социальному развитию (кроме капитальных вложений), материальному поощрению работников.

Под фондом социальной сферы понимаются средства, направляемые на мероприятия, направленные на охрану здоровья, организацию отдыха и культурно – массовых мероприятий.

Если же фонды не создаются, то в целях обеспечения планового расходования средств составляются сметы расходов на развитие производства, социальные нужды трудового коллектива, материальное поощрение работников и благотворительные цели.

      К расходам, связанным с развитием производства и финансируемым из прибыли, относятся расходы: на научно-исследовательские, проектные, опытно-конструкторские и технологические работы; финансирование разработки и освоения новой продукции и технологических процессов; затраты по совершенствованию технологии и организации производства, модернизации оборудования; затраты, связанные с техническим перевооружением и реконструкцией действующего производства, расширением предприятия и новым строительством объектов, проведением природоохранных мероприятий. В эту же группу относят расходы по погашению долгосрочных кредитов банков и процентов по ним. Накопленная прибыль предприятия может быть вложена им в уставные капиталы других предприятий, долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения, перечисляться вышестоящим организациям, союзам, концернам, ассоциациям и пр. Эти направления также считаются использованием прибыли на развитие.

Распределение прибыли на социальные нужды включает в себя расходы по эксплуатации социально-бытовых объектов, находящихся на балансе  предприятия, финансирование строительства объектов непроизводственного назначения, проведение оздоровительных и культурно-массовых мероприятий и т.п.3

К затратам на материальное поощрение относятся: выплата премий за достижения в труде, расходы на оказание материальной помощи, единовременные пособия ветеранам, пенсионерам, компенсация удорожания стоимости питания в столовых и др.

Вся прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, разделяется на прибыль, увеличивающую стоимость имущества, т.е. участвующую в процессе накопления, и прибыль, направляемую на потребление, не увеличивающую стоимости имущества. Если прибыль не расходуется на потребление, то она остается на предприятии как нераспределенная прибыль прошлых лет и увеличивает размер собственного капитала предприятия. Наличие нераспределенной прибыли увеличивает финансовую устойчивость предприятия, свидетельствует о наличии источника для последующего развития.

Важную роль в обеспечении финансовой устойчивости играет размер резервного капитала. В рыночном хозяйстве отчисления в резервный капитал носят первоочередной характер. Наличие и прирост резервного капитала обеспечивают увеличение акционерной собственности, характеризуют готовность предприятия к риску, с которым связана вся предпринимательская деятельность, создание возможности выплаты дивидендов по привилегированным акциям даже при отсутствии прибыли текущего года, покрытия непредвиденных расходов и убытков без риска потери финансовой устойчивости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ.

 

Планирование прибыли - составная часть финансового планирования. Оно проводится раздельно по всем видам деятельности организации (предприятия). Раздельное планирование обусловлено различиями в методологии исчисления и налогообложении прибыли от различных видов деятельности. В процессе разработки финансовых планов учитываются все факторы, влияющие на величину прибыли, и моделируются финансовые результаты от принятия различных управленческих решений.

В условиях стабильной развивающейся экономики планирование 
прибыли осуществляется на период от трех до пяти лет. При относительно стабильных ценах и прогнозируемых условиях хозяйствования 
распространено текущее планирование в рамках одного года. При 
нестабильной экономической и политической ситуации планирование возможно на кратковременный период - квартал, полугодие.

Планирование прибыли использует все параметры бизнес-плана 
и является решающим в определении финансового результата от всей 
деятельности предприятия. Следует усвоить связь планирования прибыли с параметрами производственной, хозяйственной и финансовой деятельности предприятия, изучить наиболее существенные взаимосвязи в экономике предприятия и понять их влияние на прибыль. Это поможет глубже понять факторы, влияющие на рост прибыли.

В планировании прибыли используются методы прямого счета, 
аналитический и метод, основанный на эффекте производственного 
(операционного) рычага.

 

2.1 Метод прямого счета

По методу прямого счета прибыль от выпуска товарной продукции рассчитывается как разница между стоимостью всего товарного выпуска по ценам продаж (без НДС, акцизов) и полной себестоимости товарной продукции планируемого периода.4

Пример.

Таблица 2.1.

Данные к расчету валовой прибыли, тыс. руб.

Показатель

Сумма

1. Плановый объем продаж:

а) по отпускным ценам предприятия

б) по полной себестоимости

 

313 075

199 858

2. Доходы от внереализационных операций, в том числе:

    доходы по ценным бумагам

   доходы от долевого  участия в деятельности других  предприятий

 

610

510

3.Операционные доходы: 
   от прочей реализации 
   арендные платежи

 

500

800

4. Операционные расходы:

    по прочей  реализации 

    амортизация  и обслуживание имущества, сданного  в аренду 

 

 

89

200

5. Внереализационные доходы:

    поступления в возмещение  причиненных предприятию убытков 
     курсовые разницы

 

 

2000

2500

6. Внереализационные расходы: 
    курсовые разницы 
   налог на имущество 
   налог на рекламу

 

1700

500

100


1-й  шаг. Рассчитаем прибыль от продажи (реализации) продукции:

Прибыль = Выручка - Себестоимость = 313 075-199 858 = 113 217 тыс. руб.

2-й  шаг. Подсчитаем прибыль (убыток) планируемого года:

Прибыль (убыток) = Прибыль от продажи + Операционные доходы -

  • Операционные расходы + Внереализационные доходы -

- Внереализационные  расходы = 113 217 + (500 + 800) - 
- (89 + 200) + (2000 + 2500) - (1700 + 500 + 100) = 116 428 тыс. руб.

 Составим расчет валовой  прибыли.

Таблица 2.2.

Расчет валовой прибыли, тыс. руб.

Показатель

Сумма

1. Плановый объем продаж:

а) по отпускным ценам предприятия

б) по полной себестоимости

 

313 075

199 858

2. Прибыль (убыток) от продажи

113 217

3. Доходы от внереализационных операций, в том числе:

    доходы по ценным бумагам

   доходы от долевого  участия в деятельности других  предприятий

 

610

510

4.Операционные доходы: 
   от прочей реализации 
   арендные платежи

 

500

800

5. Операционные расходы:

    по прочей  реализации                                                                                                                                                                                                                    

   амортизация и  обслуживание имущества, сданного  в аренду 

 

 

89

200

6. Внереализационные доходы:

    поступления в возмещение  причиненных предприятию убытков 
     курсовые разницы

 

2000

2500

7. Внереализационные расходы: 
    курсовые разницы 
   налог на имущество 
   налог на рекламу

 

1700

500

100

8. Прибыль (убыток) планируемого года

116 428


2.2 Аналитический метод

Используется при незначительных изменениях в ассортименте выпускаемой продукции, при отсутствии инфляционного роста цен и себестоимости.

Расчет аналитическим методом ведется раздельно по сравнимой 
и несравнимой товарной продукции. Сравнимая продукция выпускается в базисном году, который предшествует планируемому, поэтому 
известны ее фактическая полная себестоимость и объем выпуска. По 
этим данным можно определить базовую рентабельность Р0:

Р0 = (П0 : ПСтп) •  100%,

где П0 - ожидаемая  прибыль  (расчет  прибыли  ведется  в  конце базисного года,       

       когда точный размер прибыли еще не известен); 
       ПСтп - полная себестоимость товарной продукции базисного года.

      Расчет ведется в определенной последовательности.

1-й  шаг. С помощью базовой рентабельности ориентировочно 
рассчитывается прибыль планируемого года на объем товарной продукции планируемого года, но по базисной себестоимости.

2-й  шаг. Рассчитывается изменение (+, -) себестоимости продукции в планируемом году.

3-й  шаг. Определяется влияние изменения ассортимента, качества, сортности продукции. Такие расчеты выполняются по специальным таблицам на основе плановых данных об ассортименте продукции, ее качестве, сортности.

4-й  шаг. После обоснования цены на готовую продукцию планируемого года определяется влияние роста (или снижения) цен.

5-й  шаг. Влияние на прибыль всех перечисленных факторов суммируется. Прибыль от производства сравнимой продукции в планируемом году определяется с учетом прибыли, исчисленной на 1-м и последующих шагах.

6-й шаг. Далее учитывается изменение прибыли в нереализованных остатках готовой продукции на начало и конец планируемого периода.

Аналитический метод показывает влияние различных факторов 
на прибыль, но это преимущество проявляется только при наличии 
стабильных условий хозяйствования.

 

2.3 Метод, основанный на эффекте производственного (операционного) рычага.

 Этот метод планирования прибыли базируется на принципе разделения затрат на постоянные и переменные. С помощью этих данных рассчитывается маржинальная прибыль.

Для коммерческих предприятий очень важно определить порог 
окупаемости затрат, после которого они начнут получать прибыль. 
Для этого следует установить точку безубыточности. Она позволяет 
определять объем и стоимость продаж, при которых коммерческое 
предприятие способно покрыть все свои расходы, не получая прибыли, но и без убытка. Этот метод планирования прибыли базируется на принципе разделения затрат на условно-постоянные и условно-переменные, и расчете маржинальной прибыли. Из выручки от реализации продукции (без НДС, акцизов, таможенных пошлин) вычитаются условно-переменные затраты и получается маржинальная прибыль. Далее из маржинальной прибыли вычитаются условно-постоянные расходы и определяется финансовый результат (прибыль 
или убыток). Точка безубыточности — это такой объем выручки, при 
котором предприятие не получает ни прибыли, ни убытка. Более наглядно

 это можно  представить графически (рис. 4)

 

Рис. 4 Определение точки безубыточности

Прямые 1—3 показывают зависимость переменных затрат, постоянных затрат и выручки от объема производства. Точка критического объема производства показывает объем производства, при котором выручка от реализации равна ее полной себестоимости.

После определения точки безубыточности планирование прибыли строится на основе эффекта операционного (производственного) рычага', т.е. того запаса финансовой прочности, при котором предприятие может позволить себе снизить объем реализации, не приходя к убыточности. Эффект операционного рычага состоит в том, что любое изменение выручки от реализации приводит к еще более сильному изменению прибыли. Действие этого эффекта связано с непропорциональным воздействием условно-постоянных и условно-переменных затрат на финансовый результат при изменении объема производства и реализации. Чем выше доля условно-постоянных расходов в себестоимости продукции, тем сильнее воздействие операционного рычага. И наоборот, при росте объема продаж доля условно-постоянных расходов в себестоимости падает, и воздействие операционного рычага уменьшается:

Сила воздействия операционного рычага =

Пример. Выручка от реализации продукции составила на предприятии     500 млн. руб., условно-переменные затраты — 250 млн. руб., условно-постоянные затраты — 100 млн. руб. Рассчитать точку безубыточности и эффект операционного рычага.

Таблица 2.3.

Данные к расчету точки безубыточности и эффекта операционного рычага

Показатель

Сумма (%)

  1. Выручка от реализации
  2. Переменные затраты
  3. Маржинальная прибыль
  4. Постоянные расходы
  5. Финансовый результат (прибыль)

500 (100)

250 (50)

250 (50)

       100

       150


Рассчитаем процент маржинальной прибыли к выручке от реализации:

250 : 500 *  100% = 50%.

Точка безубыточности в этом случае будет определена как отношение постоянных затрат к доле маржинальной прибыли в общей 
выручке от реализации:

100 : 50% *  100% = 200 млн. руб.

Эффект операционного рычага рассчитывается как отношение 
маржинальной прибыли к прибыли. В нашем примере сила воздействия операционного рычага будет равна:

Информация о работе Методы планирования прибыли