Методы планирования организационных систем

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 23:06, реферат

Краткое описание

Для создания системы , имеющей аналоги в прошлом , разработчик подыскивает подходящий аналогичный проект и принимает его за основу будущей системы . Если же такого аналога найти не удаётся , на помощь приходят здравый смысл и интуиция , частично дополняемые известными методами планирования организационных структур управления , среди которых наибольшее распространение получили системный подход , нормативный метод , метод параметрического моделирования , метод функционального моделирования и программно-целевой метод .

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………..2



1.Методы планирования организационных систем………………………….3

1.1. системный подход ………………………………………………………...3

1.2. нормативный метод ……………………………………………………….4

1.3. метод параметрического ( организационного ) моделирования ……….5

1.4. метод функционального моделирования ( метод аналогий ) …………..5

1.5 Программно-целевой метод ………………………………………………6



2.Закономерности планирования и построения ОС …………………………8



3.Организация планирования ОС …………………………………………...12



Заключение …………………………………………………………………...16

Файлы: 1 файл

реферат татенко.doc

— 111.50 Кб (Скачать)

  СОДЕРЖАНИЕ 

  Введение  ………………………………………………………………………..2 
 

  1.Методы планирования организационных систем………………………….3

  1.1. системный подход ………………………………………………………...3

  1.2. нормативный метод ……………………………………………………….4

  1.3. метод параметрического ( организационного ) моделирования ……….5

  1.4. метод функционального моделирования ( метод аналогий ) …………..5

  1.5 Программно-целевой  метод ………………………………………………6 
 

  2.Закономерности планирования и построения ОС …………………………8 
 

  3.Организация планирования ОС …………………………………………...12 
 

  Заключение …………………………………………………………………...16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  ВВЕДЕНИЕ 

  На протяжении тысячелетий люди создавали организационные  системы , пользуясь интуицией , здравым  смыслом и опытом прошлого .

  С возникновением письменности практический опыт построения систем стал переноситься на бумагу в виде проектов и передаваться будущему поколению таким образом , для построения новых операционных систем конструктор получил возможность пользоваться готовыми проектами аналогичных систем , хорошо зарекомендовавших себя в прошлом . Такая практика широко используется и в настоящее время .

  Для создания системы , имеющей аналоги в прошлом , разработчик подыскивает подходящий аналогичный проект и принимает  его за основу будущей системы . Если же такого аналога найти не удаётся , на помощь приходят здравый смысл и интуиция , частично дополняемые известными методами планирования организационных структур управления , среди которых наибольшее распространение получили системный подход , нормативный метод , метод параметрического моделирования , метод функционального моделирования и программно-целевой метод . 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СИСТЕМ 

  1.1.Системный  подход . 

  Он основан  на представлении о системе как  о чём-то целостном , обладающем новыми свойствами ( качествами ) по сравнению со свойствами составляющих её элементов . Новые свойства при этом понимаются очень широко . Они могут выражаться , в частности , в способности решать новые проблемы или достигать новых целей .

  Для этого  требуется определить границы системы , выделив её из окружающего мира , и затем соответствующим образом изменить ( преобразовать ) , или , говоря математическим языком , перевести систему в желаемое состояние .

  В. М. Глушковвыделил в системном подходе следующие этапы :

  1. Постановка  задачи ( проблемы ) : определение объекта  исследования , постановка целей  , задание критериев для изучения  объекта и управления им .

  2. Очерчивание  границ изучаемой системы и её структуризация . На этом этапе вся совокупность объектов и процессов , имеющих отношение к поставленной цели , разбивается на 2 класса - собственно изучаемая система и внешняя среда .

  3. Составление  математической модели изучаемой  системы : параметризация системы , задание области определения параметров , установление зависимостей между введёнными параметрами .

  4. Исследование  построенной модели : прогноз развития  изучаемой системы на основе  её модели , анализ результатов  моделирования .

  5. Выбор  оптимального управления . 

  Выбор оптимального управления как раз и позволяет  перевести систему в желаемое ( целевое ) состояние и тем самым  решить поставленную проблему .

  Несмотря  на чёткую математическую трактовку  системного подхода , он не получил , однако , однозначной практической интерпретации . В связи с этим развиваются несколько направлений его практической реализации .

  Наибольшее  распространение получили АСУПовские и системотехнические направления , суть которых заключается в совершенствовании существующих систем управления . Для этого проводится их обследование ( диагностический анализ ) , выявляются недостатки и пути устранения последних , формируются мероприятия по совершенствованию систем , разрабатываются проекты АСУ , внедрение которых рассматривается как способ преобразования существующих систем управления . АСУПовское направление официально признано и закреплено в соответствующих руководящих методических материалах.

  Системотехническое  направление является более наукоёмким и находится в настоящее время  в стадии развития .

  Планирование  сложной системы разбивается  на два этапа : внешнее ( или макро- ) и внутреннее ( или микро- ) планирование . Внешнее планирование отвечает за вопрос : с какой целью создаётся система ? Внутреннее - на вопрос : какими средствами реализуется система ? Другими словами : " При внешнем планировании формируется цель и критерий эффективности будущей системы , а затем корректируется её модель . Локализуется сама система , определяются её границы , фиксируются факторы внешней среды , влияющие на систему или находящиеся под её влиянием ; определяются входы , на которые система должна реагировать , и виды реакций , критерии эффективности её функционирования . Внутреннее планирование определяет содержание самой системы ."2

  Этап внешнего планирования складывается из подэтапов  анализа и синтеза . На первом подэтапе формируется цель разрабатываемой системы , проводится изучение существующей системы , составляется генеральная схема будущей системы . На втором - последовательно выполняется эскизное , техническое , рабочее планирование системы .

  Данный  подход активно разрабатывается , однако не решён пока принципиальный вопрос : как на основе анализа существующей системы перейти к модели будущей системы ? 

  1.2.Нормативный  метод . 

  Второе  название этого метода - экспортно-аналитический . Он основан на выявлении статистических зависимостей между параметрами характеристик структуры ОС и факторами , влияющими на эти характеристики . Статистические зависимости устанавливаются в результате исследования однородной группы лучших ( в определённом смысле ) ОС : собираются данные о численных значениях структурных параметров и факторов ; с помощью корреляционного анализа определяется степень влияния каждого фактора на структурные параметры и отбираются наиболее существенные факторы ; выводятся нормативные формулы для расчёта параметров структуры . Разработанные нормативы определяют состав и содержание функций , перечень решаемых основных задач , тип организационной структуры и т. д. Полученные нормативы используют при планировании определённого класса ОС . Например , планирование организационной структуры управления машиностроительными предприятиями осуществляется на основе типовой схемы структуры управления , утверждённой для определённой группы предприятий , и схемы должностных окладов инжинерно-технических работников , служащих и младшего обслуживающего персонала .1 
 
 
 
 

  1.3.Метод параметрического ( организационного ) моделирования . 

  Этот метод  заключается в установлении функциональных зависимостей между характеристиками ОУ ( объекта управления ) и СУ ( субъекта управления ) для выявления степени их соответствия . Для этого применяется аппарат математической статистики и логического анализа . В частности , с помощью корреляционного анализа изучаются зависимости между количеством работников аппарата управления и объёмом производства , на основе чего рассчитываются нормативы численности управленческого звена .

  " Логика  и механизм зависимости системы  управления от объекта управления  состоят в следующем . Во-первых , эта зависимость является объективной и реальной . Во-вторых , характер этой зависимости и теснота связи между элементами управляющей системы , с одной стороны , и объекта управления , с другой - неоднородные . Так , если система функций , а система информации преимущественно зависят непосредственно от особенностей объекта управления , то аппарат и техника управления зависят от объекта управления не непосредственно , а через функции управления и систему информации "1. Метод помогает производить синтез ОС на основе изучения сложившихся соотношений ( пропорций ) между характеристиками ОУ и СУ . 

  1.4.Метод функционального моделирования

  ( метод аналогий ) . 

  Он заключается в том , что в основу формирования аппарата управления кладётся стандартный набор функций , осуществление которых необходимо на каждом объекте для его нормальной работы . К ним относятся такие функции , как оперативное управление производством , материально-техническое снабжение , расчёт труда и заработной платы , технико-экономическое планирование и др. Основной характеристикой организационной структуры управления считается численность административно-управленческого персонала , которая рассчитывается по функциям управления с учётом масштабов производства , отраслевой принадлежности предприятия и других факторов . Исходя из численности для каждого уровня управления принимается определённое организационное решение : формирование отдела , управления или бюро для выполнения работ по каждой функции , установление определённых должностей и т. п. 
 
 
 
 
 
 
 

  1.5.Программно-целевой метод . 

  Этот метод  основан на формировании " древа  целей " , в соответствии с которым  определяется система мероприятий  по реализации целей , называемая целевой комплексной программой ( ЦКП ) . Для выполнения ЦКП строится специальная система управления ( СУ ЦКП ) , которая доводит задания ЦКП до конкретных исполнителей и контролирует выполнение программы . Организационная структура СУ ЦКП определяется , таким образом , " древом целей " , составом исполнителей и содержанием ЦКП .

  Множество исполнителей программы и СУ ЦКП  образуют в совокупности программно-целевую  ОС , действующую в течение всего  периода решения проблемы .

  Такие системы  предлагается планировать в три стадии :

  1. Формирование  общей структурной схемы системы  и её главных характеристик  ( стадия композиции ) .

  2. Разработка  состава подразделений и основных  связей между ними ( стадия структуризации ) .

  3. Разработка  количественных характеристик аппарата управления , установление порядка его деятельности ( стадия регламентации ) .

  При этом первая стадия имеет принципиальное значение , поскольку она определяет структуру организации . На ней определяются система целей и задач организации , её тип и правовой статус , степень самостоятельности , границы деятельности , состав функций .

  К недостаткам  программно-целевого подхода следует  отнести методическую незавершённость . Достаточно сказать , что в настоящее  время " нет чётких , устоявшихся определений по широкому кругу концептуальных положений разработки и реализации комплексных программ , отсутствует единая точка зрения исследователей на основополагающие понятия программно-целевого планирования и управления , соотношение плана ( в его традиционной форме ) и целевой комплексной программы ".1

  В результате происходит адаптация ( приспособление ) программных методов к существующим методам планирования и управления . Всё это существенно ограничивает рамки применения программно-целевого подхода , который наиболее эффективен для решения хорошо структуризованных ( изученных ) проблем , для которых сравнительно нетрудно провести исследование по схеме " цель - система мероприятий - ОУ - СУ " .

  В целом  указанные выше подходы и методы применяются главным образом  для совершенствования существующих ( действующих ) ОС . Что же касается создания новых ОС , то здесь пока ещё царят стихийность и субъективный подход . В самом деле , вопрос о том , быть или не быть той или иной организации , предприятию , объединению часто решается волевым путём сверху вниз без научного обоснования . Такой путь формирования ОС , к сожалению , прочно укоренившийся в нашей практике , даёт большой процент " брака " - нежизнеспособных и неэффективных систем .

  Отсутствием научной основы разработки ОС объясняется  во многом и " забывчивость " создаваемых  систем . Не потому ли на каком-то этапе  своего развития они начинают утрачивать связь с проблемами , для решения которых создавались , что эта связь не была учтена в полной мере при самом создании системы , определении её границ , структуры , функций и т. д. ?

Информация о работе Методы планирования организационных систем