Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 08:34, курс лекций
Собраны лекции по предмету "Экономика организации"
Тема 13. Формирование цен на продукцию предприятия
Цена - количество денег, за которое продавец согласен продать, а покупатель готов купить единицу товара.
В современных рыночных условиях цена выступает как связующее звено между производителем и потребителем и выполняет следующие функции:
- учетную (цена отражает
общественно необходимые
- стимулирующую
ресурсосбережение, повышение
- распределительную
(учет в цене акциза на
В практике используется множество видов иен. связанных с различными особенностями купли-продажи. Многообразие цен отражено в их классификации (таблица 15).
Таблица 15 - Классификация цен
Признак классификации |
Классификационные группы |
Размер поставляемой партии товара |
- оптовые, - розничные |
Субъект формирования |
- государственные. - рыночные, - мировые |
Степень регулируемости |
- регулируемые. - фиксированные, - свободные |
Участие (роль) в установлении окончательной фактической цены реально поставляемого товара |
- составляющие базу
для определения иены - корректирующие цену величины, в том числе фактурные и скользящие цены |
Место формирования контракта (договора купли-продажи) |
- аукционные, - биржевые, - биржевого товара, - внутрифирменные (трансфертные) |
Окончание таблицы 15
Место предприятия на рынке и политика. |
- проникновения. |
ведомая предприятием на рынке |
- престижные, |
- психологические. | |
- снятия сливок. | |
- лидера. | |
- с возмещением издержек производства |
В зависимости от размера поставляемой партии товара различают оптовые и розничные цены.
Оптовая цена применяется при поставках товара крупными партиями и не включает торговую (розничную) надбавку.
Розничная цена - цена товара в розничной сети, по которой продажа ведется отдельным покупателям очень малыми партиями (1-3 шт.). Розничная цена отличается от оптовой на величину розничной надбавки, компенсирующей расходы, связанные организацией розничной торговли:
ЦР = Ипо + Ппс + НДС + А
(74)
где Ипо - сумма издержек производства и обращения товара,
Ппс - прибыль торговых и сбытовых организаций.
НДС - налог на добавленную Стоимость,
А - акциз.
Схема формирования розничной цены показана на рисунке 9.
Элементы цены | ||||
Себестоимость производства и реализации поо-дукции (работ, услуг) |
Прибыль производителя |
Косвенные налоги (акциз, НДС |
Посредническая надбавка( |
Торговая надбавка (издерж'-' ки, прибыль и НДС предприятия торговли) |
Оптовая цена изготовителя |
| |||
Оптовая отпускная пена |
| |||
Оптовая пена закупки |
| |||
Розничная цена |
Рисунок 9 - Схема формирования розничной цены
По субъекту формирования (и отчасти по месту образования) цены подразделяются на государственные, рыночные, мировые.
Государственная цена - цена, устанавливаемая и фиксируемая на оп* ределенный период времени государством в пределах его территории. Такие цены устанавливаются по поставкам продукции для государственных нужд, а
1
также на продукцию естественных монополий (на электроэнергию, коммунально-бытовые услуги населению, связь, транспорт), на драгоценные металлы и сплавы, алмазное сырье, драгоценные и полудрагоценные камни и изделия из них и др.
Рыночная цена - свободная цена товара на рынке, являющаяся предметом соглашений (контрактов) между покупателем и продавцом. Рыночная цена формируется на основе договорных цен, устанавливаемых по соглашению сторон в договоре купли-продажи, и зависит от соотношения спроса и предложения на этот товар или группу взаимозаменяемых товаров.
Мировая цена - типичная цена (в расчете на базовые качественные характеристики товара), применяемая в международных контрактах.
Определяется в зависимости от вида товара:
- по сырьевым товарам - уровнем цен стран-экспортеров или стран-импортеров, ценами бирж и аукционов;
- по готовым изделиям - ценами товаров ведущих в мире фирм, специализирующихся в производстве товара данного вида.
В соответствии со степенью регулируемости выделяются регулируемые, фТТкси^шшТные и свободные цены.
Регулируемые - цены, которые могут отклоняться от базового уровня по правилам, устанавливаемым государственными органами. Во многих странах регулируются цены на основные продовольственные товары, сельскохозяйственное сырье, уголь; энергоносители, пассажирские перевозки, услуги связи. Порядок регулирования цен в России определен Указом Президента РФ «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» №221 от 28. 02.1995г.
Фиксированные - цены, которые не подлежат изменению в заключаемых контрактах. Такие цены устанавливаются как правило государством.
Коммерческие (свободные рыночные) - цены, применяемые на товары, которые свободно продаются, в том числе при наличии фиксированной государственной цены на такие же товары.
В зависимости от участия (роли) в установлении окончательной фактической цены реально поставляемого товара выделяется две группы цен:
1. Цены, составляющие основу, базу для определения цен конкретного договора, в том числе это:
- базисная цена, которая служат исходной базой для установления цены фактически поставляемого товара в том случае, если свойства его будут отличаться от оговоренных в контракте. Устанавливается в момент заключения опционной сделки на переговорах между продавцом и покупателем (опционная сделка - договорное обязательство купить или продать определен-
ный вид ценностей по установленной в момент заключения сделки цене в пределах согласованного периода времени; в обмен на получение этого права покупатель опциона уплачивает продавцу премию);
- котировальная цена - фиксируемая средняя типичная цена на товар за определенный промежуток времени. Определяется на основе контрактных цен и служит ориентиром при заключении новых контрактов, в том числе на бирже;
- номинальная цена - цена, публикуемая в прейскурантах, справочниках, биржевых котировках;
- цена производства, составляющая сумму издержек производства и средней прибыли.
2. Корректирующие цену величины, в том числе:
- фактурные цены, определяемые условиями поставки, оговоренными в контракте. В соответствии с этими условиями цена товара корректируется на величину издержек, связанных с передвижением товара, его страхованием, погрузкой и т.д. Фактурную цену снабжают специальным указанием: "сиф", "фоб", "фор", "франко":
- сиф [от англ. фрахт] - означает, что продавец обязан за свой счет "зафрахтовать" средство передвижения товара, оплатить стоимость перевозки, взять на себя риск гибели и порчи товара до погрузки, а покупатель берет риск после погрузки;
- фоб [от англ. свободен на борту) - означает, что продавец оплачивает все транспортные, страховые расходы до момента доставки товара на борт судна, а покупатель фрахтует судно, страхует груз, несет риск его гибели или повреждения (часто приставку «фоб» заменяют приставкой "франко");
- фор [от англ. свободен
на рельсах] - аналог цены "франко-вагон".
При установлении такой
- франко - корректировка цены производится исходя из таких условий, что продавец обязуется доставить товар в определенное место за свой счет и риск. В цену входят транспортные, страховые, таможенные расходы. Например, могут складываться условия "франко-завод поставщика" (когда цена товара определяется стоимостью товара на месте производства без каких-либо надбавок, вызванных дальнейшей перевозкой), "франко-вагон станции отправления", "франко-граница" и т.п.
- скользящие цены, устанавливаемые контрактом и предусматривающие корректировку в течение времени из-за существенных сдвигов в затратах на изготовление товара, биржевой котировке, инфляции.
2
Стороны оговаривают право корректировки цены по следующей формуле скольжения:
Цс = [Цб * (а+Ь+с)]/100
где 1Дб - базисная цена,
а - неизменный компонент цены в долевом значении, Ь, с - меняющиеся компоненты цены в долевом значении (затраты на сырье, материалов, заработную плату), корректируемые с помощью индексов.
По месту формирования контракта (договора купли-продажи) цены подразделяются на следующие группы:
аукционная цена, в соответствии с которой определяется продажная цена товара, реализованного на аукционе (публичном торге, основанном на состязательности). В основе аукционной цены лежит рыночная цена, но отличие может быть значительным в связи с конъюнктурой локального рынка и мастерства аукциониста;
биржевая цена (биржевая котировка) аналогична цене, устанавливаемой в сделках. Особенность такой цены состоит в том, что она регистрируется (котируется) открыто на биржевом табло и может быть сообщена всем заинтересованным лицам, в том числе вне биржи;
цена биржевого товара определяется как сумма (разность) биржевой котировки и надбавки на нее (скидки с нее) в зависимости от качества, удаленности товара от места поставки, предусмотренного условиями типового биржевого контракта;
- внутрифирменная (трансфертная) цена - заранее определенная цена узла, компонента или готового изделия (товара), используемая при его передаче из одного самостоятельного отделения децентрализованной компании в другое отделение. Внутрифирменная цена может быть равна стоимости производства, может учитывать среднюю прибыль, может равняться цене продажи независимому покупателю. Используется часто для сведения к минимуму уплаты налогов, импортных пошлин, более выгодного перевода финансовых средств.
Объективной основой расширения сферы использования этих цен является развитие научно-технической и производственной кооперации. Применение внутрифирменных цен обусловлено коммерческими принципами взаимоотношений дочерних предприятий, филиалов, отделений фирм при взаимных поставках комплектующих узлов, изделий. Данные о таких ценах обычно являются коммерческой тайной, однако известно, что их уровень значительно отличается от цен при поставках такой продукции независимым покупателям приблизительно в 2-4 раза.
В соответствии с местом предприятия на рынке и политикой, ведомой предприятием на рынке выделяются цены:
- проникновения - низкая цена на товар, услугу, предназначенная для массированного захвата рынка;
- престижная - высокая цена, предназначенная для привлечения покупателей того сегмента рынка, который больше обеспокоен качеством товара, его уникальностью, чем ценой (шубы из ценного меха, автомобили класса «люкс», драгоценности и др.);
- психологическая - цена, предусматривающая несущественную корректировку для того, чтобы психологически она казалась меньше. Для установления психологической цены используются приемы: указание розничной цены с копейками, напечатанными на ценнике более мелкими цифрами, уменьшение цены до нечетного числа (199 руб. 99 коп. вместо 200 руб.), использование «магических» чисел 197.297,397 и др.;
- снятия сливок - высокая цена на новый товар, впервые поступающий на рынок и защищенный патентом. Данные цены намного превышают издержки производства и устанавливаются предприятием-изготовителем или торговой организацией в условиях неудовлетворенного спроса и отсутствия конкуренции (компакт-диски, видеомагнитофоны, сотовые телефоны и др. в момент их появления на рынке);