Курс декций по экономике огранизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 08:34, курс лекций

Краткое описание

Собраны лекции по предмету "Экономика организации"

Файлы: 17 файлов

Тема 12.doc

— 97.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 16.doc

— 98.50 Кб (Открыть, Скачать)

тема 1.doc

— 327.50 Кб (Открыть, Скачать)

тема 2.doc

— 35.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 3.doc

— 52.50 Кб (Открыть, Скачать)

тема 4.doc

— 46.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 5.doc

— 486.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 6.doc

— 141.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 11.doc

— 209.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 9.doc

— 133.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 10.doc

— 74.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 7.doc

— 119.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 8.doc

— 184.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 14.doc

— 103.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 15.doc

— 234.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 13.doc

— 182.00 Кб (Скачать)

Тема 13. Формирование цен  на продукцию предприятия

Цена - количество денег, за которое продавец согласен продать, а покупатель готов купить единицу товара.

В современных рыночных условиях цена выступает как связующее  звено между производителем и  потребителем и выполняет следующие функции:

- учетную (цена отражает  общественно необходимые затраты  на производство и реализацию продукции и оценивает затраты и результаты производств),

-    стимулирующую  ресурсосбережение, повышение эффективности  производства, улучшение качества продукции, внедрение новых технологий.

-  распределительную  (учет в цене акциза на отдельные  группы и виды товаров, налога  на добавленную стоимость и  других форм централизованного дохода, поступающего в бюджет государства, региона и т. д.).

В практике используется множество видов иен. связанных  с различными особенностями купли-продажи. Многообразие цен отражено в их классификации (таблица 15).

Таблица 15 - Классификация  цен

Признак классификации

Классификационные группы

Размер поставляемой партии товара

- оптовые,

- розничные

Субъект формирования

-  государственные.

- рыночные,

- мировые

Степень регулируемости

- регулируемые.

- фиксированные,

- свободные

Участие (роль) в установлении окончательной фактической цены реально поставляемого товара

-  составляющие базу  для определения иены конкретного  договора, в том числе базисные, котировальные, номинальные цены и цена производства.

-   корректирующие  цену величины,  в том числе  фактурные и скользящие цены

Место формирования  контракта (договора купли-продажи)

- аукционные,

- биржевые,

- биржевого товара,

- внутрифирменные (трансфертные)


Окончание таблицы 15

Место предприятия на рынке и политика.

- проникновения.

ведомая предприятием на рынке

- престижные,

 

- психологические.

 

- снятия сливок.

 

- лидера.

 

- с возмещением издержек  производства


В зависимости от размера  поставляемой партии товара различают  оптовые и розничные цены.

Оптовая цена применяется при поставках товара крупными партиями и не включает торговую (розничную) надбавку.

Розничная цена - цена товара в розничной сети, по которой продажа ведется отдельным покупателям очень малыми партиями (1-3 шт.). Розничная цена отличается от оптовой на величину розничной надбавки, компенсирующей расходы, связанные организацией розничной торговли:

 

ЦР = Ипо + Ппс + НДС + А

(74)

где Ипо - сумма издержек производства и обращения товара,

Ппс - прибыль торговых и сбытовых организаций.

НДС - налог на добавленную  Стоимость,

А - акциз.

Схема формирования розничной  цены показана на рисунке 9.

Элементы цены

Себестоимость производства и реализации поо-дукции (работ, услуг)

Прибыль производителя

Косвенные налоги (акциз, НДС

Посредническая надбавка(издержки, прибыль и НДС посредника)

Торговая надбавка (издерж'-' ки, прибыль и НДС предприятия торговли)

Оптовая цена изготовителя

 

 

 

Оптовая отпускная пена

 

 

Оптовая пена закупки

 

Розничная цена


Рисунок 9 - Схема формирования розничной цены

По субъекту формирования (и отчасти по месту образования) цены подразделяются на государственные, рыночные, мировые.

Государственная цена - цена, устанавливаемая и фиксируемая на оп* ределенный период времени государством в пределах его территории. Такие цены устанавливаются по поставкам продукции для государственных нужд, а

1

также на продукцию естественных монополий (на электроэнергию, коммунально-бытовые услуги населению, связь, транспорт), на драгоценные металлы и сплавы, алмазное сырье, драгоценные и полудрагоценные камни и изделия из них и др.

Рыночная цена - свободная цена товара на рынке, являющаяся предметом соглашений (контрактов) между покупателем и продавцом. Рыночная цена формируется на основе договорных цен, устанавливаемых по соглашению сторон в договоре купли-продажи, и зависит от соотношения спроса и предложения на этот товар или группу взаимозаменяемых товаров.

Мировая цена - типичная цена (в расчете на базовые качественные характеристики товара), применяемая в международных контрактах.

Определяется в зависимости  от вида товара:

-  по сырьевым товарам  - уровнем цен стран-экспортеров или стран-импортеров, ценами бирж и аукционов;

-  по готовым изделиям - ценами товаров ведущих в  мире фирм, специализирующихся в производстве товара данного вида.

В соответствии со степенью регулируемости выделяются регулируемые, фТТкси^шшТные и свободные цены.

Регулируемые - цены, которые могут отклоняться от базового уровня по правилам, устанавливаемым государственными органами. Во многих странах регулируются цены на основные продовольственные товары, сельскохозяйственное сырье, уголь; энергоносители, пассажирские перевозки, услуги связи. Порядок регулирования цен в России определен Указом Президента РФ «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» №221 от 28. 02.1995г.

Фиксированные - цены, которые не подлежат изменению в заключаемых контрактах. Такие цены устанавливаются как правило государством.

Коммерческие (свободные рыночные) - цены, применяемые на товары, которые свободно продаются, в том числе при наличии фиксированной государственной цены на такие же товары.

В зависимости от участия (роли) в установлении окончательной  фактической цены реально поставляемого товара выделяется две группы цен:

1. Цены, составляющие основу, базу для определения цен конкретного договора, в том числе это:

-  базисная цена, которая служат исходной базой для установления цены фактически поставляемого товара в том случае, если свойства его будут отличаться от оговоренных в контракте. Устанавливается в момент заключения опционной сделки на переговорах между продавцом и покупателем (опционная сделка - договорное обязательство купить или продать определен-

ный вид ценностей  по установленной в момент заключения сделки цене в пределах согласованного периода времени; в обмен на получение  этого права покупатель опциона  уплачивает продавцу премию);

-  котировальная цена - фиксируемая средняя типичная цена на товар за определенный промежуток времени. Определяется на основе контрактных цен и служит ориентиром при заключении новых контрактов, в том числе на бирже;

-  номинальная цена - цена, публикуемая в прейскурантах, справочниках, биржевых котировках;

-  цена производства, составляющая сумму издержек производства и средней прибыли.

2. Корректирующие цену величины, в том числе:

-  фактурные цены, определяемые условиями поставки, оговоренными в контракте. В соответствии с этими условиями цена товара корректируется на величину издержек, связанных с передвижением товара, его страхованием, погрузкой и т.д. Фактурную цену снабжают специальным указанием: "сиф", "фоб", "фор", "франко":

-  сиф [от англ. фрахт] - означает, что продавец обязан за свой счет "зафрахтовать" средство передвижения товара, оплатить стоимость перевозки, взять на себя риск гибели и порчи товара до погрузки, а покупатель берет риск после погрузки;

-  фоб [от англ. свободен на борту) - означает, что продавец оплачивает все транспортные, страховые расходы до момента доставки товара на борт судна, а покупатель фрахтует судно, страхует груз, несет риск его гибели или повреждения (часто приставку «фоб» заменяют приставкой "франко");

-  фор [от англ. свободен  на рельсах] - аналог цены "франко-вагон". При установлении такой фактурной  цены учитывается, что продавец  должен, за свой счет и риск  отправить груз на железнодорожную  станцию, погрузить товар, а  все остальные расходы несет  покупатель;

-  франко - корректировка  цены производится исходя из  таких условий, что продавец  обязуется доставить товар в  определенное место за свой  счет и риск. В цену входят  транспортные, страховые, таможенные  расходы. Например, могут складываться условия "франко-завод поставщика" (когда цена товара определяется стоимостью товара на месте производства без каких-либо надбавок, вызванных дальнейшей перевозкой), "франко-вагон станции отправления", "франко-граница" и т.п.

-  скользящие цены, устанавливаемые контрактом и предусматривающие корректировку в течение времени из-за существенных сдвигов в затратах на изготовление товара, биржевой котировке, инфляции.

2

 

Стороны оговаривают  право корректировки цены по следующей  формуле скольжения:

Цс = [Цб * (а+Ь+с)]/100                              (75)

где 1Дб - базисная цена,                                                        ,

а - неизменный компонент  цены в долевом значении, Ь, с -     меняющиеся компоненты цены в долевом  значении (затраты на сырье, материалов, заработную плату), корректируемые с помощью индексов.

По месту формирования контракта (договора купли-продажи) цены подразделяются на следующие группы:

аукционная цена, в соответствии с которой определяется продажная цена товара, реализованного на аукционе (публичном торге, основанном на состязательности). В основе аукционной цены лежит рыночная цена, но отличие может быть значительным в связи с конъюнктурой локального рынка и мастерства аукциониста;

биржевая цена (биржевая котировка) аналогична цене, устанавливаемой в сделках. Особенность такой цены состоит в том, что она регистрируется (котируется) открыто на биржевом табло и может быть сообщена всем заинтересованным лицам, в том числе вне биржи;

цена биржевого товара определяется как сумма (разность) биржевой котировки и надбавки на нее (скидки с нее) в зависимости от качества, удаленности товара от места поставки, предусмотренного условиями типового биржевого контракта;

- внутрифирменная (трансфертная) цена - заранее определенная цена узла, компонента или готового изделия (товара), используемая при его передаче из одного самостоятельного отделения децентрализованной компании в другое отделение. Внутрифирменная цена может быть равна стоимости производства, может учитывать среднюю прибыль, может равняться цене продажи независимому покупателю. Используется часто для сведения к минимуму уплаты налогов, импортных пошлин, более выгодного перевода финансовых средств.

Объективной основой  расширения сферы использования  этих цен является развитие научно-технической и производственной кооперации. Применение внутрифирменных цен обусловлено коммерческими принципами взаимоотношений дочерних предприятий, филиалов, отделений фирм при взаимных поставках комплектующих узлов, изделий. Данные о таких ценах обычно являются коммерческой тайной, однако известно, что их уровень значительно отличается от цен при поставках такой продукции независимым покупателям приблизительно в 2-4 раза.

В соответствии с местом предприятия на рынке и политикой, ведомой предприятием на рынке выделяются цены:

- проникновения - низкая цена на товар, услугу, предназначенная для массированного захвата рынка;

-  престижная - высокая цена, предназначенная для привлечения покупателей того сегмента рынка, который больше обеспокоен качеством товара, его уникальностью, чем ценой (шубы из ценного меха, автомобили класса «люкс», драгоценности и др.);

-  психологическая - цена, предусматривающая несущественную корректировку для того, чтобы психологически она казалась меньше. Для установления психологической цены используются приемы: указание розничной цены с копейками, напечатанными на ценнике более мелкими цифрами, уменьшение цены до нечетного числа (199 руб. 99 коп. вместо 200 руб.), использование «магических» чисел 197.297,397 и др.;

-  снятия сливок - высокая цена на новый товар, впервые поступающий на рынок и защищенный патентом. Данные цены намного превышают издержки производства и устанавливаются предприятием-изготовителем или торговой организацией в условиях неудовлетворенного спроса и отсутствия конкуренции (компакт-диски, видеомагнитофоны, сотовые телефоны и др. в момент их появления на рынке);

Тема 17.doc

— 42.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Курс декций по экономике огранизации