Тема 16 Концептуальные
подходы к обеспечению конкурентоспособности
предприятия
Конкурентоспособность
предприятия, критерии конкурентоспособности,
факторы конкурентоспособности.
Конкурентоспособность
предприятия - способность соперничать в достижении
идентичных целей, в стремлении обладать
теми же ресурсами, благами, занимать положение
на рынке, а также способность приспосабливаться
к изменениям рыночных условий путем удовлетворения
потребностей конкретных потребителей
и повышении эффективности производственно-хозяйственной
деятельности.
Определение целей, стратегических
и тактических задач обеспечения
конкурентоспособности предприятия, а
также разработка конкретных направлений
и мер повышения конкурентоспособности
требуют прежде всего выявления принципиальной основы, конструктивных подходов
к обеспечению конкурентоспособности.
Иными словами, необходима выработка базовых
концептуальных подходов к обеспечению
конкурентоспособности предприятия. А
это предполагает определение критериев
конкурентоспособности предприятия, выявление
требований к обеспечению конкурентоспособности,
а также факторов, определяющих конкурентоспособность.
Под критериями конкурентоспособности предприятия понимается мерило оценки
конкурентоспособности предприятия. При
этом выделяют следующие важнейшие группы
критериев, отражающих соответственно
удовлетворенность потребителя товарами
(услугами) предприятия в динамике, эффективность
производственно-хозяйственной деятельности
предприятия, положительность образа
(благоприятность имиджа) предприятия
(рис. 1).
Содержательная сторона
указанных на рис. 1 критериев конкурентоспособности
предприятия представляет собой следующее.
Удовлетворенность потребителей
товарами и услугами предприятия
может быть определена в соответствии
с признаками:
- соответствия качества продукции предприятия условиям потребления. Причем, степень соответствия этому критерию может быть выявлена на основе применения ряда показателей (таких как научно-технический уровень проекта, научно-технический уровень изделия, надежность изделий, эргономические, эстетические показатели, транспортабельность,, степень стандартизации и унификации изделий, показатели экологичное™, безопасности, патентной чистоты и патентной защиты продукции, показатели эффективности использования продукции) и сравнения их со значениями базовых образцов продукции (наилучших из аналогов в отечественной и мировой производственной практике);
- наличия на предприятии условий для повышения качества продукции. Уровень обеспечения предприятием соответствия этому критерию может быть определен на основе анализа гарантий сохранения заданного уровня качества, оговоренного в договорах поставки продукции предприятия (соответствия продукции, производства, системы качества предприятия международным стандартам серии
ИСО 9000. наличия сертификатов
качества продукции, производства или
системы качества предприятия), анализа
состояния образовательного потенциала
во взаимосвязи трех его составляющих
(профессионально-квалификационного уровня
кадров, научно-информационной, материально-технической), анализа состояния
имущества предприятия (в том числе состояния
основных производственных фондов, материальных
оборотных средств, нематериальных активов
предприятия). Результаты анализа, представленные
в виде значений соответствующих единичных
и комплексных показателей сопоставляются
с соответствующими среднеотраслевыми
значениями показателей или численными
характеристиками показателей предприятий
- признанных лидеров отрасли:
- насыщенности рынка товарами предприятия. Показателями, которые могут использоваться для выявления соответствия предприятия этому критерию, являются доля продукции предприятия на отраслевом или продуктовом рынке, коэффициенты концентрации производства в продуктовом разрезе, темпы роста и темпы прироста указанных показателей;
- наличия на предприятии тенденции к увеличению своей доли в доступных и традиционных для предприятия сегментах рынка. Наличие этих тенденций определяется на основе исследований новизны конструкторских решений, технического совершенства продукции, обеспечивающих прирост ее полезности, выявления реальных возможностей развития образовательного потенциала предприятия, определения эффективности маркетинга на предприятии, исследования уровня использования производственной мощности предприятия и действительных возможностей ее увеличения для целей увеличения объемов выпуска продукции;
- наличия и уровня развития предпродажного и послепродажного обслуживания. Степень соответствия конкурентоспособности этому критерию должна определяться на основе количественных и качественных характеристик сервисной сети (количества мастерских, центров гарантийного и послегарантийного обслуживания продукции предприятия, принадлежащих предприятию и работающих по договорам с предприятием, количества рекламаций на работу этих мастерских, оперативность снабжения потребителей комплектами запасных частей и др.) и сопоставления их со среднеотраслевыми значениями и уровнями соответствующих характеристик отраслевых и мировых предприятий-лидеров;
- своевременности выхода продукции на рынок, которая проявляется как собственно в соблюдении договорных сроков поставок (здесь может использоваться показатель доли своевременных поставок в общем объеме продаж, коэффициент кредиторской задолженности), так и в опережении выхода на рынок товаров-новинок предприятия по сравнению с предприятиями-конкурентами. Косвенными показателями, характеризующими соответствие конкурентоспособности предприятия названному критерию, могут служить доля и периодичность обновления номенклатуры и ассортимента выпускаемой предприятием продукции;
- приемлемости цен на продукцию предприятия для потребителей, о которой можно судить на основе расчета таких показателей, как соотношение уровня цен предприятия с его среднеотраслевым уровнем или уровнем цен на аналогичную продукцию предприятия-лидера;
- динамика изменения цен
предприятия, динамика соотношения уровня
цен
предприятия и цен предприятий-лидеров
или среднеотраслевых цен. При приме
нении различных ценовых подходов и политики
ценообразования на различных
рынках или в различных сегментах рынка
для получения информации о соответ
ствии конкурентоспособности предприятия
критерию приемлемости цен необхо
димо изучать уровень и динамику объема
соответствующих покупок.
Эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятий как
критерий конкурентоспособности определяется
в соответствии со следующими признаками:
- экономическая эффективность
НИОКР. которая выступает мерилом конку
рентоспособности предприятия с точки
зрения способности обеспечить количест
во и значимость нововведений, несравнимые
с инновациями предприятий-
конкурентов. Соответствие этому критерию
определяется на основе сравнения
научно-технического уровня (или прироста
научно-технического уровня) НИОКР
предприятия или продукции предприятия
в сопоставлении с затратами, обеспечи
вающими этот научно-технический уровень
(или прирост научно-технического
уровня) данного предприятия и
предприятия-лидера в сфере проведения
и внедрения НИОКР. Могут быть использованы
также другие показатели эффективность НИОКР, сформированные
на основе сопоставления экономических,
социальных и других результатов НИОКР
и затрат на их достижение;
- экономическая эффективность производства. На основании этого критерия можно судить об успехе предприятия в соперничестве за лучшие ресурсы и умение рационально использовать их в производственно-хозяйственной деятельности. Оценка конкурентоспособности предприятия по названному критерию производится с помощью показателей эффективности использования отдельных видов ресурсов (фондоотдачи, оборачиваемости оборотных средств, производительности груда и др.) и показателей эффективности производства в целом (рентабельности, окупаемости затрат и др.);
- экономическая эффективность внепроизводственной деятельности предприятия. Данный критерий служит для определения степени превосходства (или отставания) предприятия над конкурентами главным образом с точки зрения осуществления реализационной деятельности. Конкретными показателями, позволяющими выявить конкурентоспособность предприятия по критерию экономической эффективности внепроизводственной деятельности, могут служить отношения величины (или прироста) экономического эффекта ускорения оборачиваемости готовой продукции к затратам (дополнительным затратам), необходимым для обеспечения этого эффекта (прироста эффекта);
- производственная активность предприятия. О соответствии конкурентоспособности предприятия этому критерию можно судить по динамике выпуска и реализации продукции, производительности труда, уровню использования производственных мощностей данного предприятия в сравнении со среднеотраслевыми или лучшими по отрасли значениями соответствующих показателей;
- финансовая устойчивость предприятия. Соответствие этому критерию требует выяснения состояния финансовых ресурсов предприятия, их распределения и
использования с точки
зрения обеспечения или развития
предприятия на основе роста прибыли
и капитала при сохранении платежеспособности,
кредитоспособности предприятия в условиях допустимого уровня риска и
степени соответствия этого состояния
лидирующему положению в отрасли. При
определении степени соответствия конкурентоспособность
предприятия этому критерию можно использовать
такие показатели, как уровень и динамика
абсолютной ликвидности, промежуточного
и общего коэффициента покрытия, коэффициента
собственности (независимости), доли заемных
средств в имуществе предприятия, соотношения
заемных и собственных средств, общего
коэффициента оборачиваемости, скорости
оборота, рентабельности имущества предприятия,
рентабельности собственных средств,
общей рентабельности производственных
фондов, рентабельности продаж и др.. организуя
сравнение названных показателей данного
предприятия со среднеотраслевыми их
значениями или уровнями аналогичных
показателей предприятия-лидера.
В настоящее время
конкурентоспособность предприятия
не может быть оценена в полной мере
без рассмотрения такого ее критерия как
положительность образа (благоприятность
имиджа) предприятия.
Полнота использования возможностей предприятия в обеспечении
своей конкурентоспособности с этой точки
зрения может рассматриваться через совокупность
следующих критериев:
- наличие и убедительность для кредитора стратегии развития предприятия. Соответствие данному критерию обеспечивается свободой предприятия от авантюристических элементов (что может быть соответствующим образом оценено при введении лицензирования руководителей предприятия), дисбаланса между краткосрочными и долгосрочными интересами в пользу краткосрочных интересов, влияющих на нестабильность предприятия. Использование формальных показателей, позволяющих выявить степень соответствия этому критерию, является невозможным. Более всего, здесь могут быть применены результаты специальных экспертных оценок;
- устойчивость позитивного отношения покупателей к предприятию и его товарам. В качестве показателей, выражающих эту устойчивость, можно предложить долю постоянных клиентов (покупателей) в общем перечне клиентов предприятия за определенный период и в сравнении за несколько периодов, долю (прирост доли) объема продаж постоянным клиентам в общем объеме продаж (общем приросте продаж). Необходимо также использовать субъективную информацию, полученную путем опроса покупателей на предмет приверженности товарам и фирменному стилю предприятия и выявления предпочтений данного предприятия по сравнению с другими предприятиями;
- престижность рекламы. Соответствие конкурентоспособность предприятия этому критерию также выявлен экспертным путем. При этом о конкурентоспособности предприятия судят на основании величины рекламного времени в эфире популярных телевизионных программ, радиостанций, корректности, оригинальности рекламных решений, демонстрирующих уважительное отношение к потенциальным потребителям;
- участие в благотворительности и спонсорство в области
науки, искусства,
культуры также затруднительно оценивать
прямо и непосредственно без исполь
зования экспертных оценок, если только
суммы, направляемые предприятиями на
эти цели, а также конкретные спонсорские
и благотворительные акции предпри
ятия не публикуются в открытой печати.
Вышесказанное в полной мере относится и к такому
критерию, как устойчивость информационных
связей предприятия с потребителями, органами
государственного управления, средствами
массовой информации. Здесь могут применяться
показатели эффективности «паблик рилейшенз».
Особое значение для
системы критериев конкурентоспособность
предприятия занимает развитость образовательного
потенциала предприятия. По уровню развитости
образовательного потенциала можно судить
о способности обеспечить рост, развитие
предприятия и его престиж. По развитости образовательного
потенциала можно судить не только о конкурентоспособности
предприятия, но и о том. что эта развитость
является необходимым условием обеспечения
конкурентоспособности.
В связи с этим возникает
необходимость сформировать ряд требований к обеспечению
конкурентоспособности предприятия, соблюдение
которых позволяет предприятию достигнуть
соответствия конкурентоспособности
описанным выше критериям и определить
условия, способствующие достижению этого
соответствия.
Удовлетворение предприятием
критериев конкурентоспособности
выдвигает на первый план следующие
требования:
- производить продукцию в количестве, необходимом и достаточном для насыщения рынка в соответствии с его емкостью и обеспечивать прирост выпуска продукции в соответствии с ростом потребностей рынка. Это требование фиксируется в производственной программе. Ее выполнение должно контролироваться и оцениваться в натуральном и стоимостном измерении;
- формировать структуру выпускаемой продукции (ее номенклатуру, ассортимент), в наибольшей степени соответствующую требованиям рынка. Выполнение этого требования делает необходимым предусматривать возможности диверсификации производства, то есть переход от односторонней, часто базирующейся лишь на одном продукте структуры производства к многопрофильному производству с широкой номенклатурой выпускаемой продукции. Это позволит предприятию компенсировать падение сбыта на одном рынке за счет увеличения его на других рынках, благодаря чему повышается устойчивость, конкурентоспособность предприятия;
- обеспечивать своевременность выпуска и поставки продукции, которое возникает в связи с необходимостью соблюдения договорных обязательств, а также недопустимостью морального устаревания продукции до ее выхода на рынок, опережения предприятием конкурентов в выдвижении на рынок товаров-новинок;
- обеспечивать оптимальное ценообразование на товары и услуги предприятия, то есть придавать ценам гибкость и увязывать их уровень не только с затратами, но и качеством, спросом, особенностями различных сегментов рынка, политикой ценообразования конкурентов и прочее;