Курс декций по экономике огранизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 08:34, курс лекций

Краткое описание

Собраны лекции по предмету "Экономика организации"

Файлы: 17 файлов

Тема 12.doc

— 97.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 16.doc

— 98.50 Кб (Открыть, Скачать)

тема 1.doc

— 327.50 Кб (Открыть, Скачать)

тема 2.doc

— 35.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 3.doc

— 52.50 Кб (Открыть, Скачать)

тема 4.doc

— 46.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 5.doc

— 486.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 6.doc

— 141.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 11.doc

— 209.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 9.doc

— 133.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 10.doc

— 74.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 7.doc

— 119.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 8.doc

— 184.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 14.doc

— 103.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 15.doc

— 234.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 13.doc

— 182.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 17.doc

— 42.00 Кб (Скачать)

Тема 17. Разработка стратегии предприятия

Экономическая стратегия предприятия, экономическая  тактика предприятия, факторы формирования стратегии предприятия, типы хозяйственных стратегии, стратегии, направленные на осуществление расширенного воспроизводства, стратегии, направленные на оптимизацию текущих финансовых показателей и максимизацию краткосрочной прибыли

Разработка и реализация функций деятельности предприятий  применительно к долгосрочной и  краткосрочной перспективе осуществляется в ходе формирования экономической стратегии и тактики предприятия. Степень соответствия избранной предприятием стратегии его внутренним возможностям и условиям рынка определяет конкурентоспособность предприятия.

■^ Экономическая стратегия предприятия - это долговременные, наиболее принципиальные, важные установки, планы, намерения руководства предприятия в отношении производства, доходов и расходов, капиталовложений, цен.

•J Экономическая тактика - это кратковременное экономическое поведение, линия экономических действий, рассчитанная на относительно кратковременный период, исходя из текущей ситуации.

v Формирование стратегии предприятия представляет собой процесс разработки целей функционирования и развития предприятия на определенный период времени, а также способов достижения этих целей.

J На формирование стратегии предприятия оказывают влияние внешние и внутренние факторы.

\/К внешним факторам  относят:

  • экономическую политику государства,
  • степень и формы рыночной конкуренции, уровень и динамику инфляции (например, в условиях совершенной конкуренции предпочтительной является нацеленность на снижение издержек, повышение эффективности производственно-хозяйственной деятельности, нововведения, диверсификацию).
  • соотношение темпов роста стоимости рабочей силы и активной части основных производственных фондов, замещающей живой труд (так. если темпы роста заработной платы опережают темпы роста стоимости объектов основных фондов, необходимо при выработке стратегии ориентироваться преимущественно на инвестиции в основные фонды, их модернизацию, техническое перевооружение, поскольку это обеспечит экономию затрат).
  • фактор времени, который определяет возникнйвение эффекта замораживания капитальных вложений (в связи с возникновением этого эффекта стратегии, направленные на повышение конкурентоспособности предприятия за счет расширения производства и осуществления капитальных вложений, могут быть использованы лишь при невысокой инфляции и устойчивой хозяйственной конъюнктуре).

- прочие факторы, формируемые  внешней по отношению к предприятию средой.


К внутренним факторам относят условия, создаваемые самим предприятием и причины выбора стратегических ориентиров, обусловленные количественными  характеристиками наличных ресурсов и  эффективностью их использования.

Выбор экономической стратегии предприятия осуществляется в рамках двух их основных типов.

'У  уСтратегии первого типа направлены на осуществление расширенного воспроизводства. Ее характерными чертами являются:

  • направленность на получение долгосрочной прибыли,
  • направленность на повышение конкурентоспособности, устойчивости финансового положения на длительный период времени,
  • ориентация на внедрение достижений научно-технического прогресса, в том числе модернизацию производства, реконструкцию и пр.,
  • осуществление крупных инвестиций в новое строительство или другие объекты основных производственных фондов, новую технику, НИОКР, которые имеют длительный период окупаемости и начинают приносить прибыль примерно через 7-8 лет.
  • расширенное воспроизводство человеческого капитала, осуществление значительных инвестиций в развитие образовательного потенциала предприятия. Это связано с тем, что научно-технический прогресс требует переподготовки, повышения квалификации кадров, а затраты на такие мероприятия также имеют срок окупаемости более одного года,
  • перестройка организационной структуры предприятия,
  • ориентация на разработку и производство новой продукции, а, следовательно, на радикальные изменения в сбытовой сети, что занимает приблизительно 3-5 лет.

В рамках такого типа стратегий в соответствии со спецификой производственно-хозяйственной деятельности предприятия можно выделить следующие виды стратегий:

Стратегия минимизации  издержек производства (стратегия низких издержек) - политика предприятия, основанная на снижении издержек производства и обращения товара. Стратегия данного вида основана на обеспечении эффективности производства за счет снижения суммарных трудовых затрат, применения более производительной техники, более экономичных видов сырья, получения экономии на масштабе.

Стратегия увеличения доли рынка сбыта предприятия, связанная с достижением превосходства над конкурентами, что должно обеспечиваться повышением качества, технического уровня продукции, качества обслуживания покупателей. Реализация этой стратегии может способствовать повышению эффективности производственно-хозяйственной деятельности за счет уменьшения товарных запасов, расходов по хранению продукции и др.

Стратегия инновационного программирования НИОКР ориентирована на создание и производственное освоение нововведений, то есть прогрессивных технологий, новых видов продуктов. Такая стратегия влияет на динамику эффективности производства за счет снижения затрат и увеличения результата.

2

 

На практике все названные виды стратегий тесно переплетаются. Так, при увеличении объема выпуска новой продукции, а также при освоении ее предприятиями - конкурентами, предприятию для сохранения или увеличения доли рынка нужно управлять уровнем цен, минимизацией издержек производства.

Стратегии второго  типа направлены на оптимизацию текущих финансовых показателей, на максимизацию краткосрочной прибыли путем маневрирования хозяйственной структурой предприятия, искусственного завышения цен на продукцию.

В рамках этого типа стратегии можно выделить следующие основные виды стратегий.

Стратегия максимизации (искусственного завышения) издержек производства используется при отсутствии прямой ценовой конкуренции (например, при получении государственного заказа предприятиями военно-промышленного комплекса в условиях неопределенности в отношении затрат предстоящей разработки и освоения производства новой техники).

Стратегия перекладывания роста издержек производства на потребителя. Такая стратегия проявляется в увеличении цены продукции при повышении уровня и темпов инфляции, повышении цен на ресурсы. При этом предприятие не стремится усовершенствовать технологию производства для снижения себестоимости, а просто корректирует цены при неизменном уровне эффективности производства.

Стратегия имитационного программирования НИОКР базируется на том, что экономический результат обеспечивается за счет обновления ассортимента продукции, «косметических» улучшений в уже имеющихся на рынке продуктах (новая упаковка, дизайн, цвет и проч.). В рамках такой стратегии возможно получение краткосрочной прибыли. Однако невозможно добиться повышения конкурентоспособности предприятия на длительную перспективу. Существенных изменений в уровне и темпах роста эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия при этом не происходит.

Стратегия манипулирования  «портфелем вложений капитала». В рамках этой стратегии осуществляется скупка и продажа действующих предприятий и их активов, слияния и поглощения одних фирм другими путем операций с ценными бумагами на фондовой бирже. При этом происходит непроизводительное отвлечение капитала. Не осуществляются капитальные вложения в прирост производственной мощности, модернизацию, обновление, техническое перевооружение предприятия. Происходит лишь перераспределение имеющегося имущества между собственниками. В ходе реализации такой стратегии может быть обеспечено улучшение текущего финансового положения предприятия. Однако главная направленность стратегии - повышение способности предприятия удовлетворять запросам той части держателей акций, которые заинтересованы прежде всего в стабильном получении высоких дивидендов или в игре на колебаниях курса акций, а не в долгосрочном увеличении стоимости ценных бумаг предприятия.

В условиях современного рынка оба типа хозяйственных стратегий переплетаются и их разделение достаточно условно. В связи с этим важным является не 

строгое следование руководства предприятия  определенному типу стратегии, а  их сочетание в управлении для  обеспечения конкурентоспособности.

Вопросы для  самопроверки по теме 17:

  1. Определите понятия «экономическая стратегия предприятия».
  2. Определите понятие «экономическая тактика предприятия».
  3. Какова цель и направления разработки стратегий первого типа.
  4. Каковы особенности разработки стратегий второго типа?
  5. Каково содержание и условия применения стратегии минимизации издержек производства (стратегии низких издержек) ?
  6. Каково содержание и условия применения стратегии увеличения доли рынка сбыта предприятия?
  7. Каково содержание и условия применения стратегии инновационного программирования НИОКР?
  8. Каково содержание и условия применения стратегии максимизации (искусственного завышения) издержек производства?
  9. Каково содержание и условия применения стратегии перекладывания роста издержек производства на потребителя?

10. Каково содержание и условия применения стратегии имитационного про 
граммирования НИОКР?

П. Каково содержание и условия применения стратегии  манипулирования «портфелем вложений капитала


Информация о работе Курс декций по экономике огранизации