Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 08:34, курс лекций
Собраны лекции по предмету "Экономика организации"
Тема 17. Разработка стратегии предприятия
Экономическая стратегия предприятия, экономическая тактика предприятия, факторы формирования стратегии предприятия, типы хозяйственных стратегии, стратегии, направленные на осуществление расширенного воспроизводства, стратегии, направленные на оптимизацию текущих финансовых показателей и максимизацию краткосрочной прибыли
Разработка и реализация
функций деятельности предприятий
применительно к долгосрочной и
краткосрочной перспективе
■^ Экономическая стратегия предприятия - это долговременные, наиболее принципиальные, важные установки, планы, намерения руководства предприятия в отношении производства, доходов и расходов, капиталовложений, цен.
•J Экономическая тактика - это кратковременное экономическое поведение, линия экономических действий, рассчитанная на относительно кратковременный период, исходя из текущей ситуации.
v Формирование стратегии предприятия представляет собой процесс разработки целей функционирования и развития предприятия на определенный период времени, а также способов достижения этих целей.
J На формирование стратегии предприятия оказывают влияние внешние и внутренние факторы.
\/К внешним факторам относят:
- прочие факторы, формируемые внешней по отношению к предприятию средой.
1
К внутренним факторам относят условия, создаваемые самим предприятием и причины выбора стратегических ориентиров, обусловленные количественными характеристиками наличных ресурсов и эффективностью их использования.
Выбор экономической стратегии предприятия осуществляется в рамках двух их основных типов.
'У уСтратегии первого типа направлены на осуществление расширенного воспроизводства. Ее характерными чертами являются:
В рамках такого типа стратегий в соответствии со спецификой производственно-хозяйственной деятельности предприятия можно выделить следующие виды стратегий:
Стратегия минимизации издержек производства (стратегия низких издержек) - политика предприятия, основанная на снижении издержек производства и обращения товара. Стратегия данного вида основана на обеспечении эффективности производства за счет снижения суммарных трудовых затрат, применения более производительной техники, более экономичных видов сырья, получения экономии на масштабе.
Стратегия увеличения доли рынка сбыта предприятия, связанная с достижением превосходства над конкурентами, что должно обеспечиваться повышением качества, технического уровня продукции, качества обслуживания покупателей. Реализация этой стратегии может способствовать повышению эффективности производственно-хозяйственной деятельности за счет уменьшения товарных запасов, расходов по хранению продукции и др.
Стратегия инновационного программирования НИОКР ориентирована на создание и производственное освоение нововведений, то есть прогрессивных технологий, новых видов продуктов. Такая стратегия влияет на динамику эффективности производства за счет снижения затрат и увеличения результата.
2
На практике все названные виды стратегий тесно переплетаются. Так, при увеличении объема выпуска новой продукции, а также при освоении ее предприятиями - конкурентами, предприятию для сохранения или увеличения доли рынка нужно управлять уровнем цен, минимизацией издержек производства.
Стратегии второго типа направлены на оптимизацию текущих финансовых показателей, на максимизацию краткосрочной прибыли путем маневрирования хозяйственной структурой предприятия, искусственного завышения цен на продукцию.
В рамках этого типа стратегии можно выделить следующие основные виды стратегий.
Стратегия максимизации (искусственного завышения) издержек производства используется при отсутствии прямой ценовой конкуренции (например, при получении государственного заказа предприятиями военно-промышленного комплекса в условиях неопределенности в отношении затрат предстоящей разработки и освоения производства новой техники).
Стратегия перекладывания роста издержек производства на потребителя. Такая стратегия проявляется в увеличении цены продукции при повышении уровня и темпов инфляции, повышении цен на ресурсы. При этом предприятие не стремится усовершенствовать технологию производства для снижения себестоимости, а просто корректирует цены при неизменном уровне эффективности производства.
Стратегия имитационного программирования НИОКР базируется на том, что экономический результат обеспечивается за счет обновления ассортимента продукции, «косметических» улучшений в уже имеющихся на рынке продуктах (новая упаковка, дизайн, цвет и проч.). В рамках такой стратегии возможно получение краткосрочной прибыли. Однако невозможно добиться повышения конкурентоспособности предприятия на длительную перспективу. Существенных изменений в уровне и темпах роста эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия при этом не происходит.
Стратегия манипулирования «портфелем вложений капитала». В рамках этой стратегии осуществляется скупка и продажа действующих предприятий и их активов, слияния и поглощения одних фирм другими путем операций с ценными бумагами на фондовой бирже. При этом происходит непроизводительное отвлечение капитала. Не осуществляются капитальные вложения в прирост производственной мощности, модернизацию, обновление, техническое перевооружение предприятия. Происходит лишь перераспределение имеющегося имущества между собственниками. В ходе реализации такой стратегии может быть обеспечено улучшение текущего финансового положения предприятия. Однако главная направленность стратегии - повышение способности предприятия удовлетворять запросам той части держателей акций, которые заинтересованы прежде всего в стабильном получении высоких дивидендов или в игре на колебаниях курса акций, а не в долгосрочном увеличении стоимости ценных бумаг предприятия.
В условиях современного
рынка оба типа хозяйственных стратегий
переплетаются и их разделение достаточно
условно. В связи с этим важным является
не
строгое следование руководства предприятия
определенному типу стратегии, а
их сочетание в управлении для
обеспечения
Вопросы для самопроверки по теме 17:
10. Каково содержание и условия
применения стратегии имитационного про
граммирования НИОКР?
П. Каково содержание и условия применения стратегии манипулирования «портфелем вложений капитала