Предмет и задачи курса «Экономика предприятия»

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 22:22, контрольная работа

Краткое описание

Хотя конечной естественной целью экономической жизни является потребление, важнейшей сферой экономики является производство. Без его развития не может быть никакого рынка, именно производство рождает товарную массу.
Производство, описание и объяснение всей хозяйственной деятельности предприятия и являются предметом изучения в курсе «Экономика предприятия». На основе познания закономерностей производственного процесса появляется возможность разработать хозяйственные методы реализации практических целей.

Оглавление

Реферат на тему « Предмет и задачи курса
«Экономика предприятия»…………………………………………….... 3
Решение задач………………………………………………………. 9
Список литературы……………………….………………....................... 15

Файлы: 1 файл

К.работа экономика пред..doc

— 112.50 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное Государственное  автономное образовательное учреждение ВПО

«Российский профессионально  – педагогический университет»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

                     

 

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ»

 

Вариант № 1

 

 

 

 

                                  

 

 

                          

 

                             

                                  

                                     Студент        

                                     Группа         

                                     Преподаватель 

 

 

 

 

 

 

 

Первоуральск 2012

 

Содержание

  1. Реферат на тему « Предмет и задачи курса

«Экономика предприятия»…………………………………………….... 3

  1. Решение задач………………………………………………………. 9

Список литературы……………………….………………....................... 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение. Предмет, метод и содержание курса

Экономика – это область человеческой деятельности, которая служит удовлетворению человеческих потребностей и является общим объектом для всех экономических наук.

Предмет курса. Среди многих экономических наук можно выделить теоретическую и прикладную экономику, которые представляют направления наиболее актуальные для познания и регулирования важнейших процессов хозяйственной жизни. В совокупности из называют более кратко: «Экономика» – в России «Экономикс» – на Западе.

Хотя конечной естественной целью экономической жизни является потребление, важнейшей сферой экономики является производство. Без его развития не может быть никакого рынка, именно производство рождает товарную массу.

Производство, описание и объяснение всей хозяйственной  деятельности предприятия и являются предметом изучения в курсе «Экономика предприятия». На основе познания закономерностей производственного процесса появляется возможность разработать хозяйственные методы реализации практических целей.

Экономика предприятия  и другие экономические науки.

Всякое предприятие не существует само по себе, а связано с экономикой в целом, с одной стороны, через  рынок производственных факторов, с другой – через рынок сбыта, поэтому и экономика предприятия должна исследовать отношения отдельных предприятий с другими хозяйственными единицами, с рынком. При этом она рассматривает хозяйственный процесс, как в целом, так и с точки зрения интересов отдельного предприятия.

Экономика предприятия тесно связана  с микро- и макроэкономикой, но не тождественна им. Так, например, микроэкономический анализ исходит не из отдельного предприятия, а из влияния рынка на отдельное  предприятие и в действительности не является исследованием экономики и организации производства на уровне предприятия. Микроэкономический анализ рассматривает обе стороны рынка: предложение и спрос. В то же время анализ с позиций экономики предприятия рассматривает спрос как заданную величину.

С другой стороны, то, что составляет проблемы макроэкономики, например образование  цен на производственные факторы, производство и распределение национального  дохода и т.д., для экономики предприятия  есть заданная величина, которую она  учитывает. Любые перемены в народном хозяйстве, например изменение структуры потребностей, демографические сдвиги, изменения доходов населения, технический прогресс, ведут к изменению ситуации на предприятии.

И наоборот, объекты изучения экономики  предприятия, например издержки производства, являются для макроэкономики данными, которые следует учитывать в исследованиях.

Таким образом, экономика предприятия является самостоятельной экономической дисциплиной, предметом изучения которой является деятельность предприятия, процесс разработки и принятия хозяйственных решений.

Предприятие функционирует в определенной предпринимательской среде, которая  оказывает влияние на всю его  деятельность.

Предпринимательская среда характеризуется  сложившейся экономической и  политической обстановкой, правовой, социально-культурной, технологической, географической средой, экологической ситуацией, а также состоянием институциональной и информационной систем.

Экономическая ситуация определяет доходы и покупательную способность  населения, уровень безработицы и занятости, степень экономической свободы предпринимателей, возможности инвестирования, наличие и доступность денежных ресурсов и другие экономические факторы.

Политическая ситуация зависит  от целей и задач находящегося у власти правительства. Проводя ту или иную экономическую политику, государство может стимулировать или сдерживать предпринимательскую активность в тех или иных отраслях или регионах.

Правовая среда характеризуется  системой законов и других нормативных  актов, регулирующих торговую, производственную, финансовую, налоговую, инновационную и инвестиционную сферы деятельности предприятия. Степень разработанности правовой базы предпринимательства во многом обусловливает стабильность и устойчивость предприятия.

Географическая среда определяет природные условия, в которых осуществляется предпринимательство, например доступность сырья, энергоресурсов, климатические и сезонные условия, наличие автомобильных магистралей, железных дорог, морских и воздушных путей. Географические факторы учитываются при выборе места размещения предприятия, разработке схем поставки сырья, распределении готовой продукции и т.д.

Экологическая обстановка отражает состояние  окружающей среды, степень экологических  рисков, разработанность систем контроля и мер воздействия на предприятия, загрязняющие окружающую среду. Эти и иные экологические факторы принимаются во внимание при выборе предприятием той или иной технологии, используемого сырья или вида производимой продукции.

Институциональная среда характеризуется  наличием разнообразных институтов (организаций), с помощью которых осуществляются различные коммерческие операции, устанавливаются деловые взаимоотношения.

К числу таких институтов относятся  банки, страховые компании, биржи, фирмы, оказывающие различные профессиональные услуги (юридические, бухгалтерские, аудиторские и т.д.), рекламные агентства, бюро по трудоустройству и др.

Предприятие в своей деятельности занимается не только хозяйственными проблемами, но и техническими, правовыми, социальными, психологическими, физиологическими и этическими вопросами. Это области изучения различных социальных наук и специальных экономических дисциплин, результаты и выводы которых необходимо учитывать при организации и осуществлении деятельности предприятия.

Основными задачами  изучения экономики предприятия являются:

• производственная структура предприятия, типы промышленного производства, организация  производственного цикла;

• организация процесса управления предприятием;

• выбор хозяйственной стратегии, разработка плана производства и реализации продукции;

• формирование, использование капитала и накопление доходов (прибыли) предприятия;

• материально-техническое обеспечение  производства, поставки сырья, материалов, формирование запасов и рациональное их использование;

• техническая подготовка производства и создание необходимой производственной инфраструктуры;

• формирование издержек производства, калькуляция себестоимости продукции, ценовая политика предприятия;

• финансовые ресурсы предприятия, эффективность  хозяйственной деятельности, оценка риска в предпринимательстве;

• инновационная деятельность предприятия, качество продукции, инвестиционная политика предприятия, экологические проблемы;

• подбор кадров, прием на работу, организация  труда, система оплаты труда и  стимулирования повышения производительности труда;

• внешнеэкономическая деятельность предприятия.

Методы исследования. Экономика предприятия, как и любая другая наука, имеет особые методы исследования и изложения.

Являясь прикладной дисциплиной, экономика  предприятия широко использует методы исследования, характерные для прикладных экономических наук. Укажем лишь некоторые из них.

Большое значение в экономических исследованиях  имеют методы статистического наблюдения и сравнительного анализа. Они дают возможность накапливать и сопоставлять частные и обобщающие экономические показатели, анализировать динамику предприятия, сравнивать результаты его деятельности с показателями других хозяйствующих субъектов с целью выявления наилучших результатов.

Использование различных вероятностных и прогностических методов лежит в основе разработки хозяйственных стратегий предприятия, применяется при принятии предпринимательских решений.

Широко используются в теоретическом  и прикладном анализе экономики  предприятия математические модели, методы графического изображения, способствующие лучшему восприятию соотношений между различными экономическими показателями, оценке их «поведения» под влиянием экономических ситуаций. При использовании методов экономико-математического моделирования в экономике предприятия обычно исходят из двух допущений: предполагается, во-первых, что предприятие всегда стремится к максимизации прибыли и, во-вторых, что рыночная среда, в которой действует предприниматель, является средой активной, оказывающей непосредственное воздействие на всех рыночных субъектов.

Успешное осуществление предпринимательской  деятельности в современных условиях возможно лишь при условии умелого  сочетания, по крайней мере, трех основных моментов;

• знания общеэкономической теории;

• наличия конкретных экономических знаний и навыков;

• умения использовать различные  количественные методы для предпринимательских  расчетов, аналитических вычислений, прогнозов и т.п.

Курс «Экономика предприятия» тесно  связан с такими дисциплинами, как  «Экономика предпринимательства», «Маркетинг», «Бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности», «Финансы промышленности», «Статистика промышленности» и др. 

 

 

Выводы

1. Экономика предприятия тесно  связана с другими экономическими  науками: макро- и микроэкономикой, теорией менеджмента и маркетинга, статистикой, бухгалтерским учетом и др.

2. Предмет изучения данной науки–деятельность  предприятия, процесс разработки  и принятия хозяйственных решений.

3. Основными объектами изучения  являются производственная деятельность предприятия, механизмы формирования и использования основных факторов производства и экономических ресурсов предприятия.

4. Предприятие функционирует в  определенной предпринимательской  среде, оказывающей влияние на  все стороны его деятельности. При разработке стратегии развития предприятия важно учитывать ее состояние, перспективы развития, динамику, различные направления воздействия.

5. Метод сравнительного анализа,  статистические, графические, вероятностные  методы, прогнозирование и другие  методы экономических наук широко используются в экономике предприятия. Разработка грамотных хозяйственных решений невозможна без знания экономических законов, наличия конкретных экономических знаний, навыков, умения использовать их на практике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача 1

Определить на начало планируемого года первоначальную, восстановительную, остаточную стоимость станка, а также размер амортизационного фонда.

Исходные данные:

Показатели

а

Оптовая цена станка в год приобретения, тыс. р.

Затраты на доставку и монтаж, тыс. р.

Срок эксплуатации до переоценки основного  капитала, лет

Общий срок эксплуатации станка до планируемого года, лет

Оптовая цена станка после переоценки,  тыс. р.

Затраты на доставку и монтаж после  переоценки, усл. ед

Норма амортизации, %

5600

280

6

9

5150

250

11,5


 

 Решение:

  1. Кб  (первоначальная  стоимость) = 5600+280 = 5880 т.р.
  2. Аг (амортизация до переоценки) = 5880*11,5% = 676,2  руб./год
  3. Восстановительная ст-ть = 5150+250 = 5400 т.р.
  4. Остаточная ст-ть до переоценки =5880-676,2*6 = 1822,8 т.р.
  5. Аг (амортизация после переоценки) = 5400*11,5% = 621  руб./год
  6. Остаточная ст-ть после  переоценки = 5400-621*3= 3537 т.р.
  7. Размер амортизационного фонда = 676,2*6+621*3 = 5920,2 т.р.

 

 

Задача 3

Определить уровень капиталоотдачи по предприятию в плановом году, если известно:

 

 

 

Показатели 

а

Основной капитал, млн. руб.

 

- на начало года

268,1

введенные в действие в

течение года:

 

      В мае

 

       В сентябре

19,4

- выбывшего в течение года

 

      В июле

 

      В сентябре

4,9

      В декабре

 

Объем валовой продукции, млн. руб.

354,2


 

Решение:

  1. Кср.год. (среднегодовая ст-ть осн.капитала) = 268+ 19,4*4/12 – 4,9* (12-4)/12 = 271,2 млн.руб.
  2. К от. (кол-во продукции на 1 руб. осн.капитала) = 354,2/271,2 = 1,31

Информация о работе Предмет и задачи курса «Экономика предприятия»