Антикризисное управление, предмет и задачи курса

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 20:26, реферат

Краткое описание

На разных этапах развития общественного сознания отношение к кризисам было различным. Существовало представление о том, что кризис в общественном развитии является всегда последствием природных явлений; согласно другой позиции кризис – это порождение самого человека, его ошибок, предрассудков, незнания, неверия. К.Маркс доказывал, что источником кризисов является экономика, основанная на частной собственности и влияющая, таким образом, на структуру и столкновение интересов.

Файлы: 1 файл

Антикризисное управление.docx

— 80.77 Кб (Скачать)
  1. Антикризисное управление, предмет и задачи курса

На разных этапах развития общественного сознания отношение к кризисам было различным. Существовало представление о том, что кризис в общественном развитии является всегда последствием природных  явлений; согласно другой позиции кризис – это порождение самого человека, его ошибок, предрассудков, незнания, неверия. К.Маркс доказывал, что источником кризисов является экономика, основанная на частной собственности и влияющая, таким образом, на структуру и столкновение интересов. Отсюда часто делался вывод, что если изменить экономические основы общества, исчезнут и кризисы. Но ведь не исчезнут природа, человек, развитие. Может измениться лишь характер кризиса, но он не может исчезнуть вообще. Каким бы совершенным не было всеобщее планирование, нельзя предусмотреть все, что определяет опасность кризиса – природные процессы, совершенствования человека, изменение интересов, а следовательно и отношений между людьми, истощение ресурсов, политическую обстановку в мире и пр.

Однако наступление  кризиса определяется не тем, какими понятиями мы оперируем, а реальными  тенденциями развития производства и экономики в целом, потребностями  их периодической реконструкции. А  глубина и характер кризиса зависят  от управления, т. е. возможностей при  решении проблем предвидеть и  смягчать кризисы, использовать их во благо развития.Предмет курса — закономерности, принципы и иные формы выявления причинно-следственных связей, влияющих на выработку стратегических и тактических решений по предупреждению, смягчению и успешному разрешению кризисной ситуации на предприятии.

 Цель курса — сформировать у студентов комплексный подход к изучению особенностей несостоятельности (банкротства) предприятия, выработать умение пользования общими и специфическими инструментами анализа и учета банкротств в условиях кризиса.

Основные  задачи курса:

 выработать  умения в использовании принципов  и методов анализа кризисных  ситуаций на предприятиях, выборе  путей предупреждения кризисов, выходе из них с минимальными  потерями;

привить практические навыки в учетных и аналитических  процедурах, оказывающих поддержку  при разработке и принятии оптимальных  управленческих решений в условиях неопределенности, экстремальных ситуаций, острой конкурентной борьбы, дефицита ресурсов, неплатежеспособности предприятий;

 сформировать навыки работы с персоналом, владения основами ситуационного, экономического и финансового анализа предприятий-должников

  1. Диверсикация менеджмента: типология и выбор альтернатив

Диверсификация менеджмента - это  объективная тенденция его развития. Она повышает устойчивость и эффективность  управления, способствуя лучшему  использованию ресурсов, повышая  адаптивность системы управления, ее гибкость.

Диверсификация управления проявляется  в потребностях типологического  выбора вариантов управления и в  комбинации этих вариантов по потребностям диверсифицированных объектов управления.

Именно в типологии управления находят свое проявление приоритеты и ориентиры, цели и принципы управления, различные его организационные  формы. Типология — это упорядоченное  и систематизированное представление о менеджменте. Типы управления, которые представлены в данной типологической матрице, — это далеко не полный перечень типов управления. Но это наиболее важные для современных условий управления. К тому же эта типология помогает глубже представить основные черты того управления, который мы назвали менеджментом. Ведь каждый из типов управления — это КОМПЛЕКС ХАРАКТЕРИСТИК, присущих управлению. А особенность менеджмента заключается именно в своеобразном комплексе характеристик.

  1. Тенденции существования социально-экономической системы. Понятие кризиса

Социально-экономическая система  в любом своем виде и любой  форме, будь то общественная формация, фирма или предприятие, имеет  две тенденций своего существования: функционирование и развитие. Функционирование — это поддержание жизнедеятельности, сохранение функций, определяющих ее целостность, качественную определенность, сущностные характеристики. Развитие — это  приобретение нового качества, укрепляющего жизнедеятельность в условиях изменяющейся среды. Функционирование и развитие теснейшим образом взаимосвязаны друг с другом, отражают диалектическое единство основных тенденций социально-экономической системы. Эту связь можно видеть в ее характеристиках и показателях

Например, функционирование социально-экономической  системы характеризует обязательное наличие предмета труда, средств труда и человека, осуществляющего трудовую деятельность. При этом функционирование социально-экономической системы возможно лишь при определенном соответствии этих признаков: средства труда могут изменять его предмет, человек должен владеть средствами труда, результат должен соответствовать интересам и потребностям человека. Все это условия функционирования. Развитие характеризует изменения предмета, средств труда и человека. Критерием этих изменений является появление нового качества, укрепляющего стабильность и гармоничность функционирования социально-экономической системы или создающего принципиально новые условия ее функционирования. Фактом развития являются повышение производительности труда, изменение его характера, возникновение новой технологии. При этом, конечно, меняются и условия функционирования социально-экономической системы. Связь функционирования и развития имеет диалектический характер, что и отражает возможность и закономерность наступления и разрешения кризисов. Функционирование сдерживает развитие и в тоже время является его питательной средой, развитие разрушает многие процессы функционирования, но создает условия для его более устойчивого осуществления.

Таким образом, возникает циклическая  тенденция развития, которая отражает периодическое наступление кризисов. Кризисы не обязательно являются разрушительными, но их возникновение  обусловлено не только субъективными, но и объективными причинами, самой  природой социально-экономической  системы.

Кризисы отражают не только противоречия функционирования и развития - они  могут возникать и в самих  процессах функционирования. Это, например, противоречия между уровнем техники  и квалификацией персонала, точными  технологиями и условиями ее использования (помещение, климатическая среда, технологическая  культура и пр.).

Кризис - это крайнее обострение противоречий в социально-экономической  системе (организации), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде. Причины кризиса  могут быть объективными, связанными с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации; субъективными, отражающими ошибки в управлении; природными, обусловленными особенностями  климата и др.

Социально-экономическая система  представляет собой феномен жизни  общества, который определяет «систему координат», в котором оно осуществляет свою жизнедеятельность

4 Развитие организации и ее жизненный цикл

Жизненный цикл организации - совокупность стадий развития, через которые проходит организация за период своего функционирования

Жизненный цикл имеет следующий  вид: зарождение и становление, рост, когда фирма активно заполняет  выбранный ею сегмент рынка, зрелость, когда фирма пытается сохранить  имеющуюся долю рынка под своим  контролем и старость, когда фирма  быстро теряет свою долю рынка и  вытесняется конкурентами. В дальнейшем организация либо ликвидируется, либо вливается в более крупную, либо разбивается на более мелкие организации, которые в зависимости от ситуации могут оказаться на стадии роста или зрелости (реже - других стадиях). Сколько организаций, столько и разных типов жизненного цикла.

Модель жизненных циклов является одним из известных инструментов, используемых для описания процесса развития любой экономической системы. На основе модели жизненных циклов можно проанализировать отдельные  факторы, влияющие на организационную  эффективность. Разнообразие видов  жизненных циклов позволяет анализировать  изменения, происходящие на различных  уровнях управления промышленным предприятием.

Организация находится в стадии становления, формируется жизненный  цикл продукции. Цели еще нечеткие, творческий процесс протекает свободно, продвижение к следующему этапу  требует стабильного обеспечения. В эту стадию входят следующие  явления: зарождение, поиск единомышленников, подготовка к реализации идеи, юридическое  оформление организации, набор операционного  персонала и выпуск первой партии продукта.

Происходит создание организации. Основателем выступает предприниматель, в одиночку или с несколькими  соратниками выполняющий все  работы. В компанию на этой стадии часто  приходят люди, привлеченные самой  личностью создателя и разделяющие  его идеи и надежды. Коммуникации между сотрудниками легки и неформальны. Все работают много и долго, переработки  компенсируются скромными зарплатами, благодарностью начальства и надеждами  на будущие доходы.

Контроль основан на личном участии  руководителя во всех рабочих процессах. Организация не формализована и  не бюрократизирована, для нее характерна простая структура управления. Основное внимание уделяется созданию нового продукта или услуги и завоеванию места на рынке. Следует отметить, что некоторые компании могут  остановиться в своем развитии именно на этой стадии и существовать при  таком стиле управления много  лет.

На этом этапе организация является социосистемой так как она состоит из людей, принадлежащих единой или сходным парадигмам. Каждый член организации обладает собственными культурными представлениями и системой ценностей. Совместная деятельность, которую начинают вести члены организации, запускает процессы формирования знаний на индивидуальном уровне, когда опыт, получаемый каждым членом организации, перерабатывается в соответствии с личными убеждениями и представлениями. На этом же этапе начинается ярмарка знаний, когда в ходе совместной деятельности каждый член коллектива вольно или невольно демонстрирует собственную систему представлений, умения и навыки.

Фирмы возникают добровольно, потому что они представляют более эффективный  метод организации производства. На первом этапе своего развития фирма  ведет себя как серая мышка  – подбирает зернышки, которые  упускают из виду более крупные рыночные структуры.

На этапе возникновения фирмы  очень важно определить стратегию  конкурентной борьбы: Первая стратегия  – силовая, действующая в сфере  крупного производства товаров и  услуг. Вторая стратегия – приспособительная: Задачи таких фирм: удовлетворять  индивидуальные потребности конкретного  человека. Третья стратегия: нишевая глубокая специализация производства-то, что организация может делать лучше других.

Стадия развития. Этап коллегиальности

Этап коллегиальности – период быстрого роста организации, осознание  своей миссии и формирование стратегии  развития (неформальные коммуникации и структура, высокие обязательства). Происходит рост компании: идет активное освоение рынка, рост интеграции особенно интенсивны.

Стадия зрелости. Этап формализации деятельности.

Этап формализации деятельности –  период стабилизации роста (развития), (формализация ролей, стабилизация структуры, акцент на эффективность).

К этой стадии компания приходит с  багажом прошлого опыта. Представления, показавшие свою адекватность и эффективность, связываются в единую картину  мира, охватывая разнообразные стороны  социальной жизни. На этом этапе, на организационном  уровне наиболее интенсивны процессы интернализации, когда знания, полученные и переработанные организацией на предыдущих этапах, получили свое выражение через провозглашенные ценности: миссия организации, цели и символы, артефакты и проходят процесс индивидуального осознания.

Этап реструктуризации

Период замедления роста и структурных  изменений, дифференциация товаров (рынков), предвидение новых потребностей (стремление к комплексности, децентрализация, диверсифицирование рынков).

Стадия старости. Этап спада.

Этап спада – период, характеризующийся  резким падением сбыта и снижением  прибыли; организация ищет новые  возможности и пути удержания  рынков (высокая текучесть кадров, нарастание конфликтов, централизация. Стадию старости организации определяется как противоречие между ней и окружающей средой, которое выражается или в появлении конкурентов, вытесняющих организацию с занятого рынка, или в исчезновении рынка.

5 Модель жизненного цикла организации И. Адизеса

Жизненный цикл организации – совокупность этапов и стадий, через которые  проходит организация за период своего функционирования: рождение, детство, юность, зрелость, старение, возрождение.

Суть этих моделей состоит в  том, что жизненный цикл предприятия  представляет собой последовательность сменяющих друг друга этапов или  стадий, которые имеют определенные характеристики.

Одну из моделей жизненного цикла  организации предложил Ларри  Грейнер. Автор модели последовательно выделяет пять этапов, называя их «стадиями роста». Каждая стадия — одновременно следствие предыдущей и причина последующей стадии.

Развивая идеи Грейнера, И. Адизес предположил, что динамика организационного развития, носит циклический характер. Эту идею он заложил в основу теории жизненных циклов организации. Согласно модели Адизеса, в процессе жизнедеятельности организации можно выделить десять закономерных и последовательных этапов.

Этап первый. Выхаживание. Компании еще нет, но есть идея. Основатель лишь в мечтах представляет себе свой новый  проект и то, что может из него выйти. Он собирает вокруг себя людей, которые постепенно вникают в  его идею, принимают ее и соглашаются  рискнуть и попробовать воплотить  ее в жизнь.

Этап второй. Младенчество. На данном этапе компания не обладает еще четкой структурой и системой распределения  полномочий и ответственности, основатель, возможно, работает больше всех. Его  изнурительный труд и нежелание  или неумение делиться полномочиями, а также акцент на краткосрочных  результатах, пока важнейшие факторы  выживания организации. Большое  внимание

Информация о работе Антикризисное управление, предмет и задачи курса