Антикризисное управление, предмет и задачи курса

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 20:26, реферат

Краткое описание

На разных этапах развития общественного сознания отношение к кризисам было различным. Существовало представление о том, что кризис в общественном развитии является всегда последствием природных явлений; согласно другой позиции кризис – это порождение самого человека, его ошибок, предрассудков, незнания, неверия. К.Маркс доказывал, что источником кризисов является экономика, основанная на частной собственности и влияющая, таким образом, на структуру и столкновение интересов.

Файлы: 1 файл

Антикризисное управление.docx

— 80.77 Кб (Скачать)

уделяется результатам производства и удовлетворению потребностей конечных потребителей. Денег на этом этапе  сильно не хватает – и это, кстати, вполне нормально.

Этап третий. Детство («давай-давай»). На этапе Детство, дела компании идут успешно, и она начинает работать все продуктивнее, преодолевая первые препятствия. Люди осознают, что идея начала работать и может быть экономически эффективной. Меняется представление  сотрудников о будущем компании - видение расширяется и охватывает практически безграничные горизонты. В компании до сих пор нет четкой структуры управления и прописанных  функциональных обязанностей.

Этап четвертый. Юность. Компания очень  сильно меняется на этом этапе. Даже если все было благополучно на предыдущих этапах, наступает момент, когда  без порядка, системы и дисциплины дальнейшее развитие невозможно. У  основателя компании возникает потребность  в изменении структуры компании и делегировании полномочий. Делегировать оказывается сложно, поскольку чревато  ошибками подчиненных, но без этого  никуда. В компании появляются профессиональные менеджеры-управленцы, которые начинают менять структуру, систему мотивации  и контроля. Приходят новые работники, что неизбежно ведет к конфликту  двух культур: «старого костяка» и «новых специалистов», Люди теряют силы на внутренние войны, энергия, ранее используемая на продвижение на рынке, теперь расходуется  на внутренние столкновения.

Этап пятый. Расцвет. На стадии расцвета организация одновременно гибка  и управляема. Она имеет относительно четкую структуру, прописанные функции, системы поощрения и наказания. Сотрудники – главный актив в  компании, им приятно работать в  таких условиях, они талантливы и  скромны, из них получаются отличные командные игроки. Успешность деятельности организации оценивается по двум факторам, таким как удовлетворения потребностей клиентов и достижения поставленных целей. Нередко на этой стадии организация открывает несколько  дочерних предприятий, которые будут  проходить все стадии развития так  же с самого начала.

Этап шестой. Стабилизация (Поздний  расцвет). На этом этапе форма начинает преобладать над содержанием. Это  первая стадия старения организации, когда  компания постепенно отходит от политики быстрого развития, захвата новых  рынков и расширения присутствия  на существующих. Компания не стремится к изменениям, уделяя большее значение межличностным отношениям в коллективе, нежели рискам, связанным с ведением бизнеса. Но если в компании есть сотрудники, которые обеспокоены будущим компании, они стараются быть услышанными коллегами и руководством. Они стремятся пробуждать в других желание создавать. Они имеют шанс предотвратить дальнейшее старение организации.

Этап седьмой. Аристократизм. Компания владеет значительными финансовыми  средствами, которые расходуются  на обустройство собственной деятельности и укрепление существующей системы  контроля. Появляются негласные формальные правила, связанные в первую очередь  со стилем одежды и прочими традициями. Компания старается быть инновационной  и генерировать новые продукты и  идеи, приобретая (поглощая) другие компании, находящиеся на более ранних стадиях  развития.

Этап восьмой. Ранняя бюрократизация. На этом этапе функция интеграции затухает: организация постепенно погружается  в ряд сложных и порой неразрешимых структурных конфликтов, которые  решаются путем увольнения сотрудников, но при этом, не меняя саму структуру. Постепенно внутренняя политика все сильнее отдаляет компанию от удовлетворения потребностей конечного потребителя.

Этап девятый. Поздняя бюрократизация. Компания полностью сосредоточивается  на себе и на внутренних проблемах. Все сильнее запутывается внутренняя организация процессов. Нет склонности к повышению эффективности, изменениям, нет ориентации на потребности клиента. Поддерживается громоздкая и сложная  система контроля над текущей  деятельностью компании, которая  требует от сотрудников соблюдения набора правил и процедур, но не эффективного труда.

Этап десятый. Смерть. Смерть предприятия, ориентированного на клиента, происходит сразу же после того, как клиенты  массово перестают пользоваться услугами данного предприятия. Если же этого не происходит по причине  того, что организация предоставляет  монопольный продукт или поддерживается государством, то ее смерть может быть отсрочена во времени. В этом случае степень бюрократизации будет увеличиваться  и в итоге все равно достигнет  своего апогея, что приведет организацию  к неминуемой гибели.

На практике теория Адизеса и его модель жизненного цикла организации дает весьма ощутимые результаты. Модель позволяет прогнозировать развитие событий и возникновение критических ситуаций, а значит, дает возможность подготовиться к ним надлежащим образом.

7. Условие возникновения кризиса, факторы, возможные пути развития

Достаточное количество признаков  внутри компании может указывать  на то, что в организации назревает  кризис.

 К ним можно отнести: 

проблемы с достижением планов организации (поставленные цели не достигаются или достигаются не полностью);

менеджмент организации испытывает трудности с контролем исполнения;

страдает качество работы;

начинают уходить клиенты, жалуясь  на недостаточное качество обслуживания;

компания начинает испытывать трудности  с подбором персонала, теряет привлекательный  имидж работодателя;

начинаются проблемы с самим  процессом целеполагания, особенно этот процесс заметен, когда есть несколько учредителей

Таким образом, факторами, которые  могут спровоцировать кризис на предприятии  могут стать:

влияние внешней среды (как на входе, так и на выходе);

желание изменить технологию «производства», т.е. технологию работы компании;

изменение целей лидеров, т.е. собственников  и владельцев компании;

изменение целей персонала как  системообразующего фактора любой  организации.

      Собственно у организации,  в связи с намечающимся кризисом, выходов остается не настолько  уж много. 

      В первом варианте, собственники и менеджмент компании  могут использовать саму ситуацию  кризиса для определения потенциала  развития. Т.е. ситуацией кризиса  можно воспользоваться, чтобы  провести необходимые изменения  и сделать большой скачок в  развитии.

      Второй выход менее  привлекательный, но оттого не  менее популярный и используемый  в практике. В этом случае кризис  становиться причиной развала  и прекращения существования  организации. 

      На практике в  условиях кризиса компания:

продается, т.е. меняет собственника и  управленческую команду;

собственники и старая управленческая команда ищут дополнительные ресурсы (инвестиции, возможности и т.д.) для  вывода предприятия из кризиса;

в компанию приглашается команда антикризисных  управляющих, которые и помогают вывести компанию из кризиса.

       Для реализации  всех трех вариантов необходимо  провести полный аудит работы  организации, с целью получения  полной картины.

7. Причины возникновения кризисов

Причины кризиса могут быть различными. Они делятся на объективные, связанные  с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации, и субъективные, отражающие ошибки и волюнтаризм  в управлении, а также природные, характеризующие явления климата, землетрясения и др.

Причины кризиса могут быть внешними и внутренними. Первые связаны с  тенденциями и стратегией макроэкономического развития или даже развития мировой экономики, конку-ренцией, политической ситуацией в стране; вторые – с рискован-ной стратегией маркетинга, внутренними конфликтами, недостатками в организации производства, несовершенством управления, инновационной и инвестиционной политикой.

Причины кризисов:

 финансово-экономическая  ситуация в стране;

 острая  конкуренция; 

 непрофессиональное  управление (ошибочные решения);

 рискованное  развитие (стратегия);

 кризисное  управление (создающее конфликты,  кризисы);

 сложная  социально-политическая обстановка;

 природные  катаклизмы.

8. Классификация кризисов по структуре отношений социально-экономической системы.

По структуре  отношений в социально-экономической  системе, по дифференциации проблематики ее развития выделяются группы:

– экономические  кризисы отражают острые противоречия в экономике страны или экономическом  состоянии отдельной организации. Это кризисы производства и реализации товаров, взаимоотношений экономических  агентов, кризисы неплатежей, потери конкурентных преимуществ, банкротства  и пр. В группе экономических кризисов отдельно можно выделить финансовые кризисы – это кризисы денежного выражения экономических процессов;

– социальные кризисы возникают при обострении противоречий или столкновении интересов  различных социальных групп: работников и работодателей, профсоюзов и предпринимателей, работников различных профессий, персонала  и менеджеров и др. Особое положение  в группе социальных кризисов занимает политический кризис – кризис в  политическом устройстве общества, кризис власти, классов;

– организационные  кризисы проявляются как кризисы  разделения распределения функций, регламентации деятельности подразделений, как отделение административных регионов или дочерних предприятий;

– психологические  кризисы – это кризисы психологического состояния человека, проявляющиеся  в виде стресса, приобретающего массовый характер, в возникновении чувства  неуверенности, паники, страха за будущее, неудовлетворенности работой и  социальным положением;

– технологический  кризис возникает как кризис новых  технологических идей в условиях явно выраженной потребности в новых  технологиях, кризисы НТП – обострение противоречий между его тенденциями, возможностями, последствиями.

2) По непосредственным  причинам возникновения кризисы  разделяются на природные, общественные, экологические. Первые вызваны природными условиями жизни и деятельности человека. К причинам таких кризисов относятся землетрясения, ураганы, пожары, климатические изменения, наводнения. Все это не может не отражаться на экономике, психологии человека, социальных и политических процессах. При определенных масштабах такие явления природы рождают кризисы.

3) По проблематике  кризиса можно выделить микрокризис – присущи большие объемы и масштабы проблематики – и микрокризисы – затрагивает только отдельную проблему или группу проблем. Существуют общие – охватывают всю социально-экономическую систему и локальные кризисы – только часть ее.

4) По предсказуемости  кризисы могут быть закономерными  (предсказуемыми) и неожиданными (случайными). Предсказуемые кризисы наступают  как этап развития, они могут  прогнозироваться и вызываются  объективными причинами накопления  факторов возникновения кризиса  – потребностью реструктуризации  производства, изменением структуры  интересов под воздействием научно-технического  прогресса. Неожиданные кризисы  часто бывают результатом или  грубых ошибок в управлении, или каких-либо природных явлений, или экономической зависимости, способствующей расширению и распространению локальных кризисов.

5) По скрытости  существуют кризисы явные –  протекают заметно и легко  обнаруживаются – и латентные  – являются скрытыми, протекают  относительно незаметно и поэтому  наиболее опасны.

6) По длительности  кризисы можно классифицировать  как краткосрочные, среднесрочные,  долгосрочные и сверхсрочные.

7) По мягкости  кризисы бывают глубокими –  острые кризисы часто ведущие к разрушению различных структур социально-экономической системы и протекают сложно и неравномерно – и легкие – мягкие кризисы протекают более последовательно и безболезненно, их можно предвидеть и ими легче управлять.

8) По своему  характеру кризисы могут предшествовать  новому этапу в развитии системы  либо ее гибели, действовать независимо  от других либо совпадать, взаимодействуя  с ними, вызывая эффект синергии, выступать как неизбежная закономерно  повторяющаяся фаза цикла либо  как случайный результат стихийного  бедствия, крупной ошибки.

9. Типология кризисов по непосредственным причинам возникновения

по непосредственным причинам возникновения:

4.1. природные – вызваны природными  условиями жизни и деятельности  человека;

4.2. общественные - кризисы общественных  отношений; 

4.3. экологические – кризисы,  возникающие при изменении природных  условий, вызванных деятельностью  человека;

10. Распознавание и преодоление кризисов.

Типология кризисов имеет большое  значение в их распознавании, а следовательно, и успешном управлении ими. Классификационные признаки реального кризиса могут рассматриваться и как его параметры, «подсказывающие» или определяющие оценку ситуации, разработку и выбор удачных управленческих решений. Опасность кризиса существует всегда, даже когда его нет. Поэтому очень важно знать признаки наступления кризисных ситуаций и оценивать возможности их разрешения.

Преодоление кризисов — управляемый  процесс. Об этом свидетельствуют многие кризисы, происходившие в истории  развития человечества, производства и экономики. Успех управления зависит  от своевременного распознавания кризиса, симптомов его наступления. Признаки кризиса дифференцируются прежде всего по его типологической принадлежности: масштабы, проблематика, острота, область развития, причины, возможные последствия, фаза проявления

В распознавании кризиса большое  значение имеет оценка взаимосвязи  проблем.

 Существование и характер  такой взаимосвязи может многое  сказать и об опасности кризиса  и его характере. В управлении  социально-экономической системой  должен функционировать так называемый  мониторинг антикризисного развития. Это контроль процессов развития  и отслеживание их тенденций  по критериям антикризисного  управления. Ведь существует предсказание  погоды, землятресений, солнечной активности. Этим занимаются специальные службы. Почему в системе управления не может быть аналогичных служб?

Информация о работе Антикризисное управление, предмет и задачи курса