Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 20:26, реферат
На разных этапах развития общественного сознания отношение к кризисам было различным. Существовало представление о том, что кризис в общественном развитии является всегда последствием природных явлений; согласно другой позиции кризис – это порождение самого человека, его ошибок, предрассудков, незнания, неверия. К.Маркс доказывал, что источником кризисов является экономика, основанная на частной собственности и влияющая, таким образом, на структуру и столкновение интересов.
уделяется результатам производства и удовлетворению потребностей конечных потребителей. Денег на этом этапе сильно не хватает – и это, кстати, вполне нормально.
Этап третий. Детство («давай-давай»).
На этапе Детство, дела компании идут
успешно, и она начинает работать
все продуктивнее, преодолевая первые
препятствия. Люди осознают, что идея
начала работать и может быть экономически
эффективной. Меняется представление
сотрудников о будущем компании
- видение расширяется и
Этап четвертый. Юность. Компания очень
сильно меняется на этом этапе. Даже если
все было благополучно на предыдущих
этапах, наступает момент, когда
без порядка, системы и дисциплины
дальнейшее развитие невозможно. У
основателя компании возникает потребность
в изменении структуры компании
и делегировании полномочий. Делегировать
оказывается сложно, поскольку чревато
ошибками подчиненных, но без этого
никуда. В компании появляются профессиональные
менеджеры-управленцы, которые начинают
менять структуру, систему мотивации
и контроля. Приходят новые работники,
что неизбежно ведет к
Этап пятый. Расцвет. На стадии расцвета
организация одновременно гибка
и управляема. Она имеет относительно
четкую структуру, прописанные функции,
системы поощрения и наказания.
Сотрудники – главный актив в
компании, им приятно работать в
таких условиях, они талантливы и
скромны, из них получаются отличные
командные игроки. Успешность деятельности
организации оценивается по двум
факторам, таким как удовлетворения
потребностей клиентов и достижения
поставленных целей. Нередко на этой
стадии организация открывает
Этап шестой. Стабилизация (Поздний расцвет). На этом этапе форма начинает преобладать над содержанием. Это первая стадия старения организации, когда компания постепенно отходит от политики быстрого развития, захвата новых рынков и расширения присутствия на существующих. Компания не стремится к изменениям, уделяя большее значение межличностным отношениям в коллективе, нежели рискам, связанным с ведением бизнеса. Но если в компании есть сотрудники, которые обеспокоены будущим компании, они стараются быть услышанными коллегами и руководством. Они стремятся пробуждать в других желание создавать. Они имеют шанс предотвратить дальнейшее старение организации.
Этап седьмой. Аристократизм. Компания
владеет значительными
Этап восьмой. Ранняя бюрократизация.
На этом этапе функция интеграции
затухает: организация постепенно погружается
в ряд сложных и порой
Этап девятый. Поздняя бюрократизация. Компания полностью сосредоточивается на себе и на внутренних проблемах. Все сильнее запутывается внутренняя организация процессов. Нет склонности к повышению эффективности, изменениям, нет ориентации на потребности клиента. Поддерживается громоздкая и сложная система контроля над текущей деятельностью компании, которая требует от сотрудников соблюдения набора правил и процедур, но не эффективного труда.
Этап десятый. Смерть. Смерть предприятия,
ориентированного на клиента, происходит
сразу же после того, как клиенты
массово перестают пользоваться
услугами данного предприятия. Если
же этого не происходит по причине
того, что организация предоставляет
монопольный продукт или
На практике теория Адизеса и его модель жизненного цикла организации дает весьма ощутимые результаты. Модель позволяет прогнозировать развитие событий и возникновение критических ситуаций, а значит, дает возможность подготовиться к ним надлежащим образом.
7. Условие возникновения кризиса, факторы, возможные пути развития
Достаточное количество признаков внутри компании может указывать на то, что в организации назревает кризис.
К ним можно отнести:
проблемы с достижением планов организации (поставленные цели не достигаются или достигаются не полностью);
менеджмент организации
страдает качество работы;
начинают уходить клиенты, жалуясь на недостаточное качество обслуживания;
компания начинает испытывать трудности с подбором персонала, теряет привлекательный имидж работодателя;
начинаются проблемы с самим процессом целеполагания, особенно этот процесс заметен, когда есть несколько учредителей
Таким образом, факторами, которые могут спровоцировать кризис на предприятии могут стать:
влияние внешней среды (как на входе, так и на выходе);
желание изменить технологию «производства», т.е. технологию работы компании;
изменение целей лидеров, т.е. собственников и владельцев компании;
изменение целей персонала как системообразующего фактора любой организации.
Собственно у организации,
в связи с намечающимся
В первом варианте,
собственники и менеджмент
Второй выход менее
привлекательный, но оттого не
менее популярный и
На практике в условиях кризиса компания:
продается, т.е. меняет собственника и управленческую команду;
собственники и старая управленческая команда ищут дополнительные ресурсы (инвестиции, возможности и т.д.) для вывода предприятия из кризиса;
в компанию приглашается команда антикризисных управляющих, которые и помогают вывести компанию из кризиса.
Для реализации
всех трех вариантов
7. Причины возникновения кризисов
Причины кризиса могут быть различными.
Они делятся на объективные, связанные
с циклическими потребностями модернизации
и реструктуризации, и субъективные,
отражающие ошибки и волюнтаризм
в управлении, а также природные,
характеризующие явления
Причины кризиса могут быть внешними и внутренними. Первые связаны с тенденциями и стратегией макроэкономического развития или даже развития мировой экономики, конку-ренцией, политической ситуацией в стране; вторые – с рискован-ной стратегией маркетинга, внутренними конфликтами, недостатками в организации производства, несовершенством управления, инновационной и инвестиционной политикой.
Причины кризисов:
финансово-экономическая ситуация в стране;
острая конкуренция;
непрофессиональное управление (ошибочные решения);
рискованное развитие (стратегия);
кризисное управление (создающее конфликты, кризисы);
сложная
социально-политическая
природные катаклизмы.
8. Классификация кризисов по структуре отношений социально-экономической системы.
По структуре
отношений в социально-
– экономические
кризисы отражают острые противоречия
в экономике страны или экономическом
состоянии отдельной
– социальные
кризисы возникают при
– организационные
кризисы проявляются как
– психологические
кризисы – это кризисы
– технологический кризис возникает как кризис новых технологических идей в условиях явно выраженной потребности в новых технологиях, кризисы НТП – обострение противоречий между его тенденциями, возможностями, последствиями.
2) По непосредственным
причинам возникновения
3) По проблематике
кризиса можно выделить
4) По предсказуемости
кризисы могут быть
5) По скрытости
существуют кризисы явные –
протекают заметно и легко
обнаруживаются – и латентные
– являются скрытыми, протекают
относительно незаметно и
6) По длительности
кризисы можно
7) По мягкости кризисы бывают глубокими – острые кризисы часто ведущие к разрушению различных структур социально-экономической системы и протекают сложно и неравномерно – и легкие – мягкие кризисы протекают более последовательно и безболезненно, их можно предвидеть и ими легче управлять.
8) По своему
характеру кризисы могут
9. Типология кризисов по непосредственным причинам возникновения
по непосредственным причинам возникновения:
4.1. природные – вызваны
4.2. общественные - кризисы общественных отношений;
4.3. экологические – кризисы,
возникающие при изменении
10. Распознавание и преодоление кризисов.
Типология кризисов имеет большое значение в их распознавании, а следовательно, и успешном управлении ими. Классификационные признаки реального кризиса могут рассматриваться и как его параметры, «подсказывающие» или определяющие оценку ситуации, разработку и выбор удачных управленческих решений. Опасность кризиса существует всегда, даже когда его нет. Поэтому очень важно знать признаки наступления кризисных ситуаций и оценивать возможности их разрешения.
Преодоление кризисов — управляемый процесс. Об этом свидетельствуют многие кризисы, происходившие в истории развития человечества, производства и экономики. Успех управления зависит от своевременного распознавания кризиса, симптомов его наступления. Признаки кризиса дифференцируются прежде всего по его типологической принадлежности: масштабы, проблематика, острота, область развития, причины, возможные последствия, фаза проявления
В распознавании кризиса большое значение имеет оценка взаимосвязи проблем.
Существование и характер
такой взаимосвязи может
Информация о работе Антикризисное управление, предмет и задачи курса