Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 08:34, курс лекций
Собраны лекции по предмету "Экономика организации"
Тема 9. Нематериальные ресурсы предприятия
Нематериальные ресурсы, Нематериальные активы, Интеллектуальная собственность, Промышленная собственность, Изобретение, Промышленный образец, Полезная модель, Товарный знак и знак обслуживания, Торговая марка, Бренд, Гудвилл, Ноу-хау, Топологии интегральных микросхем, Селекционное достижение, Амортизация нематериальных активов.
Нематериальные ресурсы предприятия - часть ресурсов, приносящих экономическую выгоду на протяжении длительного периода времени и имеющих нематериальную основу получения доходов. К таким ресурсам относятся объекты промышленной и интеллектуальной собственности и другие ресурсы нематериального происхождения.
Для организаций, предприятий, являющихся юридическими лицами, эти объекты могут являться их собственностью, частью принадлежащего им имущества, а, следовательно, отражаться на балансе предприятия. В этом случае данные нематериальные, неосязаемые объекты называются нематериальными активами предприятия. Объекты признаются нематериальными активами, если выполняются следующие условия:
- отсутствие материально-
- предполагается использование
этих объектов в производстве
продукции, при выполнении
- объекты обладают
способностью приносить
- наличие документов, подтверждающих исключительное право организации на результаты интеллектуальной деятельности (приобретения) патента, товарного знака и т.п.
Интеллектуальная собственность (в соответствии с трактовкой ст. 138 Гражданского Кодекса РФ) - это исключительное авторское право гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания).
Промышленная собственность является понятием смежным с понятием нематериальных активов, используемым для обозначения исключительного права на нематериальные ценности: изобретения, промышленные образцы, полезные модели, товарные знаки и знаки обслуживания, фирменные наименования и указания места происхождения или наименования места происхождения товара, а также право по пресечению недоброкачественной конкуренции. Промышленная собственность выступает в качестве активов предприятия, то есть это его собственность, которая принадлежит хозяйствующему субъекту и отражена на его балансе (таким образом, у физического лица нематериальных активов быть не может).
1
К нематериальным активам
относятся объекты
-изобретение,
- промышленный образец,
- полезная модель,
- программы для ЭВМ,
- базы данных топологии интегральных микросхем,
- товарный знак и знак обслуживания,
- наименование места происхождения товаров,
- селекционные достижения,
- деловая репутация организации.
Таким образом, к нематериальным активам предприятия относятся не только объекты интеллектуальной собственности, но в то же время, не каждый из этих объектов включается в состав нематериальных активов. Например, исключительное право юридического лица на фирменное наименование как средство индивидуализации - объект интеллектуальной собственности, но оно не относится к нематериальным активам предприятия. То есть официальное название предприятия ООО «Стройиндустрия» - объект интеллектуальной собственности, но не нематериальный актив. Однако если логотип предприятия (рисунок, название) зарегистрирован в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент) и получено свидетельство на товарный знак, то права на него относятся к нематериальным активам данного предприятия.
Ниже приводится характеристика объектов промышленной собственности и других объектов нематериальных ресурсов предприятия.
1. Изобретение - новое и обладающее существенными отличиями техническое решение задачи в любой отрасли народного хозяйства, дающее положительный эффект. Право на изобретение удостоверяется авторским свидетельством или патентом. В настоящее время в Российской Федерации действует порядка 109000 патентов на изобретение. Изобретения занимают центральное место среди объектов промышленной собственности, нематериальных ресурсов предприятия. Это объясняется тем, что:
- количество изобретений значительно превосходит число других видов промышленной собственности,
- при нарушении патентов на изобретение санкции за это наиболее значительные для нарушителя,
- изобретение,
являясь воплощением новых
- с помощью патентов на изобретение можно защитить новые способы производства, технологические процессы, которые играют решающую роль в современном производстве, а, следовательно, создать условия для формирования конкурентоспособности предприятия.
2. Промышленный образец - полученное в результате художественно-конструкторской (дизайнерской) деятельности решение внешнего вида какого-либо объекта (изделия).
2
Видами промышленных образцов являются:
- объемная модель (композиция,
в основе которой лежит
- плоскостные модели, которые
характеризуются двухмерным
- комбинированные модели, которые
характеризуются признаками
Существует две формы охраны промышленного образца - свидетельство и патент.
3. Полезная модель, часто называемая малым изобретением. Это модель, новая по внешнему виду, форме, размещению частей, по строению. В основе создания полезной модели лежит техническое решение, не отвечающее по своему уровню требованиям к изобретению. В частности, полезная модель может вносить изменения и усовершенствования в конструкцию машин, механизмов и т.п. Правовой формой охраны полезных моделей является свидетельство, действующее в течение 5 лет.
4. Товарный знак и знак обслуживания - обозначение (символ, рисунок, термин или их сочетание), служащее для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг.
Товарный знак помещается на товаре, его упаковке, фирменных бланках предприятия, вывесках, рекламных материалах. Общеизвестными товарными знаками являются «Pentium», «КАМАЗ», «Victorian tea».
В рыночной экономике товарный знак выполняет следующие функции:
- отличительную (обеспечивает
отличие сходных товаров
- информационную (содержит информацию об изготовителе и товаре),
- подтверждения гарантии
качества и поддержания
Под брендом понимают
товарный знак, который формирует
благоприятное впечатление у
потребителя и желание
Товарный знак может рассматриваться как торговая марка или ее часть, обеспеченная правовой защитой.
Торговая марка - это товарный знак, указывающий на изготовителя или продаваемого товара, а не на вид выпускаемой или продаваемой продукции («Xerox», «Sony», «Nokia», «Эвалар», «Балтика», «Мегафон», «Билайн» и др.). Чаще всего торговая марка представлена графическим изображением, оригинальным назва-
3
нием, особым сочетанием знаков, букв, слов. Торговая марка предприятий торговли представляет собой оригинально оформленный специальный отличительный знак торгового предприятия, который они вправе разместить на продаваемых товарах, изготовленных по заказу данного торгового предприятия.
Рейтинг ста самых дорогих брендов ежегодно с 2001 года представляет компания Interbrand. Топ-лист десяти самых дорогих брендов в 2009 году (Top ten brands in 2009) представлен в таблице 32.
Таблица 32 Топ-лист десятки самых дорогих брендов в 2009 г.___________
№ |
Торговая марка |
Стоимость ($ млрд) |
Изменение стоимости по сравнению с 2008 г., % |
1 |
Coca-cola |
68,734 |
+3 |
2 |
IBM |
60,211 |
+2 |
3 |
Microsoft |
56,647 |
-4 |
4 |
GE |
47,777 |
-10 |
5 |
Nokia |
34,864 |
-3 |
6 |
McDonald's |
32,275 |
-3 |
7 |
31,980 |
+25 | |
8 |
Toyota |
31,330 |
-8 |
9 |
Intel |
30,636 |
-2 |
10 |
Disney |
28,447 |
-3 |
Составлено по www interbrand com/bcsl global brands miro asp\?landine~ IСЮ0
Исследователи Interbrand выявили главную тенденцию 2009 года, которая состоит в значительном снижении стоимости финансовых брендов, что очевидно напрямую связано с мировым кризисом. При этом на стоимость технологических торговых марок финансовый кризис отразился незначительно, а цена брендов, связанных с роскошью и товарами для потребителей, продолжает устойчиво расти.
Российские компании в Топ-лист ста самых дорогих брендов 2009 года не вошли.
Компанией Interbrand также проведена оценка доли торговой марки в рыночной капитализации компании (стоимости всех ее акций, устанавливаемой котировкой на фондовой бирже) (таблица 33) и значимости нематериальных активов и торговых марок в различных отраслях и сферах деятельности (таблица 34).
Например, в коммунальном
хозяйстве и тяжелой
5. Деловая репутация (цена фирмы, гудвилл) - разность между ценой покупки предприятия как единого имущественного комплекса и балансовой стоимостью его активов, возникающая при покупке целых действующих предприятий не по балансовой стоимости, а по рыночной цене, исходя из доходности предприятия, его престижа, имиджа.
4
Таблица 33 Доля торговой марки в рыночной капитализации компаний, вошедших в топ-лист десятки самых дорогих брендов в 2009 г.
№ |
Торговая марка |
Доля торговой марки в рыночной капитализации компании , % |
1 |
Coca-cola |
59 |
2 |
IBM |
28 |
3 |
Microsoft |
21 |
4 |
GE |
10 |
5 |
Nokia |
44 |
6 |
McDonald's |
64 |
7 |
Toyota |
14 |
8 |
Intel |
21 |
9 |
Disney |
61 |