Курс декций по экономике огранизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 08:34, курс лекций

Краткое описание

Собраны лекции по предмету "Экономика организации"

Файлы: 17 файлов

Тема 12.doc

— 97.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 16.doc

— 98.50 Кб (Открыть, Скачать)

тема 1.doc

— 327.50 Кб (Открыть, Скачать)

тема 2.doc

— 35.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 3.doc

— 52.50 Кб (Открыть, Скачать)

тема 4.doc

— 46.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 5.doc

— 486.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 6.doc

— 141.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 11.doc

— 209.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 9.doc

— 133.50 Кб (Скачать)

Тема 9. Нематериальные ресурсы предприятия

Нематериальные  ресурсы, Нематериальные активы, Интеллектуальная собственность, Промышленная собственность, Изобретение, Промышленный образец, Полезная модель, Товарный знак и знак обслуживания, Торговая марка, Бренд, Гудвилл, Ноу-хау, Топологии интегральных микросхем, Селекционное достижение, Амортизация нематериальных активов.

Нематериальные  ресурсы предприятия - часть ресурсов, приносящих экономическую выгоду на протяжении длительного периода времени и имеющих нематериальную основу получения доходов. К таким ресурсам относятся объекты промышленной и интеллектуальной собственности и другие ресурсы нематериального происхождения.

Для организаций, предприятий, являющихся юридическими лицами, эти  объекты могут являться их собственностью, частью принадлежащего им имущества, а, следовательно, отражаться на балансе предприятия. В этом случае данные нематериальные, неосязаемые объекты называются нематериальными активами предприятия. Объекты признаются нематериальными активами, если выполняются следующие условия:

- отсутствие материально-вещественной (физической) структуры,

-  предполагается использование  этих объектов в производстве  продукции, при выполнении работ,  оказании услуг или для управленческих  целей организации в течение длительного времени, то есть срок полезного использования превышает 12 месяцев,

-  объекты обладают  способностью приносить организации  доход (экономические выгоды) в будущем,

-  наличие документов, подтверждающих исключительное  право организации на результаты интеллектуальной деятельности (приобретения) патента, товарного знака и т.п.

Интеллектуальная  собственность (в соответствии с трактовкой ст. 138 Гражданского Кодекса РФ) - это исключительное авторское право гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания).

Промышленная  собственность является понятием смежным с понятием нематериальных активов, используемым для обозначения исключительного права на нематериальные ценности: изобретения, промышленные образцы, полезные модели, товарные знаки и знаки обслуживания, фирменные наименования и указания места происхождения или наименования места происхождения товара, а также право по пресечению недоброкачественной конкуренции. Промышленная собственность выступает в качестве активов предприятия, то есть это его собственность, которая принадлежит хозяйствующему субъекту и отражена на его балансе (таким образом, у физического лица нематериальных активов быть не может).

1

К нематериальным активам  относятся объекты интеллектуальной собственности, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, такие как:

-изобретение,

-  промышленный образец,

- полезная модель,

- программы для ЭВМ,

- базы данных топологии  интегральных микросхем,

- товарный знак и  знак обслуживания,

- наименование места  происхождения товаров,

- селекционные достижения,

- деловая репутация организации.

Таким образом, к нематериальным активам предприятия относятся  не только объекты интеллектуальной собственности, но в то же время, не каждый из этих объектов включается в  состав нематериальных активов. Например, исключительное право юридического лица на фирменное наименование как средство индивидуализации - объект интеллектуальной собственности, но оно не относится к нематериальным активам предприятия. То есть официальное название предприятия ООО «Стройиндустрия» - объект интеллектуальной собственности, но не нематериальный актив. Однако если логотип предприятия (рисунок, название) зарегистрирован в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент) и получено свидетельство на товарный знак, то права на него относятся к нематериальным активам данного предприятия.

Ниже приводится характеристика объектов промышленной собственности  и других объектов нематериальных ресурсов предприятия.

1.  Изобретение - новое и обладающее существенными отличиями техническое решение задачи в любой отрасли народного хозяйства, дающее положительный эффект. Право на изобретение удостоверяется авторским свидетельством или патентом. В настоящее время в Российской Федерации действует порядка 109000 патентов на изобретение. Изобретения занимают центральное место среди объектов промышленной собственности, нематериальных ресурсов предприятия. Это объясняется тем, что:

-   количество изобретений  значительно превосходит число  других видов промышленной собственности,

-  при нарушении патентов на изобретение санкции за это наиболее значительные для нарушителя,

-   изобретение,  являясь воплощением новых технических  идей, определяет конкурентоспособность  продукции, в которой оно воплощено,

-  с помощью патентов  на изобретение можно защитить новые способы производства, технологические процессы, которые играют решающую роль в современном производстве, а, следовательно, создать условия для формирования конкурентоспособности предприятия.

2.    Промышленный образец - полученное в результате художественно-конструкторской (дизайнерской) деятельности решение внешнего вида какого-либо объекта (изделия).

2

 

Видами промышленных образцов являются:

-  объемная модель (композиция, в основе которой лежит развитая  трехмерная объемно-пространственная структура. Например, объемной моделью является художественно-конструкторское решение, определяющее внешний вид автомобиля, стола, светильника и т. д.),

-    плоскостные модели, которые  характеризуются двухмерным линейно-цветографическим  соотношением элементов и фактически не обладают объемом. Примером плоскостных моделей могут служить конфигурация, орнамент, сочетание цветов, определяющие внешний вид ткани, ковра, платка и т. д.,

-  комбинированные модели, которые  характеризуются признаками объемных и плоскостных образцов. Это, например, художественно-конструкторские решения, определяющие внешний вид посуды, на которой выполнен рисунок, одежды, имеющей декор и т. д.

Существует две формы  охраны промышленного образца - свидетельство  и патент.

3. Полезная модель, часто называемая малым изобретением. Это модель, новая по внешнему виду, форме, размещению частей, по строению. В основе создания полезной модели лежит техническое решение, не отвечающее по своему уровню требованиям к изобретению. В частности, полезная модель может вносить изменения и усовершенствования в конструкцию машин, механизмов и т.п. Правовой формой охраны полезных моделей является свидетельство, действующее в течение 5 лет.

4.  Товарный знак и знак обслуживания - обозначение (символ, рисунок, термин или их сочетание), служащее для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг.

Товарный знак помещается на товаре, его упаковке, фирменных  бланках предприятия, вывесках, рекламных  материалах. Общеизвестными товарными знаками являются «Pentium», «КАМАЗ», «Victorian tea».

В рыночной экономике  товарный знак выполняет следующие  функции:

-  отличительную (обеспечивает  отличие сходных товаров разных  производителей),

-  информационную (содержит  информацию об изготовителе и товаре),

-  подтверждения гарантии  качества и поддержания конкуренции,  в том числе в виде рекламы  (в связи с чем получило распространение  понятие «рекламоспо-собность» товарного  знака»), установление доверия потребителя.  Товарный знак составляет основу бренда.

Под брендом понимают товарный знак, который формирует  благоприятное впечатление у  потребителя и желание приобрести товар с конкретной маркировкой среди множества других аналогичных.

Товарный знак может  рассматриваться как торговая марка  или ее часть, обеспеченная правовой защитой.

Торговая марка - это товарный знак, указывающий на изготовителя или продаваемого товара, а не на вид выпускаемой или продаваемой продукции («Xerox», «Sony», «Nokia», «Эвалар», «Балтика», «Мегафон», «Билайн» и др.). Чаще всего торговая марка представлена графическим изображением, оригинальным назва-

3

нием, особым сочетанием знаков, букв, слов. Торговая марка предприятий  торговли представляет собой оригинально оформленный специальный отличительный знак торгового предприятия, который они вправе разместить на продаваемых товарах, изготовленных по заказу данного торгового предприятия.

Рейтинг ста самых  дорогих брендов ежегодно с 2001 года представляет компания Interbrand. Топ-лист десяти самых дорогих брендов в 2009 году (Top ten brands in 2009) представлен в таблице 32.

Таблица 32 Топ-лист десятки самых дорогих брендов в 2009 г.___________

Торговая марка

Стоимость ($ млрд)

Изменение стоимости по сравнению с 2008 г., %

1

Coca-cola

68,734

+3

2

IBM

60,211

+2

3

Microsoft

56,647

-4

4

GE

47,777

-10

5

Nokia                                       •

34,864

-3

6

McDonald's

32,275

-3

7

Google

31,980

+25

8

Toyota

31,330

-8

9

Intel

30,636

-2

10

Disney

28,447

-3


Составлено по www interbrand com/bcsl global brands miro asp\?landine~ IСЮ0

 

Исследователи Interbrand выявили главную тенденцию 2009 года, которая состоит в значительном снижении стоимости финансовых брендов, что очевидно напрямую связано с мировым кризисом. При этом на стоимость технологических торговых марок финансовый кризис отразился незначительно, а цена брендов, связанных с роскошью и товарами для потребителей, продолжает устойчиво расти.

Российские компании в Топ-лист ста самых дорогих брендов 2009 года не вошли.

Компанией Interbrand также проведена оценка доли торговой марки в рыночной капитализации компании (стоимости всех ее акций, устанавливаемой котировкой на фондовой бирже) (таблица 33) и значимости нематериальных активов и торговых марок в различных отраслях и сферах деятельности (таблица 34).

Например, в коммунальном хозяйстве и тяжелой промышленности значение нематериальных активов и  торговых марок оказалось невелико. В фармацевтической отрасли наиболее важными нематериальными активами являются технологические нематериальные активы, прежде всего, патенты. Торговые марки имеют особое значение для компаний, выпускающих предметы роскоши и продовольственные товары, то есть те, что реализуются через розничные торговые фирмы.

5. Деловая репутация (цена фирмы, гудвилл) - разность между ценой покупки предприятия как единого имущественного комплекса и балансовой стоимостью его активов, возникающая при покупке целых действующих предприятий не по балансовой стоимости, а по рыночной цене, исходя из доходности предприятия, его престижа, имиджа.

4

 

Таблица 33 Доля торговой марки в рыночной капитализации  компаний, вошедших в топ-лист десятки  самых дорогих брендов в 2009 г.

Торговая марка

Доля торговой марки  в рыночной капитализации компании , %

1

Coca-cola

59

2

IBM

28

3

Microsoft

21

4

GE

10

5

Nokia

44

6

McDonald's

64

7

Toyota

14

8

Intel

21

9

Disney

61

Тема 10.doc

— 74.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 7.doc

— 119.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 8.doc

— 184.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 14.doc

— 103.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 15.doc

— 234.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 13.doc

— 182.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 17.doc

— 42.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Курс декций по экономике огранизации