Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 00:04, курс лекций
Тема 1. Сущность и структура потенциала предприятия
Определение структуры потенциала предприятия.
Объективные составляющие потенциала, их характеристика.
Субъективные составляющие потенциала, их характеристика.
Харьковский национальный автомобильно-дорожный университет
Факультет управления и бизнеса
Кафедра
экономики предприятия
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
по дисциплине «Потенциал предприятия: формирование и оценка»
для студентов
дневной и заочной формы
Харьков 2008
Введение
Объектом изучения дисциплины является процесс формирования и оценки потенциала предприятия, обобщающей системной характеристики возможностей предприятия для достижения определенных стратегических или текущих целей, а также обеспечения стойких конкурентных преимуществ.
Предметом изучения являются законы и закономерности развития потенциала предприятия, формы и методы оценки потенциала предприятия.
Теоретической
базой изучения дисциплины «Потенциал
предприятия: формирование и оценка» являются
ранее изученные дисциплины «Экономика
предприятия», «Экономический анализ»,
«Экономика и организация инновационной
деятельности».
Литература
1. Аналіз фінансово-економічекого потенціалу підприємства/ І.В.Сіменко, І.М.Білоусова, О.О.Батлукова. Донецьк:ДонДУЕТ, 2004. – 172 с.
2. Воронкова А.Э. Стратегическое управление конкурентоспособным потенциалом. – Луганск: ВНУ, 2000. – 916 с.
3.
Лапин Е.В. Экономический
4. Пономаренко В.С. Стратегічне управління. – Харків: Основа, 1999. – 632 с.
5.
Федонін О.С. Потенціал
Тема 1. Сущность и структура потенциала предприятия
Рынок
характеризуется
Это
связано с необходимостью обеспечения
эффективности функционирования и
повышения
В настоящее время экономисты пришли к выводу о необходимости изучения проблем оценки потенциала и выработки единого понимания понятия потенциал, его сущности, состава и соотношения с другими категориями.
Потенциал как экономическая категория представляет собой возможности, ресурсы, запасы, способы, которые могут быть использованы для достижения, осуществления чего-либо.
Основная
масса публикаций, связанных с
теорией потенциалов посвящена
такой категории как
Как показывают исследования категория «экономический потенциал предприятия» отождествляется с категорией «потенциал предприятия». Поэтому наиболее распространенное трактование сущности потенциала предприятия представляется как совокупность природных условий и ресурсов, возможностей, запасов, которые могут быть использованы для достижения определенных целей.
Существуют понятия экономический, производственный, рыночный потенциал и т.д.
Потенциал предприятия представляет собой сложную систему. В общем виде структура системы представляет собой совокупность наиболее существенных, стойких (инвариантных) связей между входящими в нее элементами.
В отношении структуры потенциала предприятия в экономической литературе нет однозначного толкования. В основном это связано с тем, что, во-первых, существуют разные определения количества входящих в структуру потенциала составляющих, во-вторых, структуру потенциала, в большинстве случаев, рассматривают только в основе ресурсного подхода.
В реальных условиях к элементам потенциала предприятия следует отнести не только производственные ресурсы, но и все то, что связано с функционированием и развитием предприятия.
Поэтому, в общем, структура потенциала предприятия может быть схематично представлена в виде совокупности объективных и субъективных составляющих (рис.1.).
Объективная составляющая связана материально-естественной и персонизированной формой потенциала предприятия. Они создаются и используются в той или иной форме в процессе функционирования. Это: инновационный потенциал, производственный потенциал, финансовый потенциал и потенциал обновления.
Производственный потенциал – явные и скрытые возможности предприятия по привлечению и использованию факторов производства для выпуска максимально возможного объема продукции (услуг).
Это совокупность ресурсов, которые функционируют и способны производить определенный объем продукции. Поэтому производственный потенциал является полиструктурной системой (см.рис.1.).
Рисунок
1. Структура потенциала предприятия
Инновационный потенциал – совокупные возможности предприятия, связанные с генерацией, восприятием и внедрением новых идей для системного технического, организационного и управленческого обновления.
Первые три элемента хорошо известны. На них останавливаться не будем.
Потенциал нематериальных активов – совокупность возможностей предприятия по использованию прав на новые или существующие продукты интеллектуального труда в хозяйственной деятельности, с целью реализации корпоративных интересов при удовлетворении общественных потребностей.
Финансовый потенциал – объем собственных, заемных и привлеченных финансовых ресурсов предприятия, которыми оно может распоряжаться для осуществления текущих и перспективных затрат. Главной составляющей финансового потенциала является наличие инвестиций, т.е. наличные или скрытые возможности предприятия для простого и расширенного воспроизводства потенциала.
Простое воспроизводство потенциала предприятия осуществляется в неизменных объемах обновления изношенных факторов производства и обеспечения беспрерывности его функционирования.
Расширенное производство потенциала предприятия предусматривает количественное и качественное развитие производственных факторов и других составляющих потенциала, которые обеспечивают более высокую результативность его функционирования.
В рамках расширенного воспроизводства можно выделить три типа развития потенциала предприятия:
При экстенсивном типе воспроизводства потенциала увеличение объемов производства достигается за счет дополнительного привлечения трудовых, природных ресурсов и средств производства при сохранении сформированной технико-экономической основы.
При интенсивном типе воспроизводства развитие потенциала достигается путем качественного совершенствования факторов производства, т.е. использование прогрессивных орудий и средств труда, видов энергетических ресурсов, повышение квалификации технологического и управленческого персонала, а также постоянного улучшения использования всех существующих элементов потенциала предприятия.
Смешанный тип воспроизводства потенциала характеризуется сбалансированностью или доминированием одного из двух факторов развития. Поэтому можно говорить о преимущественном экстенсивном типе развития потенциала, преимущественно интенсивном или смешанном типе, в котором трудно отдать предпочтение какому-либо типу развития. Следует отметить различие источников простого и расширенного воспроизводства потенциала предприятия. Если замена изношенных и устаревших основных фондов производится за счет накопления амортизационного фонда и других внутренних источников формирования финансовых средств, то расширенное воспроизводство потенциала требует использование таких источников как долгосрочные кредиты, эмиссия ценных бумаг, собственная накопленная прибыль, государственные субсидии, иностранные инвестиции.
Таким образом, под потенциалом обновления следует понимать совокупность материально-технических, нематериальных, финансовых и других ресурсов капитала, которые находятся в распоряжении предприятия или могут быть дополнительно привлечены и использованы для простого или расширенного воспроизводства факторов производства и других элементов потенциала предприятия.
Теперь поговорим о субъективных составляющих потенциала предприятия. Они связаны с общественной формой их появления. Они не потребляются, а обусловливают общеэкономический, общехозяйственный социальный фактор рационального использования объективных составляющих.
Тем самым субъективные составляющие потенциала предприятия по их влиянию на развитие основных факторов производства и эффективность функционирования всей экономической системы получают решающую роль.
Известно, что даже те предприятия, которые имеют близкие по размеру производственные потенциалы, часто существенно отличаются по результатам деятельности. Это можно объяснить тем, что на сравниваемых предприятиях при прочих равных условиях разным было организационно-экономическое обеспечение заданных целей, разным был уровень научного обеспечения, уровень управления потенциалом, уровень маркетинга.
К субъективным составляющим потенциала предприятия относятся: научно-технический потенциал, управленческий потенциал, потенциал организационной структуры управления, маркетинговый потенциал (см.рис.1.).
Научно-технический потенциал характеризует уровень научного обеспечения производства (наука, техника, технология, инженерное дело, производственный опыт, научные кадры и их возможности).
Управленческий потенциал характеризует навыки, возможности и способности руководителей всех уровней управления в формировании, организации и создании необходимых условий для функционирования и развития социально-экономической системы предприятия.
Потенциал организационной структуры управления – это общекорпоративный управленческий механизм (формальный и неформальный) функционирования предприятия, который характеризуется уровнем организации функциональных элементов системы и характером взаимосвязи между ними.
Маркетинговый потенциал – это способность предприятия систематически и планомерно направлять все свои функции на удовлетворение потребностей людей и использование потенциальных рынков сбыта.
В маркетинговом потенциале отдельно выделяется логистический потенциал.
Логистика
характеризует комплексную