Инвентаризация и ее значение в сохранности собственности организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 10:53, дипломная работа

Краткое описание

Актуальной проблемой социально – экономического развития нашего общества на современном этапе является обеспечение сохранности хозяйственных ресурсов, их рационального и экономического использования, предотвращение непроизводственных расходов сырьевых, топливных и других материальных ценностей. А одним из наиболее важных средств контроля за сохранностью хозяйственных средств является инвентаризация, в процессе которой проверяется сохранность ценностей и сличается фактическое их наличие с данными бухгалтерского учета.

Оглавление

Введение
1 Экономическая сущность инвентаризации, цель, значение
1.1 Цели, задачи, виды инвентаризации
1.2 Нормативное регулирование инвентаризации
1.3 Особенности деятельности общества с ограниченной
ответственностью «Барк»
2 Особенности проведения инвентаризации в ООО «Барк»
2.1 Планирование инвентаризации в ООО «Барк»
2.2 Этапы инвентаризации в ООО «Барк»
2.3 Подготовительный этап инвентаризации в ООО «Барк»
3 Инвентаризация как метод фактического контроля
3.1 Инвентаризация имущества в ООО «Барк»
3.2 Инвентаризация обязательств в ООО «Барк»
3.3 Обобщение результатов инвентаризации в ООО «Барк»
(выводы и предложения)
Заключение
Список использованных источников Приложение А. Бухгалтерский баланс ООО «Барк» за 2009г.
Приложение Б. Отчет о прибылях и убытках ООО «Барк» за 2009 г.
Приложение В. Бухгалтерский баланс ООО «Барк» за 2010г.
Приложение Г. Отчет о прибылях и убытках ООО «Барк» за 2010 г.
Приложение Д. Учетная политика ООО «Барк»
Приложение Е. Приказ о проведении инвентаризации
Приложение Ж. Инвентарная карточка учета объекта основных средств
Приложение И. Инвентаризационная опись основных средств,
находящихся на ответственном хранении
Приложение К. Инвентаризационная опись основных средств,
находящихся в собственности организации
Приложение Л. Инвентаризационная опись ТМЦ (инвентарь и
и хозяйственные принадлежности
Приложение М. Инвентаризационная опись ТМЦ (тара)
Приложение Н. Инвентаризационная опись ТМЦ (готовая продукция)
Приложение П. Инвентаризационная опись ТМЦ (покупные п/ф)
Приложение Р. Инвентаризационная опись ТМЦ (запасные части)
Приложение С. Инвентаризационная опись ТМЦ (сырье и материалы)
Приложение Т. Приказ об отклонении
Приложение У. Сличительная ведомость
Приложение Ф. Сличительная ведомость
Приложение Х. Акт инвентаризации расчетов
Приложение Ц. Инвентаризационная опись ТМЦ (строительные
материалы)

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 480.50 Кб (Скачать)

     - основные средства, материальные ценности, денежные средства и другое имущество, оказавшееся в излишке, подлежит оприходованию и зачислению на финансовые результаты с последующим установлением причин возникновения и виновных лиц;

     - убыль ценностей в пределах норм, утвержденных в установленном законодательством порядке, списывается по распоряжению руководителя организации на издержки производства и обращения;

     - убыль ценностей в пределах установленных норм определяется после зачета недостач ценностей излишками по пересортице. Пересортица образуется в результате выдачи материальных ценностей одного сорта вместо требуемого другого сорта. Если после зачета по пересортице обнаружена недостача ценностей, то нормы естественной убыли должны применяться только по тому наименованию ценностей, по которому установлена недостача. При отсутствии норм убыль рассматривается как недостача сверх норм;

     - недостачи имущества, а также порча сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц.

     В тех случаях, когда виновники не установлены или во взыскании их с виновных лиц отказано судом, убытки от недостач и порчи списываются на издержки производства и обращения. При списании недостач ценностей или их порчи сверх норм естественной убыли необходимо подтверждение обоснованности такого списания. Они должны быть подтверждены следующими документами:

     - решениями следственных или судебных органов, подтверждающими отсутствие виновных лиц;

     - отказом на взыскание ущерба с виновных лиц, вынесенным следственными или судебными органами;

     - заключением о факте порчи ценностей, полученным от отдела технического контроля или специализированных организаций (инспекций по качеству и др.) [13].

     Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы может быть допущен только в виде исключения за один и тот же проверяемый период, образовавшейся у одного и того же проверяемого лица, в отношении товарно-материальных ценностей одного и того же наименования и в тождественных количествах. О допущенной пересортице материально-ответственные лица представляют инвентаризационной комиссии подробные объяснения. Когда при зачете недостач излишками по пересортице стоимость недостающих ценностей выше стоимости ценностей, оказавшихся в излишке, эта разница в стоимости относится на виновных лиц. Если конкретные виновники пересортицы не установлены, то суммовые разницы рассматриваются как недостачи сверх норм естественной убыли и списываются на издержки производства и обращения.

     Итоговые данные инвентаризации оформляются в ведомости результатов, выявленных инвентаризацией. В ней определяются предложения о регулировании разниц, обнаруженных инвентаризацией. Они представляются на рассмотрение руководителю организации, который принимает окончательное решение.

     Результаты инвентаризации утверждаются приказом руководителя организации. Обязательной частью приказа является предписание о порядке устранения расхождений, выявленных инвентаризацией. После этого документация по результатам инвентаризации передается инвентаризационной комиссией в бухгалтерскую службу. Данные проведенной проверки используются:

     - для внесения соответствующих записей в регистры аналитического и синтетического учета;

     - для отражения записей в промежуточной (по итогам работы за месяц) или годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

     Учет недостач и потерь от порчи имущества, включая денежные средства, выявленные при проведении инвентаризации, ведется на счете 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей". 

     На рисунке 2.3 отражены результаты инвентаризации в учете.

       
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 

 
 

 

 

 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 2.3 - Отражение результатов инвентаризации в учете

     Таким образом, процесс инвентаризации в ООО «Барк» состоит из четырех этапов: подготовительного, непосредственно самой инвентаризации, сравнительно-аналитического этапа и заключительного этапа. Каждый этап инвентаризации имеет свою значимость в процедуре проверки. Следуя такой последовательности, инвентаризация дает полный и качественный результат.

      2.3 Подготовительный этап инвентаризации в обществе с ограниченной ответственностью «Барк»

     Перед тем как начинать непосредственно проверку наличия имущества и подтверждения финансовых обязательств организации необходимо осуществить ряд подготовительных процедур.

     Они включают в себя следующие мероприятия:

     - подготовку приказа о проведении инвентаризации;

     - формирование инвентаризационной комиссии;

     - определение сроков проведения и видов инвентаризуемого имущества;

     - сбор расписок от материально-ответственных лиц о том, что к началу инвентаризации все документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы инвентаризационной комиссии, все поступившие ценности оприходованы, а выбывшие - списаны. Для этого предусмотрен специальный раздел в инвентаризационной описи (акте).

     Приказ на проведение инвентаризации оформляется на специальном бланке по форме ИНВ-22 (утв. постановлением Госкомстата России от 18.08.98 № 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации").

     В приказе устанавливаются:

     - персональный состав инвентаризационной комиссии;

     - объём инвентаризуемого имущества и обязательств;

     - сроки проведения инвентаризации;

     - дата сдачи материалов в бухгалтерию.

     Приказ регистрируется в журнале учета контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризации (форма ИНВ-23) и передается председателю инвентаризационной комиссии [14].

     В ООО «Барк» создана постоянно действующая комиссия. В 2009-2010 годах на предприятии проводились годовые плановые инвентаризации, причин для проведения внезапных инвентаризаций не было.

     Инвентаризационная комиссия состоит из пяти человек:

     1) председатель – главный бухгалтер;

     2) члены комиссии:

     - кассир-бухгалтер (завскладом);

     - технолог по производству безалкогольных  газированных напитков;

     - пивовар;

     - механик.

     Комиссия  составлена таким образом, чтобы  в ней присутствовали люди, способные проводить инвентаризацию имущества, которое требует не только прямого пересчета, но и  внутренней проверки ценностей, как например, содержание компьютера. Таким образом, инвентаризационная комиссия в ООО «Барк» подразделяется в разрезе следующих материально – ответственных лиц:

     Специалисты:

     - технолог;

     - пивовар.

     Председатель: главный бухгалтер.

     Члены:

     - кассир-бухгалтер (завскладом);

     - механик.

     В таблице 2.2 представлен состав инвентаризационной комиссии и объекты товарно-материальных ценностей, за которые они несут ответственность.

Таблица 2.2 - Состав инвентаризационной комиссии в ООО «Барк» в 2009-2010гг.

Состав  инвентаризационной комиссии Должность членов инвентаризационной комиссии Объект товарно-материальной ответственности
Председатель комиссии Главный бухгалтер  
Член  комиссии Кассир-бухгалтер(завскладом) ТМЦ на складе

Продолжение таблицы 2.2

Состав  инвентаризационной комиссии Должность членов инвентаризационной комиссии Объект товарно-материальной ответственности
Специалист Технолог ТМЦ в производстве
Специалист Пивовар ТМЦ в производстве
Член  комиссии Механик ТМЦ прочие (стойматериалы)

     Таким образом, члены инвентаризационной комиссии разбиты на группы, которые  отвечают за вверенные им материальные ценности. Эта комиссия непосредственно осуществляет инвентаризацию материально-производственных запасов, основных средств и т. п. в местах хранения и производства. 

     Также председателем инвентаризационной комиссии отдается распоряжение материально-ответственным лицам о подготовке имущества и финансовых обязательств к проведению инвентаризации. Собираются и передаются комиссии отчеты со всеми документами, подтверждающими движение материально производственных запасов, готовой продукции. Пивовар и технолог предоставляет отчеты и документы на полученные со склада сырье и материалы,  и на переданную на склад готовую продукцию. Кассир-бухгалтер (по совместительству заведующая складом)  подготавливает отчет и документацию по движению товарно-материальных ценностей на складе. Также кассир-бухгалтер подготавливает документацию по расчетам с поставщиками и покупателями.

     Материально ответственными лицами также представляется расписка о том, что к началу проведения инвентаризации все расходные и приходные документы на материально-производственные запасы переданы в бухгалтерию, поступившие на их ответственность материально-производственные запасы оприходованы, а выбывшие - списаны в расход.

     Таким образом, полнота передачи первичных  документов подтверждается расписками материально ответственных лиц. На этом же этапе инвентаризационной комиссии следует получить подтверждение учетных данных от сторонних организаций – поставщиков, покупателей, кредитных учреждений, налоговых органов и органов социального страхования и обеспечения.

     В соответствии с российским законодательством по составу и функциональной роли (характеру использования) имущество компании подразделяется на две группы: внеоборотные активы (основной капитал) и оборотные активы (оборотный капитал). Внеоборотные активы включают в себя нематериальные активы, основные средства, незавершенное строительство, долгосрочные финансовые вложения и некоторые другие. Оборотные активы состоят из материально-производственных запасов, средств в текущих расчетах, денежных средств и краткосрочных финансовых вложений [15].

     По  источникам образования и целевому назначению источники формирования имущества компании подразделяются на собственные (собственный капитал) и заемные (сформированные за счет обязательств). Собственный капитал организации может состоять из уставного, добавочного и резервного капитала, нераспределенной прибыли (непокрытого убытка). Заемный капитал включает в себя задолженность перед кредитными учреждениями и иными организациями по предоставленным кредитам и займам, обязательства по товарным и нетоварным операциям (задолженность перед поставщиками и прочими кредиторами), а также обязательства по распределению, состоящие из задолженности перед персоналом по оплате труда, налоговыми органами и органами социального страхования по платежам в бюджет и внебюджетные фонды соответственно.

Информация о работе Инвентаризация и ее значение в сохранности собственности организации