Инвентаризация и ее значение в сохранности собственности организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 10:53, дипломная работа

Краткое описание

Актуальной проблемой социально – экономического развития нашего общества на современном этапе является обеспечение сохранности хозяйственных ресурсов, их рационального и экономического использования, предотвращение непроизводственных расходов сырьевых, топливных и других материальных ценностей. А одним из наиболее важных средств контроля за сохранностью хозяйственных средств является инвентаризация, в процессе которой проверяется сохранность ценностей и сличается фактическое их наличие с данными бухгалтерского учета.

Оглавление

Введение
1 Экономическая сущность инвентаризации, цель, значение
1.1 Цели, задачи, виды инвентаризации
1.2 Нормативное регулирование инвентаризации
1.3 Особенности деятельности общества с ограниченной
ответственностью «Барк»
2 Особенности проведения инвентаризации в ООО «Барк»
2.1 Планирование инвентаризации в ООО «Барк»
2.2 Этапы инвентаризации в ООО «Барк»
2.3 Подготовительный этап инвентаризации в ООО «Барк»
3 Инвентаризация как метод фактического контроля
3.1 Инвентаризация имущества в ООО «Барк»
3.2 Инвентаризация обязательств в ООО «Барк»
3.3 Обобщение результатов инвентаризации в ООО «Барк»
(выводы и предложения)
Заключение
Список использованных источников Приложение А. Бухгалтерский баланс ООО «Барк» за 2009г.
Приложение Б. Отчет о прибылях и убытках ООО «Барк» за 2009 г.
Приложение В. Бухгалтерский баланс ООО «Барк» за 2010г.
Приложение Г. Отчет о прибылях и убытках ООО «Барк» за 2010 г.
Приложение Д. Учетная политика ООО «Барк»
Приложение Е. Приказ о проведении инвентаризации
Приложение Ж. Инвентарная карточка учета объекта основных средств
Приложение И. Инвентаризационная опись основных средств,
находящихся на ответственном хранении
Приложение К. Инвентаризационная опись основных средств,
находящихся в собственности организации
Приложение Л. Инвентаризационная опись ТМЦ (инвентарь и
и хозяйственные принадлежности
Приложение М. Инвентаризационная опись ТМЦ (тара)
Приложение Н. Инвентаризационная опись ТМЦ (готовая продукция)
Приложение П. Инвентаризационная опись ТМЦ (покупные п/ф)
Приложение Р. Инвентаризационная опись ТМЦ (запасные части)
Приложение С. Инвентаризационная опись ТМЦ (сырье и материалы)
Приложение Т. Приказ об отклонении
Приложение У. Сличительная ведомость
Приложение Ф. Сличительная ведомость
Приложение Х. Акт инвентаризации расчетов
Приложение Ц. Инвентаризационная опись ТМЦ (строительные
материалы)

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 480.50 Кб (Скачать)

     Инвентарь и хозяйственные принадлежности, пришедшие в негодность и не списанные,  в инвентаризационную опись не включаются, а составляется акт о списании материальных   запасов   с   указанием времени эксплуатации, причин списания, возможности использования этих предметов в хозяйственных целях.

     Тару  заносят в описи по видам, целевому назначению и качественному состоянию (новая, бывшая в употреблении, требующая  ремонта и др.) (Приложение М).

     На  тару, пришедшую в негодность, инвентаризационная комиссия составляет акт на списание с указанием причин порчи.

     Готовая продукция является частью материально-производственных запасов, предназначенных для продажи (Приложение Н).

     При выявлении материальных ценностей, не отраженных в учете, комиссия включает их в инвентаризационную опись.

     Для отражения данных фактического наличия  товарно-материальных ценностей (производственные запасы, готовая продукция, прочие запасы и др.) в местах хранения и на всех этапах их движения в организации  применяется инвентаризационная опись  товарно-материальных ценностей форма ИНВ-3 (Приложение П, Р). Инвентаризационная опись составляется в двух экземплярах и подписывается ответственными лицами комиссии на основании пересчета, взвешивания, перемеривания товарно-материальных ценностей отдельно по каждому месту нахождения и материально ответственному лицу. Один передается в бухгалтерию для составления сличительной ведомости, второй – остается у материально ответственного лица.

     При заполнении инвентаризационной описи  по сырью для производства безалкогольных напитков и пива были выявлены расхождения в суммах (Приложение С). На предприятии учет товарно-материальных ценностей на складе ведется автоматизировано в программе «1С: Бухгалтерия 7.7». По норме списания сырья на производство расчет ведется в размере четырех знаков после запятой, а в программе расчет осуществляется с разрядностью трех знаков после запятой. Это приводит к отклонению остатков в количественном и суммовом выражении. В связи с этим расхождением директором ООО «Барк» был издан приказ о том, что при проведении инвентаризации принимается показатель количественного и суммового остатка материально-производственного запаса согласно данным программы «1С: Бухгалтерия 7.7», если отклонение не больше или не меньше 0,02% (Приложение Т).

     При проведении инвентаризации товарно-материальных ценностей в декабре 2010 г. была выявлена недостача на сумму 6564 руб. 64 коп. и излишки на сумму 249 руб. 42 коп. На каждое материально ответственное лицо была составлена сличительная ведомость (Приложения У, Ф). Недостача была отнесена на виновное лицо, излишки – оприходованы по рыночной стоимости на счет 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 1 «Прочие доходы».

     Результаты  инвентаризации отражены в журнале  хозяйственных операций (таблица 3.2).

Таблица 3.2 - Журнал хозяйственных операций по выявленным недостаче и излишкам товарно-материальных ценностей в декабре 2010 г. в ООО «Барк»

в рублях

Содержание  операции Дебет Кредит Сумма
Выявлена  недостача сырья и материалов на складе ООО «Барк» 94 10/1 2241,14
Выявлена  недостача строительных материалов на складе ООО «Барк» 94 10/8 4323,50
Сумма недостачи отнесена на виновных лиц 73/2 94 6564,64
Сумма недостачи удержана из заработной платы виновных лиц 70 73/2 6564,64
Приходуется сумма излишка 10/1 91 249,42

     Итак, недостача материалов была списана на виновное лицо в полном объеме, так как на предприятии отсутствуют нормы убыли. Выявленный излишек был оприходован по рыночной цене на счет 91 «Прочие доходы и расходы».

     Таким образом, инвентаризация ценностей имеет большое  значение, как в сохранности собственности, так и в деле управления хозяйственной деятельностью предприятия, так как дает возможность получить точную и достоверную информацию о состоянии ценностей организации, осуществить контроль за деятельностью материально ответственных лиц, определить суммы недостач и излишков. При проведении инвентаризации основных средств была допущена ошибка в оформлении инвентаризационной описи. Инвентаризация товарно-материальных ценностей проводится в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. В результате инвентаризации основных средств за 2010 г. было выявлено основное средство, которое пришлось списать по причине полного физического износа. В результате инвентаризации товарно-материальных ценностей были выявлены недостачи и излишки. Была составлена сличительная ведомость, недостачи были списаны на виновное лицо, а излишки – в прочие доходы предприятия.

      3.2 Инвентаризация обязательств в обществе с ограниченной ответственностью «Барк»

     Инвентаризации подлежат не только имущество организации, но и ее обязательства. Организации в процессе своей хозяйственной деятельности взаимодействуют с другими хозяйствующими субъектами (поставщиками, подрядчиками, покупателями, заказчиками и т.п.), кредитными организациями, органами государственной и законодательной власти и т.д., а также с физическими лицами.

     Правильность  осуществления расчетов с ними и  обоснованность сумм, числящихся на соответствующих  счетах бухгалтерского учета, проверяются в процессе инвентаризации [21].

     Инвентаризация расчетов заключается в проверке обоснованности числящихся на бухгалтерских счетах сумм дебиторской и кредиторской задолженности и их реальности и включает следующие расчеты: с банками; с бюджетом и внебюджетными фондами; с покупателями и заказчиками; с поставщиками; с работниками, депонентами; с прочими дебиторами и кредиторами.

     При проверке расчетов следует установить:

     - имеется ли равенство остатков (дебетовых и кредитовых раздельно) по счетам расчетов по балансу, остаткам в оборотных ведомостях (карточках аналитического учета), а также законность и хозяйственную целесообразность совершенной операции. При этом необходимо обратить внимание имеются ли суммы дебиторской и кредиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности;

     - правильность и обоснованность числящейся в бухгалтерском учете суммы задолженности по недостачам и хищениям. 

     В ходе инвентаризации в ООО «Барк» проверке подвергаются следующие виды расчетов, они представлены на рисунке 3.5.

     

     

       
 

       
 

Рисунок 3.5 - Виды расчеты в ООО «Барк»

     Дебиторская задолженность – задолженность  других организаций, работников и физических лиц данной организации (задолженность покупателей за купленную продукцию, подотчетных лиц за выданные им под отчет денежные суммы и др.). Организации и лица, которые должны данной организации, называются дебиторами.

     Кредиторской  задолженностью называют задолженность  данной организации другим организациям, работникам и лицам, которые называются кредиторами.

     Расчеты  с  дебиторами  и  кредиторами ведутся по  следующим направлениям расходования средств:

     - оплата услуг связи;

     - оплата транспортных услуг;

     - оплата коммунальных услуг;

     - оплата арендной платы за пользованием  имуществом;

     - оплата услуг по содержанию  имущества;

     - оплата прочих услуг;

     - оплата прочих расходов;

     - приобретение основных средств;

     - приобретение материалов.

     При инвентаризации расчетов в ООО «Барк» проверке подвергаются следующие счета:

     - счет 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»;

     - счет 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»;

     - счет 68 «Расчеты по налогам и сборам»;

     - счет 69 «Расчеты по социальному страхованию»;

     - счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;

     - счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;

     - счет 70 «Расчеты по оплате труда»;

     - счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

     Этапы проведения инвентаризации расчетов отражены на рисунке 3.6.

        Приказ руководителя о проведении инвентаризации и назначение инвентаризационной комиссии
 
        Подготовка  актов сверки по расчетам с:

        - бюджетом;

        - поставщикам;

        - покупателям

    

        Проведение  инвентаризации расчетов

    

        Инвентаризационная  опись

    

        Проверка и сопоставление данных инвентаризационных описей и данных бухгалтерского учета (сличительная ведомость)

Рисунок 3.6 - Этапы проведения инвентаризации расчетов в ООО «Барк»

     Инвентаризация расчетов с бюджетом заключается в том, что налоговая инспекция по запросу налогоплательщика (ООО «Барк») выдает ему акт сверки, в котором указываются:

     - виды налогов, которые уплачивает данный налогоплательщик, начисленная по каждому виду налога сумма (сумма берется из представленных налогоплательщиком расчетов);

     - суммы фактически поступивших от данного налогоплательщика в бюджет налогов;

     - суммы недоимки или переплаты, а также суммы начисленных пеней и штрафов (если они имеются) [1].

     Задача инвентаризационной комиссии состоит в том, чтобы проверить данные, отраженные в акте сверки и в случае обнаружения несоответствия каких-либо сведений (например, неправильно начислена (или вообще не отражена в акте) сумма по какому-либо расчету, не все уплаченные предприятием суммы налогов отражены в акте сверки и т.п.) сообщить об этом налоговому органу или внести исправления в свою бухгалтерскую отчетность. 

     При инвентаризации расчетов с поставщиками и подрядчиками проверка ведется в разрезе задолженности за поставленные товары и авансов выданных по каждому поставщику.

     Данные бухгалтерского учета обеспечивают возможность получения необходимых данных о расчетах с поставщиками: 

     - за полученные товарно-материальные ценности, принятые выполненные работы и потребленные услуги, включая предоставление электроэнергии,  воды и т.п.;

     - по доставке материальных ценностей, расчетные документы на которые акцептованы и подлежат оплате через банк;

     - за товарно-материальные ценности, работы и услуги, на которые расчетные документы от поставщиков или подрядчиков не поступили (так называемые неотфактурованные поставки) [22].

     Комиссией проверяется обоснованность отражения задолженности по авансам выданным (в соответствии с условиями договора и платежными документами).

     При инвентаризация расчетов с поставщиками также составляются акты сверки, в которых отражаются данные о состоянии расчетов (количество отгруженных и полученных сырья, материалов, оборудования и т.п., сумма оплаченных и полученных денежных средств). Указанные акты подписываются обеими сторонами. Суммы, отраженные в акте, сверяются с данными бухгалтерского учета. На основании данных аналитического учета и актов сверок выявляется:

Информация о работе Инвентаризация и ее значение в сохранности собственности организации