Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 10:53, дипломная работа
Актуальной проблемой социально – экономического развития нашего общества на современном этапе является обеспечение сохранности хозяйственных ресурсов, их рационального и экономического использования, предотвращение непроизводственных расходов сырьевых, топливных и других материальных ценностей. А одним из наиболее важных средств контроля за сохранностью хозяйственных средств является инвентаризация, в процессе которой проверяется сохранность ценностей и сличается фактическое их наличие с данными бухгалтерского учета.
Введение
1 Экономическая сущность инвентаризации, цель, значение
1.1 Цели, задачи, виды инвентаризации
1.2 Нормативное регулирование инвентаризации
1.3 Особенности деятельности общества с ограниченной
ответственностью «Барк»
2 Особенности проведения инвентаризации в ООО «Барк»
2.1 Планирование инвентаризации в ООО «Барк»
2.2 Этапы инвентаризации в ООО «Барк»
2.3 Подготовительный этап инвентаризации в ООО «Барк»
3 Инвентаризация как метод фактического контроля
3.1 Инвентаризация имущества в ООО «Барк»
3.2 Инвентаризация обязательств в ООО «Барк»
3.3 Обобщение результатов инвентаризации в ООО «Барк»
(выводы и предложения)
Заключение
Список использованных источников Приложение А. Бухгалтерский баланс ООО «Барк» за 2009г.
Приложение Б. Отчет о прибылях и убытках ООО «Барк» за 2009 г.
Приложение В. Бухгалтерский баланс ООО «Барк» за 2010г.
Приложение Г. Отчет о прибылях и убытках ООО «Барк» за 2010 г.
Приложение Д. Учетная политика ООО «Барк»
Приложение Е. Приказ о проведении инвентаризации
Приложение Ж. Инвентарная карточка учета объекта основных средств
Приложение И. Инвентаризационная опись основных средств,
находящихся на ответственном хранении
Приложение К. Инвентаризационная опись основных средств,
находящихся в собственности организации
Приложение Л. Инвентаризационная опись ТМЦ (инвентарь и
и хозяйственные принадлежности
Приложение М. Инвентаризационная опись ТМЦ (тара)
Приложение Н. Инвентаризационная опись ТМЦ (готовая продукция)
Приложение П. Инвентаризационная опись ТМЦ (покупные п/ф)
Приложение Р. Инвентаризационная опись ТМЦ (запасные части)
Приложение С. Инвентаризационная опись ТМЦ (сырье и материалы)
Приложение Т. Приказ об отклонении
Приложение У. Сличительная ведомость
Приложение Ф. Сличительная ведомость
Приложение Х. Акт инвентаризации расчетов
Приложение Ц. Инвентаризационная опись ТМЦ (строительные
материалы)
Инвентарь и хозяйственные принадлежности, пришедшие в негодность и не списанные, в инвентаризационную опись не включаются, а составляется акт о списании материальных запасов с указанием времени эксплуатации, причин списания, возможности использования этих предметов в хозяйственных целях.
Тару заносят в описи по видам, целевому назначению и качественному состоянию (новая, бывшая в употреблении, требующая ремонта и др.) (Приложение М).
На тару, пришедшую в негодность, инвентаризационная комиссия составляет акт на списание с указанием причин порчи.
Готовая продукция является частью материально-производственных запасов, предназначенных для продажи (Приложение Н).
При выявлении материальных ценностей, не отраженных в учете, комиссия включает их в инвентаризационную опись.
Для отражения данных фактического наличия товарно-материальных ценностей (производственные запасы, готовая продукция, прочие запасы и др.) в местах хранения и на всех этапах их движения в организации применяется инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей форма ИНВ-3 (Приложение П, Р). Инвентаризационная опись составляется в двух экземплярах и подписывается ответственными лицами комиссии на основании пересчета, взвешивания, перемеривания товарно-материальных ценностей отдельно по каждому месту нахождения и материально ответственному лицу. Один передается в бухгалтерию для составления сличительной ведомости, второй – остается у материально ответственного лица.
При заполнении инвентаризационной описи по сырью для производства безалкогольных напитков и пива были выявлены расхождения в суммах (Приложение С). На предприятии учет товарно-материальных ценностей на складе ведется автоматизировано в программе «1С: Бухгалтерия 7.7». По норме списания сырья на производство расчет ведется в размере четырех знаков после запятой, а в программе расчет осуществляется с разрядностью трех знаков после запятой. Это приводит к отклонению остатков в количественном и суммовом выражении. В связи с этим расхождением директором ООО «Барк» был издан приказ о том, что при проведении инвентаризации принимается показатель количественного и суммового остатка материально-производственного запаса согласно данным программы «1С: Бухгалтерия 7.7», если отклонение не больше или не меньше 0,02% (Приложение Т).
При проведении инвентаризации товарно-материальных ценностей в декабре 2010 г. была выявлена недостача на сумму 6564 руб. 64 коп. и излишки на сумму 249 руб. 42 коп. На каждое материально ответственное лицо была составлена сличительная ведомость (Приложения У, Ф). Недостача была отнесена на виновное лицо, излишки – оприходованы по рыночной стоимости на счет 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 1 «Прочие доходы».
Результаты инвентаризации отражены в журнале хозяйственных операций (таблица 3.2).
Таблица 3.2 - Журнал хозяйственных операций по выявленным недостаче и излишкам товарно-материальных ценностей в декабре 2010 г. в ООО «Барк»
в рублях
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма |
Выявлена недостача сырья и материалов на складе ООО «Барк» | 94 | 10/1 | 2241,14 |
Выявлена недостача строительных материалов на складе ООО «Барк» | 94 | 10/8 | 4323,50 |
Сумма недостачи отнесена на виновных лиц | 73/2 | 94 | 6564,64 |
Сумма недостачи удержана из заработной платы виновных лиц | 70 | 73/2 | 6564,64 |
Приходуется сумма излишка | 10/1 | 91 | 249,42 |
Итак, недостача материалов была списана на виновное лицо в полном объеме, так как на предприятии отсутствуют нормы убыли. Выявленный излишек был оприходован по рыночной цене на счет 91 «Прочие доходы и расходы».
Таким образом, инвентаризация ценностей имеет большое значение, как в сохранности собственности, так и в деле управления хозяйственной деятельностью предприятия, так как дает возможность получить точную и достоверную информацию о состоянии ценностей организации, осуществить контроль за деятельностью материально ответственных лиц, определить суммы недостач и излишков. При проведении инвентаризации основных средств была допущена ошибка в оформлении инвентаризационной описи. Инвентаризация товарно-материальных ценностей проводится в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. В результате инвентаризации основных средств за 2010 г. было выявлено основное средство, которое пришлось списать по причине полного физического износа. В результате инвентаризации товарно-материальных ценностей были выявлены недостачи и излишки. Была составлена сличительная ведомость, недостачи были списаны на виновное лицо, а излишки – в прочие доходы предприятия.
3.2 Инвентаризация обязательств в обществе с ограниченной ответственностью «Барк»
Инвентаризации подлежат не только имущество организации, но и ее обязательства. Организации в процессе своей хозяйственной деятельности взаимодействуют с другими хозяйствующими субъектами (поставщиками, подрядчиками, покупателями, заказчиками и т.п.), кредитными организациями, органами государственной и законодательной власти и т.д., а также с физическими лицами.
Правильность осуществления расчетов с ними и обоснованность сумм, числящихся на соответствующих счетах бухгалтерского учета, проверяются в процессе инвентаризации [21].
Инвентаризация расчетов заключается в проверке обоснованности числящихся на бухгалтерских счетах сумм дебиторской и кредиторской задолженности и их реальности и включает следующие расчеты: с банками; с бюджетом и внебюджетными фондами; с покупателями и заказчиками; с поставщиками; с работниками, депонентами; с прочими дебиторами и кредиторами.
При проверке расчетов следует установить:
- имеется ли равенство остатков (дебетовых и кредитовых раздельно) по счетам расчетов по балансу, остаткам в оборотных ведомостях (карточках аналитического учета), а также законность и хозяйственную целесообразность совершенной операции. При этом необходимо обратить внимание имеются ли суммы дебиторской и кредиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности;
- правильность и обоснованность числящейся в бухгалтерском учете суммы задолженности по недостачам и хищениям.
В ходе инвентаризации в ООО «Барк» проверке подвергаются следующие виды расчетов, они представлены на рисунке 3.5.
Рисунок 3.5 - Виды расчеты в ООО «Барк»
Дебиторская задолженность – задолженность других организаций, работников и физических лиц данной организации (задолженность покупателей за купленную продукцию, подотчетных лиц за выданные им под отчет денежные суммы и др.). Организации и лица, которые должны данной организации, называются дебиторами.
Кредиторской задолженностью называют задолженность данной организации другим организациям, работникам и лицам, которые называются кредиторами.
Расчеты с дебиторами и кредиторами ведутся по следующим направлениям расходования средств:
- оплата услуг связи;
- оплата транспортных услуг;
- оплата коммунальных услуг;
-
оплата арендной платы за
- оплата услуг по содержанию имущества;
- оплата прочих услуг;
- оплата прочих расходов;
- приобретение основных средств;
- приобретение материалов.
При инвентаризации расчетов в ООО «Барк» проверке подвергаются следующие счета:
- счет 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»;
- счет 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»;
- счет 68 «Расчеты по налогам и сборам»;
- счет 69 «Расчеты по социальному страхованию»;
- счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;
- счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
- счет 70 «Расчеты по оплате труда»;
- счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Этапы проведения инвентаризации расчетов отражены на рисунке 3.6.
Приказ руководителя о проведении инвентаризации и назначение инвентаризационной комиссии |
Подготовка
актов сверки по расчетам с:
- бюджетом; - поставщикам; - покупателям |
Проведение инвентаризации расчетов |
Инвентаризационная опись |
Проверка и сопоставление данных инвентаризационных описей и данных бухгалтерского учета (сличительная ведомость) |
Рисунок 3.6 - Этапы проведения инвентаризации расчетов в ООО «Барк»
Инвентаризация расчетов с бюджетом заключается в том, что налоговая инспекция по запросу налогоплательщика (ООО «Барк») выдает ему акт сверки, в котором указываются:
- виды налогов, которые уплачивает данный налогоплательщик, начисленная по каждому виду налога сумма (сумма берется из представленных налогоплательщиком расчетов);
- суммы фактически поступивших от данного налогоплательщика в бюджет налогов;
- суммы недоимки или переплаты, а также суммы начисленных пеней и штрафов (если они имеются) [1].
Задача инвентаризационной комиссии состоит в том, чтобы проверить данные, отраженные в акте сверки и в случае обнаружения несоответствия каких-либо сведений (например, неправильно начислена (или вообще не отражена в акте) сумма по какому-либо расчету, не все уплаченные предприятием суммы налогов отражены в акте сверки и т.п.) сообщить об этом налоговому органу или внести исправления в свою бухгалтерскую отчетность.
При инвентаризации расчетов с поставщиками и подрядчиками проверка ведется в разрезе задолженности за поставленные товары и авансов выданных по каждому поставщику.
Данные бухгалтерского учета обеспечивают возможность получения необходимых данных о расчетах с поставщиками:
- за полученные товарно-материальные ценности, принятые выполненные работы и потребленные услуги, включая предоставление электроэнергии, воды и т.п.;
- по доставке материальных ценностей, расчетные документы на которые акцептованы и подлежат оплате через банк;
- за товарно-материальные ценности, работы и услуги, на которые расчетные документы от поставщиков или подрядчиков не поступили (так называемые неотфактурованные поставки) [22].
Комиссией проверяется обоснованность отражения задолженности по авансам выданным (в соответствии с условиями договора и платежными документами).
При инвентаризация расчетов с поставщиками также составляются акты сверки, в которых отражаются данные о состоянии расчетов (количество отгруженных и полученных сырья, материалов, оборудования и т.п., сумма оплаченных и полученных денежных средств). Указанные акты подписываются обеими сторонами. Суммы, отраженные в акте, сверяются с данными бухгалтерского учета. На основании данных аналитического учета и актов сверок выявляется:
Информация о работе Инвентаризация и ее значение в сохранности собственности организации