Инвентаризация и ее значение в сохранности собственности организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 10:53, дипломная работа

Краткое описание

Актуальной проблемой социально – экономического развития нашего общества на современном этапе является обеспечение сохранности хозяйственных ресурсов, их рационального и экономического использования, предотвращение непроизводственных расходов сырьевых, топливных и других материальных ценностей. А одним из наиболее важных средств контроля за сохранностью хозяйственных средств является инвентаризация, в процессе которой проверяется сохранность ценностей и сличается фактическое их наличие с данными бухгалтерского учета.

Оглавление

Введение
1 Экономическая сущность инвентаризации, цель, значение
1.1 Цели, задачи, виды инвентаризации
1.2 Нормативное регулирование инвентаризации
1.3 Особенности деятельности общества с ограниченной
ответственностью «Барк»
2 Особенности проведения инвентаризации в ООО «Барк»
2.1 Планирование инвентаризации в ООО «Барк»
2.2 Этапы инвентаризации в ООО «Барк»
2.3 Подготовительный этап инвентаризации в ООО «Барк»
3 Инвентаризация как метод фактического контроля
3.1 Инвентаризация имущества в ООО «Барк»
3.2 Инвентаризация обязательств в ООО «Барк»
3.3 Обобщение результатов инвентаризации в ООО «Барк»
(выводы и предложения)
Заключение
Список использованных источников Приложение А. Бухгалтерский баланс ООО «Барк» за 2009г.
Приложение Б. Отчет о прибылях и убытках ООО «Барк» за 2009 г.
Приложение В. Бухгалтерский баланс ООО «Барк» за 2010г.
Приложение Г. Отчет о прибылях и убытках ООО «Барк» за 2010 г.
Приложение Д. Учетная политика ООО «Барк»
Приложение Е. Приказ о проведении инвентаризации
Приложение Ж. Инвентарная карточка учета объекта основных средств
Приложение И. Инвентаризационная опись основных средств,
находящихся на ответственном хранении
Приложение К. Инвентаризационная опись основных средств,
находящихся в собственности организации
Приложение Л. Инвентаризационная опись ТМЦ (инвентарь и
и хозяйственные принадлежности
Приложение М. Инвентаризационная опись ТМЦ (тара)
Приложение Н. Инвентаризационная опись ТМЦ (готовая продукция)
Приложение П. Инвентаризационная опись ТМЦ (покупные п/ф)
Приложение Р. Инвентаризационная опись ТМЦ (запасные части)
Приложение С. Инвентаризационная опись ТМЦ (сырье и материалы)
Приложение Т. Приказ об отклонении
Приложение У. Сличительная ведомость
Приложение Ф. Сличительная ведомость
Приложение Х. Акт инвентаризации расчетов
Приложение Ц. Инвентаризационная опись ТМЦ (строительные
материалы)

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 480.50 Кб (Скачать)

     В зависимости от роли в хозяйственном  процессе инвентаризация бывает плановая и внеплановая. Плановые инвентаризации проводят периодически согласно плану (графику) в заранее намеченные сроки. Внеплановые инвентаризации проводятся внезапно по распоряжению руководителей предприятий или вышестоящих организаций, следственных  и других контролирующих органов в случаях особой необходимости.

     План инвентаризации - установление порядка и сроков проведения инвентаризации. При составлении этого плана исходят из общих положений об инвентаризации. При этом уточняются сроки инвентаризации для отдельных частей предприятия, и определяется состав инвентаризационной комиссии. План инвентаризации является составной частью общего плана организации бухгалтерского учета.

     План  инвентаризаций составляется главным  бухгалтером по согласованию с руководителем предприятия. Проведение инвентаризаций планируется на год исходя из сроков и результатов предыдущих инвентаризаций и условий работы материально-ответственных лиц (время отпусков) [9].

     Общество  с ограниченной ответственностью «Барк» занимается производством пива и безалкогольных газированных напитков. Исходя из особенностей деятельности предприятия план инвентаризации включает следующие разделы, представленные на рисунке 2.1.

     

     

     

     

       

     

     

     

     

     

     

      

Рисунок 2.1 - Состав плана инвентаризации

     Основными целями инвентаризации в ООО «Барк» являются:

     - выявление фактического наличия имущества;

     - сопоставление фактического количества имущества с данными бухгалтерского учета;

     - проверка полноты отражения в учете обязательств.

     В разделе «Вопросы, подлежащие проверке», бухгалтером определяется перечень проверяемого имущества и обязательств общества:

     1) определение фактического наличия  основных средств, товарно-материальных  запасов, денежных средств, объема  незавершенного производства, дебиторских задолженностей и обязательств и др.;

     2) выявление ценностей, которые  частично утратили свои первоначальные качества или морально устаревших моделей;

     3) выявление неиспользуемых ценностей  с целью их последующей реализации;

     4) проверка соблюдения правил и  условий хранения товарно-материальных  запасов,  а также правил содержания  и эксплуатации машин, оборудования и других основных средств;

     5) проверка  реальности  балансовой  стоимости  долгосрочных  активов,  товарно-материальных запасов, дебиторской  и кредиторской задолженности,  незавершенного производства других  статей баланса.

     Сроки инвентаризаций и их количество в отчетном году устанавливаются руководством предприятия. Учредитель ООО «Барк» он же и директор общества закрепляет проведение плановых инвентаризаций в Учетной политике предприятия (Приложение Д) в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Инвентаризация проводится обязательно:

     - при передаче имущества предприятия в аренду;

     - при выкупе, продаже, а также преобразовании государственного или муниципального предприятия в акционерное общество или товарищество;

     - перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года;

     - при смене материально ответственных лиц;

     - при установлении фактов хищений, злоупотреблений, краж, ограблений, порчи ценностей -  немедленно при установлении таких фактов;

     - после пожара или стихийных бедствий - немедленно по их окончании;

     - при переоценке основных средств и товарно-материальных ценностей [10].

     В ООО «Барк» инвентаризация в основном проводится перед составлением годовой бухгалтерской отчетности:

     - товарно-материальных ценностей  – один раз в год по состоянию  на 31 декабря;

     - основных средств – один раз  в три года по состоянию  на 31 декабря;

     - расчетных статей баланса и  денежных средств по состоянию на 31 декабря.

     Инвентаризация  основных средств, сырья, материалов, готовой продукции, товаров и других ценностей осуществляется в местах их хранения и по каждому материально-ответственному лицу, на хранении которого находятся ценности.

     В ООО «Барк» имеется один склад, в  нем хранятся сырье, материалы, используемые для производства продукции, и готовая продукция. Материально ответственным лицом является кассир-бухгалтер, исполняющая обязанности заведующей складом, отвечающая за сохранность складируемых товарно-материальных ценностей, соблюдающая  режимы  хранения,  правила  оформления и сдачи приходно-расходных документов. Имеется подсобное помещение, в котором хранятся строительные материалы и запасные части. Материально ответственным лицом, отвечающим за сохранность стройматериалов и запасных частей, является механик.

     На  предприятии также имеются производственные цеха по производству пива и безалкогольных газированных напитков. Материально ответственные лица  соответственно пивовар – в цеху по производству пива и технолог – в цеху по производству безалкогольных напитков. Они отвечают за качество производимой продукции и сдачи приходно-расходных документов на готовую продукцию.

     Материально ответственные лица обязательно  включаются в инвентаризационную комиссию.

     Для проведения инвентаризации в Обществе с ограниченной ответственностью «Барк» создана постоянно действующая инвентаризационная комиссия на основании приказа руководителя учреждения (Приложение Е).

     Возглавляет  комиссию главный бухгалтер. Персональный состав инвентаризационной комиссии утверждает руководитель организации. Приказ о составе комиссии регистрируется в книге приказов.

     Состав  инвентаризационной комиссии в ООО «Барк» следующий:

     1) председатель – главный бухгалтер;

     2) члены комиссии:

  • кассир-бухгалтер;
  • технолог по производству безалкогольных газированных напитков;
  • пивовар;
  • механик;

     Комиссия  составлена таким образом, чтобы  в ней присутствовали люди, способные  проводить инвентаризацию имущества, которое требует не только прямого пересчета, но и  внутренней проверки ценностей, как например, содержание компьютера.

     Таким образом, инвентаризационная комиссия в ООО «Барк» подразделяется в разрезе следующих материально – ответственных лиц:

     Специалисты:

     - технолог;

     - пивовар.

     Председатель: главный бухгалтер.

     Члены:

     - кассир-бухгалтер;

     - механик.

     Таким образом, члены инвентаризационной комиссии разбиты на группы, которые  отвечают за вверенные им материальные ценности. Также немаловажную роль для результата инвентаризации играет качественный состав инвентаризационной комиссии, чем выше уровень профессионального образования, тем качественней будет проведена инвентаризация.

     Рассмотрим  качественный состав инвентаризационной комиссии в таблице 2.1.

Таблица 2.1 - Качественный состав инвентаризационной комиссии ООО «Барк» на 2010 год

Должность членов инвентаризационной комиссии Образование Стаж работы на занимаемой должности
Главный бухгалтер Высшее 5 лет
Кассир-бухгалтер Высшее 10 лет
Технолог Высшее 10 лет
Пивовар Средне-техническое 10 лет
Механик Средне - техническое 10 лет

     Из  таблицы 2.1 видно, что в состав инвентаризационной комиссии входит 5 человек, из которых три человека имеют высшее профессиональное образование, и четыре человека имеют стаж на занимаемой должности 10 лет, что является положительным фактором для качественного проведения инвентаризации.

     Также наличие  действующей комиссии не снимает персональной ответственности руководителя, так как за достоверное и своевременное проведение инвентаризаций несет ответственность руководитель предприятия.

     Руководитель  обязан создать все условия,  обеспечивающие полную и точную  проверку фактического наличия ценностей в сжатые сроки. Главный бухгалтер совместно с руководителем обязан тщательно контролировать соблюдение правил проведения инвентаризации.

     Каждое  материально – ответственное  лицо заключает с учреждением  договор о полной индивидуальной ответственности, в котором указано, что работник принимает на себя полную материальную ответственность за вверенное ему имущество.

     Документирование процедуры инвентаризации необходимо осуществлять по формам первичной учетной документации в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (по приказу Минфина РФ от 13 июня 1995 г. № 49) и Постановлением Госкомстата РФ от 19 августа 1998 г. № 88.

     В ООО «Барк» используются следующие  формы для документального оформления инвентаризаций:

     - форма ИНВ-1 "Инвентаризационная опись основных средств";

     - форма ИНВ-3 «Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей»;

     - форма ИНВ-17 «Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами»;

     - форма ИНВ-18 «Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств»;

     - форма  ИНВ-19 «Сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно - материальных ценностей»;

     - форма  ИНВ-22 «Приказ (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации»;

     - форма   ИНВ-23 «Журнал учета контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризации».

     Инвентаризационные  описи в ООО «Барк» составляются автоматизировано в программе «1С: Бухгалтерия 7.7».

     Данные  инвентаризации каждого вида материальных ценностей заносятся в инвентаризационные описи, которые составляются в двух экземплярах (а при смене материально ответственных лиц - в трех экземплярах), подписываются председателем и всеми членами комиссии, а материально ответственные лица пишут на каждой описи расписку следующего содержания:

Информация о работе Инвентаризация и ее значение в сохранности собственности организации